{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что ждёт российскую электронную коммерцию в 2018 году

Мнение директора по развитию сервиса доставки для интернет-магазинов Shiptor Андрея Лямина о будущем российского рынка.

В 2018 году (после выборов президента России) лимиты беспошлинных покупок из-за рубежа уменьшатся в 50 раз: с €1 тысячи до €20 в месяц. Это задушит рынок заграничных покупок, а на Aliexpress останется смысл покупать только условные чехлы для iPhone.

Уже с седьмого декабря 2017 года таможня начинает запрашивать при покупках за рубежом ещё и ИНН покупателя. Это нужно, чтобы позднее начать взимать 18% НДС на все покупки в зарубежных интернет-магазинах (так называемый «налог на Alibaba»).

Куда денется вся аудитория покупателей, учитывая, что они экономили примерно 30% на таможенном оформлении? Я считаю, что эти люди продолжат экономить, но поменяют формат: вместо покупок из-за рубежа они массово перейдут в маркетплейсы.

Будущее зарубежных маркетплейсов и Aliexpress

Из-за обязательного предоставления данных ИНН и ссылок на товары, рынок покупок из-за рубежа существенно снизится. А после принятия закона о пошлинах (и закона об НДС), рынок покупок из-за рубежа будет фактически уничтожен.

Ситуация с зарубежными маркетплейсами осложняется тем, что ссылка на товар — обязательное требование для распределения посылок на частные и доставленные из интернет-магазинов. На том же eBay превалирующая доля продавцов — частники, следовательно ссылки на товары долго не хранятся. В случае, если ссылку не смогут проверить на таможне, посылку отнесут к частным заказам.

Большинство россиян покупали из-за рубежа условные чехлы для iPhone и прочую мелочёвку, что подтверждается статистикой ассоциации компаний интернет-торговли:

Данные АКИТ, 2017 год

Но оставшиеся 35% покупок — это 31,5 млн дорогих товаров, в первую очередь одежда и обувь, которые и создавали основную выручку покупок из-за рубежа:

Данные GfK, 2016 год

Такое положение дел не секрет для AliExpress. Сначала она запустила свой маркетплейс «Молл» с доставкой со складов из России, а в этом году ещё и открыла Tmall. Уже понятно, что компания активно готовится к прекращению покупок из-за рубежа и просто приходит на внутренний рынок.

Россияне продолжат покупать нишевые или уникальные товары из-за рубежа, когда цена не так критична.

Куда пойдут покупатели после изменения пошлин и введения НДС

Небольшая часть покупателей уйдёт в моно-магазины и крупные ритейл-сети, все остальные — в маркетплейсы.

После изменений в законодательстве обороты на рынке у покупателей товара из-за рубежа будут снижены — это даст толчок росту маленьких магазинов.

Бум электронной коммерции идёт уже несколько лет, и темпы его развития только увеличиваются. Я уверен, что за маленькими магазинами огромная перспектива, но не поодиночке, а на одной площадке. Тот, кто создаст лучший российский маркетплейс — будет победителем.

Несмотря на кризис и на то, что рубль в 2018 году, вероятно, просядет, аудитория покупателей интернет-магазинов всё равно растёт. Сейчас на долю онлайн-ритейла в России приходится только от одного до четырёх процентов, когда в Западной Европе показатель — семь-восемь процентов.

В России уже был бум маркетплейсов: когда запустились Enter, Wikimart — и оба потерпели крах. Я считаю, что эти проекты просто опередили своё время: из-за огромных инвестиций и валютного кризиса в 2014 году, сначала закрылась Enter (с долгом перед поставщиками в 1,2 млрд рублей), а за ней — Wikimart (долг — 69,2 млн рублей).

Но на этом российские маркетплейсы не заканчиваются. Wildberries и Lamoda постепенно включили в продажу товары компаний-партнёров. В 2017 году «М.Видео» запустила свой маркетплейс Goods. «Яндекс.Маркет» и «Юлмарт» открыли собственный фулфилмент с комиссией от 17%. В той же «М.Видео» понимают, что им уже сложно расти, и создают маркетплейс по аналогии с Amazon.

Для крупных игроков сейчас лучший момент, чтобы не потерять долю в новом направлении. На западе доля продаж через маркетплейсы доходит до 60% от всего объёма онлайн-продаж, а в России показатели всё ещё гораздо ниже.

Почему будут расти российские маркетплейсы

Потому что маркетплейс — большой и подвижный. Он объединяет на одной площадке тысячи небольших магазинов. У маленького интернет-магазина выше маржинальность (за счёт работы по упрощённой системе налогообложения и меньшей мороки с бухгалтерией), он подвижный и может сфокусироваться на одной категории товаров и выбирать в ней только лучшее.

За качеством магазинов автоматически следит маркетплейс: используя отзывы, рейтинги и мотивируя магазины быть лучшими в своей категории. Получается естественная конкуренция.

После закрытия для миллионов россиян рынка покупок из-за рубежа количество маркетплейсов в стране многократно возрастёт.

Вместо заключения

Сомневаюсь, что с введением НДС на заказы из-за рубежа, собранных средств будет достаточно для грамотного администрирования процесса. Подобный опыт пытались внедрить в США, но неудачно. В связи с этим, сегодня беспошлинный лимит в Америке — в пределах $800.

Принятие новых законов повлечёт за собой увеличение цен, сокращение покупок из-за рубежа и уход покупателей в российские маркетплейсы.

Темп роста в электронной коммерции уменьшится из-за потери востребованности покупок из-за рубежа.

Я вижу перспективу именно за маленькими магазинами, которые разбираются в своей нише, которым выгоднее работать с товаром благодаря упрощённой системе налогообложения и использования только одного канала продаж — маркетплейса. Поодиночке они никому не интересны, а вот как участники единого маркетплейса — ещё как.

Всех победит маркетплейс, который объединит поставщиков и создаст грамотную систему фильтрации и контроля качества магазинов. Такой проект может стать лидером рынка, и несмотря на кризис и скачки курса рубля, его аудитория будет только расти.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Richard Daniel

Конечно же маленькие магазины не выиграют от маркетплейсов, демпинг сетей и других магазинов не дадут делать маржу, а маркетплейс отберет последнее.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Ovcharenko

Пока все таки не понял почему на маркетплейсе будет выше маржа - там ведь конкурируют в основном ценой? Или нет

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Возможно автор считает, что маржа будет выше за счёт сокращения расходов на продвижение и рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Kuznetsov

👍

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гончаров

Но мне давно уже пишут GIFT на посылках.

¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Левин

Яндекс и Сбербанк всех съедят типа

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Про маркетплейсы верно, но неверно про магазины.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
art

marketplace - это торговая площадка или по-русски рынок. Онлайн рынки это называется. Хвать англицизмы лепить там, где их быть не должно.
Я сам разработчик таких площадок и знаю где не хватает терминов, а где просто тупые переводилы думают что понтово писать английские слова кирилец. Безграмотные

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда