Почему интернет-магазинам не место на маркетплейсах?

Ошеломительный рост в сотни процентов ведущих Российских маркетплейсов (МП) приводит к тому, что тысячи продавцов устремляются туда в надежде заработать. Это, в свою очередь, приводит к дополнительному росту маркетплейсов и объёму продаж, оборот растёт как снежный ком.

Статья написана с целью порассуждать и получить ваши комментарии на тему для кого в первую очередь подходят МП, такие, как Ozon или WB? Могут ли нормально себя там чувствовать интернет-магазины, у которых нет своего производства и своих товаров и которые работаю с чужих складов? Или же МП только для производителей и профессиональных продавцов брендов?

Закрытие интернет-магазинов

Не секрет, что большая часть ИМ являются простыми перекупщиками, работающими по схеме продпшипинга, то есть делают виртуальную витрину - сайт, склада не имеют, при получении заказа товар забирают у поставщика и отправляют клиенту. Так и торгуют. Или торговали до недавнего времени, пока МП не стали давить.

Почему давят МП?

Хотя МП существуют не первый год, но давление от них стало ощущаться особенно остро в последние год-два. Обусловлено это ростом ассортимента, конечно низкими ценами и неплохим сервисом. Тут тебе и быстрая доставка, и простые возвраты и возможность получать товары по самым дешёвым ценами. Да, факапы случаются, но в общей массе их немного, поэтому покупатели довольны и продолжают делать выбор в пользу МП.

На западе более 50% покупателей начинают свой виртуальный путь к товару на Amazon, минуя поисковики и другие рекламные каналы

На западе более 50% покупателей начинают свой виртуальный путь к товару на Amazon, минуя поисковики и другие рекламные каналы. То есть, если человек в штатах хочет что-то купить, то он сразу заходит на Амазон. В России перетекание аудитории также происходит на МП.

Это приводит к тому, что классические интернет-магазины в надежде вернуть трафик и хоть как-то удержаться на плаву (не говоря уже о росте), также пытаются разместиться на МП и сталкиваются с проблемой...

Проблемы при размещении на маркет плейсах

Проблема в следующем: один и тот же товар продают по 10-15 продавцов. При этом зачастую, если товар популярный, то ничего не мешает самому маркетплейсу включиться в продажи этого товара. Это приводит к тому, что, например, Ozon ставит карточки своих товаров в списке на первое место. Эти карточки серьёзно прокачены: имеют сотни положительных отзывов с оценкой 4,5-5 звезд, лучшую цены (даже ниже РРЦ производителя, о чём производитель не всегда знает или делает вид, что не знает), быструю доставку, бейджы а-ля “лучшая цена”, “экспресс доставка” и т.д. Подобный подход львиную долю продаж даёт именно Ozon, а не продавцам.

В результате обычный продавец вынужден конкурировать либо с самим Ozon, либо с производителем у которого он закупается. И если большинство производителей пока не проявляют сильную активность в продвижении своих товаров (они в основном просто выставляют их и если бренд более-менее известный, то люди и так покупают), то Ozon занимает нишу плотно, “блокируя” других продавцов низкой ценой.

Что в итоге?

С одной стороны трафик начинает активно перемещаться на МП, и это входит в привычку у покупателей. С другой стороны, на МП самые вкусные места заняты самим МП и производителями. Как в таких условиях войти на МП обычному интернет-магазину, который не является производителем или эксклюзивным представителем бренда? Или это конец эры мелких и средних интернет-магазинов?

Напишите, пожалуйста, что вы думаете. Если есть примеры небольших нишевых интернет-магазинов, которые хорошо себя чувствует в текущих реалиях, будет интересно увидеть примеры.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Coolbits

Рынку Садовод это расскажите...

Ответить
Развернуть ветку
Mif Mifer

Мп в итоге после того как дожмет малый бизнес , влупит цены на товар не подъемные для обычного покупателя. В данный момеет цены на мп уже выше розничных. Самое интересного что страдает в основной своей массе обычный потребитель и будет страдать до того момента пока не поймет что он сам дойная корова.
Делайте выводы господа, корпорации скоро прожмут всех.

Ответить
Развернуть ветку
Боря Пончиков

Мне кажется в ваших рассуждения логическая ошибка. Допустим МП выжал весь малый бизнес, используя свое преимущество в цене. Но это не конечное, статичное положение рынка. Как только МП начнет задирать ценник, снова появятся желающие с ним поконкурировать, т.к. снова для них появится маржа.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Прищеп

Ну так маркетплейс может довольно долго качаться на качелях цены. Снижая цену при появлении статистически значимых по объёму конкуренов, и повышая после выдавливания очередного.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
василий василий

Так убивали розничную мелкую торговлю и как следствие мелких производителей. Как итог сетевые магазины имеют контракты только с крупными агрохолдингами. Что они вытворяют, а-ля мираторг известно. В итоге бешеные цены при отвратительно качестве продуктов.
Монополия никогда не давала ничего хорошего.

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Вообще, это будет очень напоминать злоупотребление монопольным положением.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

"РРЦ производителя, о чём производитель не всегда знает или делает вид, что не знает" - РРЦ не означаете что все должны ставить эту цену. Тем более, что это запрещено законом

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Вы не обязаны. А производитель не обязан отгружать вам товар.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Производитель обязан отгружать Вам товар! И не имеет права диктовать по какой цене продавать!

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shitikov

Мы как бы не можем дискриминировать ваше юрлицо по части закупки нашего продукта, но на ближайший год весь остаток уже зарезервирован другими компаниями. Попробуйте обратиться к нашим менеджерам попозже. Например, никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
игорь полтавский

Ну ты и далёкий))

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Традиционному ритейлу для выживания нужна маржа > 50%.

Amazon в течение многих лет до 2018 года имел маржу < 2%, пока не переключил на себя основную массу покупателей.

Наши маркетплейсы не такие эффективные, как Amazon, но запас прочности у них гораздо больше, чем у продавцов, которые через них торгуют.

С подходом «высокий объём, маленькая маржа» маркетплейс всегда выиграет.

Итальянские производители одежды 200 лет назад придумали решение – «маленький объём, высокая маржа». То есть развитие эмоциональной ассоциации, заставляющей часть покупателей отдавать больше денег за почти такую же обувь и одежду, как 100 соседних. То, что мы сейчас называем брендом.

Для этого нужно время и инвестиции без каких-либо гарантий успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shitikov

Амазон вообще маркетплейсом или торговой компанией назвать сложно. Это крупнейшая айти корпорация, торговая составляющая которой годами работала в минус за счёт AWS.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Полтора года назад продали ИМ ТОП 200 ИМ РФ 2015-2019г (сам ИМ с 2013г), 35 тысяч артикулов, это я про свой опыт) Ушли на МП, стали импортировать. Кто импортирует, тот больше всего зарабатывает. Но надо это уметь делать, тем более в сегодняшних реалиях. И необходимо много денег для этого. Старт миллионов от 5. Зарабатывать "перекупам" сегодня на МП конечно можно. Это очень творческая работа. Наш пример: 1. Пластиковые изделия, покупаем в РФ, фасуем через вакуумный упаковщик с конвейерной лентой (дорогое оборудование), фасовать много по-другому не получится, поддерживаем большие остатки на складах, нам нет равных в некоторых категориях. 2. Швейное производство в провинции шьёт нам зоотовары, важно большое наличие и много артикулов, тоже в топе. 3. Некоторые товары (основываясь на своем опыте) покупаем у прежних поставщиков, все также ок с ними на МП. Все это творческая и кропотливая работа, этим надо жить. Самый важный вопрос: Сколько вы хотите зарабатывать? От ответа очень многое зависит. Но, конечно, возможно!

Ответить
Развернуть ветку
Viktoriya

Некоторым перекупам и кто открывает курсы по продвижению на МП пора уже начинать видеть берега. Много раз натыкалась на рекламу как откровенно "на$#@ть" покупателя. Денег хотят все вот и несут туда все подряд, тем самым забивая склады. И начинают игрушки самовыкуп, выкупать друг у друга , покупать портить возвращать...Не удивительно что вводятся подобные меры.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Нормальный производитель даст права для продаж на МП только одному квалифицированному/проверенному/аккредитованному продавцу.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Филиппов

Ноги моего ИМ не будет на маркетплейсах

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Shiryaev
Автор

Согласен с Борисом. Да и пока маркетпоейсов несколько, все таки ценовая конкуренция между ними не даст взвинтить цены.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Sham

Ваш пост,как крик о боли. .
1..Маркетплейс это не панацея. Я же к примеру никогда не куплю там технику, а ищу её в ДНС, ситилинк. Доставке маркета товара я не верю ( как вы себе айфон за 100 к представляете там например покупать + цены там дороже, когда можно ещё бонусы от тинька взять ( кешбэк)
2. Я вообще понимаю, что цены там дороже, чем в рознице. Единственное выбор больше чем у магазина у дома
3. Если рассмотреть одежду, то, либо брать носки, нижнее бельё, либо брать ничего. Вообще ничего не найти в этом мусоре хлама, проще всегда будет в ТРЦ зайти. Ни как не могу представить себя, примеряющую платье в раздевалке за шторкой у валдберис лиюо озон 🤣
4. Если обычный интернет магазин будет развивать инсту, тик-так ток, то всё у него будет Хорошо - лояльность клиента нужно повышать видео товара, фото. И кстати, знакомая продаёт вещи, 3 магазина в разных городах ( были шоу-румы) дак что - то тропа ни как не зарастёт
5 поборы в виде оплаты доставки для покупателя, комиссии за оплату по виза карт, это - беспредел и нажива. Вопрос: зачем покупать и тратить лишнее?
6 . Вы запаритесь возиться с возвратами. А они у меня уже есть. Это же деньги. Отправка, упаковка опять пт новой. Комиссии. Если быть реалистами, то при заключении договоров доставка оптом товаров дешевле., всё комиссии и сборы на озон например - то на то и выходят
7 хотите зарабатывать - открывайте интернет магазин с трафиком продаже через соц сети,
Хотите работать - гоните трафик и размещайтесь на маркете.

Опять же, душат интернет магазин маркет плейсы? А вы им ещё и трафика даёте, А затем ноют? У меня вопрос: зачем всё это нужно?

И ещё один, всё же зависит от направления интернет магазина, вы не уточнили какого именно . Всех под одну гребёнку не подогнать

Ответить
Развернуть ветку
Александр

А чем ситилинк отличается от маркет плейса - ни выставочных залов, ни возможности перед покупкой оценить товар....
Тот же маркет плейс!
Ламода - полно вещей на разный бюджет - привезут домой - умерийся!
У Вас просто ещё какое-то личное отторжение - которое пройдёт через несколько лет....

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Sham

Вы невнимательны, или прочли со своей колокольни. Ситилинк более бережно доставляет товар, чем тот же озон, или валдберис. + лучше работает поддержка, приятнее вообще обслуживание в целом. Попробуй не верни деньги) и вы путайте по незнанию возможно понятия, ситилинк я сказала о технике, и ни о чем более. Я не приписала туже другие моменты. Это важно. В ламоде втридорога. И ещё не факт что оригинал! Начните с этого. Озон тоже может домой привёзти! Через несколько лет будет другое направление, и это не панацея. По мне, данные маркеи плейсы превращаются в большой рынок, и я не хочу тратить своё время на поиски товара, что либо выиискивая. И уж тем более не закажу там одежду . Честно сказать беру там бытовые моменты : гель для стирки, чайник стеклянный. , аксессуарчики. ; меня не загнать туда даже ценой. Тем более я там работаю, и знаю что в раз дешевлемогу найти в другом месте + такая же бесплатная доставка. Вот и всё

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

Магазинам п..дец. то, что есть на западе (модель Амазона) придет и сюда. Смогут ли Озон и Вайлдберриз стать российскими амазонами это тоже большой вопрос конечно

Ответить
Развернуть ветку
russur

Надо думать, какую пользу можно принести потребителю.
Если все его потребности покрывает производитель+МП, маленьким перекупщикам ловить нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Маркет плейсы это конец большинства мелких предпринимателей.
С одной стороны: выигрывают покупатели из-за того, что например, в маленьких городах, посёлках, деревнях с пунктом выдачи - у потребителя появляется огромный ассортимент товаров для покупки о котором, ещё несколько лет назад и мечтать не приходилось...
С другой стороны - закрываются огромное количество магазинчик офлайн торговли. Из них кто успел на районе открыть пункт выдачи - тому повезло.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Dogel

Скоро будет время, что все будут либо блогерами, либо работать на МП по пунктам выдачи. Хотел написать, что таксистами и кассирами, но нет скоро будет беспилотные такси и магазины без продавцов. Курьеры будут точно) Все заберёт крупный бизнес. Исключение продажи того, что обычной доставкой не доставить и то, для чего нужна доп услуга вроде монтажа (печи, камины, потолки, двери, окна, заборы, видео наблюдение, септики итд) Хотя и это заберут МП со временем

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Руднов

Все правильно, что так делают. Давно надо было убрать эту нишу халявщиков с большой дороги.
Хочешь продавать, создавай что-то новое и свое. Перекупам нет!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Остромиров

Ну давайте подумаем какие конкурентные преимущества есть у МП в сравнении с перекупами и даже с производителями.
1. ПВЗ в шаговой доступности. Клиент не ездит никуда и не ломает голову в котором часу ему нужно быть дома чтобы встретить курьера.
2. Огромный ассортимент самых разных товаров. За 15 минут в одном приложении можно заказать себе всё, что угодно. От косметики до электродвигателя. А через пару дней забрать это всё разом в ПВЗ рядом с домом. Чтобы купить то же самое в специализированных ИМ потребуется затратить на порядок больше времени на 10 разных сайтах, а потом встречать 10 разных курьеров или несколько раз ездить в разные пункты выдачи или на почту.
3. Отзывы о товарах, которыми продавцы не могут манипулировать. На любом МП захожу в отзывы о товаре, отфильтровываю только негативные и через 2 минуты я знаю насколько плох этот товар и в чём именно его недостатки. Даже фото и видео косяков от недовольных клиентов можно посмотреть. А перекупы на своих ИМ могут и дальше писать заказные отзывы, им уже никто не верит.
4. И при всех этих преимуществах на МП большая конкуренция среди продавцов заставляет их держать низкие цены, плюс начислять бонусы, плюс можно запросить скидку, которую продавцу компенсирует сам МП.

И что ИМ могут этому противопоставить? Ну, кое-что могут.
1. Узкая специализация и продажа экспертности. Маркет-плейс только продаёт товары, но не обучает своих клиентов. Перекуп может и должен быть экспертом в том, что продаёт. Эту экспертность он должен постоянно транслировать по всем каналам в виде обучающего контента. Конечно, часть клиентов, которых эксперт обучил рано или поздно окажутся на маркет-плейсе. Предотвратить такой переток трафика невозможно, значит нужно его возглавить, предложив своим клиентам покупать на МП на своей площадке.
2. Оптовые продажи. МП работают с физлицами, для которых важны 4 выгоды, перечисленные выше. У юрлиц приоритеты немного другие: цена, срок поставки, условия отгрузки и доставки, отсрочка платежа, финансовая добросовестность.
3. Локальный бизнес. Разместите свой склад и шоурум в густонаселённом районе города и работайте только в нём. Вы сможете доставлять клиентам заказы быстрее, чем курьеры МП, клиенты будут знать вас лично и доверять вам больше чем ноунейм продавцам с МП. За счёт этого вы сможете нейтрализовать 2 из 4 преимуществ МП. А если ещё и цены у вас будут не выше, чем у маркет-плейсов, то проигрывать вы будете только по ассортименту. С этим можно как-то жить и работать.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда