{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Основатель «Вкусвилла»: эксперимент с магазинами в Амстердаме пока неудачный, супермаркет — устаревший формат Статьи редакции

Андрей Кривенко рассказал в интервью РБК про планы на развитие магазинов, как удаётся удерживать равновесие в команде и почему продажи вина для ритейлера пока неактуальны.

Ритейлер может отказаться от IPO в пользу инвестора

  • «Вкусвилл» подтвердил планы провести IPO на Мосбирже и Nasdaq в октябре 2021 года. Кривенко допустил, что компания может отказаться от выхода на биржу в пользу стратегического инвестора: «Мы рассматриваем все варианты развития компании».
  • Публичный статус позволит компании при необходимости и дальше обходиться без значительных заёмных денег, рассказал Кривенко. Собственную текущую оценку бизнеса он не даёт.

Все требования к публичным компаниям нас не пугают, мы обожаем аудиты, а стандарты IPO имеют здравый смысл, они нас подталкивают к тому, что не сделали бы сами. И мы очень быстро получаем вакцину от ошибок, которые допустили другие компании.

Андрей Кривенко, основатель «Вкусвилла»

Супермаркет — формат прошлого

  • Поэтому «Вкусвилл» будет открывать новые магазины только в регионах и только по одной-две точки. Сейчас часть онлайн-заказов во время высокого спроса собирается в офлайн-магазинах, но в обычное время сборщики остались только там, где ещё нет дарксторов.
  • Кривенко не даёт прогнозов о том, сколько дарксторов компания планирует открыть. Ритейлер будет реагировать на рост онлайн-торговли, который зависит даже от погоды: «В плохую погоду мгновенный прирост онлайн-продаж может составлять 20–30%».
  • «Вкусвилл» рассчитывает, что российские власти разрешат онлайн-продажи рецептурных лекарств. Сейчас в шести дарксторах работают партнёры, которые продают безрецептурные лекарства.
  • В будущем ритейлер также хочет закреплять курьеров за определёнными домами: «Это и есть нормальный сервис, когда курьер — человек, которого ты знаешь, по аналогии с продавцами в магазине, куда заходил каждый день».

Эксперименты с продажами вина и магазинами в Европе пока безуспешны

  • В мае 2020 года «Вкусвилл» начал продавать вино в одном из московских магазинов. До этого ритейлер продавал только пиво, медовуху и сидр. По словам Кривенко, поскольку доставка алкоголя сейчас запрещена, это не особенно актуальная тема.
  • «Что же касается вина, у нас есть законодательный барьер в виде лицензии, поэтому эффект от такой продукции в магазине очень сомнительный. Полба у нас продаётся лучше, чем пиво. Вот это и есть результат эксперимента с алкоголем», — рассказал Кривенко.
  • В 2020 году «Вкусвилл» открыл свой первый магазин в Амстердаме, сейчас их три. Выручка направления в 2020 году составила 18,8 млн рублей (менее 1% всех продаж). На открытие магазинов потратили около $500 тысяч. Кривенко называет этот пилот пока неуспешным.
  • Ритейлер тестировал, насколько жителям Амстердама подойдут его ценности — товары с «честными» составами и короткими сроками годности.

Год работы показал, что потребителям это неинтересно и даже хуже: они сказали, что те продукты, которые выбирает «Вкусвилл», едят только старики, а молодежь их избегает. Возможно, нам придётся менять составы — например, заменять масло на маргарин.

Около 30% молодых англичан и европейцев уже не пьют натуральное молоко, только растительное. Вполне запросто может получиться, что те вкусы, которые выбирают западные потребители, а у нас пока почти на нуле, придут в будущем и в Россию.

Андрей Кривенко, основатель «Вкусвилла»

Работа в команде — без контроля и штрафов

  • У «Вкусвилла» минимум девять сооснователей, которые входят в совет управляющих. Именно он сейчас занимается трансформацией в онлайн-ритейлера.
  • Семь лет назад компания зафиксировала опционную программу. Если IPO состоится, сооснователи могут получить доли и в дальнейшем их продать.
  • Кривенко уже долгое время не участвует в операционном управлении компанией. Его основная роль — командообразование, он консультирует коллег и выступает арбитром в конфликтах.
  • Сохранять равновесие в команде помогает отсутствие конкуренции между сотрудниками, контроля и штрафов.

Считается, что должна быть иерархия, что есть какой-то гендиректор, который обладает всеми-всеми свойствами и принимает самые правильные решения. Мы верим в другую идею, согласно которой у каждого человека свои таланты. Если ты умеешь построить работу десяти людей и у каждого будет свой талант, то в сумме ты всегда обойдешь любого человека. Но не так просто взаимодействовать 10–15 людям как единой команде.

В теории игр Джона Нэша самая выгодная стратегия, когда каждый игрок действует в интересах команды. В корпорациях очень часто человек человеку — волк. Стратегия из теории игр Нэша — это по сути стиль управления и работы «Вкусвилла». Но это равновесие очень хрупкое.

Андрей Кривенко, основатель «Вкусвилла»
0
152 комментария
Написать комментарий...
useless uS

Оказывается, у нас продвинутые пенсионеры. Уже лет 10 как едят только маргарин и изделия на его основе из Пятерочки.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Да не, это молодежь у нас продвинутая - выбирает натуральные продукты, а не химозу.

Ответить
Развернуть ветку
Lucky Fucko

Открою вам секрет, в пятёрочке и нормальное масло продаётся

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Демидов

Да и мясные изделия предпочитают из сои

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кони Скачут

*100

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Анисимов

Ага, "скоро эти ценности придут и к нам". 😁

Ответить
Развернуть ветку
Агнец невинный
Ответить
Развернуть ветку
Dark Falcon

Амстердам это вам не Рыбинск -) Там одной сменой вывесок над дверью не обойтись -)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Растительное молоко - это что вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Gamskiy
Ответить
Развернуть ветку
Артем Гришин

овсяное, миндальное, кокосовое, и тд

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Roslyakov

По ряду причин. Например, если эксперимент за $500k удается, то компания резко дорожает в глазах рынка. Возможно на десятки и сотни миллионов $.

Тк самый успешный бизнес в РФ несет коэффициент риска РФ. А тот-же самый бизнес, но у которого "получилось" в Западной Европе, получает в перспективе шанс переместить основные потоки выручки туда. Что умножает будущую оценку в разы.

Казахстан или другая "схожая" страна дадут прирост оценки бизнеса намного меньше.

Ответить
Развернуть ветку
LETS DO SMTH

Чтобы расширить рынок сбыта.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Что за бредота? Кто там что не позволит? Давно в Лидле был? И почитай про Светофор в Европе - успешен у нищеёбов также, как у нас.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Dimitri

Вот сейчас открыл на ВВ филей индейки за 540 р/кг, а в пятерке 440р/кг.

В чем тут именно скандал? 25% разница в цене это и Европе стандартная практика. В Aldi куриться может стоить на 1-2 евро дешевле чем в KaufLand или наоборот. У разных магазинов разные цены.
Мы же вроде не в СССР живем, и ценовая политика не решается на гос-уровне.

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

Помидор за 100р в пятёрочке на рынке стоит 40-50р, помидор в азбуке за 600 на рынке 200-300р стоит. И они никак не одинаковые

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Valeratal Val

А производитель индейки один и тот же? ну в смысле Вы один и тот же товар сравниваете? или разные филе индейки?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Маджид Гаджиев

Я вообще читал, что в Европе все продукты на деревьях растут. Руку протянул и съел.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Melissa Mata

Разница в 100 рублей вполне может быть списана на бренд. В России цены что на продукты, что на вещи, одни и те же, зачастую отличаются только местом их продажи: в центре города - одна цена, на окраине - в два раза ниже. И хорошо ещё, если в два, а не в три.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin
Вполне запросто может получиться, что те вкусы, которые выбирают западные потребители, а у нас пока почти на нуле, придут в будущем и в Россию.
Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Разве не приходят европейские и американские тренды рано или поздно в РФ? Например, тренд на экологические продукты, на отказ от пластика, всякое веганские "мясо", крафт пиво и тд. Это все уже давным-давно мейнстрим на западе и потихоньку набирает оборот в РФ(ну или как минимум в Мск и СПб, про регионы не знаю).

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт отморожен

Поменять масло на маргарин, вот это идея!
Ты ещё шышки на укроп поменяй, в Голландии😂

Ответить
Развернуть ветку
Mike Prokopenko

если вкусвилл заменят в составе натуральное на химию, уйду к другим производителям

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Коровина

Натуральное - это тоже химия, просто другая

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

А чем химия провинилась? Я бы только одну химию ел. Хрен знает, что там на грядке выросло. Мутации это основа эволюции и я вообще не уверен, что там в конкретной помидорке намутировало. Никто же каждую не проверяет. А химия стабильная, проверенная, точно полезная.

Ответить
Развернуть ветку
lakoros

Растительное молоко, это не молоко.
И что вкусвил пишет что в европе "натуральное" не пользуется большой популярностью? )

Ответить
Развернуть ветку
Искатель историй

Привирают, но спрос на растительное молоко действительно поднимается:

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Якушева

мне 20 и я ем только маргарин!

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Когда пришёл на новый рынок, а тут покупатели имеют другие привычки. Оказывается.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борусяк

То, что начали продавать алкоголь это огромный минус в карму. Когда мне предложили пиво на кассе я был в полном шоке и разочаровался в магазине. Остался только по причине того, что это единственный магазин в городе со съедобным хлебом, да и некоторые продукты еще хорошего качества. Но чувствую такими темпами скоро мне нечего будет покупать во вкусвилле - вино, маргарин вместо масла - этого мусора и в других магазинах хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Вообще-то пиво - один из самых натуральных продуктов в любом магазине) в разумных количествах вполне даже полезно.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Ругаться на пиво и одновременно покупать хлеб. Хм

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Пиво вместо хлеба.
То и другое на дрожжах🤷🏻‍♂️
«Пива и зрелищ!»

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

Пил соевое молоко когда это еще не было мейнстримом, у нас на ДВ был Доктор Сойер еще с конца 90-годов и до сих пор продается. и по цене адекватно дешевле молока, а не как сейчас аналоги хипстерские по цене пармезана

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Единственный большой бизнес в России, в который хочется инвестировать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yaacov Ozer

Скорейшего выздоровления!

Ответить
Развернуть ветку
ilia

"потребителям это неинтересно и даже хуже: они сказали, что те продукты, которые выбирает «Вкусвилл», едят только старики, а молодежь их избегает."

Неожиданно, конечно, от "продвинутой и просвещенной" Европы слышать что масло и более-менее натуральные продукты - это "еда стариков".

Вот полба - да, соглашусь, для стариков)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Немного странно? Ну так почитай для общего развития рекомендации ВОЗ
Этот мужик постоянно пытается на...ть за счёт маркетинга покупателя. Но это можно сделать в РФ массово, где с продуктами беда, но сложно сделать в Европе, где никогда не было парадигмы, что в Лидле продают отраву, а в условном Coop райское эко-наслаждение

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Большие молодцы, что пробуют и делают

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Αртем Αксенов

Ровно под той новостью про Амстердам на ВЦ я написал, что не взлетит, потому что "здорового" питания в Европе хватает. Прогноз верный.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Кто бы мог подумать...

А много ли таких примеров, когда популярная сеть продуктовых выходила на иностранный рынок и при этом оставалась там наплаву?

Ответить
Развернуть ветку
feiry fairy

Молодёжь по собственной воле жрёт маргарин и пьёт соевое молоко? Вот что пропаганда животворящая делает, им если рассказать что модно в жопу ебаться - тоже начнут? А, ну да, это же Голландия..

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Когда захотел выехать за счёт маркетинга, но опоздал на 20 лет с трендом 😂

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Каримов

Конечно не удачный. В Европе не платят за понты.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Кузнецова

"Ритейлер тестировал, насколько жителям Амстердама подойдут его ценности... ", интересно, это он не о тех ли ценностях, когда они удалили и извинялись за рекламу с ЛГБТ семьёй, которой после этого пришлось покинуть Россию?! После этого Вкусвилл для меня перестал существовать.
Надеюсь они транслируют в Европе, что во Вкусвилле рады не всем?

Ответить
Развернуть ветку
Коля Павельев

Иронично: молодой европеец упорно толкает за экологию, но избегает натуральных продуктов - они только для старпёров. Нежданчик пришёл откуда не ждали

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
149 комментариев
Раскрывать всегда