Рубрика развивается при поддержке Почты России

За что может прилететь штраф на маркетплейсах?

Чтобы предотвратить конфликты с площадкой и репутационные потери, рекомендуется заранее узнать, за что могут оштрафовать на маркетплейсе, с которым вы собираетесь сотрудничать. В зависимости от площадки, перечень причин для возможных штрафов может быть крайне коротким, как у Wildberries, или длинным и запутанным, как у американской платформы Amazon.

Российские маркетплейсы отличаются рекордно мягкими правилами к регистрации и оформлению товарных карточек. Штрафы на онлайн-площадках – не более чем средство регулирования злоупотреблений и правонарушений со стороны продавца. Их не стоит воспринимать как карательную меру для борьбы с «неугодными» или способ дополнительного дохода для маркетплейса. Если вы делаете все по правилам, заполняете декларации и можете подтвердить соответствие регламентам качества, проблем на площадках у вас никогда не будет.

Что будет, если нарушить правила торговой площадки в отношении интеллектуальной собственности?

Чтобы защититься от многомиллионных исков, большинство маркетплейсов отказываются брать на себя ответственность по неправомерным действиям продавцов в сфере интеллектуальной собственности. За любые такие нарушения отвечать в суде будет только продавец. При этом площадки стараются отслеживать и ловить нарушения. Они могут удовлетворять жалобы на подделки – в том числе и от простых пользователей, не имеющих отношения к товарному знаку, права на который были нарушены.

В 2021 году интеллектуальная собственность – одна из главных проблем отечественных маркетплейсов.

При нарушении прав интеллектуальной собственности продавец может:

• Получить внушительный штраф от площадки, если правила маркетплейса это предусматривают.

• Получить иск и оказаться перед необходимостью защищать свои интересы в суде; в случае удовлетворения иска – быть обязанным выплатить крупный штраф.

• Получить временные ограничения на реализацию продукции, рекламу на витринах маркетплейса и т.д.

• При значительном нарушении – получить перманентный бан на маркетплейсе с потерей собранной аудитории.

Заблаговременная регистрация товарного знака или лицензионный договор на использование товарного знака (в идеале от правообладателя бренда) – лучшая профилактическая мера от подобных неприятностей. Некоторые маркетплейсы открывают доступ к торговле только продавцам, которые подтвердили права на товарные знаки, и это оказалось наиболее эффективной политикой по сокращению жалоб на нарушение прав интеллектуальной собственности.

Какие штрафы можно получить на Wildberries?

В отношении штрафов Wildberries остается уникальной площадкой в России. Многие штрафы на Wildberries носят предупредительный или уведомительный характер. После оплаты штрафного платежа продавец полностью возвращает себе функционал и не попадает в разряд «подозрительных». Ему все так же доступны внутренние ресурсы привлечения покупателей, а «проблемные» позиции возвращаются в рекламную выдачу после успешной регулировки нарушений.

Неправильное оформление карточки товара

Wildberries гордится своими товарными карточками, которые дают исчерпывающие сведения о продукте. Нарушить правила оформления можно тремя способами:

  • Несоответствие фотографии реальному товару. Если вы продаете товар не того цвета, другой фактуры и т.д., это считается нарушением – даже если «по сути» продукт не изменился.
  • Неверное описание. Упоминаются неправильные материалы, некорректно передано назначение или указаны функции, которых нет в продукте – все это считается введением в заблуждение и карается платформой.
  • Неверное оформление и заполнение карточки товара. Для упрощения индексации и поиска Wildberries ввел новую систему заполнения товарных карточек, которая дает стандарты для заполнения характеристик, указания брендов и даже выбора символов. Некорректную карточку может исправить бот, либо она попадет в бан или в спам, и просто не доберется до пользователя.

За одну «неправильную» карточку Wildberries штрафует на сумму до 2000 рублей. Штраф небольшой, но, если много карточек заполнено неправильно, сумма может скопиться изрядная. Хронических нарушителей платформа может временно блокировать или удалять, но по факту до этого доходит редко.

Указание контактов

По правилам торговой площадки, вы не можете указывать контакты, если это не часть упаковки, а также оставлять вкладыши, предлагающие оставить отзыв за вознаграждение. Штрафы за нарушение накладываются индивидуально, а хроническое нарушение запрета может привести к блокированию на площадке.

Обратите внимание, что вы также не можете прикладывать к заказу «подарочные» буклеты или дополнительные материалы в рамках продвижения продукции. Используйте внутренние инструменты платформы для повышения спроса на позиции.

Отсутствие документов для товаров, подлежащих обязательной сертификации

В России существует собственный перечень товаров для обязательной сертификации. Некоторые площадки допускают такие позиции к продаже только после документального подтверждения соответствия всем нормам, но у Wildberries такого жесткого правила нет. Продавец может приступить к торговле по ускоренной процедуре; при этом подразумевается, что где-то у себя он эти документы имеет, и сможет предоставить по запросу.

Сейчас для соблюдения требований Wildberries по запросу продавец обязан предоставить любой из документов:

• декларация соответствия;

• сертификат соответствия;

• отказное письмо.

Сама площадка эти документы не будет запрашивать практически никогда. Проверки проводят по инициативе «снизу»: когда клиент не уверен, что товар по качеству соответствует требованиям сертификации, или сомневается, не продали ли ему подделку. В редких случаях документы может запросить Роспотребнадзор – обычно также по жалобам потребителя, недовольным качеством продукта.

Если после проверок окажется, что поставщик продавал товар без сертификации, к штрафу от Wildberries (вычисляется индивидуально по объему нарушений) добавится штраф от контролирующих органов, плюс расходы на суд, которые берет на себя проигравшая сторона. Верхняя планка для таких штрафов – 300 тысяч рублей, но реальные потери могут быть больше, не говоря уже о репутационных ущербах.

Несоответствие регламенту таможенного союза

Попадая на Wildberries, продавец получает доступ к аудитории из Европы и стран СНГ. За расширение потока потребителей придется платить соответствием техническому регламенту таможенного союза – причем это требование нужно соблюдать вне зависимости от того, планируете ли вы продавать товары за границу.

Как и сертификат соответствия, сертификат ТР ТС не требуется для старта продаж в Wildberries. Площадка может запросить его в любой момент, и отсутствие документа станет причиной для штрафных санкций от высших инстанций. Максимальный штраф по этой категории в России – до 1 млн. рублей.

Распространенные штрафы на других популярных маркетплейсах

Политика Wildberries в отношении нарушений практически дословно повторяется на других крупных площадках. Существуют свои «перегибы на местах» – например, штрафы Ozon включают санкции за нарушение маркировки по стандартам РФ и Таможенного союза, хотя другие крупные площадки относятся к таким ошибкам мягко и в первый раз могут просто предупредить о необходимости устранить нарушение. И все же в целом маркетплейсам невыгодно «кошмарить» поставщиков, поэтому штрафы применяются преимущественно при прямом нарушении закона или потребительского права.

Большинство таких правил очевидны и понятны интуитивно. Так, товары запрещенные к продаже на маркетплейсах полностью совпадают со списком товаров, запрещенных к свободной продаже в России. Если площадка не берет на себя вопросы по организации контроля качества скоропортящихся пищевых продуктов и других позиций, требующих особого внимания, то такие товары также будут запрещены. Скорее всего, производитель никогда не столкнется с штрафными санкциями из-за продажи товаров из «запрещенного» списка – просто потому, что получит отказ уже на этапе добавления карточки в каталог.

Зоны ответственности маркетплейсов четко прописаны в договоре, и это основная причина, по которой ни одна крупная торговая площадка не будет терроризировать вас внутренними проверками и микроштрафами. В некоторых случаях маркетплейс может оказаться под давлением из-за нарушений – так, летом 2021 года свои штрафы Яндекс Маркет выплачивал сам после признания вины в некорректной рекламе. Но в большинстве случаев за любые нарушения закона ответственность ляжет на продавца. Более того, вы будете обязаны выплатить платформе компенсацию за возможные потери, включая репутационные убытки (в реальности взыскивают редко).

Если вы разбираетесь в правовых аспектах торговли, крупные потери вас не ожидают. И все же, лучше проверить заранее, какие штрафы есть на маркетплейсах, так как некоторые площадки, такие как АлиЭкспресс, разработали собственную систему для наказания провинившихся поставщиков.

Балловая штрафная система: как избежать тотального бана на AliExpress

Маркетплейс AliExpress работает с огромным потоком продавцов ежедневно. Естественно, что в таких условиях платформа была вынуждена разработать уникальную автоматизированную систему для регистрации нарушений.

Штрафы на AliExpress обычно поступают во внутренних баллах – это альтернатива финансовым наказаниям. За первый штрафной балл с аккаунтом ничего не случается, но уже после второго высвечивается предупреждение. За шесть баллов выдается автоматическая блокировка любых продаж, в том числе «беспроблемных», на три дня. За еще шесть баллов – на неделю. Дальше срок блокировки увеличивается в два раза за каждые дополнительные 12 баллов, а на 48 баллах AliExpress признает поставщика ненадежным, и аккаунт закрывается навсегда.

Такая система может показаться слишком суровой, но нужно учесть, что штрафные баллы на AliExpress не получится обжаловать только в случае явных нарушений. Толерантность к ошибкам у администрации отсутствует при продаже запрещенными товарами или публикации контента, который можно посчитать непристойным. Если вы не планируете использовать площадку в качестве выхода на черный рынок через торговлю скрытыми позициями, перманентный бан вам не грозит.

Приятная сторона балловой системы – возможность их отменить. Главное не молчать и не надеяться, что вопрос разрешится сам собой, иначе можно накопить баллов на длительный бан и потерять покупателей. Если вы считаете, что получили предупреждение незаслуженно, то можете обратиться к администрации. Споры могут возникнуть, например, при жалобе от покупателя, спровоцированной долгой доставкой. Качество товара при этом может быть хорошим, но покупатель оказался не удовлетворен скоростью доставки, и выместил свою злость, отправив некорректную жалобу на качество лота. Проверка по таким вопросам проводится после подачи апелляции в течение 1-2 рабочих дней (официальный срок на рассмотрение 3 дня, но продавцы отмечают, что вопрос часто закрывают в день обращения).

Итоги

Штрафы на маркетплейсах – здоровый метод регулировки свободной торговли. Если вы соблюдаете правила, работаете под зарегистрированным товарным знаком и торгуете сертифицированной продукцией, скорее всего, вы никогда не столкнетесь с внутренними штрафами от площадок.

0
3 комментария
Популярные
По порядку
am8am

Научатся зарабатывать на штрафах и можно по примеру других на IPO.

Ответить
0
Развернуть ветку
Вася Васин

Не совсем понятно, как это согласуется с действительностью:
- Все топы без сертификатов, зато с накрученными отзывами,
- Бренды "придуманные", т.е. товар продается не под брендом, который на упаковке, а "булошная ИП Пупкин".
Да, наблюдается желание WB разгрести все это дерьмо, вопрос в том, если ли для этого возможности.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

К сожалению, статья набрала очень мало просмотров и ни одного адекватного комментария. Чтобы избежать подобного в будущем, напишите мне в ДМ.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Почему отключение SWIFT не разрушит российскую банковскую систему, и чего действительно стоит бояться

С 2014 года мы слышим о возможном отключении России от системы SWIFT. В последние недели эти разговоры все чаще звучат в медиа и серьезно влияют на настроения в банковской среде. CBDO Банка 131 Анна Кузьмина рассказала, почему блокировка SWIFT в России не смертельный сценарий, и какие санкции против банков на самом деле вызывают беспокойство.

Ozon запустил сервис Ozon Profit — в нём можно заработать на выполнении простых задач для маркетплейса Статьи редакции

За 4-6 часов работы в день — около 20 тысяч рублей в месяц.

Озон больше месяца не публикует негативный отзыв
Agile. Неочевидные и вероятные кейсы применения

Agile — понятие, которое уже давно вышло за пределы IT. Сейчас так модно работать, жить, чистить зубы и даже спать. Однако немало компаний до сих пор отрицают agile в областях, отличных от разработки ПО. Давайте разберёмся в причинах и поймём, можно ли применить его где-то ещё или правда за консерваторами?

ЦБ выступил против предложений Минфина о регулировании криптовалют Статьи редакции

Подход Минфина угрожает появлением «параллельной финансовой системы», считает регулятор.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

Кейс: запустить шрифт для дислексиков и увеличить количество скачиваний приложения на 70%

Зачем — рассказывают дизайнер, логопед и агентство.

Apple отчиталась о рекордной выручке в $123,9 млрд за квартал Статьи редакции

Больше половины принесли продажи iPhone.

Ozon добавил данные Росаккредитации уже в 1 млн товарных карточек: найти их непросто

Это значит, что маркетплейс и ведомство уже успели обменяться данными 1 000 000 товаров, сопоставить эти позиции с документами в базах Росаккредитации и подтвердить их безопасность. На страницах этих товаров теперь есть соответствующая пометка.

Московский акселератор – короткий путь к мечте!

У нас отличная новость: стартовала постакселерационная программа для участников треков AI Factory, T&M, Digital health, ArchTech. И он отличается от тех постакселераторов, какие были до этого. Чем? Сейчас расскажем.

null