{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Бегство в маркетплейсы 2

Предпосылки, что весь ритейл помчится в маркетплейсы, были давно. Пандемия лишь ускорила этот процесс, столкнув с места в карьер сомневающихся продавцов. Да и процесс попадания на виртуальную полку стал значительно проще. Откройте любой маркет, гляньте, кого там только нет…

В 2019 я вел переговоры с одним из крупнейших дистрибуторов компьютерной техники, компанией Марвел. Они видели серьезные перспективы в выходе на маркетплейсы. В последствии Марвел начал отгружать туда товар напрямую.

Как сказал один неглупый человек, все участники процесса стремятся выстроиться в одну линию, как фишки эквалайзера.

И это не удивительно. Весь мировой ритейл развивается по пути прямого выхода на маркетплейсы. Доля их присутствия в разных странах — 70-80%.

СНГ — пока сильно отстаёт в этом смысле.

Взгляните, что творится в мире: Азиатско-Тихоокеанский регион: Amazon, Япония: Rakuten и Amazon, Индия: Amazon и Flipkart, Европа: Amazon, Аргентина – Mercadolivre, Сингапур: Shopee и Lazada, Индонезия: Tocopedia. Лаос и Нигерия: Jumia, Арабские эмираты: Noon и так далее.

Долгие годы рынок ИТ-дистрибуции потом и кровью отстраивал сбыт. Четкие роли были распределены. Дистри – завозили товар в РФ, занимались таможней и ВЭДом, реселлер (вторые руки) – перепродавали конечникам, усиливая свои компетенции на розничном рынке. Системные интеграторы – вели проектный бизнес. Вендор (производитель) – занимался маркетингом и контролем всего этого.

Какое-то время дистри и реселлеры перетягивали одеяло то на одну, то на другую сторону, подменяли назначение друг друга, но соблюдали при этом баланс сил.

Правда бабло победило зло: появились ситилинки и ресторы – аффилированные с крупными оптовыми китами розничные магазины.

Надо сказать, что такой баланс сил возможен только в здоровой экономике. Когда всем участникам пищевой цепочки хватает денег. Другими словами, все сыты, в том числе и государство.

Безусловно, ритейл – лакомый кусок бизнеса. Пирог будет еще не раз поделен. Но чтобы разобраться с тем, что происходит сейчас, нужно вернуться в недалекое прошлое.

Яндекс Маркет

Не знаю какую долю занимает маркетплейс Яндекса в общем бизнесе корпорации, пусть эксперты подскажут, но то, во что превратился эталонный поисковик без грусти и сожаления рассказать не получится.

Я помню Я.Маркет с 2005 года, тогда там не было так тесно, мы бодались за выход в пятерку и привязку к карточке товара.

За отзывами следила служба качества. Яндекс боролся с накрутками и мог забанить магазин по жалобам пользователей и целому списку критериев, соответствовать которым было архи сложно.

Сколько бизнесов выросло, сколько умерло, не выходя за пределы песочницы Яндекс-маркета. Тут мог бы быть отдельный некролог.

Я пророчил уход Яндекса значительно раньше, чем это случилось. Но он держался из последних сил, несмотря на тенденции рынка оставался классным поисковиком.

Но как это часто бывает, жадность фраера сгубила. Яндексу захотелось больше денег, да и конкуренция обострилась. Я.Маркет начал попытку перехода с CPC (оплата за клик) на CPA (оплата за действие) модель аж в 2016 году. Но рынок был не готов к такой трансформации.

Риск потерять ключевых рекламодателей, плативших за клики, а не за действие был очень велик. Хотя они, рекламодатели, и так отваливались.

Исход М.Видео, Эльдорадо и прочих монстров в том числе и окрепшего Озона с Яндекса предопределил их скорейшее бегство в маркетплейс.

Кто помнит Goods?

Еще одна попытка поиграть на чужом поле была у группы компаний Сафмар (М.Видео и Эльдорадо). Это и понятно.

Когда у тебя свой отлаженный канал сбыта, а твои бесчисленные магазины с каждым днём превращаются в музеи, где продавцы-зомби «нападают» на немногочисленных покупателей, которым лишь бы пощупать, а купить в интернетах, тут не до шуток.

ГудсРу приходил ко мне в 2017, предлагал бесплатное участие в бета-тестировании их площадки. По задумке, наш обезличенный товар должен был выдаваться в московских М.Видео.

Становиться подопытным кроликом не хотелось. Сама мысль, что наши клиенты уйдут в Гудс и никогда не вернутся не укладывалась в голове. Менеджер ушел к другим добровольцам. Позже «Сафмар» отказался от идеи развивать маркетплейс самостоятельно, слившись в экстазе со Сбером.

Еще один внебрачный сын СБЕРА

Везде, где хоть немного пахнет деньгами появляется Сбер. До того, как родился СберМегаМаркет, у структуры Германа Грефа был еще один внебрачный проект.

Если бы не яркие рекламные образы Гудкова, то наше поколение и не вспомнило бы «Беру» — совместное предприятие «Сбербанка» и «Яндекса». Собственно, это отчасти и погубило Яндекс Маркет в том виде, в котором мы его помним и любим с 2005го. А Сберу что? Банк он и в Африке банк. Поматросил и бросил…

Лайфхак. Один из важнейших вопросов, который стоит задать менеджеру того или иного маркетплейса – на какие деньги развивается их бизнес? Если деньги заемные, инвестиционные и от проекта в ближайшей перспективе не требуют операционной прибыли, можно смело заходить. Как только площадка начнет считать деньги – Вы это почувствуете.

Удивитесь, но в РФ больше, чем несколько маркетплейсов, куда можно заходить и где юнит экономика для вас будет положительной только лишь по причине того, что я написал выше в лайфхаке.

Юлмарт

Сейчас Вы поймете почему я вспомнил про Юлмарт. «Юлмарт» — это бывший частный российский онлайн-ритейлер. Деятельность которого прекращена 1 марта 2020.

В 2013 году «Юлмарт» был лидером российской интернет-торговли по размеру выручки. Но звезды загораются и гаснут – так устроен мир. А это значит, что впереди еще много открытий и закрытий. Лидерство Вайлдберис и Озона – увы не вечно. Вы еще вспомните этот пост. Но это моё субъективное мнение.

СДЭК-ШМЭК

Вообще с этого надо было начать. Любое потребление, то которое примитивное, так называемый боксмувинг (от английского box moving – передвигать коробки) начинается с логистики. Чем быстрее, надежнее и дешевле, тем лучше. Но по факту эти три параметра вместе не работают.

У любой транспортной компании все это время была фора стать классным маркетплейсом. По уровню автоматизации те же «Деловые линии», тот же ПЭК сейчас не уступает Вайлдберису. Документооборот, электронная очередь, личный кабинет, мобильное приложение – всё в лучших традициях е-коммерса.

А ведь еще недавно и у транспортников были свои звезды.

Помню, как в «Грузовозофф», была такая ТК, ветераны меня поддержат, исчезали грузы палетами. Единственный способ борьбы с этой напастью – зачистка – увольнение целых бригад…

Подытожу. Транспортники быстро учатся, возможно, с той стороны подует новыми маркетплейсами.

Как жить нам в эпоху маркетплейсов?

Тут должен быть большой завершающий абзац с советами и напутствиями. О том, как жить нам, обычным, средней величины производителям и продавцам в эпоху маркетплейсов.

Конечно, стоило бы сказать про новый тренд – нишевые маркетплесы. Маркетплейсы как концепция бизнеса. Причем для того, чтобы быть эффективным и успешным не обязательно растить монстра а-ля Озон. Спойлер – у Вас вряд ли получится стать вторым Амазоном, очередь уже длинная.

Нишевые, к примеру такие как 4fresh, занявшие свое место в сфере продаж полезных продуктов питания и бытовой нехимии.

Кто выиграет? Кто уже выиграл? Тот, кто умеет что-то делать руками и соображает головой. Путь от «цеха» до прилавка стал короче, а значит есть прибыль, можно неплохо заработать и стартовать свой бренд.

- Крупные бизнесы развивающие СТМ (собственные торговые марки), пусть даже размещенные на производстве в Китае. Какой-нибудь IRBIS вагонами грузит свою дешевую технику напрямую в маркетплейсы минуя ресселеров.

- Покупатели из дальних уголков нашей Родины. Они получили прямой доступ к дешевому китайскому барахлу с Садовода.

- Маркетплейс бренды и реселлеры рассчитывающие на рост и продажу своего фулфилмент-бизнеса.

Озон тестирует механизм, который будет позволять передавать карточки товаров с отзывами и историей продаж между юрлицами.

Если взглянуть на рекламную кампанию обновленного Яндекс Маркета, они конкурируют уже не за покупателей, что как бы само собой, а за селлеров.

- Все мы. Ведь стоимость входа в собственный бизнес, а, следовательно и риски, сейчас минимальны как никогда.

А что будет дальше?

Я ставлю на новый формат, там не будет маркетплейсов в том виде, в котором мы привыкли их видеть.

Я догадываюсь каким он будет. И что надо делать, чтобы не проспать тренды.

Все что происходит сейчас – это геологоразведка. Самое интересное впереди.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Костя Строевский

N-я стадия, 2100: Маркетплейсы дошли до границы вселенной, собирается крестовый поход на ее преодоление.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крынский
Автор

Любопытно

Ответить
Развернуть ветку
Savchenko Ivan

7. если это дистрибьюция кока-колы, то можно сделать кокаколопровод, для картошки будет картошкопровод и. т. д. Будут построены целые города, где будут всякие отдельные автоматизированные линии на поставку всего для граждан и производство а гражданам и организациям останется заключить договор напрямую с поставщиком.

8. Телепорт. Можно засунуть руку в компьютер и вытащить условный доширак. Расплатится можно будет сразу же своей энергией.

9. Дистрибьюция силой мысли. Только кушать захотел, а в желудок уже доставлено. Оплата депонированым кислородом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крынский
Автор

Примерно в этом ключе, только с учётом, что история развивается по спирали, имеет смысл обратить внимание на пункт 1 и 2.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Кто выиграет? Кто уже выиграл? Вопрос конечно интересный, но это не про бизнес. Это про лотерею. Меня, как предпринимателя, интересуют вопросы - Кто проиграет? Кто уже проиграл?

Для бизнеса, в первую очередь, важно сохранить то что уже есть, а развитие это уже второй вопрос. По большому счету, если ваш бизнес "схлопнется", вам уже будет пофиг, кто, и чего там выиграл, или выиграет.

Я лично, маркетплейс воспринимаю как цифровой аналог торгового центра. И большая часть бед, с которыми сталкиваются предприниматели в ТЦ, плавненько переехали и на маркетплейсы.

Что за беды?
Постоянный рост стоимости аренды. Требование скидок, акций. Приоритет крупнякам, и еще 100500 бед.

Когда мои клиенты меня спрашивали в 2016, ТЦ или свой магазин? Я отвечал, что хороший хозяин, не кладет все яйца, в одну корзину. ТЦ отлично, но и про собственную сеть точек продаж, забывать не стоит.

Спустя 5 лет, мое мнение, не изменилось, Маркетплейсы отлично, но и про собственную сеть точек продаж, и в первую очередь онлайн точек, забывать не стоит.

Подумайте, что будет с вашим бизнесом заточенном только на маркетплейсе, если он, к примеру завтра, внесет в договор пункт, что каждый продавец, должен быть геем, и раз в месяц, подтверждать это лично, специальному сотруднику маркетплейса?

Шутка, но я бы задумался что будет с вашим бизнесом, если вы все поставили на маркеплейс, а он завтра - все, извините, я ухожу.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

про проверку геев, это же отлично. 90% конкурентов свалит ))

Ответить
Развернуть ветку
Sportica Sportica

Не согласен с автором, что Яндекс Маркет борется за селлеров. На своей шкуре испытал, бардак творится на маркет-плейсе. Все действия Яндекса направлены, чтобы опустить тебя ниже плинтуса, как бы ты не старался. Что не скажешь про Озон, все тихо, спокойно. А читая негативные отзывы покупателей о Яндекс Маркете, то и покупателями они не дорожат. Вряд ли Яндекс Маркет доживёт до следующей стадии.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Слово бардак слишком мягкое

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крынский
Автор

Яндекс всегда действовал с позиции силы. Чувствовал свою монополию, навязывал условия. Но мир меняется, посмотрим, как будет адаптироваться поисковик.

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Если сам не производишь, то на маркетплейсе делать особо нечего. Конкуренция гораздо выше, так ещё и в полной зависимости от причуд поддержки

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Интересно, в качестве кого автор "вёл переговоры с Марвел"?

Ответить
Развернуть ветку
Dan Priwalow

В качестве человека-паука.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крынский
Автор

На тот момент мы много покупали в Марвеле. У нас была собственная логистика. Я тоже не видел особых перспектив - быть логистическим партерном, заниматься транзитом коробок. тем не менее потребность такая была.

Ответить
Развернуть ветку
new retail

Внезапно, Озон и ВБ стали крупнейшими логистическими компаниями. Думаю, что каждый из них превосходит в объеме перевозок такие компании как СДЭК. И ВБ имеет еще и свой парк магистральных грузовиков. И при всем этом, доставка бесплатна для потребителя. Ну условно бесплатна. Для СДЭКа-шмека это полный снос парадигмы - выключить свой основной доход. Скорее всего их участь так и будет возить посылки. Хотя и возможно маркетплейсы заберут эту роль на себя учитывая обширнейшую сеть ПВЗ. Например Озон рокет, за меньшие деньги, чем сдэк уже доставляет посылки по все стране.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Так озон уже сделал отдельную службу логистики и, как минимум, в Москве очень сильно всех потеснил.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Астахов

У СДЭКа уже какое то время есть свой маркетплейс. "С блэк-джеком и..." ну сами знаете.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Sham

Дак напишите продолжение) уж очень интересно написали

Ответить
Развернуть ветку
Олег Астахов

Вчера после своего комента про маркет СДЭК - зашол туда, и вот почему логистические ТК пока не маркетплейсы.
1. Конечно же унылая подача. Ну магазин это "шопинг" - что то что бы покупатель "гулял" по сайту маркетплейса. А не переделанный в прежнем b2b стиле в маркет.
2. Цена доставки. Что бы небольшой груз типа футболки за 800 руб доставлялся (так подсвечено в карточке товара) за 400 рублей в ПВЗ о_О это что то.
Тогда или скрыть это в цену... или см как Озону и WB удается строить логистику доставки до ПВЗ крупных партий, где отдельная футболка по доставке выходит 100р иногда и 50 и все это зашито в комиссию - вычитаемую у селлера.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крынский
Автор

Я думаю, что кто-то из транспортником в шаге от коллаборации с кем-то из торгового-маркетинга, кто им красиво всё нарисует.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Priwalow

Сдэк уже сделал свой мп.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Мертвый

Ответить
Развернуть ветку
Dan Priwalow

Москва не сразу строилась.

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

Вчера узнал что магазин автозапчастей avtoto свой маркетплейс запустил ))))

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда