{"id":13461,"url":"\/distributions\/13461\/click?bit=1&hash=d44d764333f29771436df5067c05cc2a677654f2636217c5226c22b0c2af5093","title":"\u0412\u0436\u0443\u0445 \u2014 \u0438 \u0432\u0430\u043c 16 \u043b\u0435\u0442. \u0427\u0442\u043e \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u0435 \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438?","buttonText":"\u0412\u0441\u0451","imageUuid":"278ea8b2-fa78-58ff-aadc-98200bf4422e","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Seller Den

Минпромпторг начал разработку "Кодекса маркетплейсов". Какие пункты в него внесут и какие санкции ждут площадки?

Скандали, интриги и расследования вокруг маркетплейсов крутятся так лихо, что в пору посвящать им целую целую передачу на федеральном канале. Но толку от этого. Другое дело - регулирование работы таких площадок со стороны вышестоящих ведомств. И, кажется, регулятор вот-вот нажмет на красную кнопку.

Стало известно, что Минпромторг России уже начал разработку стандартов для маркетплейсов по работе с продавцами. В основу Кодекса для маркетплейсов должны лечь предложения Ассоциации компаний интернет-торговли - АКИТ. Более того, требования уже стали базой для черновика документа, который был создан, но продолжает прорабатываться и меняться. Потому что, не все так прозрачно и ясно как хотелось бы.

Не секрет, что продавцы постоянно жалуются самим площадкам и в вышестоящие ведомства на то, что маркетплейсы открыто ущемляют их в правах и нарушают условия договоров оферты. Сами маркетплейсы с таким положением дел не согласны. Например, недавно Татьяна Бакальчук открыто заявила, что селлеры просто умалчивают о всех плюсах, которые дарят им агрегаторы. Мы писали об этом здесь.

Минпромторг, в свою очередь, признает, что риск диктата со стороны e-commerce-гигантов имеет место быть. Именно поэтому ведомство инициировало обсуждение по вопросам регулирования деятельности маркетплейсов на очередном заседании профильной рабочей группы. Как итог - принято решение прописать некие условия сотрудничества онлайн-площадок с поставщиками.

Кстати, ведомство коснулось этой темы еще весной 2021 года. В апреле оно разослало всем маркетплейсам открытое письмо с наиболее частыми вопросами селлеров. Мы рассказывали об этом в нашем блоге. Тогда досталось даже «Авито» и «Ярмарке мастеров», а по OZON и WB будто катком проехали.

У вас, наверняка, есть 1001 претензия, которую вы хотели бы направить в адрес маркетплейсов. В будущем Кодексе их меньше, но вы можете сравнить свои пожелания и ожидания с действительностью. В черновик уже включены следующие пункты:

  • ценообразование на онлайн-площадке не должно никоим образом зависеть от участия продавцов в рекламных кампаниях и от других условий маркетплейса;
  • участие селлеров в любых маркетинговых акциях должно быть исключительно добровольным, должно быть исключено любое давление;
  • маркетплейсы должны нести полную материальную ответственность за случаи потери и порчи товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе;
  • маркетплейсы должны уделять более пристальное внимание проблеме реализации контрафактной и несертифицированной продукции;
  • должен быть урегулирован вопрос утилизации продукции на складе маркетплейса, если ее может осуществлять сам поставщик;
  • маркетплейс обязан уведомлять продавцов об ухудшающихся условиях (увеличении тарифов или объема обязанностей, сокращении прав) в тот срок, который требуется для возврата товара со склада. При этом действие новой оферты не должно распространяться на остатки продукции, отгруженные по старым правилам;
  • маркетплейс обязан размещать в открытом доступе подробную информацию о наборе оказываемых услуг и итоговой комиссии для селлеров, а также о требованиях к упаковке;
  • маркетплейс обязан обеспечивать оперативную обратную связь своим селлерам.

Еще один вопрос, который вынесен на обсуждение - свобода выбора продавцами логистической компании. По мнению регуляторов, такие стандарты должны стать обязательной частью договора оферты. Об этом, видимо, тоже пойдет речь в будущем Кодексе. Он, кстати, будет постоянно совершенствоваться. Видимо, вместе с изменениями рынка.

Пока не ясно в какие сроки появится такой Кодекс маркетплейсов и как именно он сможет повлиять на отношения продавцов и площадок. Речь о том, что к агрегаторам можно будет предъявлять некие санкции, в случае нарушении пунктов Кодекса, пока не идет. А если их и вовсе не будет, то Кодекс рискует стать чем-то в стиле "Вредных советов" Заходера. Не больше.

0
1 комментарий
Павел Раков

Ну что за сладкие слова прописные в кодексе?! Я боюсь представить как МП отыграются в ответ на селлерах!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null