{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Чего ретейлерам ожидать от 2022 года

Какие из тенденций в ретейле 2021 года останутся актуальными в наступающем 2022-ом? Эксперты поделились своими ожиданиями.

Специалисты NielsenIQ, провели исследование, по результатам которого сделали вывод, что ключевыми в новом году будут 6 трендов.

На первом месте, конечно же, электронная коммерция. Она переживает бурный рост по всему миру благодаря реальному потреблению. Онлайн-торговля сейчас удовлетворяет все запросы покупателей, будь то свежие продукты, новинки, быстрая доставка.

В NielsenIQ отметили, что год назад в онлайн-магазинах заказывали продукты с длительным сроком хранения, так сказать, закупались впрок. Теперь 24% заказов приходится на продукцию по уходу за телом, 15% на fresh food и товары с небольшим сроком годности, 10% на бакалею и товары для животных и только 9% на закупку запасов. Больше половины опрошенных NielsenIQ ретейлеров и производителей ожидают, что до конца 2022 года доля онлайн-продаж в России достигнет 5-10%.

Следующий тренд – растущий потенциал дисканутеров. Доля продаж ретейлеров в российских дискаунтерах составляет 32%, а количество посещений канала в месяц остается выше, чем в любом другом формате — больше 7 раз в месяц.

Но это не предел благодаря, так называемым, жестким дискаунтерам, которые потребители полюбили за низкие цены. Российские ретейлеры могут использовать мировой опыт для своего развития. Например, продажи ретейл-компаний в дискаунтерах Восточной Европе составляют 40%, при этом сами магазины работают над совершенствованием покупательского опыта: улучшают атмосферу у себя, предлагают гостям самую свежую продукцию и выпечку, расширяют ассортимент товаров за счет локальных и зарубежных производителей. Таким образом они превратились в модные магазины и вышли на более высокий уровень своего развития.

Еще одна тенденция, которая вместе с вышеперечисленными, может изменить индустрию ретейла в 2022 года сильнее – эмоциональные покупки.

Офлайн-шопинг наполнен запахами, тактильными ощущениями, светом, взаимодействием с товарами на витрине, общение с персоналом или другими покупателями. Что же касается онлайн-покупок, то импульсные покупки в нем связаны с широким ассортиментом, возможностью найти именно то, что искал, персональными предложениями и подарками. А развитие сервисов экспресс-доставки привело к тому, что сфера импульсного шопинга расширилась даже на те категории товаров, которые раньше покупатели приобретали исключительно запланировано, например, технику или товары для дома. Скорость доставки становится одним из главных конкурентных преимуществ на рынке, и экспресс-доставка, несомненно, продолжит укреплять свои позиции в качестве одного из центральных элементов шопинга и влиять на ожидания покупателей.

Покупатели, совершая покупки, превратили осознанное потребление из лозунга в осознанное действие и это стало еще одним четким трендом этого года.

Потребители с каждым годом в глобальном смысле переходят к конкретным действиям, которые легко интегрировать в повседневный быт. По данным Google, по всему миру количество генерализированных запросов сокращается, например, пользователи в Великобритании стали искать «веганские диеты» на 47% реже, тогда как более специфичный запрос «доставка органического мяса» вырос на 158%. Количество запросов «веганский ресторан» сократилось в Германии на 17%, а «рецепт веганского ланча» выросло на 180%. В России число запросов «веганский» уменьшилось на 30%, а, например, «рефил(л)» (как способ снизить количество приобретаемого пластика) выросло на 25%7.

Попытки покупателей оптимизировать бюджет и найти новые способы сокращения расходов привели к новой волне развития собственных торговых марок (СТМ) сетей.

Доля их продаж достигла в России самых высоких за последние 5 лет значений — более 5%. Несмотря на рекорд, она остается одной из наиболее низких в мире. Например, в Австрии, Нидерландах, Франции доля продаж СТМ на FMCG-рынке составляет более 30%, в Португалии — 35%, в Испании — почти 40%, в Швейцарии — более 50%. Собственные торговые марки — это тот тренд, который может пронизывать все остальные тренды. На фоне взрывного развития дискаунтеров и онлайн-торговли, можно быть уверенным в том, что в ближайшее время СТМ займут большую долю на рынке.

Эксперты NielsenIQ утверждают: вне зависимости от трендов и степени их влияния на рынок можно быть уверенными в том, что ретейл будущего — это не просто покупка, а опыт, как бы банально это ни звучало. И этот опыт может быть и функциональным, и эмоциональным, и удобным одновременно.

О тенденциозных технологиях в российском ретейле 2022 года рассказал управляющий директор рекламного агентства IVK Кирилл Смирнов. На очереди повсеместное внедрение искусственного интеллекта, он уже работает на благо зарубежных компаний, пришла очередь РФ.

Как ретейл будет применять современные технологии машинного обучения в обозримом будущем? С помощью алгоритмов ИИ покупатель будет получать цены, актуальные конкретно для него. Компания CB Insights, которая анализирует технологии, предсказывает высокий спрос на индивидуальное ценообразование.

Так же ИИ искусственный интеллект поможет выбрать то, что по вкусу каждому покупателю: он будет запоминать покупки, а потом формировать список тех, которые скорее всего понравятся. Эта технология уже реализуется в приложении Vivino, оно учитывает предыдущие приобретения пользователя, сохраняет оценки и может подсказать, какой напиток придется по вкусу. С помощью машинного зрения можно отслеживать выбор потребителей, передавать информацию на кассу, пока человек до нее идет, а также выдавать персонализированные рекомендации для покупок. Похожим образом работают умные тележки Amazon Go. Они оснащены искусственным интеллектом и считывают, какие товары человек положил в корзину. Покупатель может даже оплатить товар, не подходя к кассе: деньги списываются на выходе из магазина. В России высокими растет спрос на видеоаналитику. На пресс-конференции Telecom Daily, выяснилось, что объем рынка видеоаналитики составил 11,1 млрд рублей, то есть на 14,2% больше, чем в 2020 году.

Автоматизация и роботизация для упрощения логистики. С каждым годом растет доля покупок в интернет-магазинах и собирать заказы в скором времени будут автономные мобильные или коллаборативные роботы, работающие в связке с человеком.

Они возьмут на себя все этапы работы с товаром: от перемещения коробок до упаковки и сортировки грузов. Но роботы нужны не только на складах: скоро они заменят курьеров на близкие расстояния. Например, Amazon Prime Air доставляет заказы с помощью дронов, «Яндекс» тестирует роботов-доставщиков, а «Сбер» разрабатывает робота-дезинфектора помещений.

Про дополненную реальность уже много сказано, но возможности, которые она открывает для ретейла, так высоки, что этот тренд не только сохранится в наступающем году, но даже усилится. Эта технология значительно облегчает жизнь покупателям и стирает грань между магазином и домом: возникает эффект «магазина в вашем доме». Никаких длительных поездок в торговые центры, очередей и потерянных нах это выходных.

Модель «Купи сейчас, заплати потом» («Buy now, pay later», BNPL) активно развивается в США.

По данным Strawhecker Group, 39% американцев уже воспользовались схемой BNPL и остались довольны. Люди покупают товар и оплачивают его частями без переплат в течение определенного срока. Это новая веха в развитии краткосрочного финансирования, которая приходит на смену классическим кредитам. Она выгодна для продавца, покупателя и оператора сделки, поскольку человек получает желаемое без задержек, продавец увеличивает объем продаж и получает всю сумму сразу, а оператор сделки зарабатывает на процентах от просрочки платежа. Летом этого года Walmart заявил, что заменяет стандартную возможность отсрочки оплаты покупки на модель BNPL. В России первый BNPL-сервис «Долями» был запущен в апреле 2021 года. Его разработал банк «Тинькофф».

Эксперты уверены, что компании, которые не следуют за трендами и не считаются с потребностями покупателей, испытают сложности и будут вынуждены принимать решение, хотят ли они идти в ногу со временем.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда