{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Статистика Robokassa: как россияне совершали онлайн-покупки в 2021 году

Татьяна Глазачева, CEO Robokassa, рассказала о самых популярных способах оплаты, типах банковских карт и банках-эмитентах по итогам 2021 года

Объем российского рынка интернет-торговли продолжает расти и по итогам 2021 года может превысить 4 трлн рублей. Такой прогноз озвучил Денис Мантуров, глава Минпромторга России, в своем докладе на международном форуме Ecomference Rupost Retail Week. В рамках этого же форума Артем Соколов, глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), поделился другими цифрами – объем рынка e-commerce в РФ по итогам года может вырасти до 3,478 трлн рублей с 3,221 трлн рублей в 2020 году. Также он сообщил, что за последние полтора года количество человек, которые в течение года совершили хотя бы одну онлайн-покупку, выросло на 20 млн и составило 60 млн.

Увидеть, какой из прогнозов оказался ближе к истине, мы сможем уже через пару месяцев. Отмечу, что они были озвучены в начале октября – то есть, до нового локдауна и ужесточения различных ограничений по всей стране. Таким образом, потребители вновь оказались вынуждены совершать свои покупки онлайн, что не может не повлиять на показатели рынка онлайн-торговли.

На основе уже имеющихся показателей Robokassa за 2021 год, мы отмечаем, что количество и объем онлайн-покупок растут. На основе нашей статистики мы рассмотрим, чем и как платили россияне в начале этого года.

Самые популярные способы оплаты

Лидером по количеству транзакций остаются банковские карты (исключая платежи токенами) – с их помощью было совершено 69,6% онлайн-покупок. Интересно, что в 2021 году доля, приходящаяся на этот метод оплаты, впервые показала снижение вместо роста, причем значительное – по сравнению с показателем за 2020 год она снизилась на 18%. Причиной снижения стал активный рост токенизированных оплат.

Стремительно «тянут на себя одеяло» pay-платежи – их доля достигла 26,2% (показатель за 2020 год – 8,82%). Распределение выглядит следующим образом:

  • Apple Pay – 14,35%,
  • Google Pay – 6,5%,
  • Yandex Pay – 4,4%,
  • Samsung Pay – 0,95%.

Электронными деньгами оплатили 3,8% онлайн-заказов. Основная часть этой доли приходится на Qiwi Кошелек – 3,2%, у ЮMoney – 0,53%, у WebMoney – 0,07%. Годом ранее их общая доля составила 2,2%.

0,4% заказов в интернете оплатили картами рассрочки «Совесть», «Халва» и «Свобода» (в 2020 году их доля составляла 0,06%).

Следующим образом произошло распределение методов оплаты по показателю общего оборота:

  • Банковские карты – 72,2%;
  • Pay-платежи – 26,4%: Apple Pay – 17,6%, Google Pay – 4,7%,Yandex Pay – 3,3%,Samsung Pay – 0,8%;
  • Электронные деньги – 0,9%: Qiwi Кошелек – 0,65%, ЮMoney – 0,2%, WebMoney – 0,05%;
  • Карты рассрочки («Совесть», «Халва», «Свобода») – 0,5%.

Типы банковских карт

На основании оплат в секторе малого и микробизнеса, проведенных через платежный сервис Robokassa, самыми популярными по количеству транзакций по-прежнему остаются карты международных платежных систем Visa и MasterCard, ими было оплачено 43,5% и 35,2% онлайн-заказов соответственно. По сравнению с показателями прошлого года доли этих ПС уменьшились на 3,5% у Visa и на 7,8% у MasterCard. Объяснить эти снижения можно укреплением позиций национальной платежной системы «Мир».

После небольшого спада популярности в 2020 году, карты российской ПС «Мир» все чаще используют для оплаты покупок через интернет. Доля, приходящаяся на карты «Мир» – 21,3%, что на 11,3% больше показателя прошлого года.

Следующим образом выглядит распределение между типами банковских карт по показателю общего оборота:

  • Visa – 45,1%;
  • MasterCard – 38,8%;
  • «Мир» – 16,1%.

Банки-эмитенты

С небольшим приростом лидером по-прежнему остается СберБанк – с помощью карт этого банка было совершено 77,9% онлайн-покупок, что на 8,9% больше показателя 2020 года.

«Тинькофф банк», с долей в 4,9%, вновь выходит на вторую позицию рейтинга. На третьем месте, как и последние несколько лет, находится банк ВТБ – его доля составила 3,2% (годом ранее показатель был на 1,8% выше).

Таким образом произошло распределение долей между банками-эмитентами по показателю общего оборота:

  • СберБанк – 73,9%;
  • Тинькофф банк – 8,7%;
  • ВТБ – 3,6%;
  • Альфа-Банк – 3%;
  • Росбанк – 2,9%;
  • Другие банки – 7,9%.

Независимо от популярности тех или иных платежных методов, рынок e-commerce укрепляет свои позиции. И с учетом происходящих событий становится очевидно, что сфера электронной коммерции продолжит уверенно расти и активно развиваться как в России, так и в других странах мира. Ну а мы продолжим следить за показателями и обязательно расскажем о происходящем в обозримом будущем. Удачи!

0
1 комментарий
Nikolai Erovenko

Спасибо за цифры. Жаль правда, что в таких статьях не видно команды, которая работала для достижений этих целей. Мех.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда