Основатели онлайн-дискаунтера продуктов «Прозапас» заморозили проект Статьи редакции

Пытаясь повторить успех американского аналога, предприниматели не учли особенности российских потребителей.

Создатели запущенного в 2017 году продуктового онлайн-дискаунтера «Прозапас» заморозили проект. Об этом РБК рассказал один из основателей проекта Николай Белоусов.

Партнёры решили заморозить проект ещё в декабре 2017 года, сейчас они до сих пор распродают остатки по бросовым ценам. Свои убытки предприниматели оценивают в 2 млн рублей.

Интернет-магазин для мелкооптовых закупок продуктов и товаров повседневного спроса «Прозапас» был запущен в апреле 2017 года. За проектом стояли основатель и бывший главный редактор vc.ru Андрей Загоруйко, основатель интернет-магазина Madrobots Николай Белоусов и создатель сервиса по вызову автомобилей FixTaxi Андрей Азаров.

На старте предприниматели вложили 10 млн рублей личных средств в равных долях. Эти деньги пошли на разработку сайта, формирование фонда на операционные расходы и предоплату сетям-партнёрам, среди которых были «Лента», «Магнит», Metro C&C и другие.

Основатели проекта утверждали, что пользователи смогут приобрести товары со скидками до 30-35% в одном месте, не посещая магазинов. До конца 2017 года компания планировала увеличить ассортимент с 70 до 200 позиций и выйти за пределы Москвы — в Санкт-Петербург и другие крупные города России.

Рекламный ролик о выгоде покупок в «Прозапас», на который предприниматели потратили «несколько сотен тысяч рублей»

Всего за 2017 год «Прозапас» получил только 202 заказа. По мнению Белоусова, ключевая ошибка проекта заключается в том, что предприниматели по аналогии с американским сервисом по доставке товаров повседневного спроса Boxed пытались собрать для клиента полноценную корзину с товарами разных категорий.

Оказалось, что клиентам «Прозапас» ассортимент не очень нужен — большинство покупателей использовали сайт для закупок одного-двух видов товара. Например, администраторы стоматологических кабинетов закупают мелким оптом туалетную бумагу, а родители маленьких детей — детское питание.

Николай Белоусов, сооснователь «Прозапас»

Среди других проблем Белоусов выделил переоценку уровня автоматизации партнёров: многие торговые сети вели учёт ассортимента в Excel, из-за чего данные быстро устаревали — партнёры бронировали товар, но когда курьер за ним приезжал, выяснялось, что его уже нет на складе. Предприниматели пытались договориться напрямую с производителями — Unilever и P&G, но их не заинтересовали объёмы продаж «Прозапас», рассказал Белоусов.

По его словам, основатели компании не до конца верили в успех затеи и не предпринимали дополнительных шагов: партнёры не рискнули вкладывать в проект дополнительные инвестиции, и бизнес-модель «Прозапас» так и не заработала в полную силу. Кроме того, добавил Белоусов, возникла классическая проблема: «как усидеть на двух стульях» — постепенно каждый из основателей переключился на свой основной бизнес.

Осенью 2018 года Николай Белоусов планирует перезапустить проект, сосредоточившись только на одной товарной категории — снэках. Привлечь покупателей он рассчитывает с помощью блогеров: «Сначала выберем популярную площадку и попробуем предложить то, что интересно её пользователям».

0
84 комментария
Написать комментарий...
Денис Семенов

Что-то цены там дороже чем в соседнем перекрестке. Может проблема в том, что дискаунтер не дискаунтер.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

В первой статье, когда они открывались это и было самой обсуждаемой темой, что цены ну никак не конкурентные.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Крылатов

Получено главное — бесценный опыт. Витание в облаках, все энти ихние блокчейны и бигдейты, продуктивно разбилось об экселевые таблицы и туалетную бумагу.

В смысле, я надеюсь, что продуктивно, читая о грядущем перезапуске проекта с фокусом на снэках. Молодцы, что делают правильные выводу и не бросают затею.

Ответить
Развернуть ветку
Valeriy Zinchenko

ихние... *facepalm*

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Максимов

Ну хрен знает на счёт "Правильных выводов".

"Пытаясь повторить успех американского аналога, предприниматели не учли особенности российских потребителей."

Ага давайте всё валить на потребителей. Это же так удобно.
Дерьмо случилось именно из-за "загадочной русской души", а не потому, что бизнес, где ключевым инструментом является мониторинг остатков товара и стоимости его доставки в реальном времени, был завязан на таблицы, обновляемые, чёрт пойми как, в лучшем случае, 2 раза в сутки при переучёте. Т.е.покупатели плохие, и поставщики, не совсем хорошие.

И не потому, что прочитав про этот сервис год назад и вспомнив о нём полгода назад я пытался найти его через поиковик по оставшимся в памяти фразам, типа "Заказ товаров длительного хранения", "заказ круп и туалетной бумаги" и прочие игры фантазии. В результате не нашёл сей сервис и пошёл в деликатеску. Т.е. банальной рекламы не было.

И вот вроде всё это в статье описано и признаётся, как организационный косяк, но почему-то всё равно остаётся впечатление попытки спихнуть ответственность на потребителя.

С чего бы снекам продаваться лучше, чем снекам+туалетной бумаге?
Может всё-таки другие ошибки искать?

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

первый раз прочитал про этот сервис только что, нигде рекламы не видел.
может и заказал бы что-нибудь, да видимо все распродали уже :(

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Dmitry Nosov

Клиент всегда неправ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aka Bydionis

Я о вашем сервисе прочитал еще в первом релизе на vc, а на этих новогодних праздниках пытался его найти) название я не вспомнил но знал что этот сервис найду в поиске vc по запросу "Загоруйко". Потом изучил что с вами стало и вашу, кхм "скромную" рекламную кампанию в сети. Я нашел всех значимых игроков в этой нише, тех кто перепродает товары Метро, а вас вообще ни разу не встретил.

Я сам выступал против таких сервисов и комментировал их тут, в частности про доставку корма животным, о их нерентабельности, и очень сложной организации процесса логистики. И очень опечален вашим итогом. Но свято место пусто не бывает, и вот я сам решил в январе, когда про этот формат и вас вспоминал, сделать такой же сервис)))) Ну правда я в интернет-бизнесе (именно eshop) уже восьмой год и опыта продаж у меня побольше. Мои итоги - 52 заказа только за январь. Трата на рекламу 0 рублей. 60% клиентов рестораны, бары, клубы, по дружественным связям. Но двадцать заказов пришли от розничных клиентов. Единственное чем я отличаюсь от вас, у меня реально цены дискаунтера и доставку мы назначаем сами. Тоесть если ты хочешь получить упаковку 72 рулона бумаги по 6 рублей, а 144 упаковки за 5,8 р., то мы сами выберем удобное время и согласуем его с клиентом за сутки-двое. Купишь что-нибудь еще из товаров из зеленой зоны (например упаковка чая) привезем когда скажешь.

Плюс у экспедиторов теперь за правило всегда в телефоне список товаров с фотографиями, и минимальной ценой, по которой он самостоятельно принимает решение о покупках в том же Метро если видит этот товар по акции ниже минимальной суммы. А чтобы машина не ехала пустой, забивает его объемным товаром на максимальный объем.

И вы знаете, мне теперь кажется что это очень выгодно))) Еще ни один заказ не ушел в минус)))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Круто!! Можно ссылку?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Евгений Крылов

Рекламный ролик о выгоде покупок в «Прозапас», на который предприниматели потратили «несколько сотен тысяч рублей». Вы угорает, ребята?

Ответить
Развернуть ветку
Danil Khasanshin

В каком направлении ржака? В смысле, можете подобное за десятки тысяч рублей?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кожекин

А мне ролик понравился, увидел бы его раньше, 100% зашёл бы на сайт посмотреть что за сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ievlev

"Эти деньги пошли на разработку сайта, " - а именно покупку шаблона и движка битрикс за 28000 рублей.
Куда ушло 10 миллионов блеать!!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Альберт Сафеев

По франшизе Аяза?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

Капитан, вы мой герой!

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

а потратили бы вначале деньги на полноценный анализ рынка - сэномили бы время и деньги. но зачем нам анализ,давайте въебем как в штатах)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

Это и был полноценный анализ рынка!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Полянин

Марк Цукерберг вроде не делал полноценного анализа рынка.
Посто у кого-то есть чуйка, а у кого-то нет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
О, я не из Англии...

Такое может писать только человек, который читал про бизнес в умных книжках гаврвардских профессоров. Единственное реальное исследование рынка - запуск бизнеса. Всё остальное - фантазии разной степени ванильности.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Serge Arsentiev

Я вот вспоминаю, отправили меня за каким-то шоколадками для детей на праздники. В промзону. С непривычки я тут добирался 1.5 часа (расстояние по карте на 10 минут езды), запарковался сдуру _снаружи_, прикинув что легко дойду пешком куда надо ... и следующий час ходил между огромными ангарами, пробуя разыскать нужное. Там реально километры внутри, надо было заказывать пропуск и заезжать, конечно.
 
Компанию я все-таки нашел, покупку сделал, и пока документы оформлялись -походил и посмотрел ассортимент - это по сути кондитерские полки/витрины любого Окея - только за 40% (в среднем) стоимости там. Ограничение по минимальному заказу тогда было от 1000 рублей (всего). Остатки подписаны непосредственно на образцах товара. Грубо говоря - "Баунти" в магазине за 55 рублей, а у них за 25 рублей. Конфеты фабрики им. Крупской "Мишка на Севере" - в Окее по 147 рублей (по акции иногда за 119), - а у них за 70 рублей.
 
Дальше, что там еще у соседей, в том же и других ангарах. Что угодно - другие виды продуктов (кроме алкоголя, вроде), бытовая химия/косметика. Бытовая техника.
 
Фактически, перевалочный пункт оптовых фирм, для приёма товаров от поставщиков, и доставки их кому угодно - в том числе и в сети. Вы же видели очередь газелей около Окея - далеко не все из них фирменные - 70% нонеймов.
 
Вот с такими складами авторам проекта, видимо, и нужно было сотрудничать, и начинать с составления "пула" таких оптовых фирм, где мелкий опт, скажем от 2000-3000 рублей - грубо говоря, в формате Черкизона с доставкой ...

Ответить
Развернуть ветку
Влад Алексеев

где находится?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Васильев

Надо всего лишь сменить категорию. Арендовать самолет и найти корешей в Аргентине

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

И кнопку "добавить в закладки"

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Aleh Perentov

Сложилось впечатление, что весь этот бизнес делался ради съемки ролика с собой в главной роли, в надежде набрать ту же виральность, что и американский оригинал, потешить своё эго. Только в отличие от оригинала, «локализованный» ролик смотрится нарочито неестественным, весь просмотр не покидало чувство испанского стыда.

Ответить
Развернуть ветку
Sly Volets

1 - Шаблон магазина - слишком стандартен, и не вызывает доверительный эффект (не хочется здесь купить)
2 - Юзабилити у магазина слаб, мягко говоря. Не вижу никаких кол ту экшен, теряюсь в навигации.
3 - Ассортимент. Навигация магазина предполагает "супермаркетовый" ассортимент, но его нет в наличии. Если такой широкий ассортимент не предполагается -- тогда нет фокуса на конкретном сегменте. Все это разочаровывет юзера.
4 - Оформление в уебищном цвете советского подъезда (это я про бирюзу). Стопорит дальнейшее изучение сайта. Лучше юзать что-то другое.
Не благодарите, ваш кэп.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Shevsky

И килограмм мыла

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Arbanov

И что, никто не посмотрел рекламу?
Рекламный ролик о выгоде покупок в «Прозапас», на который предприниматели потратили «несколько сотен тысяч рублей»
Только из-за него стоило начинать дело

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ievlev

курьер ох;уенно взял посылочку на складе и поехал. Так работает 95% курьеров)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleh Perentov

Ради него весь бизнес и делали.

Ответить
Развернуть ветку
Ushkyr Basmach

Восхитительная идея на осень. Снеки - 1-2% продуктового рынка по рамиронильсенам. Не смогли отбиться на нескольких категориях, а на снеках попрёт. Наивно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Konstantin Tyufyakin

Просто не надо было распыляться, а начать с малого. Найдете первых последователей, а за ними и сарафанное радио и расширение линейки товаров. Причем мне кажется выбор категории "туалетная бумага" не выгоден :). Ответьте на вопрос: что обычно люди заказывают онлайн? Что вы сами заказываете онлайн прозапас? Лично я воду в бутылях, ибо Москва это одна большая беда с водой. Замутите агрегатор. Вот еще вопрос: дешевле ли будет товар у вас нем в той же Ленте по акции? Думаю вряд ли, поток совершенно разный. Зато вы можете доносить информацию о таких акциях до конечных клиентов, выступаю в роли агрегатора (движок деливери + юбера), перекладывая ответственность за товар на конечного исполнителя. Целевая аудитория, система рейтинга для исполнителя - классическая мотивация. И средства на инвестицию упадут

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

Уже есть едадил.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
33_rublya

Правильно, пока Белоусов лично общался на сайте с потенциальными клиентами через окошко обратной связи, Загоруйко укатил в Штаты... Конец немного предсказуем (с)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеев

Со всеми бывает, не расстраивайтесь!

Ответить
Развернуть ветку
Olexandr Zinovyev

Интересно, сколько именно сотен тысяч рублей стоил им этот рекламный ролик;)))

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Покупать в ленте и продавать на 30% дешевле чем в ленте? Ребята не дружат с математикой

Ответить
Развернуть ветку
Никита Генералов

А что мешало им у дистрибьюторов закупаться? Про PG и Unilever вообще смешно: эти ребята вообще никому с улицы не продают , у них есть собственные дистры, между которыми поделены все локации, при этом цена у них вполне адекватная и минимальные объемы отгрузок посильные.
Такое чувство что подбором персонала там тоже никто особо не заморачивался

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Azarov

Кто-то покупает снеки прозапас?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Боина

fp......

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Ребятам просто забыли рассказать, что дискаунтер это не только хуевый сервис, но ещё и (сюрприз) реально интересные цены.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур

Поясните пролетарию - снэки - это же закуски типа шоколадных батончиков и всяких чипсов? Понятно, что на них навар в магазине очень большой, но это ж в каких объемах надо реализовать продукцию, чтобы в итоге еще и в плюсе остаться? Они стоят всего ничего, до 100 рублей все.

Ответить
Развернуть ветку
ЯрСтан

Рекламный ролик полное, мягко сказать, слабый. Не изучили свою целевую аудиторию, поэтому попали "в молоко".
Почитал про их бизнесы в инете. У меня создалось впечатление, что все они выходцы из инфобизнеса типа Бизнес молодости и пр.
Крики "мы все крутые", а по факту - чужие производственные мощности, недоделанный сервис такси, цены на товары выше чем у конкурентов.
Обсуждать нечего. Зря потратил время на изучение статьи и вопроса.
Единственное что эти люди умеют хорошо делать, на мой взгляд, это организовывать процесс коммуникации (3,14здеть не мешки ворочать). Но знаний и опыта не хватает. Поэтому все, что про них нашел - это отрицательные отзывы об их бизнесах.
Так слоника не продашь...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Titov

Да как же так, стартап провалился! Не случается в жизни таких неприятностей!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гордеев

Когда Цукерберг не позвонил.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда