Год на Wildberries: c 0 до 3,62 млн выручки в месяц на чехлах для телефонов

О том, как мы пришли на маркетплейсы и конкретно к чехлам, отдельный пост напишу. Скажу лишь, что большую роль в этом сыграл сервис аналитики продаж на маркетплейсах MPStats. Который впервые показал сколько люди зарабатывают на всякой ерунде.

Если бы мне год назад сказали, что я буду чехлами заниматься - я бы не поверил. Но это оказалось любопытно. Хочу поделиться фактическими результатами и рассказать про организацию некоторых процессов. Будет лонгрид с цифрами и ссылками на полезные сервисы, но начнем сразу с графика выручки:

График выручки (без самовыкупов) за 2021 год.

Январь-Февраль мы искали, закупали и готовили товары к отгрузке. В марте-апреле тестировали разные гипотезы продвижения. И в мае уже начали продавать серьезнее.

1,025 млн.руб.
составила чистая прибыль в августе 2021 года

Как организованы процессы в компании

Еще одна вводная для полноты картины: наша компания находится в Челябинске.

Цикл у селлеров маркетплейсов простой:

  • закупка товара
  • создание и наполнение карточек
  • подготовка товара к отгрузке (отсмотр брака, обклейка)
  • поставка на склад WB
  • самовыкупы
  • анализ
  • закупка товара

Чуть подробнее расскажу про эти этапы. Начнем с закупок, у нас их 2 вида.

1. Закупка на рынках

Коротко: есть три основных места, где закупаются селлеры WB - "Садовод", ТЯК Москва (в народе его называют Люблино) и "Южные ворота". Большая часть импорта товаров из Китая проходит через эти три рынка.

  • Плюсы закупки на рынках: это быстро (приехал-купил), норм цены
  • Минусы: товар как у всех, только за наличку, высокий процент брака

Брак следует упомянуть отдельно. Многие новички на маркетплейсах упускают этот момент. А это очень серьезная проблема при работе с рынками. В одной из наших закупок на рынке количество бракованных товаров достигало 30%. Да, у нас есть с поставщиками договоренность о возврате. Так можно, даже на рынках. Но отсмотр брака и возврат все равно увеличивает операционные расходы. А если вы не заметили хоть один бракованный товар и отправили его на Wildberries - он может потом кататься от одного клиента к другому, и каждый будет ставить вам плохую оценку, уничтожая вашу карточку.

2. Закупка товара в Китае

Когда мы начали интересоваться закупками напрямую в Китае, было много вопросов и опасений. Основное наше опасение звучало следующим образом: "как сделать так чтобы нас не обдурили?". И тут на VC очень вовремя выходит статья, что Joom запускает маркетплейс JoomPro для российских продавцов китайских товаров.

Мы заинтересовались. Joom давно этим всем занимаются и у них уже есть проверенные китайские поставщики. Было страшно напороться на мошенников, а тут и компания известная, и на vc в случае чего можно пожаловаться. Это же модно нынче.

Мы заказали несколько образцов продукции, остались довольны качеством и в начале августа оплатили первую партию.

Сколько стоит купить товар в "белую" на примере реальной поставки

- Закупочная стоимость товара: 2 459 205,00 руб.

- Доставка: 527 067,45 руб.

- Таможенная декларация: 25 000 руб.

- Таможенная пошлина: 432 208,34 руб.

- Таможенный сбор: 12 000 руб.

- Таможенное оформление: 15 000 руб.

- Организация таможенного досмотра: 10 000 руб.

- НДС: 662 719,45 руб.


Итого вышло: 4 143 200,24 руб.

Из нюансов:

  • когда вы импортируете товар в Россию вы должны заплатить ввозной НДС 20%. Но НДС вы платите не на закупочную стоимость партии товара, а на всю сумму расходов связанную с этой поставкой, включая доставку и таможенную пошлину. Т.е. по сути вы платите налог на налог. Для нас это стало сюрпризом.
  • вопреки принятой на рынке практике, чехлы из Китая пришли россыпью, без индивидуальной упаковки. Знаете что сказал китайский поставщик на это? Верно: "вы же не просили чтобы они были в индивидуальной упаковке". Урок на будущее: при работе с китайцами обговаривай все мелочи, даже те, которые кажутся тебе очевидными.

В целом хочу отметить, что ребята из JoomPro красавцы. У нас осталось очень приятное впечатление от работы с ними. Да и процент брака в поставке был наименьший за все время. Так что их тоже могу смело рекомендовать.

  • Плюсы закупки в "белую" в Китае: уникальный товар, все оплаты официально с расчетного счета
  • Минусы: длинный срок поставки (2-3 месяца), чуть дороже чем карго

Создание и наполнение карточек товаров

Тут есть два направления:

1. Визуал

Сначала мы решили, что будем делать упор на "дорогую" картинку. Наняли стилиста, модель, фотостудию с инвентарем украшательным. Но потом выяснили, что лучше работает если она просто выделяется в выдаче. Было даже как-то обидно.

2. SEO

У моего партнера по бизнесу черный пояс по SEO. Так что в этом компоненте у нас не возникло вопросов как что делать. Тем, кто вообще не понимает в этом рекомендую обратиться в MPStats, они делают хорошо. Мы у них заказали в декабре SEO на 100 тыс.руб. чтобы поучиться, остались довольны.

Склад

Уже по итогам апреля было очевидно, что у чехлов математика сходится хорошо и можно серьезнее заходить в это направление. К тому моменту у нас было около 100 sku чехлов, и мы решили, что нужно в ближайшие 2 месяца увеличить ассортимент чехлов до 500 sku. В офисе такой объем уже не освоить. Пора заниматься складом.

Арендовали через друзей 125кв.м. за 43 тыс.руб. Так как загруженность на склад будет неравномерная, решили привлекать сдельных работников в моменты прихода крупных поставок.

В провинции есть свои преимущества. Стоимость рабочей силы одно из них. Например, продавцы на островках в челябинских ТЦ получают в среднем 100-120 руб/час. Бариста в кофейнях получают 120-140 руб/час. А разнорабочие вообще 80-100 руб/час. Москвичи-айтишники, как вы? Держитесь там?)

Чтобы быстрее найти нормальных людей мы решили платить выше рынка - 150 руб/час. Это оказалось хорошим решением: первая же девочка, которая откликнулась на вакансию через 2 месяца стала руководителем склада. Она привлекла к обклейке чехлов и мужа, и двух подруг, и мужа подруги, и брата мужа подруги. Просто находка в общем! По сей день структура на складе у нас такая: есть руководитель склада, которая в штате и работает фулл-тайм, и есть сформировавшаяся команда сдельных работников из 8 человек, которые выходят только во время больших приемок.

Как мы поставляем товар на WB

Торговлю по FBS (отгрузка со склада поставщика в момент заказа) мы не рассматривали, потому что в Челябинске в прошлом году еще нельзя было работать по такой модели. Оставался только вариант поставки на Wildberries. Если мы отправим товар сразу до склада WB транспортной компанией и по любой причине товар не примут - у нас возникнут проблемы и придется лететь-решать. Чтобы исключить этот риск самым простым нам показалось нанять тех, кто уже успешно сдает товары на WB. Остановились на сервисе ПростоДоставка.

Схема такая: мы отправляем до Москвы через "Деловые линии" - ПростоДоставка забирают товар на терминале ДЛ и отгружают на WB. За год работы мы сделали таким образом 86 поставок. Из этих 86 поставок только дважды у нас не приняли товар. В первый раз не приняли из-за того, что в пути повредилась одна коробка. Во второй раз водитель поругался с пьяной сменой кладовщиков на WB. Оба раза поставки были сделаны на следующий день. Четкие ребята ПростоДоставка, могу смело их рекомендовать. Сколько это стоит:

  • забор груза на терминале "Деловых линий" - 750 рублей
  • сдача 1-й коробки - 149 рублей,
  • сдача 1-й паллеты - 1800 рублей.

Как растет себестоимость чехла на всех этапах

Вообще может показаться тупой идеей везти чехлы для телефонов из Москвы в Челябинск, обклеивать их и отправлять назад в Москву. Она тупая и есть, но если посчитать - цифры хорошие. Удорожание на примере одного чехла:

  • Доставка Москва-Челябинск: 95 копеек
  • Этикетка: 30 копеек
  • Коробка: 40 копеек
  • Работа (отсмотр брака, обклейка): 1,42 рубля
  • Доставка Челябинск-Москва: 1,4 рубля
  • Услуги компании "ПростоДоставка": 51 копейка

Таким образом среднее удорожание одного чехла: 4,98 рубля. Логистическая составляющая: 1,46 рубля. При средней закупочной стоимости чехла 80 рублей логистика занимает менее 2%. А продаем мы их за 250-400 рублей. Так что можно и повозить в Челябинск. Единственное, но существенное, преимущество склада в Москве - оперативность. Сейчас из-за всех перемещений туда-сюда цикл поставки увеличивается на 7-10 дней. Но мы научились с этим работать, так что нам норм.

Самовыкупы

Некоторые называют WB пирамидой: чтобы у тебя стартанули продажи нужно сначала самому покупать свой же товар.

Логика простая: Wildberries зарабатывает на комиссии с продаж. Чтобы заработать больше комиссии нужно сделать больше продаж. Если он будет показывать дурацкие товары - пользователи будут уходить без покупок. Это не подходит. Надо показывать хорошие товары чтобы их покупали. А как понять, что товар хороший? Если его начинают активно покупать и ставить хорошие оценки - значит пользователям он нравится, значит надо чаще его показывать. Какая разница по какой причине он нравится? Рублем голосуют - значит нравится. Вот такие карточки WB и начинает подкидывать вверх в выдаче. Понятно, что я упрощаю, но в целом все именно так.

Поэтому большинство селлеров делают это:

  • Заводят новый товар
  • Сами у себя его заказывают чтобы показать алгоритму, что товар хорош
  • Выкупают товар на ПВЗ и пишут себе хорошие отзывы

Самовыкупами занимаются все, а те кто говорят что не занимаются - делают это больше всех. Аналогию можете сами провести. Чтобы вы понимали насколько организована процедура самовыкупов: на рынке есть куча сервисов которые делают их за вас. Мы работали с разными. Порекомендовать могу только сервис MPboost. Остальные оказались рукожопами.

А у нашего любимого MPstats можно даже заказать план выкупов: чтобы ты знал сколько раз и за какой период тебе нужно купить товары у самого себя. Сюр какой-то...

И последний этап: аналитика

Мы пытались дать шанс 1С для складского учета и аналитики. Потратили кучу времени и денег. В итоге перешли на комбинацию "МойСклад - MPStats". Учет остатков и продаж ведется в сервисе МойСклад. А весь анализ текущих заказов и рынка в целом мы ведем в MPStats. В нем же формируются рекомендации что в каком количестве нужно поставить. Ребята сделали очень крутой продукт для селлеров. Выбор новых товаров мы тоже ведем в MPStats.

Как изменился рынок чехлов за год

Декабрь 2020:

  • Количество поставщиков чехлов: 986
  • Поставщики, у кого есть хотя бы одна продажа: 732 (74% от общего)

Декабрь 2021:

  • Количество поставщиков в чехлах: 4320 (рост +338%)
  • Поставщики у кого есть хотя бы одна продажа: 2321 (53,7% от общего)

У почти половины поставщиков продаж вообще нет. Ни одной. Ниже график, чтобы вы могли оценить общую динамику.

Количество продавцов / Количество продавцов с продажами. Источник: MPStat.

Но чтобы понять изменение рынка недостаточно сравнить количество поставщиков. У одного может быть 2 sku, у другого поставщика 1000 sku. Конкурируют-то в итоге между собой именно карточки товаров.

Декабрь 2020:

  • Количество карточек чехлов: 211 213 sku
  • Карточки чехлов с продажами: 37 339 sku (17,6% от общего)

Декабрь 2021:

2 036 672 sku
Количество карточек с чехлами в продаже на WB в декабре 2021 года. Рост +864%.
  • Количество карточек товаров: 2 036 672 sku (рост +864%)
  • Карточки товаров с продажами: 65 818 sku (3,2% от общего)

Если в декабре 2020-го у каждой 5-й карточки были продажи, то через год только у каждой 31-й. И речь идет не о шквале продаж, а хотя бы 1 раз купили за месяц. Давайте еще раз: у 97% карточек вообще нет продаж. Ни одной.

Поэтому нам становится очень смешно, когда мы видим рекламу очередного инфоцыгана, который зазывает в нишу чехлов для телефонов. Вы не подумайте, я ни сколько не отговариваю. Даже удачи пожелаю.

Итоги и планы на 2022

За прошлый год мы проверили базовую гипотезу и отладили все основные процессы.

На сегодняшний день у нас:

- 1082 sku товаров в ассортименте

- 81 903 чехла продано за все время

- 5 405 отзывов

- 4,4 средняя оценка

Мы научились управлять большим ассортиментом. Столкнулись с кучей сложностей и одно из ключевых испытаний проходим прямо сейчас: WB изменил алгоритм и началось черти что. Ищешь желтые кеды - получаешь желтые платья. В чатах поставщиков холивар. Кто-то вон даже начинает какие-то восстания на коллективные иски против Wildberries собирать. По нам изменение алгоритма тоже существенно ударило. Настолько, что в январе 2022 года наша выручка составила всего 1,378 млн.руб. Что вдвое меньше чем месяцем ранее.

График заказов декабрь 2021 - январь 2022. Источник MPStats.

Это не впервые так. У нас уже был период шестинедельного спада с конца августа. Тогда мы разобрались почему это произошло и что нужно изменить. Найдем и в этот раз.

Главное понимать, что задача Wildberries - зарабатывать деньги. Они меняют и тестируют свой алгоритм так, чтобы он приносил им больше денег. Иногда тесты могут приводить к ошибкам и вас может выкинуть из выдачи. Это необязательно потому что вы плохо работаете. А иногда вы в чем-то действительно не правы и получаете заслуженное место в конце выдачи. Задача селлеров - подстраиваться в этот поток. Давать то, что нужно WB: качественный товар на пятерочку, хорошую цену для пользователей и своевременные поставки, чтобы алгоритм не выводил вас в топ почем зря. Но у нас принято ныть. Не нравится эта игра - создавайте и играйте в свою. Я неоднозначно отношусь к WB с их принуждением к скидкам, но:

  • За год работы с WB мы ни разу не столкнулись с невыплатой или даже с задержкой выплаты. Всегда вовремя.
  • Мы сделали 86 поставок и ни одну из них WB не потеряли. Подавляющее большинство поставок принято без расхождения. Да, расхождения случаются, но они ни разу не превышали 1%. На складах работают люди, и да, бывает так, что люди воруют. И на ПВЗ воруют. И покупатели воруют. Даже чехлы за 200 рублей. Shit happens.
  • Каждый раз, когда нам казалось, что WB нас в чем-то обманул - каждый раз оказывалось, что либо мы не увидили какую-то новость, либо сами где-то обсчитались.

Мы продолжаем учиться играть в игру WB. В 2022 году планы такие:

1. Увеличении каналов продаж чтобы не быть зависимыми от одной площадки. Первым шагом, само собой, будет добавление Ozon, мы уже начали этот процесс.

2. Расширение ассортимента. В прошлом году мы сосредоточились на чехлах в том числе чтобы научиться работать в высоконкурентной нише. Помимо чехлов мы тестируем другие категории товаров. К нам несколько раз обращались в прошлом году с просьбой взять товары на реализацию. Мы хотим больше внимания уделить этому направлению. Есть понимание как быстро вывести на результат. Так что если у вас есть товары, которые вы хотите продавать, но не готовы заниматься этим сами - напишите мне в телеграм.

P.S. Ну и по классике: я веду канал про то, как мы развиваем бизнес. Кому интересно - велком.

А, и чехлы тоже заказывайте на странице нашего магазина на WB и Ozon :)

0
338 комментариев
Написать комментарий...
theLuckyOne

Как вы работаете с возвратами? Чехол же возвратный товар? Наверняка же возвращают жестоко б/у, и потом такие товары собирают негативные отзывы?

Ответить
Развернуть ветку
Arsen Abdullin
Автор

На самом деле у нас очень небольшой процент возвратов. Одна из основных задач склада как раз и не допускать брак в продажу. Но да, Вы правы, попадаются и те, кто попльзуются чехлом и возвращают поношенный. На это мы никак повлиять не можем, поэтому относимся спокойно.

Ответить
Развернуть ветку
theLuckyOne

Но эти товары можно как-то отловить и вернуть обратно?

Ответить
Развернуть ветку
Arsen Abdullin
Автор

Когда покупатели их возвращают с пометкой "брак" их можно списать в утиль в личном кабинете. Но это столько мороки для пользователя чтобы вернуть как брак, поэтому они просто возвращают типа не подошло.

Ответить
Развернуть ветку
theLuckyOne

Но под "не подошло" они же могут вернуть брак? :)

Ответить
Развернуть ветку
Arsen Abdullin
Автор

Легко. Сотрудникам ПВЗ все равно.

Ответить
Развернуть ветку
theLuckyOne

Вот собственно и вопрос что с такими товарами делать? Или они в итоге просто оседают у кого-то, а вы ловите негативный отзыв? Просто знаю, что бывают товары-гастролеры, которые могут сменить не одного владельца и собрать кучу отзывов. Не очень приятных.

Ответить
Развернуть ветку
335 комментариев
Раскрывать всегда