Потребительский терроризм: что это и как с ним бороться

Крупные маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, открыли мир онлайн-шопинга для миллионов россиян. Для среднестатистического пользователя покупки на маркетплейсе – это всего лишь более удобный способ получать товары и услуги. Такой клиент радуется большой скидке или промокоду, но наседать на продавца с требованием оформить специальное предложение не будет. Есть и другие – громкие, хамоватые, часто крайне активные в публичных пространствах. Они способны превратить самые мелкие неудобства в проблему астрономического масштаба, и требуют ее решения прямо сейчас – желательно, бесплатным товаром или деньгами.

Такие клиенты изучают, как работают маркетплейсы для продажи товаров, и находят лазейки, которыми злоупотребляют ради обогащения за счет продавца. Считается, что таких потребителей-террористов лучше сразу «затыкать» подарками и персональными скидками – но что делать, если их процент среди клиентуры стремительно растет?

Потребительский терроризм: когда клиент не прав

Недобросовестные клиенты существуют, наверное, столько же, сколько существует институт торговли. Даже если вы торгуете дешевыми китайскими аксессуарами, есть риск получить в постоянных клиентах агрессоров, которыми движет только жажда легкой наживы. Клиентоориентированность, которая помогает превращать недовольных покупателей в лояльных последователей, здесь играет с продавцом злую шутку. Она открывает возможности для манипуляции, и отнимает у второй стороны инструменты для защиты.

Потребительский терроризм при покупках в интернете – это активные, осознанные действия, в корне которых – корыстные цели:

• получение товаров и услуг бесплатно, в том числе – мошенническим путем;

• получение услуг, которые компания не оказывает, или денежных компенсаций за якобы нарушенные потребительские права;

• бесплатная «аренда» товара для временного пользования с возвратом;

• генерация персональных скидок и специальных предложений, которые во много раз превышают скидки, предлагаемые остальным покупателям, а также другие способы сомнительного обогащения за счет продавца.

Еще в 2018 году Ассоциация компаний интернет-торговли подавала в Роспотребнадзор обращение с рекомендацией скорректировать нормы по защите прав потребителя для предотвращения особо злостных злоупотреблений. Правда, тогда речь шла о методах незаконного обогащения через судебные иски и проценты неустойки. Сейчас же, в эпоху маркетплейсов, покупатели-террористы находят новые рычаги влияния на продавцов.

Зоны риска для поставщиков маркетплейсов

Потребительский терроризм на маркетплейсе может принимать разные формы. Среди наиболее распространенных схем:

  • Шантаж негативными отзывами

Отрицательные отзывы в одну-две звезды на популярных позициях практически неизбежны: не все покупатели понимают, как работают онлайн-площадки, из-за чего отзывы часто используются для выражения недовольства условиями доставки или другими нюансами, на которые продавец повлиять не в силах. Однако если в отзыве незначительный недостаток или естественное свойство товара преподносится как смертельное оскорбление, а его автор требует от бренда немедленно все урегулировать, есть вероятность, что перед вами – шантажист-террорист.

  • Возвраты с износом

По факту, это мелкая форма мошенничества: клиент забирает вещь, пользуется, а потом возвращает в установленные сроки, потому что она ему больше не нужна. Несколько циклов такой эксплуатации – и вот уже добросовестный покупатель получает обшарпанный, многократно переупакованный продукт с явными следами износа, от которого закономерно отказывается (или пишет честный негативный отзыв). По итогам, в проигрыше все, кроме «бесплатников».

  • Громкие кампании в социальных сетях и на популярных новостных ресурсах

«А вы знали, как обманывает клиентов такой-то бренд?» – практически безотказный рецепт попадания в «Горячее» и сбора толпы сочувствующих, которые могут отправиться в крестовый поход на участника маркетплейса.

Цель атаки – заставить продавца пойти на условия клиента для погашения конфликта, при этом требования недовольного покупателя могут нарушать все законы здравого смысла.

Онлайн-маркетплейсы с их постоянными скидками и акциями, особыми предложениями и жестко зафиксированными условиями обращения с клиентами – это рай для недобросовестных покупателей, которые ищут лазейки в правилах и пытаются использовать их для своей выгоды.

Обманул клиент – что делать?

Главная причина, по которой на маркетплейсах процветает потребительский терроризм – в непонимании, как бороться с непорядочными клиентами на системном уровне. Площадки прямо признают, что некоторые очевидные дыры – например, с возвратом товаров – залатать на уровне платформы нет возможности, так как это ударит в первую очередь по обычным покупателям. Как результат, продавцы закладывают вероятность порчи части партии из-за возвратов с износом в смету.

В то же время, Wildberries начал тестировать ограничения на возвраты для предотвращения злоупотреблений. По новой системе обычные покупатели, как и раньше, смогут пользоваться возвратами, а вот «бесплатники» столкнутся с ограничениями и платой за транспортировку.

Что же касается того, как защититься от потребительского терроризма в его классическом проявлении, здесь все просто: не вступайте в переговоры с «террористами». Человек, который раскручивает конфликт на пустом месте, не сможет вытолкнуть вас из бизнеса: ему просто нужно ваше внимание и немного (а иногда – очень много) бесплатных благ.

Восстанавливаем репутацию

Если вы отказываетесь обслуживать «громкого» покупателя-террориста, в качестве ответа может прилететь большой скандал с публичным уроном. Для средних и крупных брендов это становится проблемой – особенно если к событию подключаются СМИ. В большинстве случаев оптимальным решением будет сохранять свои позиции, если потребуется – давать четкие краткие комментарии с объяснением ситуации. Главное – не поддаваться эмоциям, чтобы у конфликтера не появилось шанса ткнуть пальцем и заявить: «Вот, они ни во что не ставят своих клиентов – я же вам говорил!»

Если покупатель оставил отрицательный отзыв в попытке надавить, то будьте учтивы и оставьте развернутый комментарий, который даст будущим читателям негатива достаточно информации о реальном качестве вашего предложения.

Здесь уже можно не скупиться на слова: можно рассказать и о производственных стандартах, и о способах контроля качества – то есть, использовать негативный отзыв как рекламный буклет. Каждый такой комментарий рекомендуется писать с нуля, так как типовые ответы на негатив раздражают обычных пользователей.

Больше информации о работе с маркетплейсами в нашем Telegram-канале!

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Прасковьин

Когда человек хочет получить именно то, что он выбрал и за что заплатил деньги, а не то, что у продавца завалялось на складе - это не потребительский терроризм, а совершенно здоровое поведение.

Когда покупатель хочет получить компенсацию за то, что заказ обещали привезти за 2 дня (самый частый кейс - покупка к праздникам), а везли неделю - это не потребительский терроризм, и продавцу надлежит извиниться.

Проблема сильно преувеличена. Да, какая-то доля клиентов занимается сутяжничеством. Но эта доля более-менее постоянна всегда и таких не стало больше с приходом МП. За "потребительский терроризм" пытаются выдавать реакцию людей, которые больше не хотят кушать сервис "привет из девяностых" от горе-предпринимателей, которые не хотят меняться.

Ответить
Развернуть ветку
СеллерМАРКЕТ
Автор

Вы немножко путаете. Приведём пример потребительского терроризма: Люди покупают на Новый год ёлку, праздник заканчивается ёлку возвращают. Или - летом покупают надувной бассейн, через 30 дней его возвращают. Что в итоге получает продавец - массовые возвраты, использованные товары с нарушенной упаковкой и всё это за счёт продавца. Причем такой потребительский терроризм масштабируется из года в год.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
GpMorgan

Вы ж понимаете что они называют потребительским терроризмом . Требования соблюдения качества товара.
Посмотрите ради интереса как покупателям в Вайлдберриз присылают товар. Мятые упаковки вытекшин тюбики и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей

Терроризм, экстремизм, мошенничество... Можно было использовать еще такие термины как "жертва насилия", "с использованием беспомощного состояния потерпевшего" и "организованная группа лиц по предварительному сговору" (например вся семья потребителя).

В статье много правильного, хотя и мало дельного.

IMHO, надо заполнять катастрофический разрыв между учебниками маркетинга, написанными для гигантов и лидеров рынка (жалоба как подарок, лояльность, удержание, кросселинг) и маркетинговой практикой 5 миллионов ООО и ИП и трех сотен ПАО, которая подчинена главной цели - росту продаж любым способом. Отгородиться от человека с претензией роботом и скриптом, претензионным отделом со своим крайне сомнительным KPI, или молчанием и потом привести дело к выплате 800 тыс за погасший экран ноутбука, попутно называя это экстремизмом - такова сегодня культура работы с потребителем.

А на фоне инфляции, санкций и ухода в суррогатное потребление все будет только хуже и экстремисты станут камикадзе.

И да, продавец на маркетплейсе - удобная жертва, его ничто не защитит, пока приемка в ПВЗ не понимает смысла своей работы.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Жидкин

Ой, приёмка в ПВЗ конкретно сиреневого маркетплейса это вообще весело! Сейчас расскажу

- ты не видишь в своей программе, что тебе приехало со склада. Ты узнаешь это постфактум, когда принимаешь товар. Появляется его картинка и цена. А ещё номер ячейки. Вот однажды я так принял проводные наушники, которые - швейная машинка 👍

Если кто мне приедет бракованный товар и я сразу это вижу, сравнительно недавно я мог во время приёмки отбраковать его тут же - на вб мне привезли бы ещё один товар, а этот брак я бы отфутболил назад на склад. Сейчас же - нет

Так как же мне на вб нормально и правильно заниматься приёмкой и вычислять косяки заранее? Просто не принимать нельзя, по регламенту запрещается, к тебе приехал в коробке товар со штрих-кодом - пикай его сканером, а энвешки с браком выясняйте с клиентом, когда он уже придёт

Ответить
Развернуть ветку
Алина Миллер

Провести четкую линию, где кто не прав, конечно, сложно. И покупатели бывают хитровыделанные, и продавцы тоже едва ли ангелы во плоти.
Скажем, заинтересовавшись одним недешевым устройством для рукоделия от довольно известного бренда, я заглянула в отзывы в поисках чего-то разумного. Вроде конкретных примеров, с какими материалами оно работает, а с какими не очень. И что я там нашла? Десятки воплей о том, что устройство приходит в мятых и драных упаковках без необходимого для его работы грузика. И учитывая количество таких отзывов и даты, вряд ли можно предложить, что это одна и та же коробка гуляет по стране. Тем более, что некоторые указывают, что товар все же оставили у себя.
Вывод?
Продавец изначально поставил бракованную партию, добытую черт знает где, раз в ней так массово не хватает необходимой детали. Бренд-то серьезный и к браку относится трепетно. Да и едва ли этот грузик мог понадобиться кому-то отдельно, чтобы недобросовестные покупатели или работники складов его нарочно выколупывали из десятка коробок.
Продавец не озаботился ни дополнительной упаковкой для сохранности механического товара ценой в 2,5-3 тысячи, ни тем, чтобы постараться изъять из продажи этот товар, когда выяснилось массовое несоответствие комплектации. История-то тянется не один месяц.
И как это назвать? Продавцовый терроризм?
В общем, в данный момент каждый борется за свои права, как может. И то, что не хватает здравого регулирования в этой области, однозначно заметно.

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Как пишут поставщики забрать с маркет плейса товар это ещё тот квест. На vc была статья, как человек год забирает товар

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Макс Хабибуллин

Это называется коммерческая обоснованность. Дешевле понести репутационные убытки, чем выводить с продажи партию товара. А если получится ещё с завода получить компенсацию за брак и продать его, то вообще супер!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Берестенко

Я продавец на Яндексе и Озоне. Продал товар, который был упакован в фабричную целофановую упаковку. Ее очень легко открыть, при этом даже не помять или порвать. На этой упаковке есть маркировка фабрики и наклейка бренда
Покупатель на следующий день после получения решил вернуть товар, якобы не подошел. Присылает на маркет фото товара и заявление. Ему маркет одобряет и возвращает деньги.
На следующий день маркет показывает мне фото (если кто не знает, то фотки и заявление на Яндексе у продавца появляются в лк только на следующий день), а на фотках нет упаковки. На мой вопрос где упаковка и как мне теперь продавать товар, ведь никому его уже отправить нельзя ответили, что проводите экспертизу и т.д. и т.п.
Вот как.
А товар не дешевый, 4500 рублей.
Не понимаю, почему маркет тут же одобряет, даже не спросив продавца. А вдруг мне понадобились бы дополнительные фотографии? Или на тех фото я увидел бы некомплект?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Дроздов

Сам продаю через Озон музыкальные инструменты и аксессуары, так вот вернуть вскрытую упаковку струн, потому что одна порвалась, или взять микрофон, записать что нужно, а потом вернуть - увы становится в порядке вещей

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет

Здравствуйте, Юрий!

Есть возможность оспорить возврат в течение 30 дней, если вы с ним не согласны. Отследить время можно в разделе «Заказы» — «Список возвратов». Также рассказываем об этом в Справке, пункт 3: https://yandex.ru/support/marketplace/orders/fbs/return.html?lang=ru#how-to

Если уточните номер заказа, сможем всё проверить и дополнительно разобрать этот момент.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Яндекс Маркет

Здравствуйте, Юрий!

Спасибо, что подождали. Возвращаемся с новостями по заказам. Вы можете оспорить возврат в течение 30 дней в личном кабинете, написав в Поддержку

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Для некоторых клиентов это способ бесплатно получать что-то. Закон о защите потребителей надо пересмотреть. У нас была одна клиентка, которая за отсутствие заглушки в мебели хотела отсудить ее стоимость, а цена вопросс была 300 тыс рублей

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Степанович

Работать в крупных магазинах, в том числе и мебельных - это пздц. Возвращают все! От ситечек в мойку за 10р, до самих моек, которыми уже успели попользоваться. С фурнитурой тоже задница, гарантию дают год, так все с помоек тащат петли, чтобы на новые им поменяли. Благо без чека их сразу можно посылать. Эту статью не поймет тот, кто не работал в торговле.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий Берестенко

Вопрос даже не в том, что покупатель гад. Продавец тоже может быть гадом, как здесь и писали. И я согласен, что есть покупатели уроды и продавцы уроды.
Вопрос в том, почему регулятор, в данном случае любой маркет, принимает решения без участия продавца или покупателя, в зависимости от ситуации.
Я топлю за то, чтобы любой вопрос о возврате решался за круглым столом, или как в суде. Судья это маркет.
Пришли к судье два участника и изложили свои аргументы, и только тогда принимается решение. Это же гражданский процесс по сути. Каждая сторона должна в полной мере доказать свою невиновность, иначе признается виновной. Не пришел на процесс кто-то один, значит не так ему и нужно, значит он и понесет убытки.
А сейчас получается, что маркету-судье все равно. Они даже не вникают, что товар может быть не подлежащим возврату.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андреева

На Али экспресс возврат после открытия спора-вот у кого надо учится нашим

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
TEMICH

У меня покупатель требует назад деньги за то, что ему не нравится запах кофе. Вот это реально потребительский террор. Мы объясняем вежливо, что все остальные покупатели довольны продуктом и хранится он в правильных условиях, сроки годности и упаковка в порядке, но покупателю всё равно.

Ответить
Развернуть ветку
Rezon Altos

Угу, терроризм маркетплейсов и продавцов которые нарушают зопп постоянно почему-то считается нормальным с точки зрения самих продавцов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей

ПВЗ принимают вещь бу и пускают в долгий путь. Грязную, мятую, ношенную или поцарапанную, без шансов быть купленной. Сам продавец вгрызался бы в нормы его защищающие, а гигантам рынка-посредникам можно все списать на убытки продавца, у них очередь от метро из желающих попасть на виртуальную витрину. Это большая проблема, хотя экстремизм тут не при чем. Аккуратный человек принесет аккуратно, а с улицы Бассейной - скомканное и со следами сковороды.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

А можно аналогичную сатью, как МП борятся с фродом во внутренних процессах?

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

Обоснуйте термин «потребительский терроризм»?

А потребители утираются от такого обращения с ними.

Ответить
Развернуть ветку
No Name

В конечном итоге, такие возвраты будут заложены в цену товара и добросовестный покупатель заплатит больше

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
GpMorgan

Вы посмотрите что на вилдбериз покупателям присылают? Это кашмар. Упаковки мятые изжованные. Может начнем сначала обсуждать качество работы самих маркетплейсов .

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда