Потребительский терроризм: что это и как с ним бороться
Крупные маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, открыли мир онлайн-шопинга для миллионов россиян. Для среднестатистического пользователя покупки на маркетплейсе – это всего лишь более удобный способ получать товары и услуги. Такой клиент радуется большой скидке или промокоду, но наседать на продавца с требованием оформить специальное предложение не будет. Есть и другие – громкие, хамоватые, часто крайне активные в публичных пространствах. Они способны превратить самые мелкие неудобства в проблему астрономического масштаба, и требуют ее решения прямо сейчас – желательно, бесплатным товаром или деньгами.
Такие клиенты изучают, как работают маркетплейсы для продажи товаров, и находят лазейки, которыми злоупотребляют ради обогащения за счет продавца. Считается, что таких потребителей-террористов лучше сразу «затыкать» подарками и персональными скидками – но что делать, если их процент среди клиентуры стремительно растет?
Потребительский терроризм: когда клиент не прав
Недобросовестные клиенты существуют, наверное, столько же, сколько существует институт торговли. Даже если вы торгуете дешевыми китайскими аксессуарами, есть риск получить в постоянных клиентах агрессоров, которыми движет только жажда легкой наживы. Клиентоориентированность, которая помогает превращать недовольных покупателей в лояльных последователей, здесь играет с продавцом злую шутку. Она открывает возможности для манипуляции, и отнимает у второй стороны инструменты для защиты.
Еще в 2018 году Ассоциация компаний интернет-торговли подавала в Роспотребнадзор обращение с рекомендацией скорректировать нормы по защите прав потребителя для предотвращения особо злостных злоупотреблений. Правда, тогда речь шла о методах незаконного обогащения через судебные иски и проценты неустойки. Сейчас же, в эпоху маркетплейсов, покупатели-террористы находят новые рычаги влияния на продавцов.
Зоны риска для поставщиков маркетплейсов
Потребительский терроризм на маркетплейсе может принимать разные формы. Среди наиболее распространенных схем:
- Шантаж негативными отзывами
Отрицательные отзывы в одну-две звезды на популярных позициях практически неизбежны: не все покупатели понимают, как работают онлайн-площадки, из-за чего отзывы часто используются для выражения недовольства условиями доставки или другими нюансами, на которые продавец повлиять не в силах. Однако если в отзыве незначительный недостаток или естественное свойство товара преподносится как смертельное оскорбление, а его автор требует от бренда немедленно все урегулировать, есть вероятность, что перед вами – шантажист-террорист.
- Возвраты с износом
По факту, это мелкая форма мошенничества: клиент забирает вещь, пользуется, а потом возвращает в установленные сроки, потому что она ему больше не нужна. Несколько циклов такой эксплуатации – и вот уже добросовестный покупатель получает обшарпанный, многократно переупакованный продукт с явными следами износа, от которого закономерно отказывается (или пишет честный негативный отзыв). По итогам, в проигрыше все, кроме «бесплатников».
- Громкие кампании в социальных сетях и на популярных новостных ресурсах
«А вы знали, как обманывает клиентов такой-то бренд?» – практически безотказный рецепт попадания в «Горячее» и сбора толпы сочувствующих, которые могут отправиться в крестовый поход на участника маркетплейса.
Онлайн-маркетплейсы с их постоянными скидками и акциями, особыми предложениями и жестко зафиксированными условиями обращения с клиентами – это рай для недобросовестных покупателей, которые ищут лазейки в правилах и пытаются использовать их для своей выгоды.
Обманул клиент – что делать?
Главная причина, по которой на маркетплейсах процветает потребительский терроризм – в непонимании, как бороться с непорядочными клиентами на системном уровне. Площадки прямо признают, что некоторые очевидные дыры – например, с возвратом товаров – залатать на уровне платформы нет возможности, так как это ударит в первую очередь по обычным покупателям. Как результат, продавцы закладывают вероятность порчи части партии из-за возвратов с износом в смету.
В то же время, Wildberries начал тестировать ограничения на возвраты для предотвращения злоупотреблений. По новой системе обычные покупатели, как и раньше, смогут пользоваться возвратами, а вот «бесплатники» столкнутся с ограничениями и платой за транспортировку.
Что же касается того, как защититься от потребительского терроризма в его классическом проявлении, здесь все просто: не вступайте в переговоры с «террористами». Человек, который раскручивает конфликт на пустом месте, не сможет вытолкнуть вас из бизнеса: ему просто нужно ваше внимание и немного (а иногда – очень много) бесплатных благ.
Восстанавливаем репутацию
Если вы отказываетесь обслуживать «громкого» покупателя-террориста, в качестве ответа может прилететь большой скандал с публичным уроном. Для средних и крупных брендов это становится проблемой – особенно если к событию подключаются СМИ. В большинстве случаев оптимальным решением будет сохранять свои позиции, если потребуется – давать четкие краткие комментарии с объяснением ситуации. Главное – не поддаваться эмоциям, чтобы у конфликтера не появилось шанса ткнуть пальцем и заявить: «Вот, они ни во что не ставят своих клиентов – я же вам говорил!»
Больше информации о работе с маркетплейсами в нашем Telegram-канале!
Когда человек хочет получить именно то, что он выбрал и за что заплатил деньги, а не то, что у продавца завалялось на складе - это не потребительский терроризм, а совершенно здоровое поведение.
Когда покупатель хочет получить компенсацию за то, что заказ обещали привезти за 2 дня (самый частый кейс - покупка к праздникам), а везли неделю - это не потребительский терроризм, и продавцу надлежит извиниться.
Проблема сильно преувеличена. Да, какая-то доля клиентов занимается сутяжничеством. Но эта доля более-менее постоянна всегда и таких не стало больше с приходом МП. За "потребительский терроризм" пытаются выдавать реакцию людей, которые больше не хотят кушать сервис "привет из девяностых" от горе-предпринимателей, которые не хотят меняться.
Вы немножко путаете. Приведём пример потребительского терроризма: Люди покупают на Новый год ёлку, праздник заканчивается ёлку возвращают. Или - летом покупают надувной бассейн, через 30 дней его возвращают. Что в итоге получает продавец - массовые возвраты, использованные товары с нарушенной упаковкой и всё это за счёт продавца. Причем такой потребительский терроризм масштабируется из года в год.
Вы ж понимаете что они называют потребительским терроризмом . Требования соблюдения качества товара.
Посмотрите ради интереса как покупателям в Вайлдберриз присылают товар. Мятые упаковки вытекшин тюбики и прочее.
Терроризм, экстремизм, мошенничество... Можно было использовать еще такие термины как "жертва насилия", "с использованием беспомощного состояния потерпевшего" и "организованная группа лиц по предварительному сговору" (например вся семья потребителя).
В статье много правильного, хотя и мало дельного.
IMHO, надо заполнять катастрофический разрыв между учебниками маркетинга, написанными для гигантов и лидеров рынка (жалоба как подарок, лояльность, удержание, кросселинг) и маркетинговой практикой 5 миллионов ООО и ИП и трех сотен ПАО, которая подчинена главной цели - росту продаж любым способом. Отгородиться от человека с претензией роботом и скриптом, претензионным отделом со своим крайне сомнительным KPI, или молчанием и потом привести дело к выплате 800 тыс за погасший экран ноутбука, попутно называя это экстремизмом - такова сегодня культура работы с потребителем.
А на фоне инфляции, санкций и ухода в суррогатное потребление все будет только хуже и экстремисты станут камикадзе.
И да, продавец на маркетплейсе - удобная жертва, его ничто не защитит, пока приемка в ПВЗ не понимает смысла своей работы.
Ой, приёмка в ПВЗ конкретно сиреневого маркетплейса это вообще весело! Сейчас расскажу
- ты не видишь в своей программе, что тебе приехало со склада. Ты узнаешь это постфактум, когда принимаешь товар. Появляется его картинка и цена. А ещё номер ячейки. Вот однажды я так принял проводные наушники, которые - швейная машинка 👍
Если кто мне приедет бракованный товар и я сразу это вижу, сравнительно недавно я мог во время приёмки отбраковать его тут же - на вб мне привезли бы ещё один товар, а этот брак я бы отфутболил назад на склад. Сейчас же - нет
Так как же мне на вб нормально и правильно заниматься приёмкой и вычислять косяки заранее? Просто не принимать нельзя, по регламенту запрещается, к тебе приехал в коробке товар со штрих-кодом - пикай его сканером, а энвешки с браком выясняйте с клиентом, когда он уже придёт
Провести четкую линию, где кто не прав, конечно, сложно. И покупатели бывают хитровыделанные, и продавцы тоже едва ли ангелы во плоти.
Скажем, заинтересовавшись одним недешевым устройством для рукоделия от довольно известного бренда, я заглянула в отзывы в поисках чего-то разумного. Вроде конкретных примеров, с какими материалами оно работает, а с какими не очень. И что я там нашла? Десятки воплей о том, что устройство приходит в мятых и драных упаковках без необходимого для его работы грузика. И учитывая количество таких отзывов и даты, вряд ли можно предложить, что это одна и та же коробка гуляет по стране. Тем более, что некоторые указывают, что товар все же оставили у себя.
Вывод?
Продавец изначально поставил бракованную партию, добытую черт знает где, раз в ней так массово не хватает необходимой детали. Бренд-то серьезный и к браку относится трепетно. Да и едва ли этот грузик мог понадобиться кому-то отдельно, чтобы недобросовестные покупатели или работники складов его нарочно выколупывали из десятка коробок.
Продавец не озаботился ни дополнительной упаковкой для сохранности механического товара ценой в 2,5-3 тысячи, ни тем, чтобы постараться изъять из продажи этот товар, когда выяснилось массовое несоответствие комплектации. История-то тянется не один месяц.
И как это назвать? Продавцовый терроризм?
В общем, в данный момент каждый борется за свои права, как может. И то, что не хватает здравого регулирования в этой области, однозначно заметно.
Как пишут поставщики забрать с маркет плейса товар это ещё тот квест. На vc была статья, как человек год забирает товар
Это называется коммерческая обоснованность. Дешевле понести репутационные убытки, чем выводить с продажи партию товара. А если получится ещё с завода получить компенсацию за брак и продать его, то вообще супер!
Комментарий недоступен
Я продавец на Яндексе и Озоне. Продал товар, который был упакован в фабричную целофановую упаковку. Ее очень легко открыть, при этом даже не помять или порвать. На этой упаковке есть маркировка фабрики и наклейка бренда
Покупатель на следующий день после получения решил вернуть товар, якобы не подошел. Присылает на маркет фото товара и заявление. Ему маркет одобряет и возвращает деньги.
На следующий день маркет показывает мне фото (если кто не знает, то фотки и заявление на Яндексе у продавца появляются в лк только на следующий день), а на фотках нет упаковки. На мой вопрос где упаковка и как мне теперь продавать товар, ведь никому его уже отправить нельзя ответили, что проводите экспертизу и т.д. и т.п.
Вот как.
А товар не дешевый, 4500 рублей.
Не понимаю, почему маркет тут же одобряет, даже не спросив продавца. А вдруг мне понадобились бы дополнительные фотографии? Или на тех фото я увидел бы некомплект?
Сам продаю через Озон музыкальные инструменты и аксессуары, так вот вернуть вскрытую упаковку струн, потому что одна порвалась, или взять микрофон, записать что нужно, а потом вернуть - увы становится в порядке вещей
Здравствуйте, Юрий!
Есть возможность оспорить возврат в течение 30 дней, если вы с ним не согласны. Отследить время можно в разделе «Заказы» — «Список возвратов». Также рассказываем об этом в Справке, пункт 3: https://yandex.ru/support/marketplace/orders/fbs/return.html?lang=ru#how-to
Если уточните номер заказа, сможем всё проверить и дополнительно разобрать этот момент.
Здравствуйте, Юрий!
Спасибо, что подождали. Возвращаемся с новостями по заказам. Вы можете оспорить возврат в течение 30 дней в личном кабинете, написав в Поддержку
Комментарий недоступен
Для некоторых клиентов это способ бесплатно получать что-то. Закон о защите потребителей надо пересмотреть. У нас была одна клиентка, которая за отсутствие заглушки в мебели хотела отсудить ее стоимость, а цена вопросс была 300 тыс рублей
Работать в крупных магазинах, в том числе и мебельных - это пздц. Возвращают все! От ситечек в мойку за 10р, до самих моек, которыми уже успели попользоваться. С фурнитурой тоже задница, гарантию дают год, так все с помоек тащат петли, чтобы на новые им поменяли. Благо без чека их сразу можно посылать. Эту статью не поймет тот, кто не работал в торговле.
Вопрос даже не в том, что покупатель гад. Продавец тоже может быть гадом, как здесь и писали. И я согласен, что есть покупатели уроды и продавцы уроды.
Вопрос в том, почему регулятор, в данном случае любой маркет, принимает решения без участия продавца или покупателя, в зависимости от ситуации.
Я топлю за то, чтобы любой вопрос о возврате решался за круглым столом, или как в суде. Судья это маркет.
Пришли к судье два участника и изложили свои аргументы, и только тогда принимается решение. Это же гражданский процесс по сути. Каждая сторона должна в полной мере доказать свою невиновность, иначе признается виновной. Не пришел на процесс кто-то один, значит не так ему и нужно, значит он и понесет убытки.
А сейчас получается, что маркету-судье все равно. Они даже не вникают, что товар может быть не подлежащим возврату.
На Али экспресс возврат после открытия спора-вот у кого надо учится нашим
У меня покупатель требует назад деньги за то, что ему не нравится запах кофе. Вот это реально потребительский террор. Мы объясняем вежливо, что все остальные покупатели довольны продуктом и хранится он в правильных условиях, сроки годности и упаковка в порядке, но покупателю всё равно.
Угу, терроризм маркетплейсов и продавцов которые нарушают зопп постоянно почему-то считается нормальным с точки зрения самих продавцов
Комментарий недоступен
ПВЗ принимают вещь бу и пускают в долгий путь. Грязную, мятую, ношенную или поцарапанную, без шансов быть купленной. Сам продавец вгрызался бы в нормы его защищающие, а гигантам рынка-посредникам можно все списать на убытки продавца, у них очередь от метро из желающих попасть на виртуальную витрину. Это большая проблема, хотя экстремизм тут не при чем. Аккуратный человек принесет аккуратно, а с улицы Бассейной - скомканное и со следами сковороды.
Комментарий недоступен
А можно аналогичную сатью, как МП борятся с фродом во внутренних процессах?
Обоснуйте термин «потребительский терроризм»?
А потребители утираются от такого обращения с ними.
В конечном итоге, такие возвраты будут заложены в цену товара и добросовестный покупатель заплатит больше
Комментарий недоступен
Вы посмотрите что на вилдбериз покупателям присылают? Это кашмар. Упаковки мятые изжованные. Может начнем сначала обсуждать качество работы самих маркетплейсов .
Комментарий недоступен