Что «российский Amazon» и «российская Alibaba» смогут дать пользователям и каковы их перспективы Статьи редакции

Мнения аналитиков и игроков рынка о двух параллельных проектах: «Яндекса» и «Сбербанка», «Мегафона» и Mail.Ru Group.

В 2018 году несколько крупных российских компаний планируют развивать масштабные проекты, которые претендуют на звания «российского Amazon» и «российской Alibaba».

  • «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» работают над торговой площадкой, которая в том числе займётся трансграничной торговлей.
  • «Мегафон» с «Газпромбанком» и другими партнёрами хочет построить финансовую платформу, используя данные и возможности своей «дочки» — Mail.Ru Group.

Аналитики и участники профильных рынков по просьбе vc.ru оценили перспективы каждого проекта и потенциальные возможности, которые они могут дать клиентам.

Фулфилмент-центр Amazon в Чехии. Фото: Мартин Дивисек/Bloomberg/Getty Images

«Российская Alibaba» и её перспективы

«Мегафон» 8 мая объявил о создании совместного предприятия с «Газпромбанком», госкорпорацией «Ростех» и USM Holdings Алишера Усманова. Главный проект новой компании «МФ технологии» (МФТ) — создание и развитие финансовой цифровой платформы и сервисов на её основе.

Сделка. Новая компания оценивается в $450 млн. Сейчас МФТ на 100% принадлежит «дочке» «Мегафона» — Lefbord Investments Limited. По условиям соглашения «Газпромбанк» купит у этой компании 35% акций МФТ за $157,5 млн, «Ростех» — 11% за $49,5 млн, USM — 9% за $40,5 млн. Таким образом, «Мегафон» получит $247,5 млн и 45% в МФТ, при этом оператор внесёт в новую компанию часть своего пакета Mail.Ru Group — 5,2% экономической и 58,9% голосующей долей в интернет-холдинге. Оставшиеся 10% Mail.Ru Group «Мегафон» продавать не планирует.

Планы. На базе цифровой платформы партнёры хотят развивать платёжные сервисы, решения в сфере кредитования и другие финансовые проекты. «Самое понятное и простое» — это денежные переводы, говорил один из источников газеты «Коммерсантъ», которая первой сообщила о создании МФТ. В перспективе партнёры планируют использовать данные Mail.Ru Group о пользователях «ВКонтакте», «Одноклассников» и других своих площадок в кредитовании — по примеру крупных китайских технологических компаний, вроде Alibaba и Tencent.

Mail.Ru Group знает всё о своей клиентской базе и может предложить пользователю кредитную линию на условные 20 тысяч рублей. Фактически это замена кредитной карты — можно будет в цифровом виде получить и использовать кредит. Так делают многие китайские игроки — Alibaba Group, Tencent.

источник «Коммерсанта»

Исполнительный директор «Мегафона» Геворк Вермишян рассказал «Ведомостям», что в центре создаваемой совместно с «Газпромбанком» экосистемы, скорее всего, окажется платёжная карта «Мегафона» — её держатели и абоненты оператора получат доступ к новым кредитным, страховым и другим продуктам.

Второй блок проектов МФТ связан с разработкой программного обеспечения для других предприятий и разработкой специального ПО. Здесь логично сотрудничество с «Ростехом», пояснил Вермишян.

Кроме того, партнёры планируют сформировать инвестиционный фонд для вложений в перспективные технологические компании.

В 2013 году в России 216,9 млн карт, в 2017 году их число достигло 268,5 млн штук

Для «Мегафона» и «Газпромбанка» это значительный рывок вперёд, и перспективы, с учётом постоянного роста доли онлайн-операций в финансах, значительны, рассуждает директор по электронному бизнесу УК «Альфа-капитал» Евгений Поляков. Число клиентов будет исчисляться миллионами, считает он.

По его словам, сделка попадает в тренды по активизации государственных инициатив в сфере цифровизации экономики и работе над удалённой идентификацией и дистанционным открытием банковских счетов.

История win-win: интеграция с крупнейшей российской интернет-площадкой (крупнейшие российские соцсети и одна из крупнейших почтовых систем) позволит участникам предлагать общим клиентам действительно необходимые и актуальные в моменте продукты — телекоммуникационные, банковские, страховые и прочие, причём практически на индивидуальных условиях, а также захватывать новых.

Для Mail.Ru Group это возможность качественно расширить линейку предлагаемых услуг, дополнительно монетизировать имеющуюся информацию о пользователях и ещё плотнее привязать клиента к себе.

Евгений Поляков, директор по электронному бизнесу УК «Альфа-капитал»

Аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин относительно сделки настроен скептично: «Скорее всего, сделка совершается не столько ради экспансии и развития сервисов, сколько для снижения долговой нагрузки "Мегафона" и, например, снижения рисков попасть под санкции по аналогии с "Русалом" и снижения чувствительности к ним».

В отличие от совместного предприятия «Яндекса» и «Сбербанка» или в чём-то схожей сделки между Ozon и МТС, совместное предприятие «Мегафона», «Газпромбанка», «Ростеха» и USM не несёт в себе существенной добавленной стоимости для бизнеса. Между партнёрами будет распределено 5,23% акций Mail.Ru Group (58,87% голосов). При этом:

— Не анонсировано, что в капитал совместного предприятия будут вноситься денежные средства для развития, деньги за продажу получит «Мегафон». Упоминается лишь, что партнёры планируют сформировать совместный инвестиционный фонд для вложений в «перспективные технологические компании». Однако тут нет никакой конкретики.

— В сделку не заложен пакет акций для стимулирования менеджмента, что является лучшей отраслевой практикой на высококонкурентном рынке.

— Цели создания СП очень обширны и одновременно очень размыты. Там даже есть упоминание «коммерческих решений на базе технологии блокчейн». Это контрастирует с отсутствием бюджета и капитала.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер»

Перспектив в развитии сервиса кредитования через социальные площадки аналитик «Открытия брокера» не видит. По мнению Нигматуллина, более интересным направлением является развитие сегмента кредитных карт и карт рассрочки.

Сейчас кредитование сложно перенести на социальные площадки, согласен с ним аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Кредитование предполагает целый ряд операций, связанных с оценкой кредитоспособности заёмщика, стоимостью залога, страхованием здоровья, жизни или имущества заёмщика и так далее, так что это не вопрос ближайшего времени, считает аналитик.

Кредитование как один из субпроектов любой электронной площадки может быть живым проектом, однако говорить о займах как об основном бизнесе этих площадок не стоит, рассуждает управляющий партнёр iTech Capital Глеб Давидюк.

Партнёр аудиторской компании EY Антон Устименко, напротив, считает, что в России у онлайн-кредитования хороший потенциал роста. «Как показывает китайский опыт, финансовые услуги пользуются популярностью среди пользователей социальных сетей и мессенджеров», — говорит он.

По данным исследования EY, посвящённого перспективам развития финтех-рынка в России, средний рост альтернативного кредитования, включая p2p-кредитование, может составить более 50% в год. Для этого предстоит решить вопросы, связанные с регулированием, такие как лицензирование или партнёрство с банком, соответствие нормативам, сбор и обработка персональных данных, возможность удалённой идентификации, а также вложиться в онлайн-скоринг, чтобы использовать массив данных о пользователях, который есть у социальных сетей, для предоставления финансовых услуг.

Антон Устименко, партнёр EY
$178,6 млрд

составит в России объём финансирования, привлечённого гражданами с помощью альтернативных онлайн-инструментов, к 2035 году (прогноз EY)

В «Альфа-капитале» считают, что в этой истории больше интересны не кредитные продукты, а депозиты, инвестиции, карты и так далее. Партнёры смогут предложить пользователям более точные предложения, уверен Поляков: например, на почту пришли авиабилеты от одного из билетных агрегаторов, и пользователю тут же предложат оформить страховку для выезда за границу в один клик.

Что касается кредитования, то при желании банков можно предложить более низкие комиссии — на основе более точного скоринга и данных о финансах, которых нет у других площадок.

Что может предложить «российский Amazon» и каковы его перспективы

Пока Mail.Ru Group планирует развивать финансовую платформу, её главный конкурент — «Яндекс» — совместно со «Сбербанком» работает над торговой площадкой, которая должна стать российским аналогом Amazon.

В апреле 2018 года «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» закрыли сделку по созданию совместного предприятия, о которой они договорились в августе 2017 года. По условиям соглашения партнёры получат равные неконтрольные доли в проекте, который оценивается в 60 млрд рублей. Банк вложил в предприятие 30 млрд рублей.

Новая компания будет развивать три направления:

  • Создание маркетплейса, который займётся обработкой заказов, обслуживанием клиентов, организацией логистики и доставки.
  • Развитие трансграничной онлайн-торговли.
  • Развитие «Яндекс.Маркета», который останется площадкой для выбора товаров и сравнения цен.

«Яндекс.Маркет» хочет из агрегатора магазинов стать онлайн-гипермаркетом, который сам будет продавать товары и услуги по аналогии с Amazon, рассказывал глава сервиса Максим Гришаков в июле 2017 года.

В апреле 2018 года «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» запустили закрытое тестирование маркетплейса «Покупки» с собственной службой доставки. 21 мая партнёры открыли бета-версию площадки под новым названием «Беру» с бесплатной доставкой при заказе на сумму больше 3500 рублей.

Пользователи могут совершать покупки без перехода на сайты магазинов-партнёров и складывать в корзину товары разных продавцов. За сбор и доставку заказов будет отвечать «Яндекс.Маркет», в октябре 2017 года сервис открыл в Подмосковье свой первый складской терминал исполнения заказов площадью 30 тысяч квадратных метров.

Сейчас очень хороший момент для агрессивной экспансии на рынок онлайн-торговли, говорит аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин:

  • Рынок онлайн-торговли в России в 2017 году вырос на 18%, количество заказов — на 22%. В 2018 году динамика сохранится, несмотря на эффект «высокой базы» на фоне укрепления рубля и снижения процентных ставок по кредитам.
  • Продажи некогда лидирующего ритейлера «Юлмарта» упали на 40%.
  • Сделки Ozon и «Яндекс.Маркета» подтверждают, что рынок перспективен.

Для онлайн-продаж в России крайне важны такие конкурентные преимущества, как доверие бренду и инфраструктура. «Яндекс» — один из самых узнаваемых и пользующихся доверием брендов в России. Инвестиции «Сбербанка» позволят развить онлайн-сервисы и офлайн-инфраструктуру.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер»

В ближайшие пять лет на рынке электронной коммерции в России будет проходить консолидация, в результате один из крупнейших игроков получит 40-50% рынка, рассуждает Нигматуллин. Аналитик не исключает, что этим игроком может стать «Яндекс.Маркет».

4,9 млрд рублей

составила выручка «Яндекс.Маркета» в 2017 году — на 5% больше, чем в 2016 году

Управляющий партнёр сети магазинов «220 вольт» Алексей Фёдоров даёт другую оценку: в перспективе пяти лет проект может занять до 20% рынка интернет-торговли в России — это около 150 млрд рублей в год. «Это не очень большая сумма для "Сбербанка", но большая для российского рынка электронной коммерции», — отметил Фёдоров.

В течение ближайшего года деньги, которые выделил «Сбербанк», позволят команде «Яндекс.Маркета» ставить любые эксперименты, совершать любые ошибки, набирать лучших людей на рынке, чтобы научиться обрабатывать рынок Москвы и Московской области. Ведь в некоторых сферах на этот рынок по отношению к России приходится до 60% всех продаж.

Строить или арендовать терминалы в Новосибирске, Владивостоке и других городах будет интересно, когда они захватят большую часть московского рынка. В Москве сейчас развернётся настоящая битва.

Алексей Фёдоров
В 2017 году россияне потратили 1 трлн рублей на покупки в интернете

Электронная коммерция — огромный растущий рынок, на котором в России пока нет явного лидера. Для успеха в этой сфере критически важны качество системы логистики, технологии формирования цен и другие факторы, перечисляет президент венчурного фонда АФК «Система» Sistema VC Дмитрий Филатов.

Только большое платформенное решение может предложить пользователю лучшие цены, ассортимент и быструю доставку. За счёт этого платформа становится более привлекательной для покупателей, чем отдельные магазины.

Для бизнеса (продавца) платформа — это низкая цена входа на рынок, которая возможна благодаря использованию готовой инфраструктуры и доступ к большой аудитории. Если в ассортименте есть всё, что мне нужно, и мне не приходится искать где дешевле, то формируется привычка покупать всё именно здесь. Это очень важный единый покупательский опыт.

Дмитрий Филатов, президента фонда Sistema VC (инвестор Ozon.ru)

Российский рынок де-факто представлен одним супергигантом — Wildberries — и догоняющими его площадками, говорит начальник управления развития продуктов ДЦ «Микрон» Севак Мкртчян. Компания производит радиочастотные (RFID) решения для малого и среднего бизнеса и продаёт их в том числе на зарубежных рынках.

Открытие новых площадок для онлайн-торговли, конечно же должно повлиять на всю инфраструктуру рынка. Конкуренция будет способствовать увеличению качества предоставляемых услуг, снижению порога и цены на доставку товаров, увеличению количества инструментов для усиления лояльности к своему сервису. При масштабировании рынка такие сервисы также будут интересны потребителям из сопредельных стран, то есть будут стираться границы между государствами-членами ЕАЭС.

Севак Мкртчян, начальник управления развития продуктов ДЦ «Микрон»

Маркетплейсы имеют большой потенциал, сообщили vc.ru в «М.Видео».

Организуя каталог, доставку, сервисы, маркетплейсы существенно снижают порог входа на рынок электронной торговли для производителей и небольших торговых площадок.

Например, Goods, который развивает «М.Видео», «закрывает» большинство вопросов, связанных с продажей в онлайне, при этом расчёты с партнёрами ведутся по модели cost per sale, то есть продавец или производитель, который работает через маркетплейс, платит только за реально совершенные продажи.

Это направление в России только начинает развиваться, и чем больше будет игроков и форматов, тем быстрее будет рост, для успешной онлайн-торговли важны не только сами магазины, но и инфраструктура вокруг — логистика, платежные инструменты, сервисное обслуживание.

пресс-служба «М.Видео»

Чего от проекта «Яндекс.Маркета» и «Сбербанка» ждать потребителю и бизнесу

«Яндекс.Маркет» уже сейчас знает о российском покупателе и его предпочтениях больше, чем любой отдельно взятый интернет-магазин. Этим он и собирается привлечь пользователя, ожидает Алексей Фёдоров. Если объединить Big Data «Яндекса» и Big Data «Сбербанка», а это данные о всех платежах и покупках клиента, то в России появится самый мощный инструмент для таргетирования на конкретного пользователя нужного ему товара в нужное время, рассуждает он.

Обладая такими объёмами данных, они сократят сроки доставки в России в разы. И за такие сроки вы будете готовы переплачивать по отношению к Wildberries, а если цены будут такие же, то выбор очевиден: доставка завтра или даже сегодня вечером играет для клиента гораздо более существенную роль, чем разница в стоимости в 10% на товары в 3000 рублей.

Алексей Фёдоров, управляющий партнёр сети «220 Вольт»

В первую очередь СП «Сбербанка» и «Яндекса» станет отъедать доли продавцов электроники, товаров для дома и ремонта, игрушек, бытовой химии и косметики, ожидает глава Group Commerce USA Никита Бовыкин. Его компания занимается продажей товаров на Amazon.com. Бовыкин считает, что для переманивания пользователей существующих крупных площадок партнёры воспользуются классическими приёмами, как демпинг цен и бесплатная доставка.

По данным Фёдорова, закупщики «Яндекс.Маркета» уже ходят по рынку и заключают прямые контракты с вендорами и поставщиками, чтобы те размещали товары на их складах, минуя оптовых посредников. Прежде всего, речь идёт о бытовой технике и электронике и DIY-рынке. Тем игрокам, у которых есть сложная система учёта контроля размеров, цветов и других параметров, пока ничего не грозит, говорит управляющий партнёр «220 Вольт».

Фёдоров считает, что малый бизнес может рассчитывать на сотрудничество с новой площадкой только в том случае, если в ближайшие два года сможет предложить востребованные товары, которые хорошо продаются в других интернет-магазинах. В ином случае речи о мелких поставщиках и производителях и быть не может, поскольку сейчас «Яндекс.Маркет» физически не может размещать уникальные редкие товары — его задача взять объёмом и оборотом.

Малый и средний бизнес может получить «грандиозные» возможности, если «Сбербанк» и «Яндекс» собираются повторит точь-в-точь модель FBA (fullfilled by Amazon), рассуждает Никита Бовыкин.

FBA предоставляет сторонним продавцам сервисы хранения и логистики, а так же даёт доступ к открытой конкуренции на маркетплейсе. На Amazon более 80% продаж в штуках продают сторонние продавцы.

Я думаю, что если нечто похожее реализуется, то под угрозу попадут не только онлайн-ритейлеры, но и производители, чью продукцию сейчас продают сторонние вендоры. Wildberries, Lamoda, «М.Видео» — закрытые маркетплейсы, то есть сторонний продавец никогда не выйдет в топ без помощи сотрудника внутри компании. Если конкуренция будет открытая, то у малого бизнеса откроются отличные возможности получить кусок ранее недосягаемого рынка.

Никита Бовыкин, гендиректор Group Commerce USA

Гендиректор eBay в России Илья Кретов говорит, что создание новой экосистемы на базе двух существующих больших систем должно иметь для малого и среднего бизнеса две цели: снижение расходов и повышение объёмов продаж.

Доступ к непропорционально большей экосистеме для малого бизнеса должен дать операционную простоту, доступ к ресурсам, доступ к принципиально большему объёму рынка реализации продукции и смежных услуг и технологий.

Илья Кретов, гендиректор eBay в России
0
29 комментариев
Написать комментарий...
new_comment

Поднимите руки те, кому не хватало интернет-магазинов. Что реально кому-то нужен очередной недо-амазон? Амазон - это максимально широкий ассортимент, предельная эффективность, роботизированные склады, доставка менее чем за сутки. А нам пихают очередной кривой сайт с ширпотребным барахлом втридорого. Доставка по Москве платная и 2 дня.. Чтооо??? Клоуны! Даже уровень юлмарта недосягаем, какой там нафиг Амазон!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin
Поднимите руки те, кому не хватало интернет-магазинов

Мне не хватает амазона в россии. Каждый день.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
boris blade

"Никита Бовыкин
гендиректор Group Commerce USA" - это вообще кто?)))
большая просьба к vc перестать форсить этого песонажа, ну реально кому интересно мнение этого васи?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Мне интересно. Не очередной "директор" крупной компании (проф "чиновник"), а реальный предприниматель, торговец с полей, причем вышедший на запад.

Ответить
Развернуть ветку
boris blade

вы статью его читали? я как человек представляющий что такое амазон фба,
могу сказать, что этот чел пустышка, надергавший красивых тезисов с бурж статей.
скоро увидим очередной инфо курс : как поднять кк$, сидя на диване у себя в зажопинске)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

я просто не в курсе

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Прогноз по объему привлеченного финансирования на 2035 год - это сильно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Говорят громкое ЗА только те, кто вписывается в очередной проект по распилу бюджетов. Почему?
1) Проект "Русская Алибаба" уже распил более 1.4 млрд. рублей (сумма не точная) наших налогов еще в 2015 году. Почему бы не попилить еще?
2) Китай создал алибабу на базе работающего малого бизнеса. Именно в этом был успех. Сначала бизнес - затем площадка для бизнеса. И никак иначе. Чуда не бывает.
3) Никто не мешает выставлять продукцию российского производства на alibaba.com. Сам лично продавал и знаю других, кто это делает. А продукции там российской мало - т.к. нет конкурентного производства.
Итог этого говнопроекта всем очевиден.

Ответить
Развернуть ветку
FRLS

+++ распилят трилиарды бабла и тихо без шума загнутся как какойнибудь спутник(кто в курсе он еще жив?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

В таких компаниях как Сбер и Яндекс бюджеты пилятся ой как хорошо, часто даже более эффективно, чем в гос. компаниях. Кто работал - тот знает. Кстати первую "русскую алибабу" тоже Сбер пилил. И ничо, все забыли.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Очень просто. Деньги на разработку откуда?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Бггг... =))) Что бы кого-нибудь посадили? )))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Вы со сбером не работали =) Ну и не судья вы так-то и не играю я. =) Мне-то пох на чужую компанию =) Возьмите деньги у сбера на крупный проект - всё поймете! И откуда у сбера они тоже!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Вам бы юридический курс послушать. "Заявил", "Прецендент"... А то затем сразу "Съезжать на сбер"... Образование - это вам не доширак заваривать =) Я вам ничего не обязан. =) Юра, Юрочка вы мооойй )))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Когда она стала честной? Когда пару недель назад обновила политику конфиденциальности и таки раскрыла, какие данные собирает? )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Действительно =) Прекратите этот фарс )))

Ответить
Развернуть ветку
vpol

Вообще все государственные деньги пилятся частными компаниями. Государство напрямую деньги в оффшор не выводит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
vpol

Не обязательно. Сам в такой «успешно осваивающей средства» работал.

Ответить
Развернуть ветку
vpol

Аудитория не мала для таких затей? Амазоном пользуются пара миллиардов человек, а как вы понимаете на европейский/американский рынок яндекс никто не пустит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сартаков

С Мегафоном как-то мутновато. Но то, что делает Яндекс с такси, доставкой и добавить сюда площадку для торговли... Это амбициозная затея.

Правда прочитал статью, и так и не понял радоваться или нет. По причине того, что либо это упростит жизнь малому бизнесу, либо накроется медным тазом рынок интернет-торговли.

Хотя понижение цен на товары, мне кажется должно быть. Но вот дать этот ценник смогут не все, без минимально необходимых объемов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Брязгин

те, кто уже работал с маркетом по CPA и кому понравилось переедут в этот загон.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Филипьев

Там-там появился, начали дрючить телегу. Блокировка Amazon, совпадение?
Русский трафарет, ой точнее Русский бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Evgenii Krasnoperov

Не выстрелит. Скриньте

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Udartsev

Говорят громкое ЗА только те, кто вписывается в очередной проект по распилу бюджетов. Почему?

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда