{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

8 марта на маркетплейсе цветов и подарков

Вырасти в 12 раз и за день вернуться к прежним масштабам

Несмотря ни на что, праздник в этом году состоялся, и женщины по всей стране могли порадоваться тюльпанам, розам и ирисам. А чтобы цветы были доставлены в срок, каждое 8 марта Flowwow готовится выдержать нагрузки в десятки раз больше привычных — и уже на следующий день спокойно вернуться к обычным мощностям.

Как работает Flowwow?

Совсем коротко объясним, что такое 8 марта для Flowwow.

Компания создавалась в 2014 году как флористический маркетплейс. Сейчас на платформе регулярно получают заказы более 6000 партнеров в разных категориях (торты, декор, косметика и др.), но магазинов цветов по-прежнему большинство. А значит, самый «‎цветочный» праздник в году – один из ключевых пиков для нас.

6 000 магазинов
принимали заказы на цветы, сладости и подарки 8 марта через Flowwow

Заказы принимаются только онлайн, через сайт или клиентское мобильное приложение. Продавцы получают заказы в режиме реального времени через партнерское приложение и выполняют их в кратчайшие сроки: в Москве адресат может получить букет в срок от 15 минут с момента заказа, в Питере — от 30 минут, в других городах — в зависимости от мощностей магазина и удаленности адреса доставки.

По сути, Flowwow — это система IT-продуктов, которые позволяют спонтанно заказать цветы, торт или подарок, которые привезут твоему близкому человеку за считанные минуты или часы, в любом городе. И вся эта система к 8 марта должна развернуться настолько, чтобы принять и обработать в 10, 15, иногда в 30 раз больше заказов, чем обычно.

Пик в аварийном режиме

Обычно у нас с января готов реалистичный прогноз трафика на 8 марта. К тому же, есть внутренняя оценка, выработанная за предыдущие годы: 8 марта трафик обычно в 3 раза выше, чем на 14 февраля того же года. Необходимые мощности всегда рассчитывались по этой простой формуле.

Но в 2022 году все наши прогнозы по числу заказов оказались не валидны: пришлось быстро адаптироваться под текущие условия.

Мы посчитали неуместным призывать аудиторию к бурному празднованию и покупке цветов, шутить в креативах и делать все то, что мы обычно делаем накануне 8 марта. В срочном порядке перенастроили рекламные кампании (особенно пришлось повозиться с каналами Facebook и TikTok, которые буквально уплывали у нас на глазах). Остановили уже готовый к запуску медиафлайт, отменили часть интеграций с инфлюенсерами.

В то же время мы понимали, что никакие события не отменят главный праздник всех мам, жен и дочерей, поэтому все равно приготовились на пару дней вырасти по мощностям примерно в 12 раз и выдержать поток заказов.

рост трафика в 12 раз
по предварительным прогнозам

Техничка: 3 направления работы

Подготовка к 8 марта идет у нас по трем направлениям: оптимизация нагрузки, масштабирование серверной схемы и улучшение работы админки. Каждый год действуем по отлаженной, проверенной схеме, лишь слегка меняя параметры.

Оптимизация нагрузки. С середины января анализируем узкие места с точки зрения нагрузки на сервера приложений, базу данных и API. Мониторим запросы к серверу и находим те, которые отвечают дольше других. Как правило, тормозят работу либо слишком частые, либо слишком большие и тяжелые запросы к базе данных. Мы профилируем базу данных на предмет оптимального индекса и сокращаем число “сложных” запросов.

Масштабирование серверной схемы. Здесь основную работу ведет наша команда девопс: ребята конфигурируют внутренние инструменты, которые позволяют управлять серверами.

С начала февраля мы поднимаем новые реплики базы данных, открываем новые сервера приложений, которые идут под дополнительную нагрузку, увеличиваем мощность сервера базы данных. Часть серверов масштабируем горизонтально, часть вертикально.

Работа с админкой. Львиная доля нагрузки в пиковый день ложится на команду саппорта — и партнерского, который отвечает на вопросы от продавцов, и клиентского, который помогает покупателям. 8 марта каждый из 9 менеджеров клиентского саппорта отвечает на 600-700 клиентских тикетов, а каждый из 6 менеджеров по сопровождению партнеров — на 300-400. Поэтому необходимо, чтобы их рабочий инструмент был максимально автоматизирован и мог сэкономить ребятам время и нервы.

В этом году наша админка за январь-февраль получила такие маленькие, но важные обновления:

  • Автоматический расчет примерного времени, за которое курьер доберется до магазина и затем от магазина до клиента — чтобы можно было в любой момент сообщить клиенту, когда ему ждать заказа.
  • Фильтр заказов по городам и странам.
  • Оптимизация информации о каждом заказе (краткие сведения о составе заказа, доставке и ее стоимости).
  • Возможность для продавца пожаловаться на отзыв от клиента – в сам день 8 марта это не так актуально, зато уже на следующий день можно разобрать спорные ситуации и поддержать репутацию магазинов, если случилась ошибка.

К 3 марта новая система уже развернута, полностью готова к пику и пока работает вполсилы: мы тестируем получившуюся конфигурацию и следим за тем, как на нее постепенно накатываются небольшие волны трафика (примерно двухкратный рост числа заказов наблюдался уже с 4 марта).

Как следим за работой в день Х?

1) Репорты. Система мониторингов собирает информацию о нагрузке, трафике, возможных ошибках. Боты следят за аномалиями и рапортуют нам в режиме реального времени о любых отклонениях от нормы.

Девопсы и инженеры реагируют на репорты в соответствии с принятым регламентом: простые и локальные задачи решают своими силами, для обсуждения сложных собираются в рабочий чат и проводят быстрое совещание.

2) Сообщения от команды саппорта. Первые, кто замечает сбои в системе, это менеджеры поддержки. О любом подозрительном поведении системы они быстро сообщают в корпоративный чат.

3) Работа с кибер-атаками. К счастью, в этом году все прошло довольно спокойно.

Чем запомнилось 8 марта 2022 года?

Как ни готовься к главному пику года, а сюрпризы обязательно будут.

В этом году мы недобрали трафика (ожидаемо), но само распределение трафика нас очень удивило. В предыдущие годы пик трафика приходился на 7 марта и утро 8 марта, затем оставалось только разбирать и выполнять заказы. В этом году 7 марта прошло довольно мягко, а вот 8 марта с утра и до 16.00 мск шел бесперебойный поток новых заказов. В нашей практике это что-то новое.

Учитывая число повторных заказов, можно предположить, что Flowwow за несколько лет изменил поведение клиентов: люди привыкли к тому, что мы можем доставить за час-полтора, поэтому отказались от идеи заказывать заранее. Надо понимать, что праздник пришелся на пик неопределенности: экономической, политической и социальной. К утру 8 марта апокалипсис не случился, и наши клиенты со спокойной душой заказали цветы и свежие капкейки всем любимым женщинам.

Следующий сюрприз преподнес нам сервер очередей. 14 февраля он ничем не выдал себя, а 8 марта оказался сильно перегружен, причем по тем координатам, на которые мы даже не могли подумать. Сервер прилег в самый ответственный момент — в час дня.

Буквально за час мы оперативно подняли дополнительные ноды в кластер Rabbit, перераспределили нагрузки и очистили старые очереди. Уже в 14.00 все работало в штатном режиме.

В результате

За 3 дня выполнено более 85 тысяч заказов. А это 85 тысяч маленьких пруфов, что жизнь продолжается и мы не забываем радовать и радоваться, даже сейчас.

7 марта приняли 32,5 тысячи заказов, 8 марта — 37,8 тысяч (число заказов в обычный день — 3-4 тысячи). Рост оборота на 1200% по сравнению со средним показателем за прошедшие 2 месяца.

Пик пройден с уровнем негатива 4,2% (рекордно низкий за всю историю сервиса, несмотря на изменившиеся привычки клиентов и уснувший сервер очередей). Средняя оценка заказов — 4,64.

0
3 комментария
Valya Serg

🤟

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

Маркетплейс двух дней в году - необычная ниша.

Ответить
Развернуть ветку
Flowwow
Автор

Не совсем так: через платформу ежедневно проходит около 3 тыс. заказов, и это цифра растет в два раза от года к году. Но есть и пиковые дни: 8 марта, 14 февраля, День матери, 1 сентября. А сейчас еще и Новый год, 23 февраля, так как мы развиваем нецветочные категории товаров.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда