Выходить ли на маркетплейсы в кризис, если ты новичок?
Сегодня поговорим о том, как торговать на маркетплейсах в условиях кризиса новичкам, которые не имеют опыта совсем или вышли на площадки со своим товаром недавно. В этой статье я разберу основные моменты, разрушу мифы, объясню противоречия и подскажу план действий.
Надо ли заходить сейчас на маркетплейсы?
Выйти на площадку со своим товаром можно в любой момент. Просто сейчас наиболее благоприятное время, так как продажи большинстве ниш растут (разберем этот момент в конце статьи).
Можно замереть и ждать лучшего момента.
Простой пример можно найти даже в сфере той же криптовалюты — когда она появилась и можно было купить выгодно монеты, которые стрельнули, многие ждали лучшего момента. В любой сфере вы не найдете лучшего момента, если постоянно находите для себя причины отложить начало какого-то дела.
Будет ли дефицит и почему люди скупают все так активно?
По данным платежного сервиса Assist, только за первую неделю начала спецоперации средняя сумма одного онлайн-платежа увеличилась на 36%, а продажи на маркетплейсах – на 81%. Люди скупают все, закупаются в прок, дерутся за сахар в офлайн-точках. Большинство идет за удобством на маркетплейсы.
Да, площадки тоже испытывают сложности: селлеры сообщают о сбоях на Wildberries, где площадка просто лежит, и увеличившиеся сроки доставки на Ozon.
Надо понимать, что все эти сложности временны – сами маркетплейсы заинтересованы в комфорте клиентов и точно исправят проблемы в ближайшее время.
Естественно, люди будут беднеть, потому что зарплаты не повысились, а курс и цены на товары уже взлетели или взлетят в ближайшее время. Но клиенты не перестанут покупать.
Крупные бренды приостановили работу, а значит их долю в нише обязательно заполнят другие крупные и мелкие продавцы, чтобы удовлетворить спрос.
В то же время даже на маркетплейсах намечается дефицит товаров. В сервисах аналитики остатки легко отслеживаются. Это может быть связано с повышением цен у поставщиков, вследствие чего селлеры могут сокращать объемы закупок и бояться закупать по задранным ценам. Может, кто-то пока пережидает и смотрит, как поведет себя рынок.
Я не сильно верю в откат цен у поставщиков, поэтому если у вас сейчас есть товар, в котором вы уверены, с высокой маржой и хорошими объемами продаж, закупайте его уже сейчас.
Что сейчас критично важно: не теряйте свое место в поисковой выдаче. Сфокусируйтесь на том, чтобы быть на виду у клиентов, проведите аудит карточки товара и оптимизируйте все, чтобы повысить конверсию в покупку.
Тем, кто еще не вышел на маркетплейсы или думает расширять ассортимент бренда, очень рекомендую обратить внимание на российских поставщиков или производства.
Кроме того, если у вас есть собственное производство в России, которое не сильно зависит от импортных составляющих или логистики, то сейчас ваш звездный час организовать контрактное или любое другое производство для бизнеса и новых партнеров.
Даже если тренд на рост продаж упадет спустя какое-то время, вы успеете заработать деньги, чтобы продержаться дольше конкурентов.
Те, кто сейчас адаптируется под новые условия в любом виде, соберут все сливки до того, как опомнится основная масса многочисленных селлеров, которые предпочитали просто перепродавать барахло с «Садовода» с наценкой.
Что я сделал бы прямо сейчас на месте новичков:
Активно анализировал рынок, используя хорошие сервисы аналитики: например, у меня заключено партнерское соглашение с MPStats на бесплатный доступ на 1 месяц всем ученикам. Этого периода хватит за глаза, чтобы подобрать нишу и стартануть.
Чтобы успешно выйти на маркетплейс, я бы построил стратегию торговли, посчитал бы каждую копейку, чтобы понимать, как прийти к наибольшей выручке. Кстати, подробно о юнит-экономике продаж я писал в этой статье.
Абсолютно точно я подписался бы на конкурентов, чтобы проанализировать, как они строят свой бренд и взаимодействие с клиентами. Может, даже заказал бы пару товаров и посмотрел, как со мной будет работать бренд далее, чтобы замотивировать на следующие покупки.
Какие ниши растут на маркетплейсах сейчас?
Я дал задание менеджерам из своей команды проанализировать динамику основных ниш на маркетплейсах, чтобы разобраться, что пользуется спросом у покупателей.
Они не смогли найти ниши, которые катастрофически просели – в среднем, все показывают стабильный рост, как будто ничего не произошло.
Единственное, мы не анализировали нишу одежды, но насколько я знаю, там есть свои локальные просадки.
Вот только несколько примеров:
Ниша «тетради». Был рост перед школьным сезоном, повышение спроса перед Новым годом, да и в целом после каждого пика.
Год к году рост показывает положительную динамику. Я не думаю, что сейчас люди в панике запасаются ручками или тетрадками – когда ты хочешь сохранить деньги, ты вложишь их в канцелярию в последнюю очередь. Так что рост ниши не обусловлен последними новостями.
Ниша «наклейки для творчества». Все то же самое, ниша растет попросту из-за того, что купить наборы для творчества стало удобнее онлайн, чем в офлайн-магазине.
Ниша «груминг и уход для собак». Всегда стабильно растущая ниша с небольшими всплесками, рост вы видите сами.
Ниша «вязание». Продажи на уровне предновогодних дней. Общий рост почти в 2 раза.
Кроме того, мы сами запустили товар в нише «хобби», и он тоже пользуется спросом, а мы распродали большую часть партии.
Еще раз отмечу: когда люди ищут способы сохранить деньги, они не вкладываются в товары, которые либо точно будут в наличии, либо представляют для них не такую высокую ценность. Все потому, что они точно всегда будут в наличии по хорошей цене.
Еще больше ниш и нюансов я буду разбирать 17 марта в 19:00 на бесплатном вебинаре. Приходите, будет полезно и опытным селлерам, и новичкам. Регистрация здесь.
А оперативные новости, подборки и гайды вы найдете в моем телеграм-канале.
Тут был токсичный комментарий. Это плохо! Больше его тут нет)
За нишу handmade (туда и вязание, и художка, и материалы для творчества) хочу сказать – лучше попробовать, чем не попробовать. Как раз таки новичкам многие отечественные площадки (например, Livemaster) предлагают сейчас старт либо бесплатно, либо за символическую цену, потому как зарубежные сервисы уходят и многие мастера без работы в один момент...