Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Меня зовут Андрей Захарченко, я руководитель логистической компании Standard Trade. За последние семь недель у партнёров и СМИ возникло много вопросов о грузоперевозках: правда ли с китайскими партнёрами лучше заключать контракты в юанях, действительно ли сейчас нет транспорта для перевозок — отвечаю в этом материале.

Сейчас можно не обращать внимание на курс доллара по ЦБ

Это миф. Стоит помнить, что курс ЦБ — это всего лишь курс биржи, зафиксированный в определённый момент времени. Да, курс доллара в обменниках Москвы действительно сильно выше, чем курс ЦБ.

При этом, по официальному курсу ЦБ:

  • Считаются таможенные платежи.
  • Рассчитываются договоры внутри России, привязанные к иностранной валюте.
  • С поправкой на время и спред банка покупают валюту юрлица. Точнее юрлица покупают валюту по биржевому курсу плюс комиссия банка. Но ЦБ с 2014 года перешёл к плавающему курсу рубля и каждый рабочий день обновляет курс, фактически лишь фиксируя ситуацию на бирже на текущий момент.

Импортеры должны переплачивать банкам за покупку валюты

Это не совсем миф. 3 марта ЦБ ввёл правило про комиссию на покупку валюты для физлиц в размере 30%, а уже 4 марта уменьшил комиссию до 12%, но сделал её обязательной и для физлиц и юрлиц.

Формально, это правило не распространялось на импортеров, покупающих валюту для оплаты поставщикам за рубежом. Но все банки интерпретировали правило по-разному. В частности, «Тинькофф», недолго думая, продавал доллары со спредом в 20 рублей.

Затем ситуация несколько стабилизировалась, но банки продолжали импровизировать с комиссиями.

11 апреля правило 12% было отменено. Тем не менее курс обмена валюты по-прежнему зависит от политики банка. Сейчас нормальной ситуация — курс от +50 копеек до +4 рублей с увеличением спреда в дни высокой волатильности.

Контракты с китайскими поставщиками лучше заключать в юанях

Частично миф. Банки, попавшие под санкции, сейчас не могут переводить доллары и евро.

Официальное сообщение от «Альфа-банка»

Другие банки спокойно работают и могут переводить как в долларах, так и в евро. Есть вероятность санкций на все банки в России, как и отключение от SWIFT — мы оцениваем такую вероятность как низкую. Но, как говорится, надейся на лучшее, готовься к худшему. Строго говоря, даже если такие жесткие санкции наступят, переподписать и заново поставить на учеты контракты в банк будет возможно.

Сейчас нет транспорта для перевозки грузов, а тот что есть, очень дорог

Миф. Ситуация с уходом крупнейших контейнерных операторов Maersk, MSC, CMA CGM и прочих скомпенсировалась снижением потока импорта и увеличением экспорта по китайскому направлению. Подробнее можно почитать в статье в Forbes, где есть и мои комментарии.

Что касается цифр: если в феврале цены за 40-футовый контейнер по железнодорожному маршруту Шанхай-Москва составляла порядка $14 тысяч, то актуальная ставка сейчас — около $10 тысяч. Маршрут Шанхай–Владивосток–Москва будет стоить больше $11 тысяч.

Стабилизировалась ситуация и с авиадоставками:

  • Цены выше февральских — $5 за 1 кг против $4 за 1 кг.
  • Но ниже мартовских — $7 за 1 кг.

Китай закрыт на карантин

Частично миф.

Несмотря на то, что коронавирус исчез из новостной повести, он не исчез из жизни

В Китае идет самая сильная волна коронавируса за всю историю. Китай крайне нетолерантен к эпидемии. Но весь Китай не стоит. Блокируются отдельные города, работа возобновляется сразу же после окончания критической фазы.

За два года пандемии выработалась система. Сейчас максимальный срок простоя в поставках из-за короновируса может составлять две-три недели.

Китай даёт скидки русским на товары

Правда. Как ни странно. По нашему опыту, фабрики готовы пойти на скидку, только надо попросить. Советуем не стесняться.

Тут дело не в излишней доброте. А в более прозаических моментах: желании показать видимость поддержки в трудной ситуации и не потерять клиента, который из-за девальвации рубля может перестать делать заказы вообще.

Тут можно возразить, что в отсутствие конкурентов в Европе и США китайские производители начнут выламывать руки. Но практика расходится с теорией. В первую очередь потому, что нет абстрактного единого «Китая». Есть сотни тысяч фабрик и самая обыкновенная конкуренция.

Чжоу начал выламывать руки? Ок, уйду к Гуаньюю. Собственно, это же и главная причина снижать цены: клиенты из России становятся слишком чувствительны к цене и ищут возможности привезти дешевле за счет смены поставщика.

В России развивается параллельный импорт и можно легально завозить iPhone

Это миф. Глобальных изменений в реестр объектов интеллектуальной собственности внесено не было.

У всех брендов есть соответствующий правообладатель

И даже если государство официально разрешит ввоз товаров в обход правообладателя, нужно понимать, что производитель просто не продаст вам товар, производимый западной компанией на его мощностях.

Сложности в получении товаров из Европы из США подстегнут импортозамещение

Миф. Нет, не подстегнут. Только если китайское.

Друзья, постарался собрать тут все ответы на вопросы, которые мне задавали, но мог что-то упустить. Буду рад ответить на другие вопросы в комментариях.

А ещё недавно завел Telegram-канал, туда пишу актуальную информацию по транспорту, импорту и Китаю, подписывайтесь.

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Тинькофф

Здравствуйте.

Предписание адресовано лично профессиональным участникам рынка ценных бумаг и никак не влияет на конвертацию валюты с транзитных счетов. В личном кабинете юридических лиц отображается актуальный курс.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ishutkin

А про пять дней на валютный контроль и чтобы он наконец прошел в четыре утра в понедельник, когда биржа закрыта и курс вы с удовольствием нарисовали рублей на 20 ниже, чем он был в конце торгов в пятницу вам тоже как "лично профессиональному участнику рынка" нашептали? Естественно "с учетом волатильности" и блаблабла.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Здравствуйте. Напишите, пожалуйста, ИНН компании нам в личку - хотим все проверить и разобраться в ситуации более детально.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

О! Как же рад вас видеть :) Я раз 5 за месяц спрашивал у ваших менеджеров, почему ваш спред составляет то +12, то +20 р. к бирже. В ответ шаблонное: "Курс зависит от многих параметров, актуальный курс смотрите в кабинете". Так я и смотрю курс в кабинете

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Попов

Какая-то странная статья "на рынке грузоперевозок", в которой рассказывается про платежи, скидки, банки, все, но не про грузоперевозки.

- Грузоперевозки из Европы почти остановились из-за зеркальных санкций на движение грузового транспорта. Казахи уже послали нас лесом.
- Транзит в Калининград вырос до 300к за машину. Так ещё и пускают не все грузы, хотя латыши подписывали какие-то обязательства по недопущению ограничения транзита в анклав. Могут быть серьезные последствия для трибалтийцев.
- Возить из Китая морем стало нереально: тяжело и погрузиться, почти невозможно потом выплыть из Европы.
- Порт в Питере потерял 95% в своем обороте.
- Тяжело плыть до Владивостока. Порт оказался просто не готов к такому объему.
- РЖД не готов к такому объему, перегрузка в порту Владивостока или выгрузка в Ховрино может идти неделями.
- Одновременно с этим, железка остаётся чуть ли не единственным нормальным вариантом. Появились прямые маршруты.
- Авиа уже неделю никто не подтверждает. Пока что ссылаются на корону.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Наше основное направление - Китай, поэтому пишу про то, о чем знаю. К тому же 5-й пакет санкций наложил крайне жесткие ограничения на транспортировку из Европы, это направление стоит в принципе
Про море из Китая не соглашусь - нереально было вывезти в марте, когда перестали работать 4 из 5 крупнейших контейнерных операторов по российскому направлению. Естественно я говорю о пути через Дальний Восток, а не через Питер. Собственно, Владивосток сейчас свободен, импорт упал на 30%. Откуда у вас информация, что в порту пробки, тем более если вы сами говорите, что тяжело погрузиться на судно?
В Ховрино, Ворсино и Электростали были заторы, опять же, в марте. Тогда выгрузка занимала порядка 2-х недель. Последний контейнер пришел в пятницу 15 апреля, был выгружен и растаможен вчера, 18 апреля
Авиа вылетает из тех городов, где нет ковидных ограничений (т.е. из 90% городов)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Попов

Ваш комментарий намного круче, чем статья!
Грузимся еженедельно, много оперативной информации со всех сторон. Раньше таскали только морем через Европу и на Питер.
Сейчас новые маршруты, новые проблемы. Например, сейчас контейнер стоит в Забайкальске уже 2 недели без движения.
За коммент ещё раз спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Попов

Ах, да, купить валюту не проблема, платежи проходят день-в-день, цены и отсрочки зависят исключительно от ваших взаимоотношений с китайскими партнёрами, некоторые китайские города сидят в жёстком локдауне.

Ответить
Развернуть ветку
ILYA

Авиа тоже полный жопас

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
По нашему опыту, фабрики готовы пойти на скидку, только надо попросить

А с чем реально связано? Сказки про то, что кто-то не хочет терять российского клиента - ерунда. Никому потенциальные проблемы санкционного режима не нужны, когда есть спрос со стороны ЕС и США. Тогда получается, что из-за логистического кризиса прежде всего морских перевозок, производители готовы удовлетворить спрос хоть кого-то. А значит в Китае сейчас огромное количество избыточных производственных мощностей

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

там в Китае тысячи маленьких фабрик на которых работает по сотне человек, срать им на все санкции, кто заказывает тому и продадут

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Нет. Это так не работает. Им же не кэшем оплату проводят. Хотя возможно некоторые и кэшем получают

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Klimov

1. небольшие китайские фабрики не отгружают в долг
2. после китайского НГ отгрузки восстановились, правда не в том объеме как раньше, но причина не в платежах

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

При чем тут долг? Речь про проводки. Очевидно, что с ними проблемы будут нарастать, т к. крупные китайские банки уже неохотно обслуживают подобные транзакции. Как оплату проводить, кэш привозить в чемодане?
После китайского НГ продолжался эффект логистического пздца. Влияние санкций ещё не давило сильно. Но это как снежный ком, который идёт по нарастающей. Вопрос что с загрузкой мощностей в самом Китае сейчас. Заказчикам из РФ никто на встречу идти не будет уж точно, если появится возможность работать с ЕС и США. Плюс, в ближайшее время начнется логистический коллапс, если условная Северсталь и (или) Лукойл начнет поставки переориентировать в Азию.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lesov

С Китаем в 90-е большинство работало без всяких свифтов. Кэш в чемоданах и что-то вроде хавалы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Климов

Да и сейчас есть варианты..

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Климов

Вы не в курсе как все устроено в Китае. Нельзя все судить по газетам. Не все фабрики могут работать с ЕС и США (они платят по факту получения товара) . А есть те кто нацелен на условный (чтобы вам понятно было) Пакистан или нашу страну. Я лет 6 назад встретил киргиза, так он на одной фабрике на 300000 юаней купил, против моих 20000. Китаец нас обоих русскими считал...Как то (киргиз тоже) обошлись без чемоданов с кэшем

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Так 6 лет назад ни вы, ни киргиз не были под блокирующими санкциями. Вы не ответили на вопрос: что делать сейчас, когда китайские банки постепенно начинают использовать блокирующий комплаенс (например, отказывают в обеспечении и проводкам по будущим контрактам на нефть и газ), кэш везти?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Климов

В Китае локальные локдауны, например один поставщик на неделю задержит отправку, т.к. их район закрыт, поэтому везти туда кэш ( 10000 $ на человека - это мизер кстати) сейчас не вариант. Соберетесь работать с Китаем - я вас проконсультирую за вашу настойчивость

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

О чем вы консультировать будете?) Никто не знает что завтра произойдет: какой проект санкций введёт США и ко, как к нему отнесутся финансовые институты в Китае. Пока у меня есть инфа от тех, кто занимается экспортными поставками Северстали, что по всему миру проблемы с трансграничными переводами, по крайней мере, в адрес этой компании. И как будет через месяц никто не знает.
А вы во всех постах уходите от ответа о том, как будут в дальнейшем вести себя китайские банки и что делать, если они выставят на новые контракты заградительный комплаенс

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Ivanov

Крипта

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Собственно, уже ответили. Нельзя судить о Китае как о чем-то едином и монолитном. Вот вы фабрика, у вас работает 20 человек, и один из ваших клиентов - русская компания. Они не хотят терять клиента. Также как вы в России не захотите потерять клиента, у которого сложная ситуация и кто подумывает об уходе к чуть более дешевым конкурентам

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я поэтому и спросил, что происходит с загрузкой мощностей в Китае. Если мощности сейчас испытывают недостаток клиентов из-за продолжающегося глобального логистического кризиса, то это одно. Но если есть спрос со стороны не подсанкционных стран на эти мощности, то никто не будет работать с россиянами. В теории я допускаю, что есть отдельные заводы, которые давно работают только на РФ. Но, во-первых, их количество на уровне статпогрешности, а во-вторых, это не касается новых заказчиков, с которыми они раньше не работали.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Да здесь же вопрос не глобальной экономики. Есть частный завод и есть клиент из России. Как и у любого b2b бизнеса у завода есть определенное количество клиентов, есть сложившиеся отношения с каждым из них и условия работы. Фабрика не хочет терять никаких клиентов. Это как бы обычная бизнесовая история

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Это не обычная бизнесистория. Потому что фабрика живёт не в вакууме экономическом, а в правовом поле китайских регуляторов. Если китайские регуляторы, например финансовые, ужесточат комплаенс и валютный контроль, то любой производитель 10 раз подумает нужен ли ему такой клиент. Только вчера была новость о том, что ЮнионПей не хочет предоставлять услуги российским банкам. Очевидно, что решение они принимали не по своей воле

Ответить
Развернуть ветку
ILYA

Странно, что картинка в статье с машинами, а про транспорт сказано пару слов и то про ЖД.

Про то, что авиа почти нет и с машинами шляпа ничего нет дельного тут

Ответить
Развернуть ветку
Роман Анацкий

Спасибо за статью. Подскажите, почему невозможно Российское импортозамещение?

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Ну, как много заместили за эти 8 лет?
Или если перефразировать- «где вы были все эти 8 лет?» (с)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Анацкий

)

Ответить
Развернуть ветку
ILYA

Потому что ничего не умеют и нет технологий

Ответить
Развернуть ветку
ILYA

Как например заместить кофе? Или ананасы с манго?

Ответить
Развернуть ветку
Valery Bozhak

Лучше расскажете про автомобильные перевозки и как обстоит ситуация с транспортом из РФ, основным видом деятельности которого были трипы в ЕС и обратно. Или про вывоз контейнеров из портов, в которых наполняемость ящиками упала. Можно также поговорить про морские перевозки и закрытие портов для судов, зареганных под флагом РФ. А на десерт - стоимость обслуживания транспорта в нынешних условиях.

Ответить
Развернуть ветку
ILYA

И про самолёты, тут шло огромное количество товаров

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Ситуацию на транспорте описывал в прошлой статье + актуальные цены и сроки на транспорт начал публиковать в своем телеграм-канале

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Киров
Чжоу начал выламывать руки Ок, уйду к Гуаньюю.

Но ведь это один человек!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Хоть кто-то понял отсылку :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
DN

75 гривен

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Тузовский

Добрый день. Интересует ситуация с транспортными перевозками между РБ и ЕС. Какие то сейчас уже есть решения? Теоретически сейчас могут возить через эту границу машины на Турецких, Грузинских и Армянских номерах. Но пока такого решения не нашел. Может кто владеет информацией по ним?
Нам нужна машина 35-55 м3 для регулярной перевозки собственного товара по маршруту РБ - Эстония.

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда