«Перерывов официально нет, отдыхать на смене можешь, когда нет заказов» — как работают курьеры «Самоката» Статьи редакции

Главные тезисы из рассказа на YouTube-канале «Все работы хороши», где разбирают условия для работников в разных компаниях.

  • Курьеры «Самоката» трудоустраиваются не в саму компанию, а к её партнёрам. От того, с какой именно фирмой они подпишут договор, зависят зарплата, график работы и другие нюансы. Оставить заявку нужно на сайте сервиса, ответ поступит через 1-2 дня.

Попросят назвать свой адрес, чтобы подобрать ближайший к вам центр формирования заказов, даркстор. Попросят скинуть фото документов в мессенджере, а в ответ пришлют договор.

автор YouTube-канала «Все работы хороши»
  • Для работы курьеру нужны приложения «Самокат Про», «Даркстор» и другие. Некоторые из них работают только на Android. Перед началом смены надо прийти в ЦФЗ, отметиться в приложении и встать в виртуальную очередь. Затем надо найти рабочий велосипед и сумку для доставки заказов — они не закрепляются за одним человеком и не всегда выдаются новыми. Где-то велосипед дают бесплатно, где-то нужно заплатить за аренду или использовать свой личный. При этом некоторые фирмы-партнёры требует арендовать велосипед именно у них — за 100 рублей в день.
  • Курьеры говорят, что велосипеды часто выдаются в плохом состоянии — детали постоянно ломаются, и чинят их в основном они сами. У того, кто работает дольше, больше шансов получить новый велосипед.

А зимой всё просто, крепись или падай. Потому что зимние шины на велосипед тебе ставить никто не будет. «Самокат» не меняет шины, это для них не приоритетно. Хочешь ездить — покупаешь велосипед и шины. Если будешь опаздывать на работу, виноват будешь ты в первую очередь.

курьер «Самоката»
  • Курьеру также нужно самому оформить медкнижку, хотя по договору она оплачивается заказчиком. Её нужно получить за 40 часов до начала работы. Это обязательный пункт договора, но в большинстве ЦФЗ его выполнение не проверяют.

Попросили сделать, но я проработал два месяца и книжку так и не принёс. Никто не спросил и не потребовал.

курьер «Самоката»
  • Негабаритные грузы, например, 10 литровая бутылка воды или упаковка туалетной бумаги в 12 штук, тоже доставляются на велосипедах. А в Новый год в «Самокате» продаются ёлки: чтобы их доставить покупателю, дерево привязывают к курьеру. За такие грузы есть надбавка — от 500 до 1000 рублей в неделю.
  • Курьерам платят в основном за часы работы, а не количество заказов. Поскольку доставщики оформляются через разные фирмы, зарабатывают они тоже по-разному — от 170 до 210 рублей в час. Это зависит от региона, сезона и других факторов: например, в плохую погоду ставка выше.
Одна из компаний указала в договоре 50 рублей за доставку заказа.
  • По словам одного из курьеров, во время низкого спроса «Самокат» вызывает на смену меньше курьеров, поэтому нагрузка на работников высокая, даже когда заказов мало. Обычно смены длятся с 8 часов до 16 часов либо с 16 часов до 24 часов. Но иногда, если спрос небольшой, заказчик сокращает часы работы.
  • Хотя на сайте «Самоката» указано, что партнёры компании не штрафуют курьеров, в договоре с одним из подрядчиков прописаны санкции. Например, штраф за отсутствие на работе более 30 минут составит 1000 рублей, не выход на смену — 10 000 рублей, а за неоднократное распитие алкоголя в общежитии, если речь про работу вахтовым методом, могут уволить без выплаты зарплаты.

  • В некоторых дарксторах курьерам дают 30 минут на перерыв, но это редкость, говорят работники. Иногда им выдают «списанку» — это продукты, срок годности которых подходит к концу, или товары с испорченной упаковкой. Но сначала продукты из «списанки» забирает директор ЦФЗ, а остатки разбирают курьеры.

Перерывов официально нет. В свою смену ты можешь отдыхать, но только когда нет заказов. Если заказов сыпется много, а такое бывает часто, когда не хватает курьеров, ты не отдыхаешь вообще. Нагрузка огромная. Даже 245 рублей в час того не стоят.

курьер «Самоката»
  • У курьеров есть возможность продвинуться по карьере: спустя месяц работы можно перейти в должность товароведа, который отвечает за сборку заказов, принимает поставки, следит за документами. Но при этом зарплата товароведа или даже директора ЦФЗ может быть меньше, чем у курьера.

У нашего товароведа зарплата 32 000 рублей, у директора — 42 000 рублей. Я получаю 38 000 рублей, хотя я студент, это моя подработка.

курьер «Самоката»
0
143 комментария
Написать комментарий...
ilia

Всю эту практику "занятости через партнеров-прокладки" надо заканчивать как можно скорее. А то эти "я не я, корова не моя, партнеры плохие и пофиг что мы сами их выбираем" оставляют чистенькими гиганты и втаптывают и выжимают непосредственно работников.

А навешивание функций, не предусмотренных позицией, вообще бич российского рынка труда.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Яндекс.Такси должен купить все такси себе на баланс, делать им ТО, покупать бензин, шины..., всех водителей в штат яндекса, и т.д.

Верно я вас понял?

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Всех водителей - как минимум по гражданско-правовому договору. Примеры с Убером и его водителями есть в мире. Предоставлять авто став таксопарком - тоже почему бы нет, каршеринг же есть, в котором следят.
Если крупные компании перестанут увиливать ничего с ними не случится кроме как адекватной ответственности - они платят "партнерам" сейчас, будут сами делать - тоже будут платить, возможно, даже меньше, только отбрехаться в случае чего уже не выйдет - тебя будет везти Яндекс и тебе будет доставлять Яндекс, а не вот это "мы тут ни при чем, мы информационный сервис", за который они по 25-30% берут.

Ответить
Развернуть ветку
140 комментариев
Раскрывать всегда