Типовые ошибки при оценке стоимости штата мерчандайзеров

Привет! Я Станислав Никитин, сооснователь агрегатора для мерчандайзеров «ПоПолочкам». Некоторые наши заказчики, которые регулярно пользуются услугами мерчандайзинга, часто задаются вопросом — почему стоимость часа мерчандайзера в нашем сервисе меньше, чем стоимость того же объема работы в агентстве? Тогда мы просто начинаем вместе считать честную стоимость и рассказывать, что у нас получилось оптимизировать.

Бизнес не всегда может учесть полную структуру расходов на мерчандайзинг — часто не берутся в расчет нюансы работы мерчандайзера и даже очевидные составляющие процесса. Неточности приводят не только к неверному бюджетированию, но и к непониманию путей оптимизации расходов на услуги мерчандайзинга. А в условиях текущего кризиса эти проблемы особенно актуальны.

Давайте вместе отследим все факторы, влияющие на стоимость часа работы мерчандайзера, выявим переплаты и выведем наиболее полную формулу расчета.

Заработная плата мерчандайзера как основа для расчета

Наиболее простой принцип расчета основан на соотношении заработной платы мерчандайзера к количеству рабочих часов за месяц. Такой метод используется для определения ставки как штатных сотрудников, так и мерчандайзеров в агентстве.

По данным сайта merchandising.ru, средняя зарплата мерчандайзера «на руки» в России 23 000 ₽. В месяц у сотрудника 21 рабочий день по 8 часов каждый. Итого получается, что за один час работодатель платит мерчандайзеру 136 ₽.

Но в этой формуле есть как минимум три неточности.

Первая — работодатель оплачивает за каждого сотрудника НДФЛ и взносы в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд Социального Страхования.

С учетом НДФЛ и взносов фонд оплаты труда на одного мерчандайзера увеличивается на 43%, до 34 421 ₽, а стоимость часа возрастает до 205 ₽.

Вторая неточность связана с подсчетом рабочих дней. В среднем в месяце учитывают 21 рабочий день, а значит:

Но при расчете за год из рабочего графика выпадает 31 рабочий день: 10 на праздники и 21 на отпуск. Тогда и среднее количество рабочих дней в месяц тоже изменится.

Если разделить количество рабочих дней в году с учетом праздников на 12 месяцев, то получится честное количество рабочих дней за месяц. Это 18,4 дня.

Третья неточность — продолжительность рабочего дня. В среднем, по статистике агентств, из 8 часов мерчандайзер тратит 1 час на дорогу, поэтому фактическое время работы составляет 7 часов.

Перемещаясь между точками, сотрудник впустую тратит рабочее время. В гипермаркетах и супермаркетах это менее заметно — там чаще всего используется стационарный мерчандайзинг, который исключает перемещение. Но 90% продаж формируют именно магазины у дома, а передвижение между такими точками нередко делает маршрут убыточным.

Теперь определяем стоимость часа работы мерчандайзера с учетом всех фактических показателей:

К сожалению, это еще не финальная стоимость!

Как супервайзеры увеличивают стоимость часа мерчандайзеров на 18%

Мерчандайзинг — это процесс, требующий контроля и администрирования, что влечет за собой дополнительные затраты. Они также влияют на стоимость часа работы мерчандайзера. Один супервайзер в среднем контролирует 10—15 мерчандайзеров. Для расчета возьмем соотношение 1 к 13.

Средняя зарплата супервайзера «на руки» 55 000 ₽, с учетом НДФЛ и взносов — 82 310 ₽, то есть 6 332 ₽ на одного мерчандайзера в месяц.

Тогда и честная стоимость часа работы мерчандайзера снова возрастает — до 316 ₽.

Но и это еще не все, что может повысить себестоимость работы мерчандайзеров

Есть ряд затрат, без которых мерчандайзинг не может функционировать: расходы на систему обучения полевым персоналом, мобильную связь, перемещение, подбор персонала, менеджмент и почтовый документооборот.

Чтобы понять сколько это стоит, мы обратились к коммерческим предложениям и сметам ведущих агентств. Нужно отметить, что эти же расходы необходимы и для содержания мерчандайзеров в штате.

Есть и другие затраты: разовые, например, закупка брендированных футболок, или ежегодные, например, компенсация медицинской книжки — эти расходы опциональны, поэтому в нашем расчете они не будут учтены.

Финальная формула честного расчета стоимости часа работы мерчандайзера

В итоге стоимость часа мерчандайзера с учетом всех факторов поднялась с 136 ₽ до 401 ₽, то есть в 3 раза!

За счет чего можно снизить стоимость часа без потери качества

Сейчас на рынке мерчандайзинга появляются новые решения, способные снизить часовую ставку. Например, наш сервис «ПоПолочкам». Это платформа, которая выступает связующим звеном между мерчандайзерами и заказчиками. Таким же образом работает Uber, выступающий посредником между пассажиром и таксистом.

В агрегаторе зарегистрировано более 50 000 мерчандайзеров. Сервис автоматически распределяет визиты специалистам, дает информацию по заданиям в магазине и анализирует фотоотчеты.

Как мы снижаем стоимость услуг мерчандайзера?

  • Мерчандайзеры работают по договору ГПХ, который не предполагает взносов в Фонд Социального страхования, оплату праздничных дней и отпусков, но «ПоПолочкам» платит за них НДФЛ и взносы в Пенсионный и Медицинский взнос (во избежание вопросов от налоговой) .
  • Мы не платим за перемещение специалистов и стремимся полностью убрать маршруты. Приложение отправляет мерчандайзеров в ближайшие магазины, а при достаточном количестве заказов – в один магазин. Это дает существенную экономию для заказчика, который платит только за фактический объем работы по поминутной тарификации.
  • Меньше затрат на подбор персонала. В сервисе работает гораздо больше людей, чем в агентствах или компаниях. В приложении мерчандайзеры сами выбирают график и место работы (обычно, рядом с домом или учебой) . В текущей экономической ситуации люди активно ищут вторую работу, и многих привлекает удобство и гибкость сервиса. Мерчандайзеры эффективно рекрутируются через соцсети, HeadHunter и «Авито. Работа».
  • Не требуется система для управления полевым персоналом (SFA) – она встроена в приложение.
  • Не нужно возмещать затраты мобильную связь – мерчандайзеры работают со своим телефоном.
  • Наша платформа автоматизирует большую часть функций менеджмента и снижает административную нагрузку, так как многие процессы автоматизированы.

Стоит отметить, что снижение затрат никак не снижает качества выполнения заданий.

Во-первых, в сервисе трехступенчатое обучение:

  • Первая ступень – видеоуроки и тестирование в приложении;
  • Вторая ступень – двухчасовой вебинар;
  • Третья и главная ступень – двухчасовое обучение супервайзером сервиса, которое мерчандайзер проходит на первом визите в магазине (если потребуется, тренинг можно повторить) .

Во-вторых, ручные проверки в сервисе комбинируются с автоматическими системами распознавания изображений (Image Recognition) . А специальный алгоритм «Рекс» эффективно отбирает отчеты для проверки как фото-отчетов, так и для очных аудитов в магазинах.

Увеличение продаж на 10—15% при снижении затрат на 20—25%

Сервис «ПоПолочкам» существенно снижает стоимость часа работы мерчандайзера, а значит, делает саму услугу дешевле. Это своевременное антикризисное решение, которое помогает не только сэкономить 20—25% на мерчандайзинге, но и увеличить продажи на 10—15%.

Для производителей, которые не уверены в эффективности такого подхода, мы запускаем бесплатные пилотные проекты в 25—50 магазинах на срок до трех месяцев. Пилотный проект без финансовых вложений можно провести, заполнив форму на сайте.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Анна Соболева

отличная статья👍

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nikitin
Автор

Спасибо, Анна!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Чеглов

Сколько подводных камней, оказывается...

Ответить
Развернуть ветку
Марина Кислинская

"Пилотный проект без финансовых вложений можно провести, заполнив ." - Тут какой-то кусок текста не вставился

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nikitin
Автор

Марина, видимо это технический сбой площадки, так как в финальной версии статьи отображается ссылка на наш сайт
https://по-полочкам.рф/

Ответить
Развернуть ветку
Михал Михалыч

А как вы реализуете доступ мерчендайзера (далее мерч)в торговую точку? Получение разрешения допуска на склад? Мерч без допуска может только поработать с полкой без визита на склад. А значит не владеет информацией по остаткам. Значит не сможет дать реальную картинку по возвратам. Нет картинки по возвратам - нет заказа даже в автоматизированной системе.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nikitin
Автор

Михаил, каждый мерчендайзер сервиса имеет при себе:

1. Специальный штрих-код, который выдаётся некоторыми сетями по запросу сервиса;
2. Информационные письма от заказчиков с которыми работает сервис.

Два этих документа обеспечивают беспрепятственный доступ мерчендайзера на склад и к работе в торговом зале.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Shepard

Минусую статью, поскольку приложение не работает. Данные непонятно кому отправляются. Работы нет

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда