Торговля Albert Khabibrakhimov
5 393

Госдума обязала онлайн-агрегаторы отвечать за информацию о товарах и услугах партнёров

Покупатели смогут потребовать вернуть деньги, если данные окажутся недостоверными.

В закладки

Госдума 19 июля единогласно приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, устанавливающий ответственность интернет-агрегаторов товаров и услуг перед потребителями. Трансляция заседания велась на сайте Думы.

Законопроект, разработанный Роспотребнадзором, вводит понятие «владелец агрегатора информации о товарах и услугах» и устанавливает его ответственность за недостоверную информацию о товаре или продавце.

В первом чтении законопроект был принят ещё летом 2017 года и с тех пор дорабатывался. Поправки в закон «О защите прав потребителей» прошли второе чтение 17 июля 2018 года. Если документ подпишет президент России, он вступит в силу с 1 января 2019 года.

Кто считается товарным агрегатором

Владельцем агрегатора законопроект называет компанию или индивидуального предпринимателя, которым принадлежит специальное программное обеспечение или сайты, на которых потребитель одновременно может:

  • Ознакомиться с предложениями продавца.
  • Купить товар или услугу.
  • Внести предоплату, переведя деньги владельцу агрегатора.

Чтобы определить, относятся ли конкретные интернет-магазины, туристические сервисы для покупки авиабилетов или бронирования отелей к агрегаторам, нужно проверить, отвечают ли они всем трём критериям. Например, сайт AliExpress попадает под эти критерии, а «Яндекс.Маркет» нет, говорит юрист коммерческой практики Bryan Cave Leighton Paisner Галина Авдеева. В AliExpress отказались от комментариев.

Сейчас на «Яндекс.Маркете» нельзя оформить покупку, поэтому на него не распространяются требования законопроекта, уточнил его представитель. Сервис закрыл такую возможность в конце мая 2018 года. Но под новое регулирование попадает маркетплейс «Беру», который «Яндекс.Маркет» развивает вместе со «Сбербанком».

Что могут покупатели и агрегаторы

Агрегаторы должны предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о себе, товарах и услугах, их продавцах, исполнителях или производителях, в том числе название компании, адрес, режим работы и государственный регистрационный номер записи о создании юрлица или ИП (ОГРН). Эта информация может быть опубликована на сайте агрегатора или странице конкретного товара.

Если агрегатор предоставил неполную или недостоверную информацию, он обязан возместить покупателю убытки, полученные из-за этого. Агрегатор должен вернуть полученную предоплату в течение десяти календарных дней после обращения покупателя с требованием компенсации, но только при условии что:

  • Оплаченный товар или услуга не предоставлены в установленный срок.
  • Покупатель отправил продавцу уведомление об отказе от покупки, так как продавец не смог передать товар в установленный срок.

Агрегатор может не возвращать деньги, если он получил от продавца подтверждение, что покупатель получил товар. При этом агрегатор должен отправить потребителю копию этого подтверждения. Если покупатель не согласен с отказом вернуть деньги, он может обратиться в суд.

Законопроект дополнительно закрепляет обязанность продавцов передавать агрегатору достоверную информацию о себе, а также сообщать о любых изменениях в этих данных в течение одного рабочего дня. Если агрегатор опубликовал полученную от продавца информацию в неизменном виде, то он освобождается от ответственности.

В целом, законопроект направлен на обеспечение интересов потребителей, резюмирует Авдеева из BCLP. Сейчас, по её словам, при получении товара, не соответствующего описанию на сайте агрегатора, непонятно, к кому предъявлять претензии.

Одновременно Авдеева не исключает вероятности потребительского экстремизма, когда недовольный покупатель предъявляет претензии одновременно и к агрегатору, и к продавцу.

В таких ситуациях будет применимо правило о невозможности двойного возмещения убытков. Снижению этого риска также будут способствовать чёткие правила коммуникации между агрегатором и продавцами, своевременное информирование о полученной претензии и координирование действий.

Галина Авдеева
юрист Bryan Cave Leighton Paisner

Из-за чрезмерного регулирования российским агрегаторам будет сложно конкурировать с иностранными проектами, говорит представитель «Яндекс.Маркета». По его словам, на иностранные платформы требования законопроекта не распространяются.

Кроме того, агрегаторы в интернете ставятся в неравное положение по сравнению с посредниками, которые оказывают аналогичные услуги в офлайне.

По нашему мнению, законопроект об ответственности товарных агрегаторов должен быть сбалансирован с точки зрения соблюдения прав и законных интересов всех игроков.

пресс-служба «Яндекс.Маркета»

В объединённой группе «М.Видео-Эльдорадо» считают, что законопроект учитывает интересы как клиентов, так и продавцов. По словам представителя компании, её агрегатор Goods с момента запуска ориентирован на предоставление прозрачной и полноценной информации о товаре и продавце, утверждает представитель компании.

Введение понятие «агрегатор» делает рынок электронной коммерции более прозрачным и понятным для потребителей, клиенты могут чувствовать себя более защищенными

пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо»

#новость #ритейл

{ "author_name": "Albert Khabibrakhimov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"], "comments": 70, "likes": 33, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 42209, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 19 Jul 2018 14:57:49 +0300" }
{ "id": 42209, "author_id": 53259, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42209\/get","add":"\/comments\/42209\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42209"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "possessions": [] }

70 комментариев 70 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Ну и чо... производители или ритейлеры будут заполнять волшебный csv файл . А агрегатор подкладывается допник и говорит- если ты накосячил, ты мне должен бабки вернуть. Вот и все, ну и ещё можно % накинуть в комиссию

Ответить
0

Операционные затраты на обработку копеечного возврата будут дикими.

Ответить
0

Яндекс.маркет завизжал

Ответить
7

Они еще раньше прикрыли заказы на Маркете и выпилили корзину. Они знали заранее - очевидно.

Ответить
0

Думаю, законопроект давно обсуждался

Ответить
0

несколько лет мусолили эту тему, яндекс убрал совсем недавно, можно сказать ровно перед принятием

Ответить
0

П - повезло))

Ответить
0

З - зад... Знали :)

Ответить

1

Не думаю, что Avito подпадает под закон. Там же нельзя купить через площадку. По сути это только объявления, а не полноценный маркетплейс.

Ответить

2

Герман Клименко vs Дмитрий Мариничев 0:-1

Ответить
0

просто в россии больше не будет агрегаторов. Принимать оплату маркетплейсы перестанут и будут брать деньги с продавца за размещение и рекламу на площадке

вообще с таким законом продавец становится просто поставщиком который деньги за свои товары будет получать с задержкой

Ответить
–7

меня больше напрягают курьеры, которые привозят товар и сами его первый раз видят. часто возникают простые вопросы - а как включить, а как открыть, а всё ли в комплекте, в ответ лишь мычание - я просто доставляю товар, я не работаю в этой компании... а уж когда магазин так мычит о товаре, мы не знаем, мы уточним, то надо звонить хорошему консультанту в другой магазин, а где потом покупать - вопрос философский.

Ответить
20

а как включить, а как открыть, а всё ли в комплекте

Инструкцию, видимо, для дураков придумали.
Ещё операциониста на почте спросите, как устроена та или иная приблуда, которую прислали с алиэспресс.

Ответить
–5

а ты наверно на почте и работаешь, раз хамишь сходу незнакомым людям, а сервис для тебя сводится к инструкциям и регламентам.

Ответить
0

Речь шла об инструкции (мануале) по эксплуатации той или иной приблуды.

Ответить
4

у водителя маршрутки который вёз курьера спросите или у упаковщика, они наверняка должны были знать.

Ответить
0

Напрягают тебя курьеры? Иди на базар и ходи там между лотками. Может еще пошлют. Такой агрегатор подходит?

Ответить
–10

учи мамку щи варить, щегол

Ответить
0

Поэтому стараюсь использовать самовывоз.

Ответить
0

Вы курьера с продавцом - консультантом путаете. Нужен сервис - нужно минимум в салон идти. Только цена там повыше будет, вероятно!

Ответить
1

Ну не так категорично, всё мутирует под какую-нибудь лазейку. Типа маркетплейс - это оффлайн рынок с каталогом продукции.

Ответить
1

теперь если деньги берешь с покупателя то ты за них и ответственный пока покупатель не получил товар. Нужна эта ответственность площадкам или нет зависит от формы сотрудничества с магазинами, яндекс вот вывел это в отдельный сервис. Магазинам тоже, наверное, не очень интересно когда деньги задерживаются.

в ТЦ деньги магазины берут, а не владельцы ТЦ если с оффлайном сравнивать

Ответить
0

Кстати, тогда всяким агрегаторам платежей типа qiwi тоже хана.

Ответить
2

Причем тут Qiwi? Это платежный шлюз, а не агрегатор (маркетплейс) товаров.

Ответить
0

а если деньги сразу дробятся?
там много деталей, вообще глупое решение, имхо надо было глубже проработать.

Ответить
0

сразу дробятся это как?

Ответить
0

В оффшор, на обнал и немного на офисные зп

Ответить
0

будут дробится после получения покупателем товара

Ответить

1

По-моему - это схема работы али. Просто сейчас все будет по закону, а не по правилам али.

Не уверен, что али, кстати, попадает - он же трансграничный

Интересно - как в других странах подходят к регулированию трансграничной торговли?

Ответить
0

да схема та же

Ответить
1

Хмм... Мне кажется или это очередная попытка подстелить покупателям соломки, будто они совсем дурачки?

Существует же система репутации на любом уважающем себя маркетплейсе, которая позволяет оценить степень доверия к продавцу и система разрешения конфликтных ситуаций.

Причём вполне очевидно, что любой агрегатор заинтересован в предоставлении клиенту актуальной информации, иначе в чём его добавленная ценность?

Ответить
0

По сути всю модель сломали.
Авито тоже агрегатор.

Ответить
2

По критериям - нет. Вам Авито ничего не продаёт, используя агентский договор. Она лишь сводит вас с конечным покупателем.

Ответить
1

На Авито есть оплата товара и доставка — https://www.avito.ru/rossiya/lichnye_veschi?d=1, а еще и онлнай-бронирование квартир — https://www.avito.ru/rossiya/kvartiry/sdam/posutochno/s_onlayn_bronirovaniem

В обоих случаях есть оплата услуги или товара через Авито.

Ответить
0

Авито не себе деньги зачисляет. Там посредник.

Ответить
0

Ну авито также может деньги по агентскому договору принимать в интересах продавца... ничего по факту это не меняет, а закон говорит обратное.

Ответить
0

А али можно будет так нагнуть, за то что их продавцы вместо одного товара постоянно шлют другой, или бу?

Ответить
1

Там же есть кнопочка "Открыть спор".

Ответить
0

Она не обеспечивает меры внеэкономического (административного и уголовного) принуждения.

Ответить
0

Очень странные у вас пожелания. Но и для этого есть суд в Китае и в Гааге.

Ответить
0

Может быть, всё-таки в Стокгольме?

Ответить
0

Как несладко сейчас заживут гиганты-агрегаторы

Ответить
0

скорее магазинам будет не сладко на площадках пропускающих через себя платежи за товары. Площадки будут удерживать деньги до поступления товара покупателю, магазины будут иметь кассовый разрыв. В итоге скорее всего платежей на площадках агрегаторах не будет, а если и будет то сразу напрямую продавцу. То, что сделали этим законом не выгодно никому

Ответить
0

Просто они уйдут к тем, у кого этого не. Зря что ли корзинку выпилили? :)

Ответить
1

Покупатели уйдут к тем, где удобнее. Если покупателю нужны гарантии - то он их будет искать. Вот только я сомневаюсь. При трансграничной торговле - это логично. А внутри рф - не ясно пока. Посмотрим

Ответить
0

блин, буква не пропечаталась.
Просто в Я.М выпилили корзинку, а значит они не являются агрегаторами.

Ответить
0

магазины уйдут к тем кто не будет удерживать деньги до получения покупателем заказа?

Ответить
0

Магазины просто будут продавать сами, как это было раньше.

Ответить
0

это врядли, покупателям удобнее на одном сайте всех посмотреть

Ответить
0

О, да... мышление меняется. Когда мы начинали - такого не было.

Ответить
0

я тебя не понимаю

Ответить
0

Я к тому, что когда мы начинали, такого не было, что нужно было всё в одном месте. Маркет использовался для поиска оптимальной цены - и всё. Заказать через него было нельзя, только перейти на сайт.

Ответить
0

поиск оптимальной цены это всех посмотреть в одном месте

Ответить

0

ничего не мешает

Ответить

0

еще можно электричество самому производить, воду добывать, канализацию свою личную заиметь, отопление, одежду самому себе шить, еду самому добывать

Ответить

0

я об этом писал выше

Ответить

0

да тут никому ни хорошо ни плохо, просто агрегаторы будут с задержкой отдавать деньги за покупки, это просто дополнительная сложность для магазинов. Может будут отдавать с небольшой задержкой, чтобы был какой-то процент денег магазина на случай возвратов. Ниче критичного этот закон не задевает.

али нормально работает по-сути на принятом законе

Ответить
0

Нормально у них все будет, а вот магазинчикам комиссию накрутят.

Ответить

0

Вот только хотел внедрять оплату на своем маркетплейсе, чтобы гарантировать покупателю возврат средств. Теперь 7 раз подумаю, а нужно ли это мне.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }