Госдума обязала онлайн-агрегаторы отвечать за информацию о товарах и услугах партнёров Статьи редакции

Покупатели смогут потребовать вернуть деньги, если данные окажутся недостоверными.

Госдума 19 июля единогласно приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, устанавливающий ответственность интернет-агрегаторов товаров и услуг перед потребителями. Трансляция заседания велась на сайте Думы.

Законопроект, разработанный Роспотребнадзором, вводит понятие «владелец агрегатора информации о товарах и услугах» и устанавливает его ответственность за недостоверную информацию о товаре или продавце.

В первом чтении законопроект был принят ещё летом 2017 года и с тех пор дорабатывался. Поправки в закон «О защите прав потребителей» прошли второе чтение 17 июля 2018 года. Если документ подпишет президент России, он вступит в силу с 1 января 2019 года.

Кто считается товарным агрегатором

Владельцем агрегатора законопроект называет компанию или индивидуального предпринимателя, которым принадлежит специальное программное обеспечение или сайты, на которых потребитель одновременно может:

  • Ознакомиться с предложениями продавца.
  • Купить товар или услугу.
  • Внести предоплату, переведя деньги владельцу агрегатора.

Чтобы определить, относятся ли конкретные интернет-магазины, туристические сервисы для покупки авиабилетов или бронирования отелей к агрегаторам, нужно проверить, отвечают ли они всем трём критериям. Например, сайт AliExpress попадает под эти критерии, а «Яндекс.Маркет» нет, говорит юрист коммерческой практики Bryan Cave Leighton Paisner Галина Авдеева. В AliExpress отказались от комментариев.

Сейчас на «Яндекс.Маркете» нельзя оформить покупку, поэтому на него не распространяются требования законопроекта, уточнил его представитель. Сервис закрыл такую возможность в конце мая 2018 года. Но под новое регулирование попадает маркетплейс «Беру», который «Яндекс.Маркет» развивает вместе со «Сбербанком».

Что могут покупатели и агрегаторы

Агрегаторы должны предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о себе, товарах и услугах, их продавцах, исполнителях или производителях, в том числе название компании, адрес, режим работы и государственный регистрационный номер записи о создании юрлица или ИП (ОГРН). Эта информация может быть опубликована на сайте агрегатора или странице конкретного товара.

Если агрегатор предоставил неполную или недостоверную информацию, он обязан возместить покупателю убытки, полученные из-за этого. Агрегатор должен вернуть полученную предоплату в течение десяти календарных дней после обращения покупателя с требованием компенсации, но только при условии что:

  • Оплаченный товар или услуга не предоставлены в установленный срок.
  • Покупатель отправил продавцу уведомление об отказе от покупки, так как продавец не смог передать товар в установленный срок.

Агрегатор может не возвращать деньги, если он получил от продавца подтверждение, что покупатель получил товар. При этом агрегатор должен отправить потребителю копию этого подтверждения. Если покупатель не согласен с отказом вернуть деньги, он может обратиться в суд.

Законопроект дополнительно закрепляет обязанность продавцов передавать агрегатору достоверную информацию о себе, а также сообщать о любых изменениях в этих данных в течение одного рабочего дня. Если агрегатор опубликовал полученную от продавца информацию в неизменном виде, то он освобождается от ответственности.

В целом, законопроект направлен на обеспечение интересов потребителей, резюмирует Авдеева из BCLP. Сейчас, по её словам, при получении товара, не соответствующего описанию на сайте агрегатора, непонятно, к кому предъявлять претензии.

Одновременно Авдеева не исключает вероятности потребительского экстремизма, когда недовольный покупатель предъявляет претензии одновременно и к агрегатору, и к продавцу.

В таких ситуациях будет применимо правило о невозможности двойного возмещения убытков. Снижению этого риска также будут способствовать чёткие правила коммуникации между агрегатором и продавцами, своевременное информирование о полученной претензии и координирование действий.

Галина Авдеева, юрист Bryan Cave Leighton Paisner

Из-за чрезмерного регулирования российским агрегаторам будет сложно конкурировать с иностранными проектами, говорит представитель «Яндекс.Маркета». По его словам, на иностранные платформы требования законопроекта не распространяются.

Кроме того, агрегаторы в интернете ставятся в неравное положение по сравнению с посредниками, которые оказывают аналогичные услуги в офлайне.

По нашему мнению, законопроект об ответственности товарных агрегаторов должен быть сбалансирован с точки зрения соблюдения прав и законных интересов всех игроков.

пресс-служба «Яндекс.Маркета»

В объединённой группе «М.Видео-Эльдорадо» считают, что законопроект учитывает интересы как клиентов, так и продавцов. По словам представителя компании, её агрегатор Goods с момента запуска ориентирован на предоставление прозрачной и полноценной информации о товаре и продавце, утверждает представитель компании.

Введение понятие «агрегатор» делает рынок электронной коммерции более прозрачным и понятным для потребителей, клиенты могут чувствовать себя более защищенными

пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо»
0
60 комментариев
Написать комментарий...
StargazerXIII

Ну и чо... производители или ритейлеры будут заполнять волшебный csv файл . А агрегатор подкладывается допник и говорит- если ты накосячил, ты мне должен бабки вернуть. Вот и все, ну и ещё можно % накинуть в комиссию

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Операционные затраты на обработку копеечного возврата будут дикими.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Doco4ka

Они еще раньше прикрыли заказы на Маркете и выпилили корзину. Они знали заранее - очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Кулагин

Не думаю, что Avito подпадает под закон. Там же нельзя купить через площадку. По сути это только объявления, а не полноценный маркетплейс.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Герман Клименко vs Дмитрий Мариничев 0:-1

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ufopolice

меня больше напрягают курьеры, которые привозят товар и сами его первый раз видят. часто возникают простые вопросы - а как включить, а как открыть, а всё ли в комплекте, в ответ лишь мычание - я просто доставляю товар, я не работаю в этой компании... а уж когда магазин так мычит о товаре, мы не знаем, мы уточним, то надо звонить хорошему консультанту в другой магазин, а где потом покупать - вопрос философский.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Prolis Labkk

Ну не так категорично, всё мутирует под какую-нибудь лазейку. Типа маркетплейс - это оффлайн рынок с каталогом продукции.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Kiselev

По-моему - это схема работы али. Просто сейчас все будет по закону, а не по правилам али.

Не уверен, что али, кстати, попадает - он же трансграничный

Интересно - как в других странах подходят к регулированию трансграничной торговли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Хмм... Мне кажется или это очередная попытка подстелить покупателям соломки, будто они совсем дурачки?

Существует же система репутации на любом уважающем себя маркетплейсе, которая позволяет оценить степень доверия к продавцу и система разрешения конфликтных ситуаций.

Причём вполне очевидно, что любой агрегатор заинтересован в предоставлении клиенту актуальной информации, иначе в чём его добавленная ценность?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

По сути всю модель сломали.
Авито тоже агрегатор.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

По критериям - нет. Вам Авито ничего не продаёт, используя агентский договор. Она лишь сводит вас с конечным покупателем.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Владислав Станецкий

А али можно будет так нагнуть, за то что их продавцы вместо одного товара постоянно шлют другой, или бу?

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Там же есть кнопочка "Открыть спор".

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Oleg Sazonov

Как несладко сейчас заживут гиганты-агрегаторы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Aleksei Novikov

Нормально у них все будет, а вот магазинчикам комиссию накрутят.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Stas Sokolov

Вот только хотел внедрять оплату на своем маркетплейсе, чтобы гарантировать покупателю возврат средств. Теперь 7 раз подумаю, а нужно ли это мне.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда