{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
ТЭК-Торг

Закупки сельхозпродукции: рекомендации начинающим поставщикам

В современных условиях отечественным производителям сельскохозяйственной продукции непросто найти стабильный рынок сбыта. Недостаточно развитая инфраструктура, проблемы с логистикой, колебания цен на сырье – все это зачастую не позволяет российским предприятиям чувствовать себя уверенно и планировать долгосрочное развитие. Одним из эффективных решений для получения стабильного канала сбыта и гарантированного финансирования является участие в государственных и корпоративных закупках (тендерах).

IStock.com

Вероятно, каждый российский предприниматель знаком с понятием тендера и знает, что органы власти, местного самоуправления и крупные компании с государственным участием регулярно проводят различные закупки, в том числе на поставки продукции сельского хозяйства.

Совокупный объем закупок продукции и услуг сельского хозяйства на электронных торговых площадках в 2021 г., по данным официального сайта Единой информационной системы zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), превысил 52 миллиарда рублей.

Для многих сельхозпредприятий участие в торгах кажется сложным и неблагодарным процессом, где побеждают лишь крупные заводы и ритейлеры. Однако это предубеждение несложно преодолеть, если начать участвовать в торгах: процедуры поиска тендера и подачи заявки окажутся типовыми, а решения заказчиков – понятными и обоснованными. На сегодняшний день 67% поставщиков – это субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели. Таким образом, даже для небольшого сельскохозяйственного предприятия, включая фермерские хозяйства, закупки могут представлять значительный интерес.

Первый вопрос, который задает себе будущий участник закупок, – где найти подходящие для сельхозпредприятий тендеры?

Недостатка в поисковом инструментарии нет. Поскольку сегодня подавляющее большинство закупок проходит в электронной форме, всю информацию можно найти в сети Интернет. Для поиска торгов необходимо воспользоваться официальным сайтом ЕИС, специализированными порталами-агрегаторами, сайтами заказчиков. При этом в ЕИС не публикуется информация о тендерах коммерческих организаторов, поэтому удобнее всего –использовать рассылки электронных торговых площадок. Сегодня на каждой ЭТП реализована возможность получать адресные рассылки с настройкой по различным параметрам(номенклатура продукции, адрес поставки, начальная стоимость лотов и др.). Оформить подписку можно совершенно бесплатно, указав действующий адрес электронной почты.

В зависимости от заказчиков, которые инициируют тендеры на поставки сельхозпродукции, рынок закупок принято делить на три сегмента:

1) Государственные закупки. Заказчиками выступают органы власти, местного самоуправления, различные министерства, ведомства, службы, бюджетные и казенные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Эти заказчики финансируются из бюджета и обязаны проводить процедуры закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – 44-ФЗ).

2) Корпоративные закупки. Заказчиками являются госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий, автономные учреждения, хозяйственные общества, где доля акционерного капитала, принадлежащего государству, превышает 50%. Такие заказчики работают по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках отдельных видов юридических лиц» (далее – 223-ФЗ).

3) Коммерческие закупки. Заказчики – коммерческие компании, а также общества с незначительной долей государственного участия, которые могут проводить закупки по своему усмотрению, без применения требований специальных законов в рамках Гражданского Кодекса РФ.

В зависимости от сегмента рынка, требования к содержанию заявки, критерии и порядок оценки участников могут различаться. При этом действуют единые принципы: в закупке побеждает тот поставщик, который, во-первых, соответствует предъявляемым требованиям и, во-вторых, направил в составе заявки наиболее выгодное предложение.

Рассмотрим подробней особенности торгов в каждом из этих сегментов.

Государственные закупки проходят по наиболее строгим нормам 44-ФЗ, сводящим к минимуму допущение предвзятой оценки поставщика. Критерии оценки, требования к описанию продукции, возможность допуска эквивалентов – все условия установлены в самом законе. Если заказчик допустит нарушение, его действия можно успешно оспаривать в контрольном органе – ФАС России. При проведении торгов заказчик до последнего не знает, с кем он заключит контракт, то есть у каждого поставщика есть шансы на победу. Важная особенность участия в госзаказе – плата за участие в торгах взимается с поставщика только в случае его победы.

В 2021 г. из 9,6 тыс. госзакупок на поставку продукции и услуг сельского хозяйства 8,5 тыс. торгов прошли в виде электронного аукциона (88%). При проведении аукциона цена может последовательно снижаться столько раз, сколько захотят сами участники. Когда определяется ценовое предложение, которое никто из конкурентов не желает улучшить, торги останавливаются. При этом цена на торгах может упасть очень существенно. С 01.01.2022 г. порядок проведения аукционов по 44-ФЗ претерпел изменения. Теперь заявка на аукцион не делится на части, срок подачи нового ценового предложения в аукционном зале сокращен с 10 до 4 минут, общая длительность подачи предложений не может превышать 5 часов.

Прежде некоторыми представителями российского агропромышленного комплекса критиковалось повсеместное использование аукционов из-за некачественных поставок сельскохозяйственной продукции по невысоким ценам. Но заказчик, способный грамотно и обосновано установить четкие технические требования к продукции, а также обеспечить ее тщательную проверку при приемке, с такой проблемой не столкнется. Немаловажно отметить, что при проведении аукционов на поставку сельскохозяйственной продукции достигается наибольшая бюджетная экономия: цена может существенно снизиться и без потери качества. Поскольку при проведении аукциона не предусмотрено иных критериев победы, кроме стоимости предложения, заказчик должен точно сформулировать требования к продукции. Если это будет сделано без должного внимания или просто небрежно, то он рискует получить дешевый товар низкого качества. Поэтому для заказчика крайне важно указать в аукционной документации все необходимые технические характеристики продукции сельского хозяйства.

Гораздо разнообразней корпоративные закупки, проходящие по 223-ФЗ. В этом сегменте в 2021 г. в тендерах на поставку продукции и услуг сельского хозяйства аукционы проводились лишь в 5% случаев (523 аукциона из 10,5 тыс. процедур). Как правило, предметом поставки при проведении аукционов являются подряды на заготовку древесины, поставки деревянных опор, поставки саженцев, крупные партии поставок продуктов питания и сырья.

Если заказчик не может четко сформулировать требования к продукции, либо если требуется установить дополнительные критерии оценки (срок выполнения работ, квалификация бригад, опыт сельхозпредприятия, наличие тракторов, спецтехники и т. д.), вместо аукциона используется иной способ закупки. Обычно это конкурс или запрос предложений. При этом поставщик должен указать ценовое предложение в составе своей заявки, , этап торгов в аукционном зале не проводится, участники оцениваются по нескольким выбранным критериям. В сфере сельского хозяйства такие конкурсы достаточно часто проводятся на оказание услуг (лесовосстановление, вырубка древесно-кустарниковой растительности, расчистка трасс), реже – на поставку посадочных материалов или древесного топлива.

Также можно встречаются извещения о проведении запроса котировок – самого быстрого и простого способа конкурентных закупок. Заказчик сравнивает предложения только по стоимости, которую поставщик указал в заявке. Чаще всего котировки запрашиваются на срочные и регулярные поставки продуктов питания для различных учреждений, включая поставку продукции животноводства, овощей, зелени, фруктов, грибов, ягод. В некоторых случаях, установленных в документации о закупках по 223-ФЗ, могут проходить переторжки или переговоры – дополнительные этапы закупки, в ходе которых поставщик по своему усмотрению меняет содержание своего предложения.

Помимо этих четырех способов торгов на поставку сельскохозяйственной продукции по 223-ФЗ (аукционы, конкурсы, запросы предложений и котировок), заказчики могут использовать и другие (редукционы, запросы цен, запросы оферт и др.). С особенностями их проведения и требованиями к содержанию заявки можно ознакомиться, изучив закупочную документацию.

Что нужно обязательно знать, выходя на закупки сельхозпродукции?

Наиболее успешная стратегия при участии в торгах – четкое понимание требований заказчика. Для победы нужно предложить условия поставки, максимально соответствующие критериям оценки, установленным в закупочной документации. В каждой конкретной закупке они могут отличаться. При проведении аукциона достаточно предложить самую низкую цену, а при конкурсе заказчик может оценивать и другие показатели.

Крайне важно думать не только о том, как одержать победу, но и о том, как исполнить договор, заключаемый по итогам закупки. Нередки случаи, когда участник в азарте борьбы предлагает цену, которая оказывается ему невыгодной, признается победителем, а потом не знает, как исполнить договор по низкой цене, которую сам же и предложил. Необходимо помнить, что нет задачи победить любой ценой: не выиграл в одной закупке – можно одержать победу в другой. Не следует брать на себя невыполнимые обязательства – это чревато попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Чаще всего причины ошибкок, допускаемых поставщиками при участии в закупках на поставку продукции и услуг сельского хозяйства, относятся к «человеческому фактору». Самая распространенная ошибка – невнимательное знакомство с закупочной документацией, где заказчик указывает все требования к содержанию и составу заявки. Необходимо внимательно их изучить, а если что-то вызывает вопросы – можно, используя функционал электронной площадки, направить уточняющий запрос заказчику. Заказчик отвечает на такие запросы в течение трех рабочих дней. Этой возможностью следует пользоваться также в тех случаях, когда требуется запросить у заказчика больший срок выполнения работ. Например, если из-за неблагоприятных погодных условий выполнение сельскохозяйственных работ целесообразно будет отложить.

IStock.com

Если описание поставляемой сельскохозяйственной продукции, изложенное в документации заказчика, поставщика полностью устраивает, нужно подготовить заявку по опубликованному шаблону и приложить к ней все документы, требуемые заказчиком. Если не учесть требования, которые установил заказчик (например, аренда спецтехники, доставка на отдаленный адрес, погодные факторы, короткий срок поставки), то можно ошибиться в ценообразовании, а после заключения контракта столкнуться с неприятным сюрпризом.

Таким образом, участникам тендеров на поставку продукции и услуг сельского хозяйства можно дать следующие рекомендации:

– Важно изучить порядок проведения электронного аукциона, поскольку при участии в госзакупках на поставку сельхозпродукции вы почти всегда будете участвовать именно в этом способе закупки.

– Перед подачей заявки необходимо точно рассчитать точку безубыточности. Если есть запас по цене – торгуйтесь, если запаса нет – не торгуйтесь. Помните, что нет задачи победить любой ценой: у каждого участника своя точка безубыточности, подавать ценовое предложение ниже неё – означает подписаться на невыгодные условия.

– Обязательно доскональноизучить содержание закупочной документации о поставке продукции и услуг сельского хозяйства при участии в любых тендерах, а особенно – в закупках по 223-ФЗ. При возникновении вопросов направить заказчику запрос на разъяснение ее положений.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null