Без брендов: когда уйдут все обещавшие уйти модные магазины и что мы тогда будем носить Статьи редакции

Сейчас у иностранного fashion-ритейла в России есть три пути: уйти, остаться и «уйти».

С началом «спецоперации» иностранные компании массово покидают Россию, а fashion-ритейл понес, возможно, самые большие потери. Некоторые бренды продолжают работать, другие выжидают, но очень многие свернули или продали бизнес. Какие-то закрытые ранее магазины открылись вновь, с новыми владельцами и новыми вывесками, но пока нет ответа на главные вопросы — что в них будет продаваться и по каким ценам.

Опрошенные vc.ru участники рынка считают, что даже после распродажи остатков запасов привычная россиянам одежда и обувь в магазинах останется, пусть с другими лейблами. А вот с удержанием цен на прежнем уровне ритейлеры вряд ли справятся.

Если коротко:

Почему уход магазинов с одеждой так важен

Уже три месяца с российского рынка уходят логистические, нефтесервисные и консалтинговые компании, производители и продавцы автомобилей и пива, в страну отказались приезжать зарубежные музыканты, а крупнейшие киностудии перестали показывать свои фильмы. Список компаний, которые разорвали связи с Россией навсегда или на неопределенное время, весьма обширен.

Ритейл не стал исключением. Многие компании уже в начале марта заявили, что точно уходят из страны, другие сказали, что приостанавливают работу и закрывают магазины до лучших времен.

Приостановила работу магазинов любимица россиян IKEA, а в середине июня она заявила, что продаст все четыре своих местных завода и оптимизирует количество сотрудников. Закрылись магазины Decathlon и Jysk. Ушел Marks & Spencer.

Сообщение о приостановке работы на российском сайте Zara

Российское подразделение сети спортивных товаров Reebok перешло турецкому холдингу FLO Retailing. Финский холдинг SOK Retail выставил на продажу супермаркеты Prisma: в середине июня стало известно, что их купит российская X5 Group.

Правда, ушли не все: несколько крупных иностранных ритейлеров продолжают работать в России, несмотря на постоянные разговоры об их возможном уходе. Например, работают магазины «Ашан», «Леруа Мерлен», Metro, Globus, Calzedonia, Intimissimi.

В fashion-сфере самые большие потери. Из 160 международных брендов, к началу апреля объявивших о приостановке работы в России, 21% приходится как раз на fashion-ритейлеров. За ними с показателем 13% идут продавцы автомобилей, а с долей 10% компании с товарами повседневного спроса, подсчитали в Knight Frank.

Спустя три месяца «спецоперации» нельзя закупиться одеждой в магазинах группы Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho), H&M, Levi Strauss, Mango, Puma, Uniqlo, CCC и многих других.

Одни уходящие компании прямо говорили, что их уход связан со «спецоперацией» в Украине, другие называли в качестве причин начавшиеся проблемы с логистикой или другие сложности в ведении операционной деятельности.

Руководительница одного из крупнейших российских fashion-ритейлеров считает, что многие из уходящих руководствовались если не политикой как таковой, то давлением извне. «Есть компании, которым политика не так важна и они бы рады продолжать работать на российском рынке, но на их родине на них давит головной офис, который боится репутационных потерь из-за связей с Россией», — говорит она.

О силе и масштабе общественного давления можно судить по истории с японской Uniqlo. Тадаси Янаи, глава Fast Retailing (владеет Uniqlo), изначально заявил, что компания продолжит работать в России, потому что одежда — это «жизненная необходимость, и россияне имеют такое же право на жизнь, что и остальной мир». Но поднявшаяся волна негатива в адрес компании вынудила ее передумать.

Тадаси Янаи. Источник: Vulcan Post 

На позицию компании может влиять и страна происхождения. «Итальянцы, например, смотрят на всю политику сквозь пальцы и спокойно продолжают работать. Англичане, американцы и французы ведут себя более жестко», — приводит примеры Дмитрий Томилин, генеральный директор компании «Этерна», занимающейся консалтингом на рынке коммерческой недвижимости.

От ухода ритейлеров страдают ТЦ

Аналитики Knight Frank подсчитали, что если из России уйдут все 160 сетей, объявивших к апрелю о временной приостановке работы, торговые центры потеряют до 70% выручки.

Уже понесенные потери участники рынка предпочитают не раскрывать. По неофициальным данным, выручка у российских ТЦ только с марта по апрель 2022 года снизилась на 20%, говорит вице-президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана Павел Люлин.

Это «средняя по больнице» цифра, которая не отражает всей картины, добавляет он. Есть комплексы, которые пережили более серьезное падение, есть те, кто пострадал меньше — небольшие районные ТЦ, где международных брендов не было.

Уже упала стоимость аренды. В январе-марте 2022 года средние ставки аренды в ключевых торговых центрах Москвы снизились на 5% год к году, до 78,9 тысяч рублей за 1 м2 в год, подсчитали в CBRE. По данным Commonwealth Partnership (до апреля 2022-го это был российский офис международной Cushman & Wakefield), арендные ставки снизилась на 7%.

Оставшихся арендаторов упавшие ставки не радуют, потому что от закрытия магазинов мировых брендов страдают и они. «Закрывшиеся fashion-бренды были якорями в ТЦ, а значит, привлекали трафик для остальных магазинов и ресторанов. Когда иностранные ритейлеры закрыли магазины, упала посещаемость и обороты у остальных арендаторов», — объясняет Дмитрий Томилин.

По данным собеседников Forbes, в средний городской торговый центр помещается около 200 магазинов, из них на международные компании приходится 30–40%, и они занимают около половины площади ТЦ.

В Knight Frank уточняют: зарубежные ритейлеры в Москве и Петербурге арендовали 15-25% площадей в крупных ТЦ (размером от 60 тысяч кв. м) и около 10% — в средних и небольших. В ТЦ других городов-миллионников западные компании арендуют 15% площадей, а в городах до 1 млн жителей — до 10%.

Кто мог бы «заместить»

В теории хотя бы часть этих площадей могли бы занять новые для России бренды: управляющие компании приглашают в Россию ритейлеров из «дружественных» Турции, Ирана и Китая. Опрошенные vc.ru участники рынка говорят, что бизнес из этих стран проявляет интерес к России, и что процесс переговоров идет. Но пока на российский рынок ни один из них не вышел.

А российские чиновники советуют обратить внимание на отечественный модный потенциал и заменить магазины условной Zara бутиками местных дизайнеров. Но ни российские дизайнеры, ни турецкие ритейлеры не способны спасти бизнес торговых центров, считают эксперты.

У них [ТЦ] нет альтернатив, им некого "сажать" [на места ушедших магазинов одежды], кроме мировых гигантов. Все эти истории про импортозамещение российскими дизайнерами не имеют к бизнесу ни малейшего отношения. Международники поставили модный бизнес на поток, они делают быстро и качественно по несколько коллекций в год, поэтому они так популярны у покупателей и их ждут торговые центры. В идею с турецкими одежными сетями я тоже мало верю, им нужно время, чтобы раскрутиться, вложиться в маркетинг, чтобы выйти хоть на сколько-нибудь схожие обороты условного Inditex.

Дмитрий Томилин, гендиректор «Этерны», консультантов на рынке коммерческой недвижимости

Владельцы торговых центров все еще надеются на возвращение мировых брендов, рассчитывают на скорое открытие магазинов и даже сохраняют за ними торговые площади. Многие западные бренды тоже не спешат разрывать договоры аренды с ТЦ, платят всю или часть арендной платы в моллах и зарплату сотрудникам.

О чём думают те, кто ещё не ушёл

Ритейлеры, которые не покинули рынок сразу, до сих пор пытаются понять, есть ли у них шанс продолжить работать в России, говорят собеседники vc.ru.

«Все компании пытаются максимально затягивать принятие решения об уходе из России. Они готовы терпеть и ждать улучшения ситуации, но не закрывать магазины и ликвидировать остатки непроданной коллекции. Они готовы оставить тут работать своих сотрудников, чтобы тут ничего не разворовалось и не развалилось», — говорит Дмитрий Томилин.

Сомневающиеся ритейлеры в своих расчетах пытаются учитывать четыре ключевых фактора, говорит генеральный директор компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева:

  • Сколько они потеряют, если сохранят деятельности в России и с учетом уже нарушенных цепочек поставок.
  • Сколько можно потерять из-за «политических» последствий со стороны Запада от продолжения деятельности, а сколько — от России в случае прекращения деятельности (сюда же относятся слухи о возможной национализации бизнеса).

  • Возможные потери, которые могут возникнуть, если через какое-то время компания решит вернуться в Россию, а ее место займут другие игроки, а часть российских потребителей не простят бренду «предательства».

  • Во сколько обойдётся простой бизнеса до момента полного ухода компании из России, если он произойдет.

Важна и доля российского бизнеса в общем объеме продаж компании, считает Пономарева: если он меньше 10% — им можно пожертвовать, если больше — стоит попытаться сохранить бизнес в России.

У многих транснациональных компаний доля российского рынка в общем объеме бизнеса невысока.

А вот продавцам одежды есть за что побороться. По данным Knight Frank, для большинства fashion-брендов российский рынок занимает 10–15% от общего оборота.

Положение самых известных «неопределённых»

Например, неясной остаётся судьба испанской Inditex, у которой в марте 2022 года приостановили работу в России все 502 магазина. Её управляющий в середине марта говорил, что компания хочет возобновить работу в России, как только позволят обстоятельства. До сих пор компания не открыла магазины, но и не заявила об уходе.

При этом она затеяла оптимизацию — в конце мая владельцы нескольких ТЦ в Москве и регионах получили уведомления о расторжении договоров аренды от владельца Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti и Bershka. Inditex уточняла, что намерена отказаться от неэффективных точек, чтобы «чуть позже вернуться к работе в России налегке».

Даже IKEA, объявившая о продаже всех заводов в России и распродаже запасов на складах, не приняла окончательного решения о судьбе фирменных магазинов — формально их работа приостановлена. А принадлежащие ей торговые комплексы «Мега» продолжают работать.

До сих пор пребывают в раздумьях Mango, Uniqlo и H&M. Все они сохраняют договоры аренды с торговыми комплексами и платят сотрудникам зарплату.

Испанская газета El Pais сообщила, что Mango прекратит прямые продажи в России из-за «геополитической неопределённости». Со ссылкой на источники в компании газета утверждает, что компания ритейлер договорился передать российским партнёрам 55 магазинов, которые после этого станут франшизами. Официального подтверждения этой информации пока не было.

В пресс-офисе H&M в России vc.ru сообщили, что в данный момент магазины H&M остаются временно закрытыми. «Мы следим за развитием событий и оцениваем наши возможности. Более подробный комментарий предоставить пока не можем», — добавили в компании. Inditex, L'Occitane, LPP и CCC не ответили на запрос vc.ru.

Но в целом запас терпения у мировых ритейлеров уже почти исчерпался. Многие из них говорят российским партнерам, что в самое ближайшее время намерены принять окончательное решение, рассказала vc.ru руководитель одного из российских fashion-ритейлеров.

Что скрывается за заменой вывесок

Некоторые иностранные компании, у которых закончилось терпение, нашли еще один вариант, отличный от трех базовых — «уйти», «остаться» и «ждать». Его можно назвать «уйти, но остаться».

По мнению участников рынка, этим вариантом уже воспользовались несколько международных ритейлеров. «Такие компании ищут обходные пути, передают бизнес партнерским организациям, чтобы продолжать работать в России, но не привлекать к себе внимания», — поясняет руководитель одного из российских fashion-ритейлеров.

Например, 20 мая открылись закрытые ранее магазины польской LPP, ранее носившие названия Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay. Теперь они называются иначе: магазины Reserved стали Re, Mohito — M, Sinsay — «Син», Cropp получил название CR, а House — «Хс».

Источник: "Свободная касса" 

Ранее польская компания заявила, что продала российский бизнес китайскому консорциуму, название которого она не назвала. Но как утверждал «Коммерсант» со ссылкой на близкие к LPP источники, польская группа просто передала бизнес своему китайскому подразделению.

У LPP есть большой офис в Шанхае (около 100 человек) и офис в Бангладеш, говорит автор телеграм-канала «Fashion прокачка» Ольга Штейнберг. «Они отвечают за поиск поставщиков, за качество и так далее — отшиваются коллекции брендов именно там. Соответственно, там есть хорошие давние партнеры. Предполагаю, что именно они или кто-то близкий к ним и выкупили российскую долю», — считает она.

В сделку не вошло право на использование товарных знаков, которыми владеет LPP. Новый владелец сможет продавать нераспроданные складские запасы российского подразделения, а затем самостоятельно закупать товары у новых поставщиков, говорят в компании. Товары будут производиться и доставляться преимущественно из Китая и других стран Азии.

«Может быть, продукт будет тот, который разрабатывает польское дизайн-бюро, головной офис LPP. У брендов уже есть лояльная аудитория, продукт знают, идут к этим брендам именно за определенной одеждой определенного ценового сегмента. Менять ассортимент — значит потерять часть аудитории», — говорит Штейнберг.

Другим способом дистанцировалась от бизнеса в России французская сеть по продаже косметики L’Occitane. По данным «Коммерсанта», ритейлер мог продать российские магазины местному топ-менеджменту. Торговые точки сети открылись на старых местах под старым брендом, написанном кириллицей — «Л’Окситан».

Честно говоря, не поверила, когда мне это вчера прислали

Представители компании смену названия объясняют отделением российского представительства L`Occitane от головной организации — оно продолжит работу как самостоятельное юридическое лицо. Но вся продукция, выпускаемая бывшей материнской компаний, будет поступать в магазины в прежнем объеме и даже старые дисконтные карты продолжат работать.

«Важно, чтобы политические силы на западных рынках перестали придавать западный бизнес анафеме за его работу в России, и каждое его движение на этом поприще предавать огласке. А для этого нужно, чтобы Россия перестала фигурировать в публичной отчетности этих международных компаний», — считает генеральный директор Smart Estate Moscow Михаил Петров.

Что ещё намекает на то, что не все «ушли насовсем»

Конечно, есть случаи, когда иностранцы на самом деле разрывают связи с Россией и случаи, когда они уходят только «на бумаге», говорит источник vc.ru в одной из профильных ассоциаций. Трудно судить, был ли уход «настоящим», не обладая всей информацией, а информацией все делятся крайне неохотно.

«Сейчас сложно достоверно сказать, будут ли связаны иностранные владельцы бренда с “русифицированными” сетями в России, но судя по тому, как быстро и синхронно происходит "переобувка" в CCC, LPP и других — это все [делается] при активном участии материнской компании», — говорит Павел Люлин из Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана.

«В основном в публичном поле говорят о продаже. Но покупатели вызывают сомнение в своей способности так быстро найти средства на приобретение больших торговых сетей, или не известны широко на рынке», — добавляет он.

Источник vc.ru, работающих в сфере консалтинга, тоже сомневается в реальности ряда сделок на рынке ритейла. «Такие огромные активы уходят за пару месяцев без упоминания имен покупателей. Это что-то необычное. Либо их отдают даром, либо у нас столько богатых людей, которые могут выкладывать миллиарды долларов, либо это всё мутные схемы, чтобы оставить контроль за активом», — говорит он.

«Конечно, мы всех деталей и нюансов не знаем. На мой взгляд, по косвенным признакам — это, естественно, трюк. Мне кажется, старые владельцы в том или ином виде будут получать всю выгоду от бизнеса», — соглашается Михаил Уржумцев, гендиректор Melon Fashion Group (бренды Love Republic, Zarina, befree, sela).

Какая выгода в сложных схемах владения

Передача прав на продажу бренда в России дружественной или партнерской структуре позволяет бренду хотя бы частично сохранить вложенные в рынок усилия и инвестиции и поддержать наработанную лояльность российской аудитории, рассуждает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

«В этом случае владелец торговой марки теряет розничную наценку, но сохраняет оптовую. Если это партнер, то компания, вероятно, может сохранить и часть розничной наценки, и иметь какой-то внешний контроль за развитием торговой марки», — объясняет она.

«Я думаю, многие как бы продавшие бизнес в России компании продолжат получать деньги от российского бизнеса. Например, за поддержку корпоративных стандартов, за консультации, другие статьи доходов. Могут как бы отдать магазины франчайзи и получать с них роялти. Не мытьем, так катаньем сохранят связи с Россией», — убежден Дмитрий Томилин.

По прогнозу Павла Люлина из Союза ТЦ, международные ритейлеры будут активно применять схемы, при которых часть прибыли будет получать материнская компания через цепочку разных юридических лиц. О том, что технически это будут новые юрлица и «довольно сложные» схемы распределения прибыли, говорит и Софья Щукина, управляющий партнёр SmartUp Consulting Group.

Кроме того, собеседники vc.ru убеждены, что продавшие свой бизнес ритейлеры прописали в договорах или хотя бы оговорили устно возможность его обратного выкупа. О таком опционе говорил, например, и новый владелец бизнеса McDonald’s в России.

«Когда все рассосется — если это случится — мы увидим, как западные бренды будут обратно выкупать российский бизнес. Юридически эти сделки настоящие, стороны наверняка заключили договор и так далее. Но нужно понимать, что вместе с контрактом существуют понятийные договоренности между сторонами, которые касаются условий возврата бизнеса обратно при первой возможности», — полагает Михаил Петров из Smart Estate Moscow.

Кроме того, передача актива номинальной или дружественной структуре может быть «переходным» вариантом, считает Павел Люлин. Если ситуация нормализуется, компания сможет выкупить бизнес, если нет — номинальные собственники могут стать настоящими или бизнес может быть продан другим покупателям.

Кому нужны российские офисы

Купить потенциальные остатки бизнеса fashion-ритейлеров в России могут компании, которые уже связаны с этим бизнесом — например, производители продававшейся в магазинах одежды или обуви.

В таком случае команда российских менеджеров выкупает у уходящего бренда остатки запасов и права аренды, остатки продаются и затем начинается работа с производителем по созданию новых коллекций — описывает этот вариант Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate (занимается консалтингом в сфере коммерческой недвижимости).

Производителями обычно выступают компании из Китая, на фабриках которого отшиваются до 70% всей одежды в мире. Такая схема их устроит, потому что они не потеряют объемы производства, говорит Трушин. А при сохранении масштабов производства инвестиции в такую сделку окупятся достаточно быстро, говорит он.

Источник: Синьхуа

«Нельзя отрицать сложности: нужно менять название, строить маркетинг, создавать новые коллекции — все это открытые вопросы, требующие решений в очень сжатые сроки. Но будут решены другие ключевые вопросы — производства, логистики, вывода выручки. На текущий момент между Россией и Китаем сохраняются партнерские отношения», — уверен Трушин.

Опрошенные vc.ru fashion-ритейлеры отнеслись к этой схеме скептически. Михаил Уржумцев из Melon Fashion Group объясняет, что российские менеджеры уходящих мировых брендов занимались только продажами и не участвовали в создании коллекций. «Отстроить продукт — ключевая компетенция, она нарабатывается временем. На мой взгляд, в короткий срок сделать это качественно практически невозможно», — полагает бизнесмен.

«Логистика и производство — это техника. Нужно сердце бренда, то, за что его любят и покупают. Китайцы могут еще одну коллекцию отшить по аналогии, но спустя какое-то время бренд потеряет свою айдентику. Если бы было так просто создавать бренды одежды, люди делали бы это чаще», — соглашается руководительница другого российского fashion-ритейлера.

Впрочем, по мнению Кирилла Степанова из Malltech Lab, в сегменте масс-маркета и средней ценовой категории бренд не имеет ключевого значения: «Гораздо важнее для потребителей стоимость и наличие товара, широкая размерная сетка и капсульность коллекций».

Многие российские ритейлеры не видят смысла в покупке магазинов известных сетей, даже если на это есть деньги. Руководительница одного из них рассказала vc.ru, что отечественный банк был готов профинансировать выкуп международного бренда при условии, что станет мажоритарным акционером новой компании.

«По сути они предлагали купить договоры аренды и штат сотрудников. Но сотрудников мы можем и сами нанять, а их договоры аренды со старыми коммерческими условиями покупать бессмысленно — скоро торговые центры и так будут снижать ставки. Главное, старого известного бренда не будет. А будет ли старый бренд осуществлять поддержку работы этих магазинов, как и откуда будет поставляться в них товар — не ясно», — рассказала она.

Так что носить?

Рядовых покупателей вряд ли волнует, кто в итоге будет владеть магазинами любимых брендов. Гораздо интереснее, будет ли в этих магазинах продукция этих брендов, а если нет, то что будет?

Даже в случае окончательного ухода компаний их товары могут продолжать продаваться в России, считает топ-менеджер одной из международных компаний. Есть несколько способов.

Первый — через создание прослойки в виде компании, связанной с производителем одежды (таким путем, по ее данным, пошла польская LPP). В магазины будет поступать точно такая же одежда, как раньше, только с другими лейблами.

Второй — бренд может работать с российскими дистрибьюторами. Многие «закрывшиеся» бренды сейчас говорят, что будут принимать заказы от оптовиков и дистрибьютеров на 2023 год, чтобы товары продавались как в проданных ими магазинах, так и на маркетплейсах, говорит топ-менеджер.

Вариант с маркетплейсами уже опробует Inditex. Товары ее брендов Pull & Bear, Massimo Dutti и Zara начали продаваться на Wildberries.

Витрина Wildberries

Наконец, если международный бренд не пойдет ни по первому, ни по второму пути, его товары могут поступать в России через параллельный импорт.

Окончательная ясность в вопросе, будут ли доступны россиянам товары уходящих брендов, наступит примерно к зиме 2022 года, полагает одна из собеседница vc.ru: «через полгода будет понятнее, а пока все сливают остатки».

В неофициальных разговорах новые владельцы старых магазинов склоняются к тому, что со временем брендированный товар в них все же закончится. Но обещают, что к этому времени его заменят на аналогичный: будут продаваться те же модели, такого же качества и даже отшитые на тех же фабриках, просто под другими брендами.

Владельцы торговых комплексов также надеются, что все будет почти как раньше — во всяком случае, им так пообещали новые владельцы магазинов. Вопрос, оценят ли покупатели предложенную замену.

«Если вместе с продажей прав или долей будут передаваться стандарты, знания, компетенции и возможность обновлять товарные запасы, потребитель сохранит интерес к торговым локациям», — рассуждает Ольга Антонова, партнер и руководитель департамента торговой недвижимости компании Commonwealth Partnership (до апреля 2022 года известной как Cushman & Wakefield).

«Если мы сохраним качество и разумность ценообразования, потребитель сохранит интерес к индустрии. Основное значение для покупателей будет иметь ассортимент, соответствующий трендам за разумные деньги», — добавляет Антонова.

Но что будет с ценами, зависит уже от общей экономической ситуации, повлиять на которую отдельно взятые собственники не могут. Дмитрий Томилин из «Этерны» прогнозирует, что цены будут расти, а ассортимент — сужаться, хотя бы потому, что компаниям придется обходить преграды, возникшие после начала «спецоперации». Например, логистические.

Перед новыми собственниками известных магазинам стоит очень нетривиальная задача — привезти в Россию знакомый потребителю товар, сохранив привычное соотношение цены и качества. Какой бренд будет значиться на вывесках магазинов и на продающихся в них товарах — вопрос второстепенный.

0
269 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Васильевич

Ответ: не уйдут.
Российский рынок для них очень важен.
Посчитайте отчетности.
Вот людей кто работает там реально жалко (в брендах кто мечется), из-за этих метаний люди теряют работу на месяцы.

Ответить
Развернуть ветку
Автостопом по Земному шарику

Да, Россия - пуп Земли и родина слонов.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Михаил Иванович

В статье как раз приводится отчётность: доля России колеблется от 0,1% до 9%

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Александр Крот

Зато глава минтруда заявил, что показатели безработицы в России достигли исторического минимума

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Kizitron3000

А как им быть, когда хочется увидеть заработанные деньги? (не рубли)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Murat Oshroev

Прошла всего неделя с вашего комментария, а уже масса брендов ушли окончательно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Автостопом по Земному шарику

Москва 2025

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй
Ответить
Развернуть ветку
russianvoodoo

О такой культурной революции за три года даже и мечтать не приходится.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Peter Pavlenko

И это еще мужчина,страшно представить как будут выглядеть девушки

Ответить
Развернуть ветку
Константин Хикс

Не, слишком крутой прикид, думаю будет сильно урезан стиль.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Ну вот идёт 114 или какой там уже день СВО. Что мы носим? Как выживаем? Обставляли квартиру без ИКЕИ, стало менее удобно, тут спорить не приходится. Но вроде справились. Мск. Я могу понять опасения по самолётам, мед. оборудованию не имеющему аналогов в том же Китае, но.. переживать из-за тряпок когда у каждого дома и так тряпья столько что за жизнь не сносит, ну камон.. в чём я не прав?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Ленар Гильванов

Ну когда у тебя нестандартная фигура, и найти одежду это целый квест, то это прям пиздец какая проблема.

Плюсы всех ушедших, что ты сможешь найти одежду там по разумным ценам и будешь выглядеть нормально, опрятно и потратишь минимум времени, так как они все в одном тц кучкуются.

У меня джинсы стираются только в путь, и найти что-то проблема, те же турецкие и местные бренды будут шить всякий треш, и только на худых и высоких.
Но почему-то ушедшие бренды мне могли предложить разнообразие, по лекалам и фасону.

Да, даже взять Адидас, я там брал белье, потому что они удобные, а все остальные нет, мне этот дискомфорт придётся терпеть постоянно. А я этого не хочу.

Тот же юникло, я просто приходил и брал футболки одного размера, все, 5 минут и ты одет, не отдал много денег, выглядишь опрятно.

Та же икея, готовые разнообразные решения почти под любой запрос, мне нужен был шкаф недавно, заказал на озон, замучился собирать, он кривой.

Да, можно понять, что кто-то на это все смотрит как на зажрались, и чего вам тряпки сдались, но блин, я работаю с людьми и хочу выглядеть опрятно и не тратить на это много времени и денег. И альтернатив особо нет.
А носить футболку пивзавр и штаны не по фигуре не хочу.
А пассаж про медицину и самолёты, это тоже плохо, но с бытовыми проблемами сталкиваешься намного чаще.

Ну а вишенка на торте, все эти бренды снимают туеву хучу контента, я в этой сфере и сосу сейчас бибу, да ещё и в некомфортной одежде

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ILYA

На ВБ полно этого вашего "фэшона"!!!! с 90% дисконтом 365 дней в году

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Васильевич

вб это садовод онлайн.
Нормальная одежда только на ламоде ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Mercator

Причем здесь вб? Речь про оффлайн магазины. Далеко не все готовы покупать одежду без примерки. И не надо про возвраты. Это две разные модели покупки вообще: онлайн и оффлайн.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Аристарх Клевтерместрович

не вижу ни какой проблемы . естъ китай турция индия (и оченъ достойные не знаете не говорите. я знаю о чем пишу) где и так делали все это же . те же фабрики переклеят бирки все ок. можно и италию Возитъ но тут мороки много не хочется возится с этим . Бауер запретил возитъ что ли бо хоккейное свое но у него же в европе полно бывших рускоязычных в диллерах через них все закупается и мелкими партиями ввозится. имея 25 летний опыт привезти одежду в россию из (откуда бы не стало) не проблема . был бы спрос .

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Motorina

очень жаль, что есть люди, которые не видят здесь проблемы

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аристарх Клевтерместрович

вообще не понял чем вызвал такое негодование. господа минусующие чем не понравилосъ нейтралное мнение на нейтралъную тему? А паралелъный импорт даже наше всеумное разрешило. или вы толко за централизованный ввоз?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений Столетов

Дурдом. Ну кому ты нужен с деревянным, тьфу)

Ответить
Развернуть ветку
Котик Котиков

Сшить можно, что угодно. Люди не будут это покупать

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

ну это целая Проблема заместить одежду которую шили в КНР, Индонезии, Турции на одежду которую будут шить в КНР, Индонезии, Турции

Ответить
Развернуть ветку
Свежерег Июньский

проблема не сшить, проблема продать. для этого и нужен бренд.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexei Ageyev

да-да, а еще в КНР собирают Apple, например. тоже заместить не проблема, уже лет 20 как замещают, там же "всего лишь бирку переклеить"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Voin Mraka

и в Индии. я тоже уверен, что худшее, что тут может случится - хлястики другие нашьют %)

Ответить
Развернуть ветку
Аристарх Клевтерместрович

Тоже ерунду пишите.для многих европ брендов рынок снг 2-3-5процентов.судя по общению с владельцами не особо то и нужен. Присутствуют пото му что тогда есть возможность приезжать и девок трахать красивых за недорого .ибо к таким в италии франции и близко без миллиона не подойдешь

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Timokhin

Вы видимо плохо понимаете, что 2-3-5 процентов для крупных компаний на огромных оборотах это очень много денег, и терять их очень больно.

Готовы вы, например, с легкой душой отказаться в своем доходе на 5 процентов? Это же так мало.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Fart Smella

если не особо нужен, нахера они полгода уже как платят бабки сотрудникам и ТЦ за аренду?

про "девок трахать" даже комментировать не хочу, VC превращается в сборище маргиналов

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Murfan

А вот и грустная реальность и никакие слова о то, что сможем заменить тут не помогут. Магазины и производители это огромный пласт который дает людям работу, который платит налог и к сожалению все меньше и меньше зарубежных производителей принимают решение оставаться

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Столетов

Проблему нашёл, а самому сшить уже западло)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Зачем прочитал статью, не понимаю… у самого пару футболок и двое джинс на 1-2 года 😅 в выборе брендов вообще не привередлив, сидит удобно и хорошо)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zavarzin

Типичный удаленщик)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Евсей

Держите в курсе😅

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

Армяне, Дорого и Глупо, Абьебас, Пумба и другие известные бренды нас не бросят.

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Скрин с одеждой Массимо Дутти с вб прикрепили, а сделать хоть сколько-то глубокую аналитику не стали.

Все бренды индитекса на вб это древнейшие коллекции с остатками по 5-30 единиц на модель и 1 фото с одной стороны на белом фоне. Это вообще нельзя никак считать тем что бренд продается на МП, такая зара/МД нахой никому не нужон

Ответить
Развернуть ветку
MegaIniesta

Я вообще подумал, что это какая та паль.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артурас Лапинскас

Придется носить аббибас, ну и челночники подъедут

Ответить
Развернуть ветку
russianvoodoo

Слишком длинная статья вместо того, чтобы написать где сейчас покупать трусы, носки и брюки вместо HM, COS, ASOS.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

в Нюёркере ;-)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Степанофф

На самом деле в столицах есть масса неплохих отечественных брендов. Не знаю правда, где ни отшиваются.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Anton Zavarzin

На авито, к сожалению. Ну или в каком нибудь FABLE, неплохая альтернатива с актуальным кроем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
melkiyPadonok

Primark

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Пришло время секонд-хендов.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zavarzin

Их время никогда и не уходило. Винтаж всегда в моде.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Родной

Ура, Кропп остаётся.
Единственный заграничный бренд с футболками, который волновало.

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

Я недели 2 назад туда зашел и охренел от разнообразия всратых футболок. Взял 7 штук

Ответить
Развернуть ветку
Котик Котиков

На примере «вкусно и точка» уже понятно, как оно будет. Дорого и дерьмово. И полностью заслужено. Хочешь величия - жри дерьмо и плати за это втридорога

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Петр Вавилов

Бренды просто будут продавать одежду дистрибьютерам, который просто будут через дилеров все продавать в России. За счет того факта, что не будет "понтов" в виде дорогой аренды в ТЦ, рекламы в прессе и других расходов, цена может даже дешевле стать.

Ответить
Развернуть ветку
Аристарх Клевтерместрович

Неправда.бренды дороже только в городах миллионниках где дикая аренда.в остальных дешевле.зару ща бренд не считаю -ширпотреб

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Hey You

Все массмаркеты являются якорями и получают аренду сильно дешевле рынка. Дешевле никто делать не будет, ибо расходы только увеличатся, так как ни бренды не смогут быть официально представлены, ни уровень эффективности не сможет поддерживаться + наценка за риск. Так что цены точно будут выше, даже если смогут с небольшим лагом завозить новые коллекции

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Ну да ну да. Втоптать экономику в говно, и надеяться что товары для населения станут доступнее 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Ageyev

Будем носить завезенное по параллельному импорту. Кто сможет позволить покупать себе с наценкой до 50% (а может и больше, зависит от кол-ва поставщиков и их жадности). Выше как раз была новость, что объемы наращивают.

Потому что готов поспорить на что угодно, что свой Uniqlo тут никогда не сделают. Не отдельно взятые штаны или майку, а аналогичный и сопоставимый по качеству и объемам бренд.

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

А в чём прикол бренда Uniqlo? Одежда как одежда.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Котик Котиков

Только стоимость вырастет в несколько раз. Из-за большого спроса. Дорогой логистики и малых объемов

Ответить
Развернуть ветку
Энтони Лавджой

В Самаре, на Кировском «Кирыч» вещевом рынке полно брендовой одежды.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

На бренды как на шмотке пахую вообще, этого г-на нашьют и завезут, черкизон работал, садовод продолжает работать, голым ходить никто не будет.
Плохо то, что люди занятые в индустрии потеряют работу и им придется искать новую.
При этом наиболее проворные граждане переведут потребителей на себя. Возможно шмотки станут чуть дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Лох

Очень жалко, что закрылась почти вся хорошая и дешёвая одежда. Ничего хорошего явно нас не ждет, будет хуже и дороже. Ничего мы не импортозаместим.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Ольшевский

буквально вчера привезли мне кучу шмота. футболки разные, самая дорогая 1450 ₽, а дешёвая 470 ₽. что вы все ноете, а?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владислав Куликов

Для массмаркета по сути ничего и не изменится. Ну сменятся названия, в остальном - шило на мыло, что называется. Остальное через параллельный импорт, в принципе как было раньше, до прихода этих самых брендов в страну. Правда вот цена, вероятно, сильно подрастет, несмотря на курс валюты

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav m13

Подскажите, где в Москве можно купить национальную чукотскую одежду из натуральных оленьих шкур?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Толстой

Уже пора?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Мне кажется я не смогу себе это позволить)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Без любимых брендов можно и обойтись, проблема кроется в безработице, сколько людей будет уволено.

Ответить
Развернуть ветку
MegaIniesta

Эх вот бы уникло начала продаваться на маркет плейсах. Альтернативы их джинсам по цене- качество просто нет.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Брагин

Colin’s?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Езуб

Закажите онлайн да и все, причем по нормальной цене (естественно порекомендую заказывать в веб-сервисе, который мы написали, как минимум потому что официальная оплата и выдаем чек). Я честно в шоке был с этого дропа на вайлдберриз с Массимо и др. брендами, цены космос за вещи, у которых реальная цена в 2 раза дешевле. Это просто шок

Ответить
Развернуть ветку
Константин Приветов

"Давление на маткомпании..." и т.д. Когда же до них допрет, что влияние этих активистов твиттерных ничтожно, и их цель (активистов) просто попитаться осуждением кого-то, а что там будет дальше, по факту, их не волнует.

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Глядишь ещё сами шить одежду научимся, как в старые добрые.

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

Ostin и Zolla носить можно

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cato

Я как и до этого буду носить одежду.

Ответить
Развернуть ветку
Chapaka

А у нас Abibas 7 магазинов открыл за три месяца

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Если и наладят ввоз по параллельному импорту, это актуально будет только для МП, потому что вряд ли кто-то сделаем схему как макдональдс. Если каждый сможет открыть свою зару или луивитон с сомнительной оригинальностью, тц станут похожи на горбушку где логотипа эпл нет только на унитазах

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Семенова

Ателье никуда не уходят. Ивановский трикотаж никуда не уходит DDD

Ответить
Развернуть ветку
Nick Name

Прочитал в статье, что «вместе с контрактом существуют понятийные договоренности между сторонами, которые касаются условий возврата бизнеса обратно при первой возможности»...

Это точно мнение эксперта по иностранным fashion-риейлерам?
Понятийка - это специфика российского бизнеса, уходящая корнями еще в 90-е. В цивилизованном мире для таких вещей существует опцион, или хотя бы Side Letter, Preliminary Agreement, Term Sheet и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артур Пирожков

Пусть валят, пусть будут наши, нормальные производства и деньги остаются в стране (добавленная стоимость), а не нашим западным «партнерам» уходят. Не сразу, но будет заебок, уверен.

Ответить
Развернуть ветку
Ди Иванов

Наверно не все магазины решили переименоваться, так как те что рядом со мной RE и SI не открылись вновь!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Езуб

Мы возим сейчас все бренды, и Зару, и Эйчик, и Юникло и тд. Причем цена выходит на 30% дешевле в официальных магазинах. Сделали автоматизированный веб-сервис, выдаем чек и тд. Народ радуется, хоть и ждет по 14-20 дней доставку (иногда до 30 дней доходит), но зато ценник в два раза дешевле вот этого нового дропа на вайлдберриз. В общем, ИМХО все будут заказывать из-за границы с помощью таких сервисов как у нас, и будут продолжать одеваться в джинсы Levi's и футболки Uniqlo, пока через годик все не успокоится и не вернется на круги своя

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Степаньков

Вы это кто?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitri Gerko

"пока через годик все не успокоится и не вернется на круги своя" - ну да, пока через годик, убитые не воскреснут, разрушенная инфраструктура не восстановится, и вся эта пещерная логика не разобьётся о суровую реальность, а продолжит существовать на постсовке...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Malugin

Будем ввозить коричневый импорт: будем провозить одежду через границу спрятав в анусе)))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ашин

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

атк они не собираются фоенную форму таскать или в мешке прорезь для головы делать, чтоб носить, они жить хотят

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
266 комментариев
Раскрывать всегда