{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Нас «кинул» клиент, мы скопировали его бизнес и захватили значительную часть рынка

Когда-то давно с партнером настраивали рекламу одному клиенту. С первых дней нас поразило количество желающих купить его продукцию. Часто он просил выключить рекламу. Заказов так много, что не успевают все изготавливать. Несколько месяцев все было хорошо, а потом он перестал платить и кинул.

Клиент занимался фигурным шоколадом. Суть проста — переплавляй шоколад в фигурки и продавай с наценкой. Обладая ценными данными по рекламе, сделав примерные расчеты, мы решили заняться фигурным шоколадом, потому что прибыль в среднем в пять раз превышает вложенные деньги. Из-за страха неудачи и обязательств перед клиентами по рекламе, тестовый запуск наступил только через год. После неудачных попыток самостоятельно сделать шоколадные фигурки, наняли кондитера, которая согласилась на дому изготавливать шоколадные наборы. Закупили 50 кг шоколада, выпустили первые наборы, настроили рекламу и дело пошло, да так хорошо, что полностью свернули бизнес по рекламе и сфокусировались только на шоколадках.

Один из первых наборов

Спрос на шоколадные подарки волнообразный — от праздника к празднику. Посмотрев на конкурентов, заметили, что большинство работает или только под заказ или заготавливает небольшой склад готовых типовых наборов. Порой за пять дней до праздника они прекращают прием заявок и выключают рекламу, уже все расписано и новые заказы изготовить в срок не успеют. Вторая проблема конкурентов — это отсутствие системного подхода, на сообщения отвечают долго и не по скрипту, путают заказы, забывают отправить посылку, или не укладываются в срок, не нанимают людей и делают все сами. В тот момент у нас самих было примерно также, составив план действий, начали исправляться.

Вот так выглядит шоколад до переплавки.

Масштабирование

Первым делом разработали скрипты продаж для переписок в соцсетях, выбрали и подключили CRM (Planfix). Наняли менеджеров по обработке заявок, теперь клиенты получали ответ не позднее 30 минут. Наняли пеших курьеров для доставки по городу, это дешевле и быстрее. Разработали систему заданий для кондитера, она всегда знала какие наборы нужно делать в первую очередь. Далее организовали склад. Теперь менеджеры всегда видели какие наборы есть в наличии и предлагали их клиентам. Обороты росли и мы приступили к маркетингу, сделали сайт, разработали бренд NeSlipnitsa. Все шло хорошо, но приближался новый год, кондитер на дому работала на пределе и пора было расширяться. Было страшно заготавливать на склад новогодние наборы в большом количестве, если они не реализуются, то придется переплавлять, также период спроса будет упущен.

Логотип бренда

Проанализировали продажи, переписки, целевую аудиторию, разработали алгоритм по созданию наборов. Заказали формочки. Купили 700 кг шоколада, нашли удачное помещение за хорошую цену, наняли 8 кондитеров, купили темперирующую машинку для переплавки шоколада, коробочки, ленточки всякое другое.

Для такого большого объема закупок, нам понадобились дополнительные средства. Кредиты не давали, нашли знакомых ребят которые выдали деньги под 5% в месяц.

На условиях самовывоза, бесплатно забирали старые столы по всему городу. Взяли в аренду холодильник и морозильник. Собрали стеллаж и начали выпуск продукции. Кондитеров обучали быстро, примерно через день уже работали самостоятельно. Прозрачные условия, регулярные выплаты и хорошие расценки исключили текучку. Заказы шли, но мало, еще было начало декабря.

Вот столько наборов за смену изготавливают два кондитера

Со временем начал заполняться склад, купили дополнительные стеллажи, организовали логистику и хранение. Было уже 20 декабря, продажи росли, но нужно больше. Задействованы были разные каналы: соцсети, холодные звонки по компаниям, обходы по компаниям, островки в торговых центрах и даже партнерские продажи. И вот началось.

Как распродали весь склад

Примерно с 24 декабря пошла волна продаж, наняли 4 упаковщиков для посылок, быстро нарастили штат курьеров, также было 2 сотрудника которые выносили заказ к крыльцу здания, так быстрее чем выписывать на каждого покупателя временный пропуск. В один момент за заказами сразу подошли около 15 клиентов, не у всех получилось дозвонится и наша сотрудница записывала имена на листик, потом по нему находила нужные заказы и возвращалась обратно к клиентам. После такого случая, мы ограничили время самовывоза до определенных часов, доработали скрипты, чтобы покупатели меньше звонили для уточнения информации. Склад начал пустеть и мы подняли цены на остатки, последний шоколадный набор был продан 31 декабря около 21.00. Это была победа, в сложных новых условиях с постоянно нарастающей нагрузкой, без опыта, трудности были преодолены. Отдохнули пару дней, раздали долги и купили еще шоколада. Началась подготовка к 23 февраля и 8 марта.

Один из самых популярных наборов к 23 февраля.

Как запустили франшизу

Так за несколько лет мы в десятки раз приумножили капитал, выстроили бизнес процессы и достигли определенного потолка для Беларуси и запустили франшизу с возможностью запускаться на дому. Роялти, взносы и прочее не рассматривали, т.к. очень сложно контролировать доходы франчайзи, а также качество заказов. Решили просто передавать наработки, регламенты и инструкции адаптированные под формат на дому, цену определили такой, чтобы покупатель смог отбить все вложения и заработать в первый месяц, получилось 29 тыс за франшизу. Это не приносило нам существенного дохода и мы особо не рекламировались. Отшлифованные бизнес-процессы и хорошая команда позволяли неделями оставлять бизнес на автопилоте и все было хорошо.

Вот так выглядит готовый набор

В какой-то момент один кондитер решила уволится, чтобы открыть что-то свое, мы предложили выкупить бизнес и продали все, кроме франшизы, т.к. она плохо разбирается в построении бизнес-процессов и тяжело будет консультировать франчайзи.

Почему решили продать бизнес?

Выгорание и просто надоело. Относимся к такому типу предпринимателей, которые любят создавать и развивать. Когда все налажено, рутинная операционная деятельность надоедает. Второй фактор — потолок. У данного бизнеса есть определенный предел по доходам, становится большой кондитерской фабрикой мы не хотели, а определенный рубеж мелкого масштаба уже взяли и азарт пропал.

Ключевые выводы по управлению сотрудниками

1. 95% проблем решает качественный подбор. Создайте большой поток соискателей и отсеивайте тех кто не подходит. Если чувствуйте психологическую несовместимость, наглость, непокорность, склонность к обману, то отсеивайте. Нужна лояльная команда.

2. Все что можно перевести на сделку, должно быть на сделке, при этом с обязательным контролем и холдом по выплатам. Если ошибки вскроются через месяц, то сотрудник может быть наказан или уволен с корректировкой выплат. Почасовая работа должна контролироваться и исключать имитацию работы. За любые дополнительные работы, вне почасовой работы, нужно платить, даже если это занимает 5-10 минут. Все выплаты вовремя. Чтобы снизить текучку зарплата должна быть чуть выше рынка.

3. Не давать сесть на шею. Если при найме вы пропустили хитреца в команду и замечаете как он начинает борзеть, то немедленно ставьте его на место или увольняйте. Держите дистанцию с сотрудниками. Помните вы зарабатываете деньги, а не организуете кружок по интересам или еще хуже, пытаетесь создать семью.

4. Исключите возможность воровать. Многие себя считают честными не потому что такие, а потому что возможности украсть нет. Камеры, досмотры, учет сырья и материальная ответственность.

5. Разделяй и властвуй. Никто кроме Вас не должен знать как выстроена и работает вся система целиком. Ключевой сотрудник в продажах не должен разбираться в закупках или производстве. Лучший кондитер не должен знать маркетинг и откуда приходят клиенты. Информация не должна передаваться между сотрудниками, для этого помогает удаленная работа и общие чаты только по отделам, а не по всей компании.

6. Бизнес процессы и регламенты. Грамотное описание всей деятельности сотрудника, обучение и последующая адаптация и периодический контроль позволяют не управлять в ручном режиме, а просто наблюдать и оптимизировать инструкции при необходимости.

7.Все что можно автоматизировать, нужно автоматизировать. Сотрудник должен делать только то, что не может делать робот. Это снизит количество ошибок и сэкономит деньги на зарплате.

8. Прозрачные условия и честность. Сразу сообщайте правду, все плюсы и недостатки вакансии, сэкономите время и отсеете только тех кто не будет разочарован.

PS: Статья написана с целью поделиться опытом и возможно кого-то вдохновить. Не претендую на последнюю инстанцию и с радостью отвечу на любые вопросы в комментариях.

0
420 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин
Разделяй и властвуй.
Бизнес процессы и регламенты.
Все что можно автоматизировать, нужно автоматизировать.
за несколько лет мы в десятки раз приумножили капитал

Ну думаю, олигарх пишет. А в итоге олигарх продал бизнес своему наемному кондитеру )).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Получается по Вашей логике все те выводы в конце статьи применимы только для бизнесменов уровня олигархов?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Все дело в масштабе. Многое, что применимо к крупным компаниям, не подходит для мелких или средних. Даже взять «Все что можно автоматизировать, нужно автоматизировать» - эффект от автоматизации проявляется на масштабе, а у мелкой компании его практически нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

В том то и дело, что быстро вырасти можно только освобождая время. Автоматизация сейчас доступна как никогда, и малый бизнес активно внедряет ее. CRM-системы, чат боты, различные воронки продаж, автоответчики и т.д. Все принципы работают на любом масштабе, а на мелком эффект просто мгновенный. Скорее наоборот, занятой олигарх может не замечать всех проблем компании, и решать все просто раздуванием штата сотрудников которые будут имитировать работу. Это прослеживается особенно в гос.компаниях.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Сергей, автоматизация - это замена ручной работы автоматической или полуавтоматической. То, о чем Вы пишете "CRM-системы, чат боты, различные воронки продаж, автоответчики" - это не автоматизация, а внедрение инструментов и процессов. Чтобы грамотно настроить все вышеописанное нужно понимание процессов, бюджеты и время. Зачастую у малого бизнеса нет понимания на должном уровне, небольшие бюджеты и немного времени. Поэтому это все либо растягивается во времени, либо внедряется на доморощенном уровне. Это я все видел воочию.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Ну вот например есть разница вносить данные в таблицу вручную ежедневно или это будет делать робот автоматически, это тоже автоматизация. Вы наверное разбираетесь в бизнес-процессах и т.д. Конечно малый бизнес не сможет сделать все по стандартам как в больших компаниях, но автоматизация рутины не требует много времени и денег. А уметь выстроить и оптимизировать процессы хотя бы на доморощенном уровне, должен любой предприниматель. Про автоматизацию производства, роботы там механические или линия, это можно делать только когда деньги есть. Да любая автоматизация должна быть обоснована экономически, порой бывает дешевле чтобы человек работал.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Ну вот например есть разница вносить данные вручную ежедневно или это будет делать робот автоматически, это тоже автоматизация.

Робота кто будет настраивать, следить за его работой, тестить обновления и так далее? Или Вы не учитываете это как расходы?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Нет не учитываю, я автоматизировал через Planfix и гугл-таблицы 90% процессов. Малый бизнес это часто когда основатель и курьер, и менеджер и программист и уборщик и все на свете, так часто начинают.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Смысл-то не в том, чтобы автоматизировать все, а в выгоде от автоматизации. Если Вы сэкономили три рубля в месяц - это одно, а 3 миллиона рублей - это совсем другое. Если Вы не считаете, сколько времени потрачено на автоматизацию, то не сможете посчитать и выгоду.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Согласен. Можно скорректировать пункт про автоматизацию до "Все что экономически обосновано автоматизировать, нужно автоматизировать".

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Уже ближе, но это тоже не совсем верно ). Более грамотно будет так: "Автоматизировать нужно в соответствии с планами развития и оптимизации ресурсов". Простой пример - если Вы планируете масштабировать Ваш бизнес за пределы города/региона/страны, то и автоматизация должна быть в соответствии с планами. Возможно, на первом этапе она будет даже убыточна, но при расширении точек продаж/производства/складов начнет существенно экономить деньги и время.

Ответить
Развернуть ветку
417 комментариев
Раскрывать всегда