Кассовая реформа 2017

Всем привет!

Уже пробил гонг второго этапа кассовой реформы, е-ОФД отметил год с момента получения положительного заключения о соответствии требованиям 54-ФЗ (это основной документ, который необходим, чтобы стать оператором фискальных данных), немного спала суета с подключением новых клиентов, для которых эта касса стала первой в жизни, и теперь можно уделить немного времени, чтобы рассказать что же вообще произошло, что есть что на самом деле, кому это нужно и как это работает.

Часть нашей команды имеет профессиональный опыт работы с контрольно-кассовой техникой начиная с конца прошлого тысячелетия, ну а я буду опирается на свой двухлетний опыт полной погруженности в процесс создания и развития оператора фискальных данных е-ОФД (№14 в реестре ФНС России).

Я родился в начале 80-х прошлого века и прекрасно помню, как еще в детстве мне пробивали чеки на кассе магазина и далее я шел с этим чеком получать товар. В продуктовых я просто говорил на кассе, что хочу батон белого и бутылочку «Колокольчика», а в магазинах с дорогими товарами сначала покупку надо было «выписать». В те времена печатающие и копирующие устройства были редкостью, а возможность самостоятельно что-то напечатать на кассовой ленте так вообще стояло в одном ряду с производством вычислительных машин, поэтому чек был больше документом, подтверждающим оплату товара для самого продавца и всегда оставался у нанизанным на «чековый кол». В последующем данные из этих документов использовались в бухгалтерском учете.

Так было до 2003 года, когда в нашу жизнь уже плотно вошло такое явление как «криптография», которую государство решило использовать для защиты фискальных данных в целях подтверждения и сохранения в не поддающемся корректировке виде факта расчета. Тогда в кассах появился крипто-модуль – электронная контрольно-кассовая лента защищенная, а в самом чеке строчка ЭКЛЗ, которая содержала в себе последовательность чисел, подтверждающих факт фискализации. Сверку производили крайне редко и только в ходе проверочных мероприятий по конкретному налогоплательщику. Одной из форм защиты ЭКЛЗ стала норма закона, запрещающая владельцу кассы производить с ней какие-либо операции, кроме фискализации расчетов, а все функции, включая замену ЭКЛЗ и передачу ее в налоговые органы, были переданы специализированным организациям – центрам технического обслуживания (ЦТО).

И вот в 2016 году был принят федеральный закон, который в корне поменял всю систему контроля наличных и безналичных расчетов, а также кардинально изменил рынок контрольно-кассовой техники.

Главным нововведением стало то, что данные обо всех расчетах теперь должны передаваться в налоговые органы в режиме онлайн.

Для этого потребовалось произвести модернизацию всего парка контрольно-кассовой техники России (на тот момент более 1,3 млн. единиц), а также вывести на рынок новых игроков – операторов фискальных данных, которые обеспечивают передачу данных от кассы в налоговую в режиме реального времени. Из хороших новостей для бизнеса стала лишь норма, которая исключила обязательное обслуживание касс ЦТО, ведь стоимость услуг таких организаций по подписке составляла в среднем 2-3 тысячи рублей в месяц за кассу, а скорость реакции на проблему достигала нескольких суток и даже более, особенно в отдаленных районах.

Реформу решили разбить на несколько этапов, для начала обязав перейти на новые кассы тех, кто уже использовал кассы с ЭКЛЗ, а всех остальных субъектов предпринимательства (в основном это касалось индивидуальных предпринимателей, и торговые автоматы) с 01.07.2018. В 2018 году ИП разделили на предпринимателей с наемными сотрудниками и просто предпринимателей, которые получили отсрочку еще на один год.

Фактически теперь надо применять кассу везде и всюду, если это не расчеты между субъектами предпринимательской деятельности в форме межбанковских переводов, а также некоторых видов деятельности, например: ремонте обуви или продаже печатной продукции в киосках.

Кассовый чек теперь содержит в себе значительно больший объем информации, включающий в себя номенклатуру продукции, а также обязательный реквизит – QR-код, с помощью которого можно проверить чек в мобильном приложении ФНС России.

Государство не забыло ввести драконовские штрафы за неприменение онлайн-касс. Так, штраф за непробитый чек теперь составляет ¾ от суммы нефискализированного платежа, но не менее 30 тысяч рублей, а при выявлении повторного нарушения законодательства штраф составит 1 000 000 рублей с административным запретом на ведение хозяйственной деятельности до 90 дней.

Согласитесь, звучит очень устрашающе. И, к сожалению, это устрашение дало возможность некоторым недобросовестным участникам рынка, прежде всего продавцам касс, обобрать малый бизнес в ходе реформы практически до нитки. Только представьте себе, при цене фискального накопителя в 6300 рублей у производителя, некоторые ЦТО умудрялись продавать их в июне 2017 года предпринимателям по 40 тысяч рублей, и такие случаи не единичны. Действительно, был дефицит новых касс и ФН, о котором все знали и говорили, но только профессиональные участники рынка и крупные компании прекрасно знали, что Минфин России выпустил указание не применять штрафные санкции к тем, кто своевременно позаботился о покупке нового кассового оборудования, но не успел его получить в срок. Даже появилась опция купить такую бумажку, где продавец уведомлял, что оплаченной кассы нет в наличии и черт знает когда она будет, а также предлагал вернуть деньги за оплаченный товар. В результате вплоть до декабря 2017 года во многих сетевых магазинах я получал чеки с надписью ЭКЛЗ.

А еще эти самые ЦТО стали лакомым куском для всех производителей касс и операторов фискальных данных. Ведь на тот момент именно эти организации были лично знакомы с владельцами касс и знали как с ними работать (читай – вытягивать деньги). В погоне за клиентами производители и ОФД начали предлагать ЦТО огромные скидки на свою продукцию и услуги в обмен на подключение клиентов, а ЦТО, перепродавали все по стоимости, зачастую превышающую ту, что указана на сайте у производителя.

Также ЦТО продолжают навязывать малому бизнесу контракты на техническое обслуживание, пугая все теми же штрафами за нарушение законодательства.

А так ли легко нарушить закон и быть привлеченным к административной ответственности, если у Вас есть онлайн-касса и вы надлежащим образом оформляете покупки?

Не легко. И тут законодатель подумал о бизнесе. Крупный штраф возможен только в том случае, если расчет не был фискализирован. А когда он может быть не фискализирован, если вы добросовестный пользователь онлайн-кассы? Только в том случае, если касса сломалась. Но сможет ли Вам в данном случае помочь ЦТО? Теоретически только осуществив ремонт, за который с Вас возьмут деньги и который займет определенное время. Если же касса потребует замены, то помимо самой кассы Вам в любом случае придется поменять и фискальный накопитель. И еще один важный момент. Подменную кассу на период ремонта Вам предоставить не смогут, так как касса: а) должна быть зарегистрирована в налоговой именно на лицо, осуществляющее расчеты; б) фискальный накопитель можно привязать к кассе лишь единожды. Так что на деле возможна только замена кассы. Надо ли для этого оформлять подписку на услугу? Я не уверен.

А вот если касса потеряла соединение с интернетом или с ОФД, то это не беда на период ближайших 30 дней, в течение которого касса прекрасно будет работать в оффлайне и печатать чеки, которые в случае проверки полностью устроят налогового инспектора. Хотя, злоупотреблять данной нормой не стоит, так как обязанность продавца передавать чеки в ОФД сразу после расчета также прямо прописана в законе.

За незначительные нарушения, как-то несоответствие времени на кассе эталонному (более чем на 5 минут), отказ отправить электронный чек в СМС или на e-mail, технические ошибки предусмотрены куда менее существенные штрафы, в среднем до 5 тысяч рублей или предупреждение.

В целом теперь для бизнеса схема работы с кассой выглядит следующим образом:

- приобретается касса, фискальный накопитель и заключается договор с оператором фискальных данных (а так как закон запрещает налоговикам требовать договор с ОФД при регистрации кассы мы в е-ОФД упростили процедуру и взаимодействуем с пользователями Клиентами на основании акцепта);

- касса регистрируется в налоговой;

- зарегистрированная касса подключается к ОФД;

Можно начинать работать. Теперь главное следить за тем, чтобы касса не находилась в оффлайне более 30 суток, вовремя менять фискальный накопитель (на рынке имеются сроком действия 13, 15 и 36 месяцев, но у всех память рассчитана на 180 тыс. Чеков, что надо учитывать, если у вас большой объем продаж) и продлевать подписку на услуги ОФД.

Автор: Алексей Слепков, Исполнительный директор е-ОФД

0
2 комментария
Дмитрий Малахов

Удивительно, как ЕС и Штаты так успешно развиваются без всего этого "криптобума" и ежегодных кассовых реформ.
В общем во благо "друзей и виолончелистов" устроили жуткий геморрой для малого бизнеса.
При этом желающие работать на наличку - прекрасно работают за нее.

Ответить
Развернуть ветку
е-ОФД
Автор

За что минусуете, господа?))
Мы лишь рассказали о текущих реалиях. Кстати, привели аргументы, почему при правильном подходе в перспективе это снизит издержки предпринимателей.
За рубежом в некоторых странах тоже используют онлайн-кассы, а работа за нал - это до первой проверки.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда