Статистика Robokassa: как россияне совершали онлайн-покупки в 2021 году

Татьяна Глазачева, CEO Robokassa, рассказала о самых популярных способах оплаты и типах банковских карт по итогам 2021 года

По результатам ежегодного исследования «Интернет-торговля в России 2021» от аналитической компании Data Insight, объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка e-сommerce в 2021 году дос­тиг 4,1 трлн рублей: по отношению к 2020 году показатель вырос на 52%. Также в прошлом году было зафиксирован рекордный рост количества онлайн-покупок: россияне оформили 1,7 млн заказов через интернет, что на 104% больше, чем годом ранее. По результатам исследования эксперты представили следующие цифры и показатели:

  • основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: в 2021 году их доля выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов;
  • eGrocery (товары повседневного спроса) является самым быстрорастущим сегментом внутрироссийского рынка розничной онлайн-торговли. В 2021 году объем рынка eGrocery в рублях вырос на 159% и составил 329 млрд рублей, а количество заказов выросло на 244% (с 69 млн в 2020 году до 237 млн в 2021);
  • самым популярным каналом доставки для потребителей вновь стали пункты выдачи заказов и постаматы: с их помощью за 2021 год было получено 82% от всех отправлений.

По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в 2021 году фактор, повлиявший на рост показателей, изменился. Он отмечает, что «сегодня основным драйвером развития становится укрепление доверия к e-commerce, привычка людей к удобному способу покупок, а также способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы». Аналитики АКИТ подчеркивают, что рост торговли зафиксирован не только в интернет-магазинах и маркетплейсах, но и в Telegram-каналах и на других платформах.

В связи с развитием логистической инфраструктуры по стране, доля московской онлайн-торговли за год сократилась с 24,7% до 19,9%, на втором месте по количеству заказов через интернет оказались Санкт-Петербург – 7,1%, Краснодарский край – 4,4% и Свердловская область – 2,7%.

На основании приведенных показателей можно сделать вывод, что российский рынок e-commerce продолжает уверенное и активное развитие, покупатели меняют свои потребительские паттерны, а торговые компании оперативно совершенствуют бизнес-процессы, чтобы удовлетворить растущие запросы и ожидания своих клиентов.

Этот материал мы подготовили на основе статистики предприятий сегмента малого и микробизнеса, предоставленной платежным сервисом Robokassa за 2021 год.

Самые популярные способы оплаты

Вновь лидером по количеству проведенных платежей стали банковские карты, с 2020 года их доля выросла на 6,8%, а с 2019 года – на 10,7%. В 2021 с их помощью оплатили 94,4% онлайн-покупок.

Второе место по количеству транзакций занимают платежи QIWI Кошельком, их доля за прошлый год составила 4,4%.

Тройку лидеров закрывают электронные деньги с долей в 0,8%. По сравнению с показателем 2020 года произошло снижение на 1,4%.

Третий год подряд доля, приходящаяся на мобильную коммерцию уменьшается, в 2021 с помощью этого способа оплатили только 0,29% заказов через интернет. По сравнению с показателем 2020 года произошло снижение практически в четыре раза - и более чем в двенадцать раз относительно показателя 2019 года.

Совсем небольшие доли приходятся на банкоматы (0,095%), интернет-банкинг (0,003%) и платежи через салоны связи «Связной» и ПС «Рапида» (0,002%) - их мы не отражаем в общем графике.

Следующим образом произошло распределение методов оплаты по показателю общего оборота:

  • Банковские карты – 98,84%;
  • QIWI Кошелек – 0,77%;
  • Электронные деньги – 0,34%;
  • Мобильная коммерция – 0,04%;

Оставшаяся доля пришлась на банкоматы, интернет-банкинг , “Рапида” и “Связной”.

  • Банкоматы – 0,007%;
  • ПС «Рапида» и салоны связи «Связной» – 0,002%;
  • Интернет-банкинг – 0,001%.

Типы банковских карт

На основании транзакций, проведенных через платежный сервис Robokassa, самыми популярными по количеству платежей вновь стали карты международных платежных систем Visa и MasterCard, с их помощью в 2021 году было оплачено 43,8% и 39,2% онлайн-заказов соответственно.

Доля, приходящаяся на карты «Мир», – 17%, что на 4,3% меньше показателя прошлого года.

Следующим образом выглядит распределение между типами банковских карт по показателю общего оборота:

  • Visa – 45%;
  • MasterCard – 42,3%;
  • «Мир» – 12,7%.

Мир постоянно меняется, и регулярный анализ различных показателей помогает бизнесу понимать, каким образом трансформируется рынок. В будущем мы обязательно продолжим делиться с предпринимателями актуальной информацией, а пока желаем всем хороших продаж!

0
5 комментариев
Иван Дэвидсон

Вот только для чего нам теперь итоги 2021 года?

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Georgiev

Жаль что как продукт Robokassa осталась в 2012 году. За 10 лет появилось много сервисов которые на порядок лучше.

Ответить
Развернуть ветку
jon

они ещё существуют?

Ответить
Развернуть ветку
Ол Сен

АКИТ один раз помог. Припоминаю 2014 год, один интернет-магазин тупил по доставке товара. Ни денег ни товара. Пожаловался на них. Без особой надежды. И случилось ЧУДО.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда