{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Тренды российских E-Commerce платежей - 2018: анализ статистики

В Net Pay проанализировали статистику первого полугодия 2018 года и сделали выводы о наиболее заметных платёжных тенденциях российского E-commerce рынка. В данный момент компания проводит около 10 млн. транзакций в год, работая как со столичными организациями, так и с ecommerce площадками в регионах. Всё это позволяет получить достоверные выборки c валидными статистическими данными, обладающие высокой ценностью для анализа трендов.

Общая ситуация

На фоне непростой ситуации с ритейлом и в целом с экономикой в России интернет-торговля продолжила снижать темпы роста. Несмотря на это, ecommerce-рынок, в прошлом году преодолевший отметку в 1 трлн рублей, способствует развитию глобальных трендов, таких как мобилизация платежей, рост онлайн продаж продуктов питания и др. Эти тенденции отмечались еще в прошлом году и, вероятно, будут ещё долго сохранять потенциал положительной динамики.

Также отмечается ощутимый рост размера среднего онлайн платежа, что коренным образом отличается от ситуации 2016-го года, при ощутимом падении сегментов. Это очевидно является следствием изменения структуры покупательского интереса при сложном положении экономики в очередной постсанкционный период.

Наиболее активными, в отношении онлайн платежей, являются жители Москвы, Санкт-Петербурга, где доля продвинутых пользователей составляет около 30-40%.Регионы серьезно отстают, там меньше доверяют онлайн платежам, в сети предпочитают платить 20-30% от общего числа покупателей.Мобильные платежи

Количество платежей, совершаемых с мобильных устройств, неуклонно растет. По нашей статистике, за первое полугодие 2018-го года количество мобильных платежей увеличилось на 11%, что побило рекорд аналогичного периода 2017-го года, составлявший 9 %. При этом ощутимо сокращается количество платежей с ПК. Так за 2017-й год оно упало на 6%, а за период с января по июль текущего года PC и MAC платежи уже потеряли 4%. Несмотря на достаточно бурный рост мобилизации, лидерство десктопов, как платежных средств, пока сохраняется. Так, в соответствии с нашими данными, 55% всех интернет платежей пока производится с использованием PC и ноутбуков и лишь 45% с планшетов и смартфонов. Другие компании аналогично оценивают это соотношение. Так, например, PayPal по своим данным оценивает долю мобильных платежей, как треть от общего количества.

Очевидно, что тренд не изменится и мобилизация продолжит расти. По нашим прогнозам, к первому-второму кварталу 2019-го мобильные платежи сравняются с десктопными, а концу следующего года обгонят. Этому способствует то, что крупные ритейлеры активно создают мобильные приложения для шоппинга, которые порой обладают более клиентоориентированным юзабилити нежели стандартные интерфейсы их интернет-магазинов.Рост среднего чекаНесмотря на падение рубля и в целом неблагоприятные факторы, влияющие на ритейл в интернет-торговле, растет средний чек. Это происходит при сохранении, а в некоторых сегментах росте количества транзакций. В 2017 г. средний чек прекратил падение, в котором находился с 2015-го года, а за прошедшие полгода он вырос на 18%, что почти парадоксально, учитывая текущую экономическую ситуацию. Средний чек упорно стремится к психологической отметке 3000 рублей, зафиксированной в 2015-м году, и, вероятно, по инерции достигнет её к концу года. В 2018-м, в связи с усилением санкционного давления, падением курса рубля и вероятным повтором рецесси, средний чек опять будет падать, хотя не так стремительно как в 2016-м году.

Наши специалиста составили усредненные графики по различным сегментам отечественного ритейла, которые помогут наглядно продемонстрировать существующие тенденции.

Увеличение заказов еды онлайн в крупных городах

В Москве и Санкт-Петербурге и городах миллионниках продолжается рост количества заказов еды онлайн. Эта тенденция начала набирать обороты еще в 2017-м и в текущем году осталась одной из самых заметных. Если в 2017-м онлайн заказы продуктов питания по нашим данным выросли на 72%, побив мыслимые рекорды, то в первом полугодии 2018-го суши, пицца и прочие прелести прибавили ещё 60%. Гастрономический тренд также подтверждается ростом заказов из онлайн-гипермаркетов. В этой категории в ушедшем полугодии также наблюдался существенный рост, который составил около 30%. Важно также отметить, что тренд характерен исключительно для Москвы, Санкт-Петербурга и крупных областных центров.

Рост заказов запчастей для автомобилей и бытовой техники

На фоне резкого падения продаж новых автомобилей, характерного для последних 3-х лет, наблюдается спорадическая вспышка продаж автомобильных запчастей. Наши данные свидетельствуют, что продажи запчастей прибавили 18%. Вероятно, это связано с увеличением количества ремонтов и замены вышедших из строя запчастей в подержанных машинах, при низкой мотивации к покупке новых авто.

Аналогичная ситуация связана с бытовой техникой. Тренд особенно выражен в повышении заказов на запчасти для стиральных машин, холодильников и микроволновых печей, которые прибавили 15, 11 и 7 % соответственно.

Неожиданный рост DIY-товаров

Интересной тенденцией стал рост покупательского интереса к онлайн покупке DIY-товаров (товары “сделай сам”, комплекты для самостоятельной сборки). Платежи за такие товары выросли на 26% и стали одним из основных факторов роста транзакций в онлайн-торговле, наряду с платежами за связь, интернет, страхование и кабельное ТВ.

Падение среднего чека в сегментах спортивных и детских товаров

Еще одна тенденция - уменьшение среднего чека в таких сегментах как спортивные и детские товары. Тренд очень стойкий, он стал заметен ещё до 2016 году. Продажи для новорожденных ежегодно снижаются на 3- 4%, незначительный рост в 2,45 % отмечен для игрушек и детской одежды. Продажи спортивных товаров упали на 4% за текущее полугодие.

У этого падения две очевидные причины. Первая - неутешительная демографическая ситуация в России, вторая - особенно бурное развитие в указанных направлениях Китайского ритейла. Также с глобальным влиянием азиатской интернет-торговли связано снижение платежей за бытовые товары, которые, по нашим оценкам, в текущем году уже потеряли более 11% и с высокой вероятностью продолжают падение.

Каршеринг - такси сдают позиции

Существенно выросла популярность каршеринга, при сохранении среднего чека многократно выросло количество транзакций, по данным за полугодие сегмент прибавил около 50 %.

Тренд имеет географическую привязку к столицам и крупным областным центрам. Тенденция очевидно связана с ростом популярности услуги и постепенным вытеснением классического такси.

Строительные материалы - рост среднего чека

При сохранении количества транзакций в сегменте строительных материалов ощутимо вырос средний чек, прибавивший 27% за полугодие. Вероятно, это связано с тем, что покупатели стремятся быстрее превратить рубли в ремонт на фоне дестабилизации и ослабления рубля. Также возможно, что частное строительство вновь набирает популярность при относительном росте доходов у целевой аудитории, наблюдающегося с 2016-го по начало текущего года

Мебель - прекратился спад

Падение объемов продаж в мебели, которое отмечалось начиная с 2015-го, года прекратилось. Вероятно, причиной является появление интернет-ритейлеров со сравнительно недорогой мебелью из Китая, которую значительно сложнее заказть на китайских площадках.

Цветы - рост среднего чека

Статистика свидетельствует о романтичности наших соотечественников, так средний чек в сегменте продаж живых цветов прибавил 27% по сравнению с 2015 годом. Есть и более прагматичное объяснение роста - увеличение стоимости товаров.

Туристические товары - продолжение падения

Начиная с 2015-го года стабильно, безостановочно падает количество транзакций и средний чек в туристическом сегменте. Это связано с общим падением доходов населения, сложной обстановкой в местах традиционного отдыха россиян, а также с конкуренцией со стороны китайского ритейла.

Итог

До конца года динамика процессов, а соответственно, и основные тенденции в онлайн-платежах существенно изменится не должны. По инерции часть существующих тенденций роста может сохраняться, но не более чем на 4-6 месяцев. Затем стоит ожидать неизбежное влияние на сегмент электронной коммерции общего состояния российской экономики, что неизбежно отразится на онлайн платежах.

0
2 комментария
Viktor Nevzorov

Не понял, а зачем сделали графики без значений по ординате? Там же самое интересное.

Ответить
Развернуть ветку
Темир Ипиев
Автор

Виктор, спасибо за вопрос!

Дело в том, что в данной статье мы хотели наглядно продемонстрировать именно динамику развития ситуации в той или иной сфере.
Считаем, что графическое отображение без указания суммарных оборотов вполне подходит для понимания тенденции на рынке, так как вы видите взлеты и падения на графике.
Обороты в данном случае вряд ли могут дать дополнительную информацию.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда