Что сейчас происходит в международной торговле: параллельный импорт и ограничение переводов

Без предисловий поговорим про актуальную ситуацию в импорте на пятый месяц «спецоперации».

Источник: Hürriyet Daily News

Я по-прежнему Андрей Захарченко — руководитель компании по аутсорсингу ВЭД Standard Trade. Тут я регулярно пишу про таможню, транспорт и особенности работы с Китаем.

Про параллельный импорт и возможность легально завозить iPhone

Да, параллельный импорт, как ни странно, работает. 4 июля 2022 года в силу вступил приказ, на основании которого расширили и список торговых марок. Если указан только код ТН ВЭД, без конкретных брендов, значит, разрешен параллельный импорт всех без исключения товаров, соответствующих этому коду. Изучить его можно здесь:

То есть да: ввозить Apple без разрешения правообладателя можно. Основное требование таможенного органа при параллельном импорте — это ввоз оригинальной продукции правообладателей (изготовленная правообладателем торговой марки или по его заказу), которые отказываются участвовать в общеустановленном обороте товаров.

По нашему опыту, основная проверка сейчас идёт на контрафакт, потому что под видом оригинального товара легко ввезти Abibas. Готовьтесь, что будете попадать на таможенный досмотр чаще, чем при ввозе небрендовой продукции.

Что хочется посоветовать: внимательно смотрите на необходимые для ввоза документы. Необходимо проверять меры нетарифного регулирования по каждому товару. Например, юрлица не могут заниматься параллельным импортом автомобилей, так как, в отличие от частников, они должны предъявить на таможне ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Сделать это без согласия производителя невозможно. А согласие производителя получить невозможно, так как в этом и заключается суть параллельного импорта.

Про ограничение переводов за рубеж и отмену SWIFT Тинькофф банком

В своём Telegram-канале я уже начал цикл «Говнобанки и не говнобанки», где рассказываю, с какими банками стоит работать в вопросе переводов за рубеж, а с какими не стоит. И «Тинькофф» был первым в этом почётном списке. Скоро я также выпущу про это большую статью на vc.ru.

Но что касается ограничений по SWIFT у «Тинькофф» — этот запрет относится только к физлицам и на компании не распространяется. На компании распространяется другой запрет — именно у «Тинькофф»: переводы до $20 тысяч делают по предварительному согласованию. И его могут одобрить, а могут и нет. В нашей практике все переводы пока одобряли.

Запрет касается только долларов и не относится, например, к юаням. Но на юани у «Тинькофф» совершенно безумная комиссия, впрочем, в стиле этого банка. Ещё в мае мы, пообщавшись с несколькими менеджерами в банке, выбили условия покупки валюты +1 рубль к бирже. И всё бы хорошо, пока не выяснилось, что +1 рубль относится как к доллару (что составляет примерно +1,5%), так и к юаню (что составляет аж 11%).

Собственно, так ничего и не согласовали

«Альфа-банк» с апреля не переводит доллары. С юанями ситуация неопределенная: «Альфа» не под санкциями в Китае, но возвраты платежей со стороны получателя периодически происходят — «согласно внутренней политике банка», то есть конкретных причин не называют. Формально переводы запрещены только для банков с головными офисами в Западных странах (типа Citibank и HSBC), но переводы даже на Bank of China доходят через раз. И у «Альфы» при этом лучший курс юаня: +0,2% к бирже.

Модульбанк — просто худший банк. Шесть переводов из шести не дошло до получателя. Все были отправлены еще в апреле. Пока вернулось только четыре.

Банк «Санкт-Петербург» — только начинаем пользоваться. По отзывам партнёров, деньги доходят.

Вывод: переводите деньги в юанях — это безопаснее всего на текущий момент, потому что соответствующих санкций пока не было. И каждый раз уточняйте у получателя, нет ли у него проблем конкретно с вашим банком.

Про транспорт на китайском направлении

Ставки на транспорт начали резко снижаться со второй половины марта и достигли минимума в мае. Перевозка 40-футового контейнера по маршруту Шанхай-Владивосток составляла $9000, что ниже цен 2021 года. Но сейчас ставки потихоньку растут вверх.

Мультимодальная перевозка через Дальний Восток. Пробок нет, время в пути с момента выхода судна: 30-35 дней. Актуальные ставки сейчас на маршрут Шанхай — Владивосток — Москва на конец июля:

  • 20-футовый контейнер: $6,5 тысяч
  • 40-футовый контейнер: $10 тысяч.

Прямой Ж/Д. Идут задержки на отправку. Ближайшие места есть на поезда, отправляющиеся не раньше середины августа. Итоговое время в пути с момента выхода поезда: 25-35 дней. Стоимость перевозки на маршрут Шанхай — Забайкальск — Москва:

  • 40-футовый контейнер: $9,8 тысяч.

Авто из Китая. Цены высокие, из-за пробок на границах авто может идти до 35-50 дней.

  • Стоимость евро фуры до 20 тонн: $23 тысячи.
  • Сборка за стандартную европаллету: $1000.

Авиа из Китая. Ситуация потихоньку стабилизируется, цены медленно идут вниз после повышения и паники на рынке в мае.

  • Цена — от $7 за кг.

В этой статье я описал особенности работы в первую очередь с Китаем, потому что сам занимаюсь этим на протяжении десяти лет. Европа, США, Южная Корея, Япония — сейчас не лучшие варианты (оттуда не вывезти товар, много санкций, возят в Россию немногие), и для работы с этими странами придуманы схемы ложного реэкспорта, перепродажи в пути. Но мы туда не лезем.

Если вас интересует Китай, то об актуальной ситуации я пишу в своем Telegram-канале «Главный импортер». Ну а пока рассказывайте вы: какие у вас сейчас основные проблемы, как доходят деньги до поставщиков и каким транспортом пользуетесь?

0
43 комментария
Написать комментарий...
Нелинейная структура данных

Спасибо, полезная информация. А можно про "придуманы схемы ложного реэкспорта, перепродажи в пути" поподробнее, насколько это законно с точки зрения российского законодательства? Чисто для развития кругозора)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Все это 50 оттенков серого. Где-то белее, что-то чернее. У нас есть принцип в Standard Trade: "Мы не мутим". Но можете в личку написать, знаю и общался с нашими конкурентами, кто такие вещи организует. Естественно, без гарантий с моей стороны, что все пройдет гладко

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
но переводы даже на Bank of China доходят через раз

То есть всё-таки китайцам не все равно на санкционные режим, как меня пытались убедить в предыдущей статье :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Ребят, предыдущая статья вышла почти 3 месяца назад. Тогда Китаю было в основном все равно на санкционный режим. Сейчас же банки постепенно вводят ограничения

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я тогда и написал, что надо подождать, прежде чем планировать что-то на месяцы вперёд

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Пока не понятно, нужно ещё время. Как-то они не понятно ведут себя.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Разве это не тысячелетняя константа в отношениях с китайцами? :)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Вы думаете что да? Я не совсем уверена.

Ответить
Развернуть ветку
Darya

Они будут вести себя так, как им наиболее выгодно

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

По-моему это нормально или вы так не думаете? Каждый лидер смотрит в пользу своей страны и это нормально. Не нормально когда такой как Байден, не видит проблем у себя на улицах и несёт демократию другим.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

тинькоф - гавно и днище.
Это аксиома.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Булатов

Мне кажется, в статье не хватает показателей, сколько всего в натуральном выражении было перевезено грузов, месяц к месяцу (если такие есть) . Так можно было бы более наглядно посмотреть на работу ПИ.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Честно скажу, не слежу за количеством перевезенного груза в целом. Статьи тут всегда пишу для тех, кто ввозит импортные товары и здесь, скорее, важна динамика по ценам и актуальные ставки. Количество грузов, конечно, оказывает влияние на цены, но в условиях "спецоперации" факторов настолько много, что пытаться анализировать статистику - значит убеждать себя, что можно что-то предсказать.
По поводу ПИ - очень люблю, когда люди не к месту пишут сокращения. Вот даже мне, человеку, кто написал эту статью потребовалось несколько минут, чтобы понять, что ПИ - это параллельный импорт.

Ответить
Развернуть ветку
НЕплатный акк

А я думал это сократили пи-пи...

Ответить
Развернуть ветку
Арсений .

Статья хорошая, но для неспециалиста, да и цифры ставок устарели на месяц точно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Да, я и пишу статьи для неспециалистов, для тех, кто просто занимается импортом и кому важно знать какие изменения в международной торговле повлияют на их бизнес.
Ставки мы обновляем каждую неделю. Но, Арсений, крайне забавно смотреть на заявление от "специалиста" про устаревание ставок на месяц, учитывая что за месяц ставки изменились в пределах погрешности и колеблются в зависимости от конкретной даты бронирования, станции и включения/невключения в ставку терминальных расходов на станции прибытия

Ответить
Развернуть ветку
Арсений .

Лол ну сразу видно спеца проспавшего и рост ставок в июне/июле на прямом жд и введение лимитов по весам на части жд станций, про авто из Китая ставка нерелевантная более чем на 4 тысячи(сейчас дешевле)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

28 июня у нас вышел поезд из Сучжоу, ставка door to door - 9100 USD. 20 июля выходит контейнер по цене 9800 USD. Ставки на август при букировании сейчас - 10 800 USD. Что я проспал? :)

Ответить
Развернуть ветку
Soulis

Спасибо за информацию, хоть и с Китаем мы почти дел не ведём. А 23к за автоперевозку это из Шанхая до Москвы?

От себя добавлю банк: Юникредит нормально переводит, но с платежами в евро иногда бывают проблемы

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Про Юникредит тоже слышал, но мы не рискуем в нынешней ситуации работать с российскими отделениями западных банков, т.к. в любой момент они могут уйти с российского рынка. Конечно, могут и не уйти. А могут и уйти

Ответить
Развернуть ветку
Marmar

Андрей, спасибо вам! Очень полезная статья. В особенности информация про банки, стало практически невозможным перевести деньги в Китай, будем тоже пробовать банк "Санкт- Петербург"!).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Еськин

Отличная статья, вы изложили информацию очень доходчиво и нет лишней воды!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Так наоборот: ставки на ЖД начали снижаться, потому что раньше большая часть грузов шла транзитом через РФ в Европу. Спрос упал, предложение осталось, цены снизились.
Но соглашусь, что цены будут расти. Как минимум, сезонный фактор. Плюс Китай в случае отсутствия спроса не европейском направлении сокращает количество поездов и устанавливает паритет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Да, именно так. Писал об этом еще весной в предыдущих заметках. Тут действительно не уделил внимания

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Владимиров

Вот есть небольшое производство металлоизделий, как-то в этот коронакризис думал морские контейнеры делать 20 футов, есть смысл изготавливать в районе 5-10 штук и кому-то их продавать, или даже нет смысла дергаться?
Кто понимает в этом, если несложно черканите в телегу @Tomas_liven, ну или тут, может не только мне будет актуально,
ty

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мышов

Да возрадуемся (надеюсь)

Газпромбанк и Альфа-банк работают над подключением к CIPS в качестве прямого участника.

Ответить
Развернуть ветку
Roman

"Обещать - не значит жениться"

Ответить
Развернуть ветку
Tema Mehankin

Шанхай Владивосток вроде 7500$
Модульбанк swift на следующий день деньги были зачислены
Так себе достоверность информации

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Так в статье нет ставок на Шанхай - Владивосток. Есть ставки на море ЧЕРЕЗ Владивосток. На сейчас это в районе 10 000 долларов за 40-футовый контейнер без учета погрузки на борт и выгрузки на терминале, по тарифом экспедиторских компаний, что совпадает с цифрами в вашем скриншоте.
Я рад, что вам модульбанк зачислил перевод на следующий день. А я делюсь своим опытом: у нас из 6 платежей не дошло 6

Ответить
Развернуть ветку
Interestingasphuk

Спасибо, интерестно! А какие банки сейчас принимают свифты в евро? Где выше шанс, что перевод дойдет?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Про евро ничего не подскажу. С марта мы сконцентрированы только на работе с Китаем

Ответить
Развернуть ветку
Andy Avramenko

Очень полезная статья, спасибо! Делитесь плз информацией о swift-переводах, чтобы люди не теряли свои деньги: https://ohmyswift.ru/share

Ответить
Развернуть ветку
NotFop

А прямой ЖД какой компанией?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Можете нашей :) А так, у всех экспедиторов есть китайские агенты до границы и далее через Трансконтейнер или РЖД Бизнес Актив

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Прокофьев

Задержки перевода в Модуле безусловно есть, но у меня всё доходило. Удивительная ситуация.

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Фадеев

Это нормально, сейчас банки партнёры очень много проверок проводят. Главное что есть) И не чудят как тот же Тинёк.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Прокофьев

Да, я в курсе) Просто столько негатива вылили из за форс мажора единственного. Странная реакция)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Ничего себе форс-мажор единственный. 6 платежей в разное время в течение апреля и ни один платеж не дошел. Отправка на тех же контрагентов через Тинькофф нормально прошла

Ответить
Развернуть ветку
Лера Денисова

прикол конечно

Ответить
Развернуть ветку
Кира Ивлеева

прикол конечно

Ответить
Развернуть ветку
Антон

Ох с огнем играете - священное слово в кавычки беря)

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда