{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

О кассовом чеке. Главное

Отличная задумка. Разбираемся с реализацией.

Что из себя представляет кассовый чек? С первого взгляда это лист бумаги, на котором отображено: что, у кого и за сколько купили. Помимо этого, есть еще ряд атрибутов, которые детализируют приобретение, такие как адрес, дата и время, налоговая ставка, не пойми зачем указанный адрес сайта ФНС России, на котором проверить чек нельзя – все это позволяет нам точно определить, что данные в чеке подтверждают именно тот расчет, который имел место быть. Также в чеке содержатся ряд последовательностей чисел, которые фактически являются 256 битным криптографическим кодом, придающих ему статус документа, и, самое главное нововведение, которое заметил, наверное, каждый, кто хоть иногда ходит в магазин – QR-код, который дублирует криптуху, описанную выше.

Разный размер, произвольное расположение, одинаковые атрибуты.

Если что-то из вышеперечисленных реквизитов отсутствует, значит вы просто получили от продавца какую-то бумажку, не имеющую статус фискального документа, а сведения о расчете не попали в ФНС России.

Но ведь можно и цифры от балды напечатать, и QR-код это всего лишь хаотичный набор пикселей. И вот тут сразу вспоминается адрес сайта www.nalog.ru из абзаца выше, на котором, опять двадцать пять, отсутствует инструмент для проверки чека, куда можно вписать его реквизиты и проверить онлайн достоверность документа, как это сделано на всех сайтах операторов фискальных данных. Одно «но»: на сайте оператора фискальных данных можно проверить только чеки от касс, которые в этом ОФД обслуживаются, а данные об ОФД не являются обязательным реквизитом кассового чека. Что же делать? Как быть? Бизнес взял верх над инструментом контроля и проверить чек может только налоговый инспектор в ходе контрольной закупки? Нет. Для основных мобильных платформ Android и iOS, подведомственное учреждение ФНС России разместило приложение «Проверка кассового чека» скачав указанное приложение вы прямо в нем можете отсканировать QR код и проверить подлинность чека. А если проверка подлинности не пройдена, подать жалобу в налоговую. Вроде все удобно! Но я вижу массу минусов в реализации.

1. На главной странице сайта ведомства, ссылка на которую обязательна в чеке, нигде не указано, как этот чек проверять. Надо быть очень дотошным, чтобы найти выход, с учетом того, что даже в магазине приложений автором приложения будет значится мало кому известный ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Ладно хоть логотип службы является иконкой.

2. Мы все уже привыкли считывать QR-коды встроенным приложением камера наших смартфонов, но так как ФНС России строго регламентирует наполнение QR-кода мы не можем включить в него адрес сайта е-ОФД с автозаполнением форм проверки или, хотя бы запрос на вызов официального приложения для проверки чеков.

3. Проверка чеков в приложении двуэтапная и далеко не все знают, что в начале подтверждается только валидность «криптографической подписи» в чеке, а для того, чтобы проверить факт передачи чека в ФНС, надо отправить соответствующий запрос, который налоговая будет обрабатывать в течение суток. Так что если продавец использует кассу и просто раз в месяц меняет фискальный накопитель, не передавая данные в налоговую, то после первичной проверки ФНС вас уведомит, что с чеком все в порядке, а потом надо в течение месяца проверять, загружается чек или нет. Никаких уведомлений о загрузке чека приложение не пушит. В итоге за 6 000 ₽ (цена ФН) в месяц можно неплохо экономить на налогах.

4. Ну и еще один минус, на мой взгляд очень существенный, после подачи через мобильное приложение жалобы на чек, ФНС никак не уведомляет о результате рассмотрения. Хочется верить, что у территориальной инспекции хотя бы появляется обязанность провести проверку.

Приложение само отсканирует QR-код, как только обнаружит его.

Еще одно важное нововведение в чеке, о котором даже далеко не все продавцы знают, так это то, что теперь чек может быть не только бумажным, но еще и электронным. По вашему требованию продавец обязан отправить кассовый чек на электронную почту или в СМС сообщении. Первый способ я считаю очень полезным и очень скоро расскажу о том, для чего чек нужен покупателю и какие плюсы от реформы есть для него, а вот к СМС-чекам я отношусь очень скептически. Выглядит как определенное лобби сотовых операторов по продвижению своих платных услуг, хотя я слышал версию, и мне она кажется очень даже правдоподобной, что идея просто очень понравилась уже бывшему первому вице-премьеру, курировавшему реформу. Одно радует, покупатели редко требуют чеки в СМС. Ну а зачем они нужны? СМС-ки приходят не от одного абонента, а от кого не попади, следовательно, в одном месте не собрать. В бухгалтерию эту СМС-ку тоже не переслать, чтобы расходы компенсировали. Да и приобретенный товар по ней тоже не примут.

И еще кое-что о содержании чека. Можно ли размещать в чеке информацию, которая не прописана в законе? Можно! Это же не QR-код, содержание которого регламентировала ФНС! Благодарите за покупку, информируйте об акциях, да хоть сторонний товар рекламируйте. Кстати, на рынке есть не одна компания, которая с удовольствием будет поставлять вам кассовые ленты с нанесенной на нее рекламой на безвозмездной основе.

В конце хочу отметить, что обозначенные мною проблемные моменты с реализацией механизма народного контроля не должны восприниматься предпринимателями, как руководство к действию – это скорее подсказка, как вычислить недобросовестного конкурента. Ну и еще одна причина: быть может ответственные сотрудники ФНС России тоже прочитают эту статью и обратят внимание на допущенные ошибки. И это будут не те сотрудники, которые не обращают внимание на предложения подключить нас к работе над совершенствованием регулирования в сфере онлайн-касс.

Алексей Слепков, Исполнительный директор е-ОФД

0
1 комментарий
Bulat Ziganshin
И это будут не те сотрудники, которые не обращают внимание на предложения подключить нас к работе над совершенствованием регулирования в сфере онлайн-касс.

это был тест на IQ, да?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда