Статистика рынка интернет-торговли за 2017 год и 1 квартал 2018 года

21 сентября команда нашей компании OLS принимала участие в 8-й ежегодной конференции eRetailForum 2018, посвященной вопросам интернет-торговли, обсуждению новых трендов на рынке, итогам работы ecommerce за первое полугодие и планов на будущее. По мотивам материалов конференции, хотим поделиться с вами интересными данными статистики по рынку интернет-торговли.

Рост продаж в онлайн-торговле продолжается.

График составлен на основании собранных данных с 2011 года. По последней информации, на 2018 год прогнозируется продолжение роста выше, чем в 2017 году. Что не может не радовать!

Рост количества заказов, объема продаж и среднего чека.

По графику видно, что рост среднего чека снижается с каждым годом. Вероятнее всего это зависит от перенасыщенности рынка торговыми предложениями: различными акциями, скидками, бонусами и выгодными условиями доставки. На фоне различных предложений покупатели давно уже ищут наиболее подходящие для себя условия по конкретным товарам, уменьшая тем самым средний чек, но при этом увеличивая рост количества заказов.

По данным диаграммы видно, что рост количества заказов в 1 квартале 2018 года составляет 22% относительно аналогичного периода прошлого года.

Рост онлайн-продаж по категориям магазинов.

На первом месте по традиции расположились магазины категории «Другие товары». Сюда можно отнести магазины, реализующие изделия ручной работы, предметы искусства и прочие торговые площадки, ассортимент которых не останавливается на конкретном направлении. Также большой рост продаж пришелся на категорию «Товаров для дома и ремонта»: покупатели все чаще своими силами приобретают отделочные материалы и делают косметический ремонт.

Рост онлайн-продаж по типам товаров.

«Электроника и техника» лидирует по сравнению с другими направлениями. Помимо большего объема реализуемого объема товаров данная категория еще лидирует по количеству спонтанных продаж, что предъявляет высокие требования к доставке товаров: если в магазине не организована быстрая доставка, то больше 50% заказов отменяются.

Варианты доставки товаров клиентам.

Интернет-магазины по-прежнему активно используют собственную курьерскую доставку и имеют в штате своих курьеров, а также собственные пункты самовывоза для удобства покупателей. Очень быстро набирают популярность постаматы - еще один вид самовывоза, выгодный тем, что исключает затраты на сотрудников, выдающих товары. Клиенты совершают покупки в интернете, получают номер от ячейки в постамате и забирают в любое удобное время свой товар. Также около 20% интернет-магазинов пользуются услугами сторонних служб доставки. Данный способ удобен для небольших компаний. Он уменьшает затраты на собственный штат курьеров и расходы, связанные с его обеспечением.

В завершение еще хотелось бы показать, какими способами поступают заказы в магазины.

Большинство покупок режиме онлайн совершается с ноутбуков, чуть меньше - со стационарных компьютеров, при этом число заказов через Интернет, сделанных с использованием смартфонов, с каждым годом увеличивается. На диаграмме видно, что покупки голосом (по телефону) поступают меньше всего, поэтому необходимо адаптировать свои сайты сразу под мобильные устройства и планшеты. Мы сталкивались с тем, что некоторые начинающие предприниматели говорили, что сейчас запустят сайт, а мобильную версию сделают потом, что изначально является совсем невыгодной позицией, ведь автоматически можно потерять порядка 30% заказов.

В целом, по итогам конференции, можно сказать, что онлайн-торговля охватывает все большее количество покупателей. За первую половину текущего года 65% покупателей в возрасте от 18 до 64 лет совершают свои покупки в интернете, 55% и них предпочитает оплачивать товары и услуги онлайн, 54% используют денежные онлайн-переводы. Уровень проникновения онлайн-торговли в регионах постоянно растет и по размерам всего на год отстает от среднероссийского. Это показывает, что у интернет-магазинов есть хорошая возможность занять свободные ниши в регионах, и при этом затраты на содержание офисов и вспомогательных служб будут значительно ниже по сравнению с крупными городами. Также стоит обратить внимание, что универсальные магазины, охватывают большую аудиторию, чем тематические, поэтому есть смысл рассмотреть возможность расширения ассортимента в разных категориях, увеличив количество заказов, в том числе через кросс-продажи.

Продвигайте свои идеи, не бойтесь экспериментировать, рынок сейчас очень гибкий и вы всегда сможете найти своего покупателя.

Успехов вашему бизнесу!

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Артём Антипин

Не надо ля-ля! Интернет продажи падают, это хорошо видно затратам на рекламные бюджеты и банкротства крупных интернет ритейлеров Юлмарт и прочие. Чистый интернет-магазин не выгоден без полноценной оффлайн торговой площади. Плюс падение доверия потребителей из-за огромного процента мошенничества.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dena
Автор

Интернет продажи не падают) Мы занимаемся автоматизацией интернет-магазинов и все наши клиенты утверждают, что продажи, не смотря даже на скачки доллара - растут. И все это чистые интернет магазины - без оффлайн точек.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Борисов

Артём Антипин, может вопрос в том, что огромное количество покупок в определённых сегментах делается напрямую в том же Китае? Но это не вопрос самой технологии интернет-продаж, а макроэкономики.
Могу говорить за себя - мне обычные магизины не нужны, зачастую у тех, кто работает только через интернет (из того, что я покупаю) предложения гораздо более выгодные.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Семина

в каком хоть месте продажи падают?))) Насмешили, честное слово. Где и падают продажи, так это в обычных магазинах - через инет заказывать гораздо выгоднее.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шквирская

AliExpress сильно раскручен, но это не показатель, что он занимает 90% рынка. Считаю, что не надо отталкиваться только от гипермаркетов, таких как Эльдорадо, тем более AliExpress это вообще маркет плейс, там полно самозанятых продавцов. И раз зашла о них речь, то я знаю минимум 5 человек, которые закупаются там из Москвы, а потом перепродают в своих небольших онлайн магазинчиках, соответственно эти продажи уже идут в статистику Российского рынка. Из этих ребят у одного работает вполне успешно оффлайн точка, но покупатели приходят все равно из онлайна. Контекст, контексту тоже рознь. Бывает сольешь кучу денег и никакого результата, главное понимать какая реклама нужна конкретному магазину и как она должна работать на аудиторию, часто просто ставят не корректные задачи. А так если бюджет небольшой можно и в соцсетях вполне бюджетно продвинуться. Есть тут маркетологи? Может прольют свет_)

Ответить
Развернуть ветку
vitaliy neret

А уточните пожалуйста источник данных -- входят ли в статистику продажи mvideo/ eldorado/citikink/ulmart/Tmall/dns -- у меня нет данных, но "по ощущениям" они делают 80% всех продаж в электронике и БТ (а это по ощущениям больше половины всех онлайн продаж).

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Все так, 90% продаж это AliExpress, Эльдорадо и крупняки, их не более 15 магазинов. Малые ИМ загибаются и не могут позволить себе кормить контекст. Почти 90% одежды это Инстаграм.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шквирская

AliExpress сильно раскручен, но это не показатель, что он занимает 90% рынка. Считаю, что не надо отталкиваться только от гипермаркетов, таких как Эльдорадо, тем более AliExpress это вообще маркет плейс, там полно самозанятых продавцов. И раз зашла о них речь, то я знаю минимум 5 человек, которые закупаются там из Москвы, а потом перепродают в своих небольших онлайн магазинчиках, соответственно эти продажи уже идут в статистику Российского рынка. Из этих ребят у одного работает вполне успешно оффлайн точка, но покупатели приходят все равно из онлайна. Контекст, контексту тоже рознь. Бывает сольешь кучу денег и никакого результата, главное понимать какая реклама нужна конкретному магазину и как она должна работать на аудиторию, часто просто ставят не корректные задачи. А так если бюджет небольшой можно и в соцсетях вполне бюджетно продвинуться. Есть тут маркетологи? Может прольют свет_)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Я как раз плотно работаю с маркетологами, они сами в голос говорят, что Малый и средний ИМ умер, все ушло в агрегаторы и инстаграмм, инвесторы от идеи ИМ шатаются как черт от ладона кто в теме. Средние оффлайн магазины делают интернет-магазин как вспомогательный онлайн каталог и сами говорят что прямые продажи через ИМ не более 3% от общих продаж. Даже в США онлайн ритейл это не более 7% даже с учётом Амазона. 99 из 100 ИМ магазинов умирают в первые два года, эта статья есть у Битрикса.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шквирская

Артем, а что в вашем понимании ИМ? Инстаграмм вполне может служить ИМ для небольшого бизнеса. Не важно же где вы выкладываете свой товар и на какой площадке.
Если есть отдельная страница, которая развивается и выполняет свои функции, то вполне можно ее считать работающим ИМ. Рынок просто немного в очередной раз перестраивается, а взаимоотношения продавец-покупатель, работают как работали всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Не совсем верно сравнивать соцсети Инстаграм с отдельным ИМ в сети, так как способ получения покупателя там очень разный. ИМ громоздкий и неповоротливый продукт, более того, у соцсети есть репутация и подписчики, там доверие клиент и коммуникация ближе. Плюс стоимость поддержки и продвижения продаж в разы ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dena
Автор

Каким образом малые и средние ИМ умерли? Я директор компании, которая разрабатывает программное обеспечение, как раз для этого сегмента ИМ. И отнюдь не могу сказать, что у наши клиенты умерли). Плюс к этому появляется много новых. То что ИМ работают с агрегаторами - да, но это как раз помогает продажам, а не убивает их. То что средние оффлайн магазины делают ИМ как вспомогательный бизнес, а потом жалуются, что у них мало продаж через этот канал - так конечно: если делать это вспомогательным направлением, то трудно ждать от этого вала клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шквирская

Тут мы опять возвращаемся к правильному контексту и правильной постановке задач)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Вот именно поэтому ваши оценки ангажированы, так же как и инфо бизнесмены пиарят бизнес по созданию ИМ лэндингов. У меня уже 3 года свой ИМ и я в теме. Отдельные ИМ умирают, и это вам подтвердит 9 из 10 владельцев. Крупняки Юлмарт, Белый ветер, Ютинет умерли не дотянув до инвесторские раундов, их бизнес изначально не оперался на операционную прибыль и был исключительно инвесторским. Сейчас в сети много шума и это хайповая тема, но умрет она так же как и хайп по криптовалютам. Сейчас все уходит в агрегацию, тот же Авито и Инстаграмм продает в 10 раз лучше любого ИМ, и это вызвано эволюцией покупателя, не даром умные китайцы придумали Алибабу, они понимают что "базар" продает всегда лучше и дешевле обходится, чем отдельно стоящий магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dena
Автор

Авито, ЯндексМаркет да и та же Инста - это просто площадки. И правильные ИМ используют их в качестве дополнительной витрины для клиентов, с которых можно получить хороший поток переходов, а завоевывать покупателя и подводить его к покупке уже на своей площадке.
Посмотрите например как работает ИМ "Петрович": на ЯМ будут одни цены, а при переходе на сайт ИМ будет еще дешевле. Угадаем с 3х раз - куда в следующий раз придет клиент на ЯМ или сразу на сайт Петровича? ))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шквирская

Ангажированы? Я высказываю свое мнение и мне интересно послушать других. Рекламы или агитации на какие-то действия в своих ответах я не вижу либо мне стоит заглянуть в словарь и освежить значение этого слова)))) Все равно не согласна или до конца каких то моментов не понимаю, ИМ это такой же бизнес, как и любой другой. Со своими конечно особенностями. Понятное дело, что не все переходят точку окупаемости и начинают приносить прибыль, это не показатель, что сам рынок ИМ умирает. И опять таки в вашем примере один крупняк и за крупняком в основном и следят, а речь то идет о Малых и Средних, уверена, что большую их часть даже никогда не используют для создания статистик. Сидят они себе спокойно работают, пока набравшие инвестиций и кредитов а-ля Юлмарты и Белые ветры закрываются. Разрастаться до огромных размеров не всегда хорошо для магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dena
Автор

Да данные этих компаний входят в статистику. Но они делают далеко не 80% всех продаж. На самом деле данные статистики несколько обманчивая вещь, потому что, не все компании готовы предоставлять реальные данные о своих продажах и оборотах. Так что если бы данные были чистыми - продажи были бы еще выше.

Ответить
Развернуть ветку
vitaliy neret

Алексей, было бы круто, если бы вы по возможности указали в статье источники информации (fom, gfk, ваши агрегированные данные по клиентам и т.д.) Тогда картина была бы максимально объективной (и полезной)

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"По графику видно, что рост среднего чека снижается с каждым годом. Вероятнее всего это зависит от перенасыщенности рынка торговыми предложениями: различными акциями, скидками, бонусами и выгодными условиями доставки"
Посмеялся. Открою вам секрет, если вы вдруг не в курсе, но такая ситуация по всей экономике. И последнее с чем бы я связывал, это с наличием скидок и бонусов. Элементарно платежеспособный спрос падает, поэтому рост среднего чека снижается, т.к. многие персонажи выбирают более дешевые альтернативы покупкам + появляются новые игроки на этом рынке. Точно такое же положение вещей и в офлайн продажах

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dena
Автор

Да вы вполне сами все логично и говорите: платежеспособность населения падает, ИМ начинают придумывать скидки и акции, тем самым снижая цену на товары (продавать то надо) - средний чек автоматом падает)

Ответить
Развернуть ветку
Anton

да не снижается цена на конкретный товар, она на него растет в среднем по рынку, т.к. в стране нет дефляции. Просто покупатель вместо условного Айфона берет Хуавей и еще какую-нибудь фигню на сдачу.
То же самое и в офлайн-магазинах. Вместо какого-нибудь порошка Ариэль берут Ушастый нянь. При этом онлайн-сегмент еще не так перенасыщен, как офлайн-розница, и не так распространен среди населения, поэтому из-за все большего проникновения онлайна в народные массы рынок растет. А из-за снижения покупательской способности этой самой массы средний чек растет не так быстро

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Скидки и акции не берутся из воздуха, они берутся с доходности продукта, тогда как реклама площадок и контекста под натиском учеников инфо-бизнесменов аля БМ только дорожает. К примеру крупная рыба может себе позволить вваливат бесконечное количество денег в рекламные бюджеты и иметь в штате армию маркетологов сеошников и деректологов, что не под силу малом и среднему ИМ. Посмотрите на ставки в директе по популярным запросам.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Скидки и акции существовали всегда. Просто рынок онлайн-торговли еще лет 10 назад представлял собой довольно унылое зрелище как по масштабам, там и по ассортименту товаров, а так же по их продвижению
Абсолютно все то же самое есть и в офлайн-рознице, где так же работают гигантские маркетинговые отделы. И так же федсетям проще привлекать покупателей, чем какому-нибудь "магазину у дома"

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Есть один нюанс, между онлайн и оффлайн розницей. В оффлайн очень существенное значение имеет локация, в онлайн бюджет на продвижение. Это как если бы на рынке с несколькими участниками подъезжала огромная фура вся усыпанная герляндами и рупорами при этом плотно загородив собой всех остальных. Поэтому маркетплэсы это аналог торговых центров с маленькими бутиками, соцсети это сарафан через который можно разносить весть о себе, но на это нужно время. К примеру Амазон и есть та фура которая загораживает собой всех остальных. Как только у вас кончаются бюджеты, можете считать что и кончается ваш бизнес, что не так сильно влияет на оффлайн бизнес. Юлмарт умер стремительно, хотя ещё пол года назад он весь свет ился. Поэтому для любого инвестора очевидно, что вкладывать в такой проект в долгую, то ещё занятие. Завтра на рельсах Яндекс маркета, они откроют свою Алибабу и что вы делать будете? А вы столько сил и средств потратили на продвижение!

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Когда у вас кончаются деньги на аренду этой топовой локации в офлайне (или деньги на постоянное пополнение этих локаций в случае сетевиков), то вы с нее съезжаете. Или когда вы взяли кредит в банке на покупку этой локации, а дела не задались (арендатор не пришел или в стране случился кризис и магазин перестал приносить прибыль), то вы тоже лишаетесь этой локации. Можно по-разному обыгрывать фиаско и бюджеты на продвижение своей услуги, но какие-то базовые экономические процессы не меняются, может измениться их форма реализации за счет перехода в онлайн.
Я так же могу привести пример, когда вы в городе король, но вот приходит в город Магнит с анлимитед баджетом на аренду и ценовым демпингом на основную продуктовую линейку, диктуя правила работы местным поставщикам и производителям, заваливая весь город своей мусорной рекламой, и вы из этого формата вылетаете, если не придумаете чего-то нового и оригинального.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Как раз таки нет, я в сетевом ритейле 12 лет и могу сказать что, там дела куда лучше чем вы приподносите. Яркий пример сеть Красное Белое, которое проросло сквозь Магнит и я могу ещё с десяток таких примеров привести. Даже Баффет держится подальше от онлайн говнищя.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Семина

Всё правильно, интернет-магазины рулят. К примеру, я раньше ходила по магазинам и дооолго выбирала что-то, а тут на сайт зашел, в поиск вбил, параметры и фильтры настроил, вуаля! Привезут, примерил, подошло - взял, не подошло - не взял) удобно ж очень. И так считают многие, я уверена

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Есть ещё нехорошая статистика по машенечеству у МВД, они завалены заявлениями по неисполнению заказов а зачастую просто кидков и это все малые и средние ИМ. Лэндинг процентов 50.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Семина

ну так просто нужно заказывать в проверенных местах

Ответить
Развернуть ветку
1 1

На первом графике, от 0 до 1200, что это за цифры? млн или тр?

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда