(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(2642569, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(2642569, 'hit', window.location.href);

Какие схемы работы с маркетплейсом Ozon есть у продавца: свой склад vs склад маркетплейса

Задумались о продаже товаров на Ozon? Тогда нужно определиться, по какой схеме вы будете работать с маркетплейсом. А точнее – с какого склада заказы будут уезжать к покупателям. Команда «Веб-Центр» расскажет, какие схемы есть и какая подойдет именно вам.

Содержание

  • FBO – Fulfillment by Ozon – продажа со склада Ozon
  • FBS – Fulfillment by Seller – продажа со склада продавца
  • RFBS – Real Fulfillment by Seller
  • Какую схему выбрать?
  • Подведем итог

FBO – Fulfillment by Ozon – продажа со склада Ozon

Эта схема по умолчанию применяется в личном кабинете, когда вы регистрируетесь на маркетплейсе в качестве продавца.

По модели FBO могут работать все продавцы, кроме самозанятых. Самозанятым «Озон» предлагает модели FBS и RFBS.

Как работает FBO

Чтобы работать с маркетплейсом по схеме FBO, вам понадобится поставить товары на склад Ozon. Для этого нужно:

  • в личном кабинете оформить заявку на поставку;
  • подготовить сопроводительные документы;
  • если поставку согласовали (ее статус в личном кабинете продавца изменился на «Согласована»), передать продукцию на склад.
Порядок поставки товаров на склад по схеме FBO (источник: база знаний Ozon)

«Озон» сделает все остальное:

  • когда поступит заказ на ваши товары, работники склада их соберут, упакуют и отправят в службу доставки;
  • служба доставки привезет заказ покупателю, в пункт самовывоза или постамат.
Схема работы FBO (источник: база знаний Ozon)

Преимущества схемы FBO

1. Львиную долю работы выполняет маркетплейс. Продавцу не требуется содержать свой склад, набирать рабочих, заниматься маркировкой, упаковкой и сборкой заказов, отслеживать их отправку и доставку.
2. За своевременную доставку или отмену заказов отвечает «Озон».
3. Покупатель получает заказ быстрее, чем при схеме FBS, ведь товары уже ждут на складе «Озона».
4. Селлер может хранить товары на нескольких складах в разных регионах. Выдача Ozon поднимает в поиске товары, которые находятся близко к покупателю, а покупатель чаще выбирает товар, который быстрее доедет до него. При этом расходы продавца на доставку снижаются.
FBO работает по всей стране. В декабре 2021 года у маркетплейса имеется 10 огромных фулфилмент-центров. Региональных сортировочных пунктов «Озона» 65, их количество постоянно растет.

Фулфилмент (от англ. fullfillment «выполнение, исполнение») – это комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки.

Фулфилмент-центры хранят товар, собирают и упаковывают заказы и отправляют их в службу доставки.

Продавцам, которые не могут самостоятельно привезти товары на склад Ozon, маркетплейс предлагает кросс-докинг. Это означает, что селлеру не придется отправлять товар в фулфилмент-центр самостоятельно. Достаточно привезти посылку в ближайший сортировочный пункт, а «Озон» отправит ее на подходящий склад.
Кросс-докинг – платная услуга. Ее стоимость зависит от размеров продукции и маршрута, по которому ее доставляют.

Недостатки схемы FBO

  1. Плохая новость: продавец платит за хранение товара на складе Ozon. Хорошая новость: это касается не всех. Вы заплатите за размещение на маркетплейсе, если у вашего товара плохая оборачиваемость. Оборачиваемость – это время, за которое распродается весь товар в категории. Его рассчитывает система, и для разных категорий он различается. Для большинства товаров оборачиваемость составляет 60 дней. Стоимость размещения рассчитывается для каждой категории отдельно, в зависимости от оборачиваемости и среднесуточного объема товаров на складе.
  2. Продавец не контролирует сроки доставки. Если логистика «Озона» даст сбой, селлер никак не исправит положение. А долгая доставка вызывает недовольство покупателя.

  3. Комиссии выше, чем при работе по схеме FBS.

  4. Если товары недорогие, их стоимость может оказаться меньше, чем сумма комиссий маркетплейса. Поэтому хранить такие товары на складах «Озона» невыгодно.
  5. Платная и долгая обратная отгрузка. Если продавец решит забрать нераспроданные товары со склада маркетплейса, он заплатит 50 рублей за каждую единицу. Возврат товара может растянуться на 2-3 месяца.
    Маркетплейсу потребуется сначала собрать товары со всех складов, где они были размещены, а потом подготовить сопроводительные документы.
  6. Если покупатель откажется от товара, его доставят обратно на склад «Озона». Заплатит за это также продавец.

  7. На складах маркетплейса можно оставлять не все товары. К примеру, автомобильные аккумуляторы, кресла-мешки, линолеум и затирку для плитки разрешается продавать только со своего склада. Перечень всех товаров, которые запрещено продавать по FBO, содержится в базе знаний Ozon.

FBS – Fulfillment by Seller – продажа со склада продавца

Как работает FBS

В схеме FBS продавец самостоятельно обеспечивает фулфилмент, а именно:

  • Хранит все товары на собственном или арендованном складе.
  • Принимает и обрабатывает заказы.
  • Собирает, упаковывает и маркирует продукцию по правилам «Озона».
  • Подготавливает сопроводительные документы.
  • Передает заказ в доставку. Посылки можно привезти в пункт приема самостоятельно или вызвать курьера маркетплейса.

В этой схеме работы маркетплейс:

  • Доставляет собранные заказы покупателю.
  • Решает, принимать ли возврат товара от покупателя, и доставляет возвраты продавцу.

Схема работы FBS (источник: база знаний Ozon)

Преимущества схемы FBS

Основные преимущества схемы FBS перед FBO обусловлены тем, что продавцу не нужно доставлять товары на склад маркетплейса. Перечислим некоторые из них:

  • Начать продавать можно сразу же после того, как товары прошли модерацию в личном кабинете.
  • Комиссии ниже, чем в модели FBO.
  • Продавец не платит за хранение товара, его транспортировку, возврат и отмену заказов.
  • Для разных товаров и регионов можно использовать разные службы доставки.
  • FBS разрешает продавать товары, реализацию которых запрещает схема FBO.
  • Проще тестировать новую продукцию. Если продавец понимает, что его товар не пользуется спросом, он прекращает продажи. Возвращать товары со склада Ozon и оплачивать их обратный путь не требуется, ведь они лежат на складе селлера.
  • Схему могут использовать самозанятые продавцы.

Недостатки схемы FBS

  • Основная сложность схемы FBS: у продавца появляются операционные процессы. Чтобы собирать заказы, упаковывать их и отправлять в доставку, потребуется нанять работников и платить им зарплату. Также придется закупить упаковочные материалы и озадачиться местом для хранения запасов, то есть приобрести или арендовать склад.
  • Продавец самостоятельно отправляет товары покупателю или в курьерскую службу «Озона» и отслеживает путь посылки.
  • Штрафы за задержку доставки. Если доля просроченных доставок превысит 5%, маркетплейс заблокирует личный кабинет продавца.
  • За отмену заказов тоже наказывают. Количество отмен не должно превышать 2% общего числа заказов.
  • Ответственность за качество упаковки товара несет продавец. Ozon предъявляет определенные требования к упаковке товара. Если продавец неправильно упаковал товар, маркетплейс его не примет.

RFBS – Real Fulfillment by Seller

В RFBS Ozon предоставляет продавцу торговую площадку.

Продавец занимается всем остальным:

  • Хранит товары на собственном или арендованном складе.
  • Самостоятельно отслеживает заказы, собирает и упаковывает товары.
  • Доставляет посылку покупателю своими силами или при помощи любой курьерской службы, кроме Ozon Rocket – логистики «Озона».

При этом маркетплейс берет с продавца только комиссию за продажу.

Схема работы RFBS (источник: база знаний Ozon)

Преимущества схемы RFBS

Продавец абсолютно не зависит от логистики маркетплейса, а значит:

  • Самостоятельно определяет регионы, куда он будет поставлять продукцию.
  • Предлагает покупателю любой сервис доставки, который действует в его регионе.
  • Определяет для каждого склада скорость доставки:standard (стандартная) – начиная от 1 дня;express (ускоренная) – в течение 3 часов после оформления заказа.
  • Может доставлять заказы круглосуточно, если это позволяют его склад и перевозчик.
  • Определяет, какие возвраты принять. Может предложить вместо возврата частичную компенсацию стоимости товара.
  • Может продавать пестициды, агрохимикаты, саженцы, живые ели и другие товары, перевозкой которых не занимается Ozon Rocket.
  • Может хранить на одном складе товары любых размеров – и крупногабаритные, и стандартные.

Схема RFBS, как и FBS, доступна для самозанятых.

Недостатки схемы RFBS

У этой схемы, по сути, всего один недостаток, но существенный: повышенная ответственность продавца. Селлер в RFBS отвечает за весь цикл торговли – начиная с момента регистрации личного кабинета и заканчивая доставкой товаров покупателю.

Какую схему выбрать?

Кому подойдет FBO

FBO подойдет тем продавцам, которые уже давно на маркетплейсе: они успели протестировать свои товары и изучили спрос.

Если вы – опытный продавец, советуем вам переключить внимание на развитие бренда и товара, а упаковку и логистику поручить «Озону».

Смело выбирайте эту схему, если:

  • у ваших товаров хорошая оборачиваемость;
  • вы не хотите или не можете собирать заказы на своем складе.

Кому подойдет FBS

FBS можно порекомендовать новичкам. В этой модели работы не нужно платить за размещение на складе, удобно тестировать новые товары. Можно продавать товары со специальными условиями хранения, которые запрещается хранить на складах маркетплейса. FBS подходит для продажи товаров с крупными габаритами и низкой оборачиваемостью. Зачастую эта схема дешевле, так как не нужно оплачивать хранение продукции на складе «Озона».

Выбирайте эту схему, если:

  • вы хотите сами собирать заказы на своем складе;
  • вам подходит логистика Ozon;
  • у ваших товаров невысокая оборачиваемость.

Смешанная схема FBO+FBS

Некоторые продавцы совмещают две схемы. При этом одну часть товаров продавец хранит на своем складе, а другую – на складе Ozon. Как распределить товары по складам, сколько оставить у себя, а сколько отправить на склад «Озона», решает селлер.

Этот подход включает в себя особенности и FBO, и FBS. Значит, придется помнить и учитывать вдвое больше тонкостей. Однако такой метод позволяет оценить достоинства и недостатки двух схем продажи сразу.

Кому подойдет RFBS

Эту модель работы можно порекомендовать:

  • продавцам, у которых отлажена и схема сбора заказов, и собственная логистика;
  • тем, кто хочет провести пробную продажу небольшой партии товара.

Выбирайте эту схему, если:

  • у вас есть своя служба доставки;
  • у вас уникальный ассортимент;
  • вы планируете протестировать новый товар.

Подведем итог

У каждой из схем, которые мы описали в этой статье, есть свои привлекательные стороны и сложности. Чтобы подобрать оптимальный вариант, внимательно оцените плюсы и минусы всех схем, учтите особенности своего бизнеса и товара и, конечно, бюджет.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Галина

Зарегистрировалась как Самозанятый на ОЗОН. Удачно продавала товар собственного производства по доступной схеме FBS на протяжении полугода, затем решила оплатить рекламу, после чего ОЗОН скрыл мои карточки товаров. На протяжении месяца поддержка не может решить проблему. ОЗОН нарушает условия договора и нарушает Стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами товаров. Не рекомендую данную площадку.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Здравствуйте! Подскажите ID магазина или номер обращения — проверим, в чём может быть дело.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Здравствуйте! Подскажите как и кем отменяется заказ при отказе покупателя на realFBS, если доставка нашими силами без использования транспортной компании? Покупатель пишет в сообщениях с просьбой отменить заказ, что сам он это сделать не может. Статус заказа на данный момент "Доставляется", после просьбы покупателя отменить заказ наш курьер не повез заказ. Но мы сами заказ отменять не хотим, так как это случилось не по нашей вине и отмена продавцом влияет на рейтинг и соответственно штрафы. Поддержка ничего путного не пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Привет! В обращении, в общем-то, уже подсказали — покупатель может и сам отменить через поддержку, можете и вы. Во втором случае лучше заранее иметь подтверждение, что об отмене попросил покупатель — исключим отправление из расчёта показателей

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Покупатель сам не отменяет. И наверняка в будущем случится такая ситуация, что покупатель откажется от заказа при курьере. Курьер наш (не используем транспортные компании). И как тогда отменять заказ? Как доказывать, что это покупатель отказался, если он отказался только на словах и ничего писать не хочет?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Попросите в обращении — попробуем связаться с покупателем сами

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

А если озон не сможет связаться с покупателем? Объясните еще раз про ситуацию, которая может сложиться в будущем, чтобы знать как нам действовать. Например, покупатель отказался от товара при доставке курьеру на словах (нашему курьеру, не используем транспортные компании). И покупатель ничего писать не хочет и звонить в озон тоже не хочет. Как быть в такой ситуации, как доказывать, что это покупатель отказался? Может быть есть какая- то форма акта отказа от заказа, которую покупатель подпишет?

Ответить
Развернуть ветку
ALI BABA

да не переживайте, просто смиритесь, виноваты при любом раскладе будете вы.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Мы ведь так и написали в прошлом комментарии 🌚

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Вы написали, что попробуете связаться с покупателем, но не факт, что у вас это получится. Я спрашиваю будет ли доказательством подписанный покупателем акт отказа от заказа, который мы сами составим?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Вы уже прислали в обращении переписку с покупателем, где он просит отменить заказ. Такого подтверждения хватит

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Очень жду ответа на заданный вопрос: "Я вас спрашиваю сейчас уже про ситуацию, которая может сложиться в будущем. Хотелось бы знать заранее как действовать. Например, покупатель при получении по realFBS откажется от заказа и нигде об этом писать не будет. Не будет отказа ни в переписке, ни в звонках. Курьер наш, не используем транспортные компании. Как тогда доказывать?" Эта ситуация рано или поздно произойдет. Как с вами работать, если вы не даете ответы на важные вопросы?
И почему продавец что-то должен доказывать, если покупатель отказывается от заказа. Сделайте в конце концов кнопку отмены для покупателя, что деньги ему вернутся только после того как он ее нажмет или напишет вам в чат, или создайте акт для подписания отказа от заказа. Доработайте уже свои недочеты!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ozon Business

В такой ситуации покупатель должен отменять заказ сам, такая возможность у него уже есть — если не по отдельной кнопке, то через поддержку. Если он не станет этого делать и не будет выходить на связь, создайте обращение — подскажем, что делать в конкретной ситуации

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Только, к сожалению, покупатели обычно сами ничего отменять не хотят. Считают достаточно того, что они в устной форме сообщили курьеру о неактуальности заказа. И крайним как всегда окажется продавец.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Вот если бы вы покупателям деньги возвращали после того как они удосужатся позвонить в поддержку озона и отменить заказ, тогда был бы результат!

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

В таком случае можете написать нам — самостоятельно уточним детали по заказу у покупателя

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Drenkov

А вы разве отвечаете в обращениях? Или только избранным? Или только по легким вопросам, которые описаны в правилах?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Вы написали, что покупатель может отменить заказ через поддержку. Он это сделал, но почему то поддержка написала нам, что все равно заказ должны отменить мы сами (напомню мы не сотрудничаем с транспортными компаниями, доставляем сами).

Цитирую поддержку: "Просим вас связаться с курьером или транспортной компанией, осуществляющей доставку, для отмены следования по маршруту. При подтверждении отмены, пожалуйста, нажмите в личном кабинете кнопку "Отменить отправление" для аннуляции заказа.

Обращаем ваше внимание, что в этом случае мы сможем скорректировать ваш рейтинг и исключить данное отправление из показателя отмен.

ВАЖНО: При аннуляции заказа клиенту вернётся только стоимость товара.
Если у вас не получится отменить заказ, пожалуйста, свяжитесь с нами, мы постараемся отменить его с нашей стороны. Обратите внимание, что в случае отмены со стороны Ozon ваши показатели ухудшатся.

Отсутствие от вас ответа в течение 3 дней означает согласие с просьбой клиента и влечёт отмену заказа."
Одни говорят одно, другие другое... И почему если Озон сам отменить заказ это повлияет на наш рейтинг?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Тут частный случай для RealFBS, при котором, после передачи товара в доставку, покупатель отменить заказ не может — поэтому просим отменить заказ с вашей стороны.
Как и писали в обращении, скорректируем ваш рейтинг и исключим данное отправление из показателя отмен — напишите в то же обращение после отмены заказа

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Я вас спрашиваю сейчас уже про ситуацию, которая может сложиться в будущем. Хотелось бы знать заранее как действовать. Например, покупатель при получении откажется от заказа и нигде об этом писать не будет. Не будет отказа ни в переписке, ни в звонках. Как тогда доказывать?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Drenkov

Бывают и другие истории. Покупатель делает десяток заказов в разные города, а потом отменяет их или не выкупает. Поддержка озона в обращении молчит, круче партизана в фашистском плену, но наконец-то отменяет два свежих заказа с причиной Заказ похож на мошеннический. Так покупатель регистрирует два новых аккаунта и снова делает заказы. И как поступать продавцу? Поведение покупателя вежливыми словами не описывается, но и поведение поддержки непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Проверим и новые аккаунты тоже 👌

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Drenkov

Вопрос еще в том, почему с поддержкой приходится общаться через посредника на vc?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ALI BABA

ага, такого подтверждения хватит, но предоставьте акт)

Ответить
Развернуть ветку
Галина

Здравствуйте! Seller ID 238505.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Галина, здравствуйте! Простите, что поздно возвращаемся с комментарием. Как видим, коллеги предоставили ответ в обращении. Дело в том, что товары попали в продажу на стадии настройки перечня доступных категорий для самозанятых. После утверждения окончательного списка, «Бочки и ёмкости для алкоголя» пришлось убрать — оставили все, что смогли, и открывать новые не планируем.
Возможно, стоит попробовать перейти на ИП — для них она доступна.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Никитина

Номер обращения №26633513

Ответить
Развернуть ветку
Диана Слюсаренко

на практике по какой схеме чаще работают клиенты?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Klevtsova

На практике работают все схемы. По ФБО вышло дикое обновление то ли радоваться, то ли плакать😆🤘

Ответить
Развернуть ветку
Pda

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Klevtsova

К примеру, увеличиваются расходы на упаковку для селлера, непонятно как считается прогнозирование для сезонного товара

Ответить
Развернуть ветку
Protein Wars

планирую залететь на WB со своим продуктом и поработать по всем схемам отгрузки - дальше покажет что эффективнее и удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
Галина

готовьтесь столкнуться с многочисленными ограничениями при отгрузке по всем схемам, особенно если товар больше 60см.))

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда