{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Эвотор

17 вопросов по ЭДО в маркировке молока

С 1 сентября в торговле молочной продукцией вводится обязательная продажа по коду маркировки и электронный документооборот в объемно-сортовом виде между участниками оборота. Как отгружать, принимать и продавать маркированную молочку? Как решать проблемы с нечитаемостью или браком кодов? Как работать на развес? У кого есть отсрочки? Собрали ответы на самые горячие вопросы по теме.

Вячеслав Предыбайло

директор по развитию отраслевых решений ИТ-компании «Эвотор»

У предпринимателей, которые торгуют молочной продукцией, остается меньше месяца, чтобы подготовиться к нововведениям. Но по вебинарам и опросам Эвотора, мы видим, что многие розничные магазины еще не готовы, и у бизнеса все еще есть вопросы.

В начале напомним главные даты по маркировке молока, а потом перейдем к вопросам.

С 1 сентября 2022 года в рамках маркировки молочной продукции вводятся:

  • обязательная продажа маркированной продукции через контрольно-кассовую технику со сканированием кода маркировки;
  • обязательное фиксирование в системе маркировки выбытия товара из оборота, не связанного с продажей товара, в объемно-сортовом виде;
  • обязательный электронный документооборот между участниками оборота маркированной молочной продукцией в формате объемно-сортового учета.

До 1 декабря 2023 года действует отсрочка для фермеров и предприятий, которые не продают молочную продукцию в потребительской упаковке через кассу, а используют в производстве (HoReCa)

С 1 июня 2025 года вводится обязательный поэкземплярный учет в ЭДО. При этом в электронной накладной указывается код маркировки каждого товара или упаковки в поставке. Поэкземплярный учет будет действовать только для молочной продукции со сроком годности более 40 суток. Для молочной продукции со сроком годности 40 суток и менее обязательный поэкземплярный учёт не вводится, действует объемно-сортовой.

1. Что такое объемно-сортовой учет (ОСУ)? Как принимать товар?

Объемно-сортовой учет подразумевает, что в электронных накладных может указываться только GTIN (Глобальный номер товарной продукции в единой международной базе товаров GS1. Как правило, это привычный на всем штрихкод на упаковке) и количество товара.

При приемке товара покупатель сравнивает количество товара с электронной накладной и сканирует штрихкод товара (упаковки), а не каждый код маркировки, как это происходит в поэкземплярном учёте. Если фактическое количество товара перед вами совпадает с тем, что в накладной - можно подтверждать приемку.

Код маркировки каждого товара не отслеживается оператором ГИС МТ. При ОСУ коды в накладных можно не указывать.При этом если коды будут указаны в накладной - то они перейдут на ваш баланс в системе маркировки.

2. Как при объемно-сортовом учете ГИС МТ контролирует путь товара?

При подписании УПД количество товара, указанного в накладной, перейдет на баланс "виртуального склада" вашей организации в личном кабинете в ‘Честном знаке". В кабинете товарной группы "молочная продукция" есть вкладка "Склад" - на ней перечислены GTIN товаров, которые на вас числятся, их приход и расход. Приход – сколько кодов с таким GTIN на вас вообще переходило когда-либо, а расход – по скольким из них зафиксировано выбытие.

Подробнее по "Складу"

Предприниматели часто спрашивают “мы получаем товар по штрих-коду, а продаем по коду маркировки. Как показать, что товар, который мы получили, вышел из оборота в магазине?” Показывать никак не нужно, это делается автоматически. При объемно-сортовом учете сам код маркировки остается на балансе производителя, но объем товара меняется, так как часть товара отгружена. Какой конкретный код маркировки был передан какому участнику оборота, ГИС МТ не видит. При объемно-сортовом учете ГИС МТ не отслеживает путь товара по коду, а оперирует количеством товаров с определённым GTIN.

3. Нужно ли сканировать код маркировки при приемке товара при ОСУ?

Это не обязательно. Однако если вы потом продаете молочную продукции по кассе, вы можете проверить код маркировки: что он считывается и корректный.

4. Можно ли в одной поставке/УПД смешивать объемно-сортовой и поэкземплярный учет?

УПД с ОСУ можно смешивать с любыми УПД с поэкземплярным учетом. При этом соблюдайте правила сочетаемости разных групп товаров в одном УПД с поэкземплярным учетом.

Правила, по которым разные группы товаров с поэкземплярным учётом можно смешивать в одной накладной:

Допускается 5 сочетаний товарных групп в 1 УПД с поэкземплярным учетом (таблица выше). Товарные группы из этих сочетаний можно смешивать в одной накладной, а из разных ячеек – нет. Можно смешивать в одной накладной обувь и духи или постельное белье. Нельзя смешивать табачную продукцию с предметами одежды, “поэкземплярное” молоко ― с “поэкземплярной” табачной продукцией и т.п.

Если правила поэкземлярного учёта в УПД соблюдены, то к такому УПД можно добавить группы с ОСУ. Сейчас по ОСУ работают только товарные группы: вода и молоко. Их ОСУ в одном УПД смешивать можно. И их можно добавить к разрешенным поэкземплярным сочетаниям. То есть можно в одном УПД указать молочку в ОСУ с табачной продукцией, по которой есть только поэкземплярный учёт. При этом в 1 УПД для “молочки” можно смешать объёмно-сортовой и поэкземплярный учёт.

5. Если код маркировки не считывается у покупателя, но считывается у продавца, является ли это основанием не принять товар?

Отдельного нормативно-правового регулирования между участниками оборота здесь нет. Нужно решать в рамках договорных отношений поставщика и покупателя.

В принципе покупатель вправе не принять товар, сославшись на брак упаковки. Тем более, что по закону с 1 сентября он не сможет продать товар по кассе без сканирования кода маркировки.

Проблема нечитаемости кода может быть связана как с плохой печатью кодов, так и с оборудованием покупателя. Сканер можно бесплатно протестировать на cайте Честного знака. Производители и импортеры также могут бесплатно протестировать свои коды маркировки в партнерских организациях ГИС МТ. Можно также проверить код маркировки и любым смартфоном, установив на него мобильное приложение “Честного знака” для бизнеса.

6. Что делать при повреждении кода маркировки? Можно ли принять и продать такой товар?

При небольшом повреждении код может еще считаться. Если повреждение существенное и он не считывается, то по закону по кассе такой товар без сканирования кода маркировки с 1 сентября уже не может быть продан. Однако розничный продавец может сам перемаркировать в личном кабинете “Честного знака” такой товар.

Но если речь идет не о розничной продаже, а выводе из оборота по другим причинам, то здесь при ОСУ не нужен код. Нужно в личном кабинете в “Честном знаке” вывести нужное количество товара по GTIN через документ "Вывод из оборота".

7. Можно ли в одном УПД передавать информацию о маркированной и не маркированной продукции?

Да, можно. Более того, такая практика уже есть в обороте сигарет и других маркированных товаров.

В одном документе могут указываться товары, подлежащие маркировке, и товары, не подлежащие маркировке средствами идентификации.

8. Можно ли продать молочку по кассе ИП с указанием его ИНН в чеке, а не передавать по ЭДО?

С 1 сентября 2022 года вы можете продать по кассе ИП с указанием его ИНН в чеке. Таким образом право собственности на товар перейдет на покупателя. Дублировать отгрузку через УПД в этом случае не нужно - право собственности и так перешло через чек.

При такой продаже, по действующим сейчас правилам, вам нужно будет просканировать код маркировки каждого проданного товара для перехода права собственности. Среди недостатков этого метода ― только неудобство для мелкого опта.

9. Как закупать молоко предприятиям общепита, школам, больницам и т.п.?

Здесь, в связи с отсрочкой для HoReCa до 1 декабря 2023 года, пока может быть два варианта.

Во-первых, поставщик может сам вывести товар из оборота за своего контрагента. Этот вариант применим только, если предприятие-покупатель использует молоко в производстве или для собственных нужд и не будет его перепродавать. В ручном режиме в личном кабинете в ГИС МТ можно вывести товар из оборота по причине «Использование для производственных целей».

Во-вторых, можно передать товар с электронной накладной по ЭДО, так чтобы покупатель сам вывел полученный товар из оборота. Такой вариант подходит тем предприятиям, которые совмещают розничную продажу молока и использование в собственных нуждах/приготовлении блюд. Часть продукции они могут продать через кассу, а часть ― вручную вывести из оборота в личном кабинете ГИС МТ. Также можно при создании УПД указать специальный признак “Покупка товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях использования «Для собственных нужд», не связанных с их последующей реализацией (продажей)”.

Допустим, школа или пансионат закупает молоко. Если они используют молочную продукцию только для переработки и производства блюд, то до 1 декабря 2023 года поставщик выводить товар из оборота за них. Для этого в личном кабинете ГИС МТ нужно сформировать документ “Вывод из оборота” с признаком «Использование для собственных нужд продавца».

Другой вариант ― если организация продает молочную продукцию через кассу. К примеру, в кафе стоит холодильник с мороженым. В этом случае с 1 сентября, как и розничные магазины, им нужно сканировать на кассе код маркировки на товаре. Сам товар они должны получать с электронной накладной по ЭДО. И поставщик молока не имеет права выводить такой товар из оборота за них.

10. Я продаю фермерскую продукцию, у производителя есть отсрочка. Ко мне не будет у контролирующих органов претензий за отсутствие маркировки?

Продукцию крестьянско-фермерских хозяйств до 1 декабря 2023 года можно продавать без маркировки. Но на случай проверок обязательно запросите у поставщика подтверждающие документы, что это именно фермерская продукция.

11. Ярмарки выходного дня работают без онлайн-касс. Как тогда выводить товар из оборота?

В этом случае предприниматель должен выводить коды маркировки из оборота путем прямой подачи в личном кабинете в ГИС МТ. Нужно сформировать документ “Вывод из оборота” по причина “Розничная продажа”.
Также продавец может использовать бесплатное мобильное приложение “Честный знак” для бизнеса. Нужно сканировать код товара в приложении и вывести его из оборота. Дополнительно заходить в личный кабинет в ГИС МТ уже не нужно.
Но чтобы воспользоваться приложением, нужно зарегистрироваться на сайте ГИС МТ, используя электронную подпись.

12. Нужно ли сезонной торговле внедрять ЭДО с 1 сентября 2022? Им всего пару месяцев отработать до следующего сезона.

У сезонной торговли отсрочек нет. Если вы используете онлайн-кассу, то выводить товар из оборота нужно через чек со сканированием кода маркировки, приемку товара осуществлять по электронным накладным с передачей данных в систему “Честный знак”.

13. Как списывать просрочку, бракованный товар? Можно ли вернуть товар в оборот?

Для выведения из оборота кодов маркировки по просроченной продукции сформируйте в Личном кабинете ГИС МТ документ “Вывод из оборота” по причине “Истечение срока годности”.

Для бракованного товара можно воспользоваться документом “Вывод из оборота” по причине “Уничтожение”

Можно также вернуть коды в оборот, если ранее такая продукция была выведена из оборота при розничной реализации через кассу, и при продаже дистанционным способом или по сделке, сведения о которой составляют гостайну. Функционал возврата по последним 2 причинам в ГИС МТ находится сейчас в разработке.

14. Если мы закупаем молочную продукцию только для приготовления кофе/блюд, какие у нас обязанности в связи с маркировкой?

У предприятий, не продающих маркированную молочную продукцию через кассу, есть отсрочка по вхождению в систему маркировки до 1 декабря 2023 года. После этой даты они должны стать полноценными участниками оборота. Это подразумевает приемку товара по ЭДО и вывод из оборота в личном кабинете ГИС МТ.

Соответственно, ваш путь здесь таков:

  • получение УКЭП (если нет) в ФНС,
  • регистрация в ГИС МТ,
  • подключение к оператору ЭДО.

С 1 декабря 2023 года и до 1 июня 2025 года вы принимаете и выводите товар в объемно-сортовом виде (штрихкод+количество), а с 1 июня 2025 года ― в поэкземплярном виде только для товаров со сроками хранения более 40 дней (сканируете индивидуальный или агрегированный код маркировки).

В личном кабинете вы формируете документ “Вывод из оборота” по причине “Использование для производственных целей”.

15. Получаем товар на склад, а продаем из магазина. Нужно ли нам что-то делать передавать товар со склада в магазин с УПД?

Если у склада и магазина ― одно юрлицо (ИНН), то ничего дополнительно делать не надо. Вы получили товар на складе, перевезли в точку ― и продаете там через кассу.

Если у склада и магазина ― разные юрлица (ИНН), то вам нужно передать право собственности на товар с электронной накладной (УПД).

16. Как продавать сыр в нарезку? Какой код сканировать? Нужно ли дополнительно маркировать? Как выводить такой товар из оборота?

С 1 сентября 2022 года вы принимаете маркированный товар, например, головку сыра, по ЭДО. Затем в точке вы продаете его частями. Маркировать результат фасовки/розлива/нарезки НЕ НУЖНО. В этом случае не требуется передавать в фискальном чеке код маркировки.

В течение максимум 3 рабочих дней после первой нарезки (розлива, фасовки) нужно вывести из оборота код маркировки этого товара. Используйте документ "Вывод из оборота" с причиной вывода "Фасовка". При выводе из оборота нужно обязательно указать код маркировки (поэкземплярный способ учета).

Но если вы продаете целый товар, допустим промаркированную головку сыра, то вы при продаже сканируете его код маркировки в чек, так как вы продали товар целиком, и никакой фасовки не было.

17. Какие штрафы предусмотрены за нарушения законодательства?

*Нет кода маркировки на товаре

Административная ответственность

Для должностных лиц: 5 000 — 10 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения

Для юридических лиц: 50 000 — 300 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения

Уголовная ответственность

За преступления в особо крупных размерах и в случае сговора

Штрафы: до 1 000 000 ₽

Лишение свободы: до 5 лет

*Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки

Уголовная ответственность

Штрафы: до 300 000 ₽, доход за период до 2 лет

Лишение свободы: до 3 лет со штрафом до 80 000 ₽ или доход за период до 6 месяцев

В случае предварительного сговора или участия в преступлении группы лиц

Лишение свободы: до 4 лет со штрафом до 100 000 ₽ или доход за период до 1 года

Если речь идет о крупной партии товара и участии организованной группы

Лишение свободы: до 6 лет со штрафом до 1 млн ₽ или доход за период до 5 лет

*Отсутствие регистрации в ГИС МТ в установленные сроки

Административная ответственность

Для должностных лиц: 1000 — 10 000 ₽ или предупреждение

Для юридических лиц: 50 000 — 100 000 ₽

*Реализация товара, не введенного в оборот

Административная ответственность

Для должностных лиц: 1000 — 10 000 ₽ или предупреждение

Для юридических лиц: 50 000 — 100 000 ₽

*Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации

Административная ответственность

Для должностных лиц: 1000 — 10 000 ₽ или предупреждение

Для юридических лиц: 50 000 — 100 000 ₽

*Нарушение сроков передачи сведений в систему при вводе товаров в оборот, передаче прав на товары и выводе из оборота

Административная ответственность

Для должностных лиц: 1000 — 10 000 ₽ или предупреждение

Для юридических лиц: 50 000 — 100 000 ₽

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Писарев

[Потер свой коммент про невосприятие маркировки с оскорблениями в адрес учредителей «Честного знака», а-то с работы уволят]

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марсель

проорал xD

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zimin

это еще для чего?

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

"5 000 — 10 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения"
Если я соседу литр молока продам, у меня корову отберут?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Предыбайло

Маркировка фермерской продукции будет в 2023 году

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Смолякова

По сути макрировка это дань. Читаешь это, видишь, как оно работает через одно место и некому не нужно, не продавцу, не покупателю, не надзору, абсолютно ненужный монополист Честный знак. Смешно ещё, когда его вводили, говорили что это будет защита от контрафакта, а теперь что, параллельный импорт, оринал не купишь, зато все промаркированы.

Ответить
Развернуть ветку
Muslim Pay

Маркировку книг пора уже ввести. Пресечь продажи налево в Минобразования.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null