Мнение: «За шесть лет владения “Яндекс.Деньгами” “Сбербанк” не показал себя хорошим менеджером технологического бизнеса» Статьи редакции
Управляющий партнёр венчурного фонда Xploration Capital Евгений Тимко — о попытке российских компаний заключать выгодные сделки.
Удивительно, как быстро в этом году всё развивается на небольшом российском интернет-рынке. Начиная со странного партнёрства между Mail.Ru Group, «Ростехом», «Газпромбанком» и «Мегафоном», объявленного в мае, до текущей идеи покупки «Сбербанком» значительной доли (30% и больше) в «Яндексе».
Помимо этих абстрактных партнёрств (зачем Mail.Ru Group «Газпромбанк» и «Ростех», а «Яндексу» — «Сбербанк», понять непросто), интернет-гиганты продолжают делить ecommerce-поляну.
Сначала «Сбербанк» вложил $500 млн в совместное предприятие с «Яндекс.Маркетом», а Греф заявил, что хочет построить российский Amazon. Потом Alibaba Group доходчиво объяснили, что иностранцы, пусть даже и дружественные, в одиночестве не могут строить российский Amazon.
Контролировать такой значимый кусок интернет-пирога можно только с правильными партнёрами. Китайцы выбрали Mail.Ru Group (вместе с «Мегафоном» и РФПИ для проформы). Прошли те времена, когда кто-то серьёзно думал, что Tencent может довести долю в Mail.Ru Group до контрольной, а золотая акция «Сбербанка» в «Яндексе» — лишь страховка от недружественных поглотителей.
Говорить о перспективах сделки между «Сбербанком» и «Яндексом» пока рано. Очевидно, что больше она нужна «Сбербанку», в последние годы играющего в цифровые платформы. «Яндекс» тут скорее не выбирает. Хорошо уже, что не сценарий «Магнита». Но и со стороны «Яндекса» от данной сделки можно получить множество синергий, особенно в части, касающейся банковских продуктов. Но это в теории.
В Китае финтех давно стал основой империй Alibaba Group (Alipay, являющийся самым дорогим стартапом в истории) и Tencent (Ten Pay, который при помощи оружия века — WeChat — скоро обгонит Alipay).
У нас же интернет-игроки пока очень настороженно смотрят в эту сторону. Уже много лет, как «Яндекс» продал свой кошелёк в «Сбербанк», а Mail.Ru Group отдал платежи Qiwi. Но это было тогда. Обе наши интернет-компании считали, что ecommerce — не рабочая модель, и в ней работает только рекламная монетизация.
Сейчас взгляд изменился на 180° — ecommerce с его разными типами маркетплейсов моден как никогда. То же самое может (и должно) произойти с финансами. Но вот сможет ли «Яндекс» получить максимум от взаимодействия со «Сбербанком» — большой вопрос.
За шесть лет владения «Яндекс.Деньгами» «Сбербанк» не показал себя, как хорошего управленца для технологического бизнеса. Возможно только поэтому мы не видим сделки по покупке «Сбербанком» контроля в «Яндексе» (скорее надеемся на это, что подтверждает реакция инвесторов на новость о возможной сделке). Даже в напоминающем советские министерства «Сбербанке» осознают, что таким образом можно убить любые инновации, так что никакой Греф не поможет.
Россия повторяет путь западных рынков, где корпоративные инвесторы в последнее время стали движущей силой венчура и технологических сделок. Здесь и Verizon с их покупкой Yahoo, и Walmart, тратящий под $20 млрд за выход на ecommerce-рынок Индии через поглощение Flipkart.
Свои попытки масштабных корпоративных инвестиций в интернет были и в России. МТС уже пять лет является акционером Ozon (оператор продолжил наращивать долю в этом году). Но даже серьёзные вливания в ритейлера не мотивировали МТС получить хоть какое-то подобие синергий. Если в Корее местный SK Telecom за такое же время вырастил крупнейший ecommerce-маркетплейс на рынке, то в МТС многие сотрудники даже не помнят, что у их компании есть доля в Ozon.
Если кто-то думает, что с миллиардами от «Сбербанка» (в случае cash-in сделки) «Яндекс» разойдётся, то стоит напомнить, что тот годами не мог потратить поднятые на IPO деньги. А храня их в рублях, он так и вовсе потерял сотни миллионов долларов на девальвации.
Здесь на первый план выходит «умение» «Яндекса» делать грамотный M&A. «Яндекс» — это в какой-то степени российский Microsoft или HP, когда дело касается сделок.
Пока Google и Facebook делали лучшие покупки в истории (Android, Instagram, DoubleClick), Microsoft купил aQauntive (быстро списав $6,2 млрд из сделки ценой $6,3 млрд), Skype ($8,5 млрд, скоро на выход) и Nokia ($7,2 млрд), а HP купил Autonomy ($11 млрд, из которых $9 млрд сразу списали, признав, что компания занималась подделкой отчётности — с кем не бывает), ну и классика — покупка HP Compaq за $25 млрд (топ-3 худших M&A-сделок).
Так и «Яндекс» за пять лет после покупки «Кинопоиска» за немаленькие деньги ($80 млн) не реализовал никакого потенциала некогда лучшего сайта о кино (даже свой поиск не смогли прикрутить за все эти годы), а «Авто.ру» был куплен лишь, чтобы не отдать компанию конкурентам.
После этого всего остаётся один вопрос — что делать бедному Naspers с его Avito. При прочих равных Avito идеально бы смотрелся в связке с Mail.Ru Group, да и «Яндексу» с его недоразвитыми «вертикалями» такой актив бы не помешал.
Но готовы ли будут гиганты отвлекаться на такую большую сделку сейчас, когда надо доказать эффективность уже сделанных инвестиций — не ясно. Хотя, возможно, это и лучший сценарий для сделки «Сбербанка» и «Яндекса» — купить за все деньги (а дешевле не выйдет) Avito. Если когда и было время для «Яндекса» идти ва-банк, то оно настало. Гляди так и сделка со «Сбербанком» себя оправдает.
Технологии
я один вижу в этом какую-то издевку?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Предлагаю перейти от ваших условных единиц к реальным "технологиям" Сбербанка - можете проверить это сами на абсолютно элементарной ситуации! Например, вы в одном из отделений Сбербанка оплатили в июне 2018 года квитанцию ЖКХ за вашу квартиру (естественно, предъявив при этом паспорт и саму квитанцию с кодом плательщика, по которому и осуществляется платеж). А конце 2018 года вы вдруг решили узнать, платили ли вы в июне за квартиру или нет (чеков и квитанций рядом нет). Так вот вы НЕ сможете это сделать в Сбербанке! И услуга "Розыск платежа", которую Сбербанк запускает в таком случае, вам никак не поможет, потому что, чтобы найти такой платеж за июнь 2018 по паспорту и коду плательщика Сбербанк спустя две недели после оказания услуги "Розыск платежа" вам ответит примерно так "Уважаемый клиент, спасибо за обращение в Сбербанк. Сообщаем, что для розыска Вашего платежа нам необходима дополнительная информация, например, номер чека (которого как раз у вас нет рядом, поэтому вы и обратились за этой услугой) и др.". Т.е. база данных Сбербанка оказывается не позволяет им по номеру паспорта и/или коду плательщика ЖКХ узнать, был ли платеж в июне или нет от этого плательщика! О каких технологиях Сбербанка мы вообще можем говорить тогда? Полный абсурд.
Комментарий недоступен
оцениваю ваш ответ в 6 банкоматов)
Взаимно!
Вот тут вы не совсем правы в этом примере.
по сути оплата жкх - узаконеный грабеж, что не является платежом по факту. Ну не станут же гопники вам чеки выписывать и фиксировать приход денег из вашего кармана в свой. Поэтому в этом случае сбер действует абсолютно корректно. Вас ограбили - и следов нет. Не забудьте оплатить дань в след месяце. А то будет как у 60% уже россиян. .... Взяли и перестали платить поборы. Так ведь и до гражданского общества можно докатиться.
А страна рабов должна платить, иначе боярам (путену и олигархам) совсем грустно станет и они перестанут обещать вам хорошую жизнь. Ну или станут обещать реже.
Толку с их кучи банкоматов, если львиная доля всё равно стоит и не работает?
Комментарий недоступен
У другого очередь начинается прямо от этого. У меня с другими банками такой головной боли нет. Пусть у них не 90 тысяч + банкоматов, а всего 2000-3000 тысячи.
Сбербанк, между прочим, число своих банкоматов планомерно сокращает.
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58060e2a9a79473761daf48a
Комментарий недоступен
Не соглашусь. Этот вывод справедлив если учить в очереди, одного за другим.
А так то обучить тысячу и сто тысяч можно за одно время, ну или чуть большее
Комментарий недоступен
Циркуляр пошлите. Если требует аттестации - онлайн-аттестация. По времени 30 минут.
А Вы могли бы?
Боюсь, там проблема не в количестве человек, которых надо обучить, а в объёмах легаси.
Комментарий недоступен
А у меня видимо халявный консалтинг хотели получить ?:)))
Это же просто Продукт, описываешь и спускаешь вниз. А далее мотивация, аттестация, контроль.
А строчка поиска яндекса - принимает запросы от десятков миллион клавиатур ежесекундно. А сервера - себрбанка только от 90тыс "клавиатур" причем не рандомно а строго в заданных сценариях, и не в секунду. (тормозные они очень)
А еще я за три месяца настроил и подключил в 2000м году еще примерно 5000 компьютеров и завязал их в единую систему управления. И это не было ит- прорывом.
И если для вас 90тыс работающих компьютеров - по зашитому заранее сценарию - равно какой-то магии или достижению . То Вам просто еще многое предстоит узнать.
Комментарий недоступен
И Вам не хворать :)
90тыс устройств " которые нужно обслуживать, обновлять, защищать. " - это не IT. Тоже самое можно сказать для сотни тысяч фонарных столбов - которые нужно так же обслуживать, менять лампы, защищать от вандалов и чинить в случае если самосвал их снес.
ИТ определяется уровнем управления этими устройствами. доступ "к счетам" определяет не банкомат, а сервер. И серверу все равно через смартфон вы к счету лезете или через банкомат.
Сбербанк - как и любой банк , несомненно является IT компанией т.к. управляет в основном цифрами. И меньшей степени физическими носителями. Но тот же тинькофф - вообще без банкоматов - гораздо более IT. С точки зрения именно IT - сбер отсталая кампания. Хотя и владеет "75% денег в стране" .
Хотя банковский и финансовый сектор, возможно именно из-за отсталости сбера - умирает. Прежде всего это связано с так полюбившимися "блокировками" - заметьте - блокирвка- это ответ на неспособность банка разобраться в ситуации. т.к. ВСЕ операции банка заранее срежесированы и прописаны. там нет шанса - вправо-влево. И если банк что то блокирует - значит он очень плохо работает. Или он специально - оставляет возможность для нарушений чтоб захапать ваши деньги. Или - что более вероятно, просто не обладает достаточным уровнем развития чтобы грамотно настроить и прописать софтверную часть. И слишком много там завязано на человеческий фактор. Что - приводит нас к выводу - Наличия отсталости банков в IT сфере. И наиболее богаты и самай отсталый - Сбербанк. Который и тянет отрасль вниз. количество же банкоматов - это как раз отрицательный показатель. указывающий на экстенсивное развитие (вширь) что равнозначно застою, а не на интенсивное (ввысь)
Комментарий недоступен