{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Мнение: «За шесть лет владения “Яндекс.Деньгами” “Сбербанк” не показал себя хорошим менеджером технологического бизнеса» Статьи редакции

Управляющий партнёр венчурного фонда Xploration Capital Евгений Тимко — о попытке российских компаний заключать выгодные сделки.

Удивительно, как быстро в этом году всё развивается на небольшом российском интернет-рынке. Начиная со странного партнёрства между Mail.Ru Group, «Ростехом», «Газпромбанком» и «Мегафоном», объявленного в мае, до текущей идеи покупки «Сбербанком» значительной доли (30% и больше) в «Яндексе».

Помимо этих абстрактных партнёрств (зачем Mail.Ru Group «Газпромбанк» и «Ростех», а «Яндексу» — «Сбербанк», понять непросто), интернет-гиганты продолжают делить ecommerce-поляну.

Сначала «Сбербанк» вложил $500 млн в совместное предприятие с «Яндекс.Маркетом», а Греф заявил, что хочет построить российский Amazon. Потом Alibaba Group доходчиво объяснили, что иностранцы, пусть даже и дружественные, в одиночестве не могут строить российский Amazon.

Контролировать такой значимый кусок интернет-пирога можно только с правильными партнёрами. Китайцы выбрали Mail.Ru Group (вместе с «Мегафоном» и РФПИ для проформы). Прошли те времена, когда кто-то серьёзно думал, что Tencent может довести долю в Mail.Ru Group до контрольной, а золотая акция «Сбербанка» в «Яндексе» — лишь страховка от недружественных поглотителей.

Говорить о перспективах сделки между «Сбербанком» и «Яндексом» пока рано. Очевидно, что больше она нужна «Сбербанку», в последние годы играющего в цифровые платформы. «Яндекс» тут скорее не выбирает. Хорошо уже, что не сценарий «Магнита». Но и со стороны «Яндекса» от данной сделки можно получить множество синергий, особенно в части, касающейся банковских продуктов. Но это в теории.

В Китае финтех давно стал основой империй Alibaba Group (Alipay, являющийся самым дорогим стартапом в истории) и Tencent (Ten Pay, который при помощи оружия века — WeChat — скоро обгонит Alipay).

У нас же интернет-игроки пока очень настороженно смотрят в эту сторону. Уже много лет, как «Яндекс» продал свой кошелёк в «Сбербанк», а Mail.Ru Group отдал платежи Qiwi. Но это было тогда. Обе наши интернет-компании считали, что ecommerce — не рабочая модель, и в ней работает только рекламная монетизация.

Сейчас взгляд изменился на 180° — ecommerce с его разными типами маркетплейсов моден как никогда. То же самое может (и должно) произойти с финансами. Но вот сможет ли «Яндекс» получить максимум от взаимодействия со «Сбербанком» — большой вопрос.

За шесть лет владения «Яндекс.Деньгами» «Сбербанк» не показал себя, как хорошего управленца для технологического бизнеса. Возможно только поэтому мы не видим сделки по покупке «Сбербанком» контроля в «Яндексе» (скорее надеемся на это, что подтверждает реакция инвесторов на новость о возможной сделке). Даже в напоминающем советские министерства «Сбербанке» осознают, что таким образом можно убить любые инновации, так что никакой Греф не поможет.

Россия повторяет путь западных рынков, где корпоративные инвесторы в последнее время стали движущей силой венчура и технологических сделок. Здесь и Verizon с их покупкой Yahoo, и Walmart, тратящий под $20 млрд за выход на ecommerce-рынок Индии через поглощение Flipkart.

Свои попытки масштабных корпоративных инвестиций в интернет были и в России. МТС уже пять лет является акционером Ozon (оператор продолжил наращивать долю в этом году). Но даже серьёзные вливания в ритейлера не мотивировали МТС получить хоть какое-то подобие синергий. Если в Корее местный SK Telecom за такое же время вырастил крупнейший ecommerce-маркетплейс на рынке, то в МТС многие сотрудники даже не помнят, что у их компании есть доля в Ozon.

Если кто-то думает, что с миллиардами от «Сбербанка» (в случае cash-in сделки) «Яндекс» разойдётся, то стоит напомнить, что тот годами не мог потратить поднятые на IPO деньги. А храня их в рублях, он так и вовсе потерял сотни миллионов долларов на девальвации.

Здесь на первый план выходит «умение» «Яндекса» делать грамотный M&A. «Яндекс» — это в какой-то степени российский Microsoft или HP, когда дело касается сделок.

Пока Google и Facebook делали лучшие покупки в истории (Android, Instagram, DoubleClick), Microsoft купил aQauntive (быстро списав $6,2 млрд из сделки ценой $6,3 млрд), Skype ($8,5 млрд, скоро на выход) и Nokia ($7,2 млрд), а HP купил Autonomy ($11 млрд, из которых $9 млрд сразу списали, признав, что компания занималась подделкой отчётности — с кем не бывает), ну и классика — покупка HP Compaq за $25 млрд (топ-3 худших M&A-сделок).

Так и «Яндекс» за пять лет после покупки «Кинопоиска» за немаленькие деньги ($80 млн) не реализовал никакого потенциала некогда лучшего сайта о кино (даже свой поиск не смогли прикрутить за все эти годы), а «Авто.ру» был куплен лишь, чтобы не отдать компанию конкурентам.

После этого всего остаётся один вопрос — что делать бедному Naspers с его Avito. При прочих равных Avito идеально бы смотрелся в связке с Mail.Ru Group, да и «Яндексу» с его недоразвитыми «вертикалями» такой актив бы не помешал.

Но готовы ли будут гиганты отвлекаться на такую большую сделку сейчас, когда надо доказать эффективность уже сделанных инвестиций — не ясно. Хотя, возможно, это и лучший сценарий для сделки «Сбербанка» и «Яндекса» — купить за все деньги (а дешевле не выйдет) Avito. Если когда и было время для «Яндекса» идти ва-банк, то оно настало. Гляди так и сделка со «Сбербанком» себя оправдает.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Mark Rapida Gromov
Сбербанк
Технологии

я один вижу в этом какую-то издевку?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Не соглашусь. Этот вывод справедлив если учить в очереди, одного за другим.
А так то обучить тысячу и сто тысяч можно за одно время, ну или чуть большее

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

А Вы могли бы?
Боюсь, там проблема не в количестве человек, которых надо обучить, а в объёмах легаси.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

А у меня видимо халявный консалтинг хотели получить ?:)))
Это же просто Продукт, описываешь и спускаешь вниз. А далее мотивация, аттестация, контроль.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда