Мнение: «За шесть лет владения “Яндекс.Деньгами” “Сбербанк” не показал себя хорошим менеджером технологического бизнеса» Статьи редакции

Управляющий партнёр венчурного фонда Xploration Capital Евгений Тимко — о попытке российских компаний заключать выгодные сделки.

Удивительно, как быстро в этом году всё развивается на небольшом российском интернет-рынке. Начиная со странного партнёрства между Mail.Ru Group, «Ростехом», «Газпромбанком» и «Мегафоном», объявленного в мае, до текущей идеи покупки «Сбербанком» значительной доли (30% и больше) в «Яндексе».

Помимо этих абстрактных партнёрств (зачем Mail.Ru Group «Газпромбанк» и «Ростех», а «Яндексу» — «Сбербанк», понять непросто), интернет-гиганты продолжают делить ecommerce-поляну.

Сначала «Сбербанк» вложил $500 млн в совместное предприятие с «Яндекс.Маркетом», а Греф заявил, что хочет построить российский Amazon. Потом Alibaba Group доходчиво объяснили, что иностранцы, пусть даже и дружественные, в одиночестве не могут строить российский Amazon.

Контролировать такой значимый кусок интернет-пирога можно только с правильными партнёрами. Китайцы выбрали Mail.Ru Group (вместе с «Мегафоном» и РФПИ для проформы). Прошли те времена, когда кто-то серьёзно думал, что Tencent может довести долю в Mail.Ru Group до контрольной, а золотая акция «Сбербанка» в «Яндексе» — лишь страховка от недружественных поглотителей.

Говорить о перспективах сделки между «Сбербанком» и «Яндексом» пока рано. Очевидно, что больше она нужна «Сбербанку», в последние годы играющего в цифровые платформы. «Яндекс» тут скорее не выбирает. Хорошо уже, что не сценарий «Магнита». Но и со стороны «Яндекса» от данной сделки можно получить множество синергий, особенно в части, касающейся банковских продуктов. Но это в теории.

В Китае финтех давно стал основой империй Alibaba Group (Alipay, являющийся самым дорогим стартапом в истории) и Tencent (Ten Pay, который при помощи оружия века — WeChat — скоро обгонит Alipay).

У нас же интернет-игроки пока очень настороженно смотрят в эту сторону. Уже много лет, как «Яндекс» продал свой кошелёк в «Сбербанк», а Mail.Ru Group отдал платежи Qiwi. Но это было тогда. Обе наши интернет-компании считали, что ecommerce — не рабочая модель, и в ней работает только рекламная монетизация.

Сейчас взгляд изменился на 180° — ecommerce с его разными типами маркетплейсов моден как никогда. То же самое может (и должно) произойти с финансами. Но вот сможет ли «Яндекс» получить максимум от взаимодействия со «Сбербанком» — большой вопрос.

За шесть лет владения «Яндекс.Деньгами» «Сбербанк» не показал себя, как хорошего управленца для технологического бизнеса. Возможно только поэтому мы не видим сделки по покупке «Сбербанком» контроля в «Яндексе» (скорее надеемся на это, что подтверждает реакция инвесторов на новость о возможной сделке). Даже в напоминающем советские министерства «Сбербанке» осознают, что таким образом можно убить любые инновации, так что никакой Греф не поможет.

Россия повторяет путь западных рынков, где корпоративные инвесторы в последнее время стали движущей силой венчура и технологических сделок. Здесь и Verizon с их покупкой Yahoo, и Walmart, тратящий под $20 млрд за выход на ecommerce-рынок Индии через поглощение Flipkart.

Свои попытки масштабных корпоративных инвестиций в интернет были и в России. МТС уже пять лет является акционером Ozon (оператор продолжил наращивать долю в этом году). Но даже серьёзные вливания в ритейлера не мотивировали МТС получить хоть какое-то подобие синергий. Если в Корее местный SK Telecom за такое же время вырастил крупнейший ecommerce-маркетплейс на рынке, то в МТС многие сотрудники даже не помнят, что у их компании есть доля в Ozon.

Если кто-то думает, что с миллиардами от «Сбербанка» (в случае cash-in сделки) «Яндекс» разойдётся, то стоит напомнить, что тот годами не мог потратить поднятые на IPO деньги. А храня их в рублях, он так и вовсе потерял сотни миллионов долларов на девальвации.

Здесь на первый план выходит «умение» «Яндекса» делать грамотный M&A. «Яндекс» — это в какой-то степени российский Microsoft или HP, когда дело касается сделок.

Пока Google и Facebook делали лучшие покупки в истории (Android, Instagram, DoubleClick), Microsoft купил aQauntive (быстро списав $6,2 млрд из сделки ценой $6,3 млрд), Skype ($8,5 млрд, скоро на выход) и Nokia ($7,2 млрд), а HP купил Autonomy ($11 млрд, из которых $9 млрд сразу списали, признав, что компания занималась подделкой отчётности — с кем не бывает), ну и классика — покупка HP Compaq за $25 млрд (топ-3 худших M&A-сделок).

Так и «Яндекс» за пять лет после покупки «Кинопоиска» за немаленькие деньги ($80 млн) не реализовал никакого потенциала некогда лучшего сайта о кино (даже свой поиск не смогли прикрутить за все эти годы), а «Авто.ру» был куплен лишь, чтобы не отдать компанию конкурентам.

После этого всего остаётся один вопрос — что делать бедному Naspers с его Avito. При прочих равных Avito идеально бы смотрелся в связке с Mail.Ru Group, да и «Яндексу» с его недоразвитыми «вертикалями» такой актив бы не помешал.

Но готовы ли будут гиганты отвлекаться на такую большую сделку сейчас, когда надо доказать эффективность уже сделанных инвестиций — не ясно. Хотя, возможно, это и лучший сценарий для сделки «Сбербанка» и «Яндекса» — купить за все деньги (а дешевле не выйдет) Avito. Если когда и было время для «Яндекса» идти ва-банк, то оно настало. Гляди так и сделка со «Сбербанком» себя оправдает.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Mark Rapida Gromov
Сбербанк
Технологии

я один вижу в этом какую-то издевку?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Можно по-разному относиться к зелёному гиганту, но с технологиями у них всё в порядке. Уже даже уличные музыканты не стесняются писать крупными буквами номер карточки в Сбере, чтобы благодарные слушатели скинули им копеечку.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Это вопрос не технологии, а сетевого эффекта от их распространенности.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Здесь сложно не согласиться.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Можно по-разному относиться к зелёному гиганту, но с технологиями у них всё в порядке

Отнюдь

http://www.sql.ru/forum/actualutils.aspx?action=gotomsg&tid=894851&msg=21710293

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Система мониторинга на telegram? Вы шутите, что у них там всё в порядке? Костыль на костыле и костылём погоняет. Это контролировались главные сервера.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Внутри не был — не знаю. С клиентской точки зрения вижу, что люди пользуются и более-менее довольны. Хотя сбойных моментов тоже хватает. Как, впрочем, и у других банков.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А чем там можно быть довольным? Плата за карту такая же, как и у других, уровень сервиса меньше, плюс у меня среди знакомых, у кого есть есть Сбер уже не один человек нарывался на блокировку платежа по 115-ФЗ, для снятия которых необходимо явиться в Сбер лично.

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Может быть люди довольны потому что не особо понимают как может быть и данность считают за эталон ?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Дело здесь не сколько в эталонах, а в том что раньше было намного хуже. Но куда расти есть, спору нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Potapov

Поверьте они так же рады копеечке в своей коробочке. Это тоже показатель ИТ ? :)
производители коробок - значит более технологичны и распространены

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Просто чтобы люди вот так не имея сильной мотивации скинули понравившимся музыкантам копеечку, это должно быть так же просто, как достать мелочь из кармана. И Сберу, стоит признать, удалось сделать отличный интерфейс для внутренних переводов.

Если ещё банки договорятся и уберут конскую комиссию на межбанковские переводы с карты на карту — технология и вовсе расцветёт.

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Так есть бесплатные межбанки.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда