{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Мнение: «За шесть лет владения “Яндекс.Деньгами” “Сбербанк” не показал себя хорошим менеджером технологического бизнеса» Статьи редакции

Управляющий партнёр венчурного фонда Xploration Capital Евгений Тимко — о попытке российских компаний заключать выгодные сделки.

Удивительно, как быстро в этом году всё развивается на небольшом российском интернет-рынке. Начиная со странного партнёрства между Mail.Ru Group, «Ростехом», «Газпромбанком» и «Мегафоном», объявленного в мае, до текущей идеи покупки «Сбербанком» значительной доли (30% и больше) в «Яндексе».

Помимо этих абстрактных партнёрств (зачем Mail.Ru Group «Газпромбанк» и «Ростех», а «Яндексу» — «Сбербанк», понять непросто), интернет-гиганты продолжают делить ecommerce-поляну.

Сначала «Сбербанк» вложил $500 млн в совместное предприятие с «Яндекс.Маркетом», а Греф заявил, что хочет построить российский Amazon. Потом Alibaba Group доходчиво объяснили, что иностранцы, пусть даже и дружественные, в одиночестве не могут строить российский Amazon.

Контролировать такой значимый кусок интернет-пирога можно только с правильными партнёрами. Китайцы выбрали Mail.Ru Group (вместе с «Мегафоном» и РФПИ для проформы). Прошли те времена, когда кто-то серьёзно думал, что Tencent может довести долю в Mail.Ru Group до контрольной, а золотая акция «Сбербанка» в «Яндексе» — лишь страховка от недружественных поглотителей.

Говорить о перспективах сделки между «Сбербанком» и «Яндексом» пока рано. Очевидно, что больше она нужна «Сбербанку», в последние годы играющего в цифровые платформы. «Яндекс» тут скорее не выбирает. Хорошо уже, что не сценарий «Магнита». Но и со стороны «Яндекса» от данной сделки можно получить множество синергий, особенно в части, касающейся банковских продуктов. Но это в теории.

В Китае финтех давно стал основой империй Alibaba Group (Alipay, являющийся самым дорогим стартапом в истории) и Tencent (Ten Pay, который при помощи оружия века — WeChat — скоро обгонит Alipay).

У нас же интернет-игроки пока очень настороженно смотрят в эту сторону. Уже много лет, как «Яндекс» продал свой кошелёк в «Сбербанк», а Mail.Ru Group отдал платежи Qiwi. Но это было тогда. Обе наши интернет-компании считали, что ecommerce — не рабочая модель, и в ней работает только рекламная монетизация.

Сейчас взгляд изменился на 180° — ecommerce с его разными типами маркетплейсов моден как никогда. То же самое может (и должно) произойти с финансами. Но вот сможет ли «Яндекс» получить максимум от взаимодействия со «Сбербанком» — большой вопрос.

За шесть лет владения «Яндекс.Деньгами» «Сбербанк» не показал себя, как хорошего управленца для технологического бизнеса. Возможно только поэтому мы не видим сделки по покупке «Сбербанком» контроля в «Яндексе» (скорее надеемся на это, что подтверждает реакция инвесторов на новость о возможной сделке). Даже в напоминающем советские министерства «Сбербанке» осознают, что таким образом можно убить любые инновации, так что никакой Греф не поможет.

Россия повторяет путь западных рынков, где корпоративные инвесторы в последнее время стали движущей силой венчура и технологических сделок. Здесь и Verizon с их покупкой Yahoo, и Walmart, тратящий под $20 млрд за выход на ecommerce-рынок Индии через поглощение Flipkart.

Свои попытки масштабных корпоративных инвестиций в интернет были и в России. МТС уже пять лет является акционером Ozon (оператор продолжил наращивать долю в этом году). Но даже серьёзные вливания в ритейлера не мотивировали МТС получить хоть какое-то подобие синергий. Если в Корее местный SK Telecom за такое же время вырастил крупнейший ecommerce-маркетплейс на рынке, то в МТС многие сотрудники даже не помнят, что у их компании есть доля в Ozon.

Если кто-то думает, что с миллиардами от «Сбербанка» (в случае cash-in сделки) «Яндекс» разойдётся, то стоит напомнить, что тот годами не мог потратить поднятые на IPO деньги. А храня их в рублях, он так и вовсе потерял сотни миллионов долларов на девальвации.

Здесь на первый план выходит «умение» «Яндекса» делать грамотный M&A. «Яндекс» — это в какой-то степени российский Microsoft или HP, когда дело касается сделок.

Пока Google и Facebook делали лучшие покупки в истории (Android, Instagram, DoubleClick), Microsoft купил aQauntive (быстро списав $6,2 млрд из сделки ценой $6,3 млрд), Skype ($8,5 млрд, скоро на выход) и Nokia ($7,2 млрд), а HP купил Autonomy ($11 млрд, из которых $9 млрд сразу списали, признав, что компания занималась подделкой отчётности — с кем не бывает), ну и классика — покупка HP Compaq за $25 млрд (топ-3 худших M&A-сделок).

Так и «Яндекс» за пять лет после покупки «Кинопоиска» за немаленькие деньги ($80 млн) не реализовал никакого потенциала некогда лучшего сайта о кино (даже свой поиск не смогли прикрутить за все эти годы), а «Авто.ру» был куплен лишь, чтобы не отдать компанию конкурентам.

После этого всего остаётся один вопрос — что делать бедному Naspers с его Avito. При прочих равных Avito идеально бы смотрелся в связке с Mail.Ru Group, да и «Яндексу» с его недоразвитыми «вертикалями» такой актив бы не помешал.

Но готовы ли будут гиганты отвлекаться на такую большую сделку сейчас, когда надо доказать эффективность уже сделанных инвестиций — не ясно. Хотя, возможно, это и лучший сценарий для сделки «Сбербанка» и «Яндекса» — купить за все деньги (а дешевле не выйдет) Avito. Если когда и было время для «Яндекса» идти ва-банк, то оно настало. Гляди так и сделка со «Сбербанком» себя оправдает.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Perepiolkin

Сбербанк и яндекс.деньги. Они рекламируют сейчас свою пластиковую карту, я повёлся сделал, подумал "о как круто, как Тинькофф, только Яндекс", прихожу такой к банкомату Сбербанка, вставляю и не могу пополнить :) В Сбербанке ваще не в курсе, что они партнёры. А пополнить их чудесную карту можно только по номеру яндекс.кошелька с лимитом 10к за операцию ЛОЛ. Я никогда так не разочаровывался, на кой хрен время тратил. А нет, разочаровался в пятницу, мне Яндекс блокнул мой кошелёк, который у меня уже лет пять и к которому привязана карта, естественно не сообщив об этом. Я позвонил в техподдержку, там вообще треш и угар, якобы служба безопасности заблокировала исходящие операции, но с ними связаться можно только по электронной почте (нормально ж, 21 век), уже 3 дня отвечают. Причем никаких подозрительных операций со счетом небыло, оплачиваю всякую мелочь, кошелек пополняется через Сбербанк онлайн или карту сбербанка. Оборот по счету вообще копейки, 10-20 т.р. в месяц максимум. Такие дела.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Добро пожаловать в клуб довольных пользователей. :) Я в этом году тоже нагрелся. Времени пока нет досудебную претензию написать. Блочили по 115-ФЗ, потом после разбора - от этого отказались и сказали, что я нарушаю Соглашение. ))) Счёт не разблокировали, денег не вернули.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Nevzorov

Я вообще не понимаю, как можно доверять деньги организации, у которой есть абонентская плата за неактивность счета. Фактически, депозит с отрицательной ставкой.

Мне ЯД обнулил кошелек 8-летней давности.

Теперь у яда репутация как у опсосов, а не как у банковской организации.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Юлия Ладыгина

К сожалению, возможность пополнения карты в терминале Сбербанка, действительно, отсутствует. Всегда можно сделать пополнение по номеру кошелька. Баланс карты равен балансу кошелька :) Лимиты устанавливает банк, обслуживающий терминал.

Мы никогда не приостанавливаем расходные операции просто так. Некоторые из причины описали в блоге: https://yandex.ru/blog/money/why-block. Подскажите, пожалуйста, номер вашей переписки с поддержкой - попросим коллег ответить быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Mark Rapida Gromov
Сбербанк
Технологии

я один вижу в этом какую-то издевку?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Денис Кулагин

Можно по-разному относиться к зелёному гиганту, но с технологиями у них всё в порядке. Уже даже уличные музыканты не стесняются писать крупными буквами номер карточки в Сбере, чтобы благодарные слушатели скинули им копеечку.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Ilya Finagin

Хуяндекс-деньги уже вторая карта подряд валяется без дела.
А по сберу.. платил ЖКХ два дня назад, деньги списались. Сегодня приходит смс: бла бла бла отправьте этот код на номер 900 для оплаты квитанции такой-то, сумма такая-то, которую я оплатил. Думаю платеж не прошел, нужно отправить этот ебучий код для верификации платежа. Хуй там, это автоматическая блуда, типа плати ЖКХ через смс теперь, только я как бы заплатил уже, зачем мне ещё раз платить ту же сумму сейчас, и код действует три дня. Мне нужно будет платить в следующем месяце, сумма будет другая, плюс буду вводить показания счётчиков. Вообщем автоматизация и ИИ от сбера через смс.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Номер 900 лучше сразу забыть как огромную дыру в безопасности.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ладыгина

Валяется? Сейчас самое лучшее время это исправить — у нас можно получать кэшбэк 5% с покупок в категории месяца и столько же за каждый пятый платёж! Подробнее можно здесь посмотреть: https://money.yandex.ru/product/nat_cashback5/general/. А если ваш кошелёк идентифицирован, а карта именная - снимайте и переводите без комиссии до 10000 рублей в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Viktor Nevzorov

А первая карта какая?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ярослав Невский

А Сбер и не привык запариваться, да и зачем, когда можно драть конские комиссии даже за перевод между счетами в Сбере в одном регионе.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

статья-просьба купить Авито?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Artishchev

Мне тоже так показалось. Видно уши из шляпы.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А почём отдадут-то?

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

вполне возможно, столько убогий интерфейс и история пользователей, за огромные инвестиции - вполне таки может нормальных людей заставить просить сделать с этим что-либо...
Я бы вот тоже попросил.
Авито - это худшее что могло случиться с частными объявлениями.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

В целом, по-моему, всё укладывается в классику рынка. Развиться и начать поглощать, монополизируя рынок (-ки) за счёт доминирующего положения. Всякие побочные продукты, если не взлетают - за борт, зачастую выжигая за собой землю тех рынков. Не Сберу Яндекс нужен, а его владельцу. Это, отнюдь, не Греф.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Nevzorov

Что вы понимаете под "развиться"?
Сеть СБ не сегодня и даже не вчера была создана.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Интернет компании (пишется) по-другому.

Ответить
Развернуть ветку
pencillo

Вы ошибаетесь.

Ответить
Развернуть ветку
Tarasova Anastasia

Может быть сделка Сбербанк-Яндекс как-то связана с планом по дедолларизации? Учитывая, что яндекс на данный момент иностранный эмитент.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Длань сбера как проклятие модернизации от наших чиновников - чего бы не коснулась станет не лучше чем было.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Анчутин

Авито, хорошая попытка себя продать. Но нет.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда