{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Мнение: «За шесть лет владения “Яндекс.Деньгами” “Сбербанк” не показал себя хорошим менеджером технологического бизнеса» Статьи редакции

Управляющий партнёр венчурного фонда Xploration Capital Евгений Тимко — о попытке российских компаний заключать выгодные сделки.

Удивительно, как быстро в этом году всё развивается на небольшом российском интернет-рынке. Начиная со странного партнёрства между Mail.Ru Group, «Ростехом», «Газпромбанком» и «Мегафоном», объявленного в мае, до текущей идеи покупки «Сбербанком» значительной доли (30% и больше) в «Яндексе».

Помимо этих абстрактных партнёрств (зачем Mail.Ru Group «Газпромбанк» и «Ростех», а «Яндексу» — «Сбербанк», понять непросто), интернет-гиганты продолжают делить ecommerce-поляну.

Сначала «Сбербанк» вложил $500 млн в совместное предприятие с «Яндекс.Маркетом», а Греф заявил, что хочет построить российский Amazon. Потом Alibaba Group доходчиво объяснили, что иностранцы, пусть даже и дружественные, в одиночестве не могут строить российский Amazon.

Контролировать такой значимый кусок интернет-пирога можно только с правильными партнёрами. Китайцы выбрали Mail.Ru Group (вместе с «Мегафоном» и РФПИ для проформы). Прошли те времена, когда кто-то серьёзно думал, что Tencent может довести долю в Mail.Ru Group до контрольной, а золотая акция «Сбербанка» в «Яндексе» — лишь страховка от недружественных поглотителей.

Говорить о перспективах сделки между «Сбербанком» и «Яндексом» пока рано. Очевидно, что больше она нужна «Сбербанку», в последние годы играющего в цифровые платформы. «Яндекс» тут скорее не выбирает. Хорошо уже, что не сценарий «Магнита». Но и со стороны «Яндекса» от данной сделки можно получить множество синергий, особенно в части, касающейся банковских продуктов. Но это в теории.

В Китае финтех давно стал основой империй Alibaba Group (Alipay, являющийся самым дорогим стартапом в истории) и Tencent (Ten Pay, который при помощи оружия века — WeChat — скоро обгонит Alipay).

У нас же интернет-игроки пока очень настороженно смотрят в эту сторону. Уже много лет, как «Яндекс» продал свой кошелёк в «Сбербанк», а Mail.Ru Group отдал платежи Qiwi. Но это было тогда. Обе наши интернет-компании считали, что ecommerce — не рабочая модель, и в ней работает только рекламная монетизация.

Сейчас взгляд изменился на 180° — ecommerce с его разными типами маркетплейсов моден как никогда. То же самое может (и должно) произойти с финансами. Но вот сможет ли «Яндекс» получить максимум от взаимодействия со «Сбербанком» — большой вопрос.

За шесть лет владения «Яндекс.Деньгами» «Сбербанк» не показал себя, как хорошего управленца для технологического бизнеса. Возможно только поэтому мы не видим сделки по покупке «Сбербанком» контроля в «Яндексе» (скорее надеемся на это, что подтверждает реакция инвесторов на новость о возможной сделке). Даже в напоминающем советские министерства «Сбербанке» осознают, что таким образом можно убить любые инновации, так что никакой Греф не поможет.

Россия повторяет путь западных рынков, где корпоративные инвесторы в последнее время стали движущей силой венчура и технологических сделок. Здесь и Verizon с их покупкой Yahoo, и Walmart, тратящий под $20 млрд за выход на ecommerce-рынок Индии через поглощение Flipkart.

Свои попытки масштабных корпоративных инвестиций в интернет были и в России. МТС уже пять лет является акционером Ozon (оператор продолжил наращивать долю в этом году). Но даже серьёзные вливания в ритейлера не мотивировали МТС получить хоть какое-то подобие синергий. Если в Корее местный SK Telecom за такое же время вырастил крупнейший ecommerce-маркетплейс на рынке, то в МТС многие сотрудники даже не помнят, что у их компании есть доля в Ozon.

Если кто-то думает, что с миллиардами от «Сбербанка» (в случае cash-in сделки) «Яндекс» разойдётся, то стоит напомнить, что тот годами не мог потратить поднятые на IPO деньги. А храня их в рублях, он так и вовсе потерял сотни миллионов долларов на девальвации.

Здесь на первый план выходит «умение» «Яндекса» делать грамотный M&A. «Яндекс» — это в какой-то степени российский Microsoft или HP, когда дело касается сделок.

Пока Google и Facebook делали лучшие покупки в истории (Android, Instagram, DoubleClick), Microsoft купил aQauntive (быстро списав $6,2 млрд из сделки ценой $6,3 млрд), Skype ($8,5 млрд, скоро на выход) и Nokia ($7,2 млрд), а HP купил Autonomy ($11 млрд, из которых $9 млрд сразу списали, признав, что компания занималась подделкой отчётности — с кем не бывает), ну и классика — покупка HP Compaq за $25 млрд (топ-3 худших M&A-сделок).

Так и «Яндекс» за пять лет после покупки «Кинопоиска» за немаленькие деньги ($80 млн) не реализовал никакого потенциала некогда лучшего сайта о кино (даже свой поиск не смогли прикрутить за все эти годы), а «Авто.ру» был куплен лишь, чтобы не отдать компанию конкурентам.

После этого всего остаётся один вопрос — что делать бедному Naspers с его Avito. При прочих равных Avito идеально бы смотрелся в связке с Mail.Ru Group, да и «Яндексу» с его недоразвитыми «вертикалями» такой актив бы не помешал.

Но готовы ли будут гиганты отвлекаться на такую большую сделку сейчас, когда надо доказать эффективность уже сделанных инвестиций — не ясно. Хотя, возможно, это и лучший сценарий для сделки «Сбербанка» и «Яндекса» — купить за все деньги (а дешевле не выйдет) Avito. Если когда и было время для «Яндекса» идти ва-банк, то оно настало. Гляди так и сделка со «Сбербанком» себя оправдает.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Perepiolkin

Сбербанк и яндекс.деньги. Они рекламируют сейчас свою пластиковую карту, я повёлся сделал, подумал "о как круто, как Тинькофф, только Яндекс", прихожу такой к банкомату Сбербанка, вставляю и не могу пополнить :) В Сбербанке ваще не в курсе, что они партнёры. А пополнить их чудесную карту можно только по номеру яндекс.кошелька с лимитом 10к за операцию ЛОЛ. Я никогда так не разочаровывался, на кой хрен время тратил. А нет, разочаровался в пятницу, мне Яндекс блокнул мой кошелёк, который у меня уже лет пять и к которому привязана карта, естественно не сообщив об этом. Я позвонил в техподдержку, там вообще треш и угар, якобы служба безопасности заблокировала исходящие операции, но с ними связаться можно только по электронной почте (нормально ж, 21 век), уже 3 дня отвечают. Причем никаких подозрительных операций со счетом небыло, оплачиваю всякую мелочь, кошелек пополняется через Сбербанк онлайн или карту сбербанка. Оборот по счету вообще копейки, 10-20 т.р. в месяц максимум. Такие дела.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ладыгина

К сожалению, возможность пополнения карты в терминале Сбербанка, действительно, отсутствует. Всегда можно сделать пополнение по номеру кошелька. Баланс карты равен балансу кошелька :) Лимиты устанавливает банк, обслуживающий терминал.

Мы никогда не приостанавливаем расходные операции просто так. Некоторые из причины описали в блоге: https://yandex.ru/blog/money/why-block. Подскажите, пожалуйста, номер вашей переписки с поддержкой - попросим коллег ответить быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Perepiolkin

Номер обращения 20463047. Ну конечно, не просто так: http://prntscr.com/l8x8lg и все операции у меня +- в таком ключе. Уже понедельник, до сих пор не ответили :)
Рекламные бюджеты у вас на рекламу Яндекс.денег есть, а на звонок \ уведомление нет? Любой адекватный банк, при подозрительных действиях сразу звонит на номер телефона. Если карта \ счёт блокируется, хотя-бы удосужились бы смску отправить, моё негодование только в этом. У вас сервис просто на 0, не похоже на высокотехнологичную компанию. Вы послушайте запись телефонного разговора по этому обращению, да я слегка был недоволен (ну а кто был-бы доволен блокировкой счёта вот так?), если вы считаете, что такой сервис в порядке вещей, ну что ж, хорошо. А когда у меня спросили !EMAIL по телефону!, после того как я продиктовал номер кошелька (а ещё я звонил с номера который привязан к кошельку и карте), тут вообще без комментариев, ну это ДНО же, по буквам диктовал.
Честно, я был в шоке. Я же звоню в топовую ИТ компанию России, а не в интернет магазин из Усть-Урюпинска.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ладыгина

Извините за длительное ожидание. Коллеги в переписке сообщили вам причину блокировки и запросили необходимую информацию. Видим, что уже всё хорошо, расходные операции открыты.

Уведомления есть в кошельке, на почте. В некоторых случаях звоним. Всё зависит от ситуации. Понимаем, что любая проверка всегда неудобно — подумаем над тем, как уведомления сделать еще лучше.

Что касается адреса электронной почты, спасибо за фидбэк! Унесли руководству.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Potapov

Вы признали что - не обосновано заблокировали кошелек. Человек- заблокировавший его - принес большие неудобства клиенту.
Ваша "служба проверки" - не смогла оперативно разобраться и среагировать.
В итоге имидж яндекс - денег испортился вот только что еще сильнее.
Многие, кто как этот пострадавший , хотел потестить ваш сервис- теперь будут искать альтернативу (и она есть, чтоб не посчитали рекламой не буду писать, кому надо сами найдут) .
Так вот Вопрос :

Понес ли личное наказание сотрудник - заблокировавший кошелек ?

Или в я-деньгах как и в сбере любая уборщица может заблочить любой счет только потому что у нее сегодня ПМС ? И никакой ответсвенности за это нести не будет ?
Ведь ясно же что те кто блочили - как минимум вообще не разбираются в финансовых операциях, но при этом обладают почему то достаточными возможностями чтобы приносить компании убытки, портить имидж. Трепать нервы и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Perepiolkin

Лично у меня, претензии не к самому факту приостановлении операций по счёту (кошельку), тут у меня просто "негодование", у меня претензии именно к клиентскому сервису и к тому, как решаются такие проблемы. Это всё я описал выше. Мне написали причину приостановки операций по счёту, на email после того как я излил свою душу на VC.RU, так вот, это всё можно было решить за 30 секунд звонком ещё в пятницу, а я ведь сам звонил в колл-центр, да это дороже на пару рублей (не тысяч, а именно рублей). Но блин, хоть проблему и решили, но я реально разочаровался в Яндекс.Деньгах, не думал, что сервис по обслуживанию клиентов на таком низком уровне, как я понял, даже "карточка клиента" не поднимается по звонку с номера на которого зарегистрирован я как клиент (сейчас 2018 год), а ещё похоже, хоть карта и сам счёт Яндекс.денег привязаны друг к другу, но такое ощущение, что обслуживанием занимаются разные организации.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ладыгина

В этой блокировке нет ошибки сотрудника или сервиса. По закону мы обязаны проверять все счета и операции. В данном случае 9 числа мы отправили на вашу почту письмо, где запрашивали информацию и предупредили о том, что в случае её непредоставления, через несколько дней кошелёк будет заблокирован. К сожалению, мы не получили от вас ответа и через несколько дней кошелёк был заблокирован. После того, как вы написали в нашу службу поддержки - мы повторно уточнили у вас эту информацию и после того, как вы её нам отправили, кошелёк сразу же был разблокирован. Мы ещё раз приносим извинения за неудобства.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Perepiolkin

Я по этому и написал, что претензий к самой блокировки у меня нет, претензии именно к тому, как это потом решалось. По телефону когда я позвонил в пятницу, нельзя было уточнить эти данные? Да, я соглашусь, я сам не заметил это письмо http://prntscr.com/l9285y

Ну а где письмо о том, что операции заблокированы? Или плашка \ уведомление в самом кошельке, смс на номер телефона? Почему это выясняется после того, как я пробую совершить покупку? Разве это какие-то сложно-реализуемые вещи для Яндекса? Я уверен, у вас там в штате которые работают над проектом Яндекс.деньги, народу тьма, не ужели никто не догадался, что клиента нужно уведомлять о блокировки исходящих операций?
Представьте как было-бы круто, я такой пошёл в магазин, набрал целую тележку продуктов, пятница, вечер, очередь, и я пытаюсь оплатить покупку с карты Яндекс.деньги, оплата не проходит, люди начинают нервничать, я захожу с телефона на кошелёк, вижу что деньги есть, уведомлений о блокировки нет, наличных денег с собой тоже нет. Нормальная ситуация? СМС клиенту сколько стоит для Яндекса, 10 копеек, 5 копеек?

** Я очень горжусь тем, чего наша команда добилась за эти годы. Мы создаем инновационные продукты, улучшающие жизнь десятков миллионов людей. И мы не собираемся останавливаться. ** Цитата Аркадий Волож

Да проблему решили, в понедельник. А обнаружил я её в пятницу в 17 часов. А если-бы это были бы мои последние деньги и мне не на что было-бы купить покушать и я бы был в другом городе? Мне нужно было-бы милостыню просить на улице?

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда