{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Обязательная маркировка товаров: проект, который изменит российский бизнес

CEO сервиса для торговли МойСклад Аскар Рахимбердиев о том, как обязательная маркировка товаров в скором времени повлияет на российский бизнес, торговлю и потребителей.

Схема

На vc.ru уже писали про маркировку товаров, но в самых общих чертах. Мы готовим сервис МойСклад к поддержке новых требований законодательства и хотим рассказать о некоторых важных последствиях перехода на новую схему.

Напомню, что за несколько лет государство планирует сделать так, чтобы большинство товаров, которые мы покупаем в магазине, были маркированы — производитель или импортер будет наносить на каждое изделия уникальную метку. Без такой метки в Россию не попадет ни один товар (конечно, если он относится к маркируемым). Немаркированную продукцию будет запрещено продавать. Онлайн-кассы не будут автоматически запрещать продажу контрафактных товаров, но будут передавать данные о таких инцидентах в единую информационную систему.

Конечный покупатель сможет контролировать подлинность продукта, проверяя код специальным приложением на своем смартфоне.

Некоторые детали. Уникальные коды, которые будут наноситься на товар — это 2D-штрих-коды DataMatrix или метки RFID (для некоторых групп товаров). Далее их перемещение между производителем и оптовиками отслеживается при помощи накладных в системе электронного документооборота (ЭДО). Информация о розничных продаж — передаваться в электронных чеках из онлайн-касс. Оператором системы маркировки назначен Центр развития перспективных технологий, ЦРПТ.

Эта схема уже работает для сигарет, стартовал эксперимент по маркировке обуви. В ближайшее время маркировка станет обязательной для одежды, духов, белья, фотокамер, шин.

Схема выглядит просто и логично, в ней используются уже хорошо проверенные и надежные технологии. Но, как обычно, есть тонкости и нюансы.

Эпический каталог товаров

Каждый товар с маркировкой нужно зарегистрировать в национальном каталоге. Если вы импортируете новый товар — это ваша задача. Если вы сами производите что-то новое — естественно, тоже. Поскольку в каталоге будут находиться не категории товаров («Обувь мужская кожаная»), а конкретные артикулы («Кроссовки Abibas Airbourne лето 2018»), каталог имеет перспективу быстро вырасти вырасти до фантастического размера.

Самая большая головная боль появится у производителей дизайнерской одежды и обуви, где каждая модель может быть чуть ли не уникальной, но их все равно нужно регистрировать в каталоге. Сколько времени это займет и каким именно будет процесс, пока непонятно.

Импорт обрастает сложностями

Процесс полностью легального импорта сильно усложняется. Как это работает сейчас: вы заказываете на условном ТаоБао небольшую партию из 100 новейших спиннеров, оплачиваете их, получаете и начинаете продавать. Как это будет работать после введения маркировки (условный пример, спиннеры пока не требуют маркирования):

  • Вы регистрируете новую модель спиннера в Национальном каталоге.
  • Покупаете устройство, которое выдает коды маркировки (регистратор эмиссии). Да, для этого понадобится еще один криптозащищенный «программно-аппаратный комплекс» типа кассы.
  • Получаете коды для 100 спиннеров и отправляете производителю.
  • Заставляете производителя напечатать коды и наклеить их на спиннеры.
  • Ваши спиннеры приезжают на таможню с наклеенными кодами — как и требуется.
  • Таможня контролирует наличие кодов. Сама их не приклеивает и если кода нет, товар в РФ не пропускает.

Переоснащение производства

С небольшим производством дела обстоят проще. Вы покупаете регистратор эмиссии для получения кодов, принтер этикеток и прямо на месте по мере необходимости печатаете и наклеиваете штрих-коды.

Возможно, мелким производителям будет выгоднее воспользоваться аутсорсом: планируются так называемые Центры этикетирования и маркировки, у которых можно будет заказать партию готовых штрих-кодов. Конечно, за дополнительную плату.

Обязательный учет

Учет придется вести всем: для того чтобы контролировать расхождение между товарами, которые находятся у вас по мнению системы маркировки и теми товарами, которые фактически лежат на вашем складе. Штрафы за расхождения и несоответствия пока не прописаны, но они, несомненно, будут.

Отгрузка оптовому покупателю становится более замороченной: мы уже не сможем просто отправить сотрудника на склад с распечатанным заказом. Чтобы заполнить коды товаров в электронной накладной, ему придется выдать мобильный терминал с 2D-сканером, подключенный к вашей учетной системе.

Сложности для розницы

Кажется, что рознице досталась самая простая часть: подтвердили электронные накладные поставщиков, купили сканер на кассу, и все требования выполнены. Конечно, это не так.

При приемке товаров (например, в магазине) придется сканировать весь поступивший товар чтобы найти расхождения с данными в электронной накладной, которую прислал поставщик. Этот процесс уже хорошо знаком продавцам алкоголя.

Более сложным станет процесс подтверждения приемки. Сейчас, когда поставщик отправляет свою продукцию в магазин, сотрудник в магазине просто подписывает бумажную накладную и передает ее поставщику вместе с бумажной же доверенностью. В будущем покупателю придется подписывать в системе электронного документооборота накладные УПД (универсальный передаточный документ). По логике это нужно сделать в момент фактической приемки товара, иначе поставщик начнет волноваться. Но выдать сотрудникам во всех магазинах полноценной доступ в ЭДО кажется утопией. По всей видимости, для надежности мы будем привычно дублировать электронные документы бумажными.

Казалось бы, розничному магазину по крайней мере не придется самостоятельно выпускать и клеить штрих-коды: товар приходит уже маркированный. Но нет: покупатель вполне может вернуть товар с нечитающимся или потерянным кодом. Для повторной продажи его необходимо перемаркировать. Добро пожаловать в центр этикетирования!

Вывод

Маркировка товаров — очень сложный проект, по сравнению с которым недавний переход на онлайн-кассы покажется легкой разминкой.

Некоторые участники рынка однозначно выиграют от внедрения обязательной маркировки:

  • Государство, за счет повышения собираемости налогов.
  • Обычные граждане, за счет уменьшения доли некачественных подделок.
  • Известные бренды и крупные ритейлеры: им станет проще конкурировать с контрафактом и серым импортом.

В самом сложной ситуации традиционно окажется малый бизнес. Повышается планка требований для того, чтобы полностью легально заниматься торговлей или производством. Насколько существенными станут эти сложности, покажут ближайшие несколько лет.

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Схема работы по импорту напоминает бред. Заставить делать индивидуальные коды на товар иностранного производителя - не тривиальная.

Как будем делать параллельный импорт? Или будет монополия изготовителей на импорт? Тогда цены вырастут.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Импортеры будут уходить в кроссбордер, его власть никогда не решится закрыть, максимум какой либо налог введет, не более того.

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда