Обязательная маркировка товаров: проект, который изменит российский бизнес

CEO сервиса для торговли МойСклад Аскар Рахимбердиев о том, как обязательная маркировка товаров в скором времени повлияет на российский бизнес, торговлю и потребителей.

Схема

На vc.ru уже писали про маркировку товаров, но в самых общих чертах. Мы готовим сервис МойСклад к поддержке новых требований законодательства и хотим рассказать о некоторых важных последствиях перехода на новую схему.

Напомню, что за несколько лет государство планирует сделать так, чтобы большинство товаров, которые мы покупаем в магазине, были маркированы — производитель или импортер будет наносить на каждое изделия уникальную метку. Без такой метки в Россию не попадет ни один товар (конечно, если он относится к маркируемым). Немаркированную продукцию будет запрещено продавать. Онлайн-кассы не будут автоматически запрещать продажу контрафактных товаров, но будут передавать данные о таких инцидентах в единую информационную систему.

Конечный покупатель сможет контролировать подлинность продукта, проверяя код специальным приложением на своем смартфоне.

Некоторые детали. Уникальные коды, которые будут наноситься на товар — это 2D-штрих-коды DataMatrix или метки RFID (для некоторых групп товаров). Далее их перемещение между производителем и оптовиками отслеживается при помощи накладных в системе электронного документооборота (ЭДО). Информация о розничных продаж — передаваться в электронных чеках из онлайн-касс. Оператором системы маркировки назначен Центр развития перспективных технологий, ЦРПТ.

Эта схема уже работает для сигарет, стартовал эксперимент по маркировке обуви. В ближайшее время маркировка станет обязательной для одежды, духов, белья, фотокамер, шин.

Схема выглядит просто и логично, в ней используются уже хорошо проверенные и надежные технологии. Но, как обычно, есть тонкости и нюансы.

Эпический каталог товаров

Каждый товар с маркировкой нужно зарегистрировать в национальном каталоге. Если вы импортируете новый товар — это ваша задача. Если вы сами производите что-то новое — естественно, тоже. Поскольку в каталоге будут находиться не категории товаров («Обувь мужская кожаная»), а конкретные артикулы («Кроссовки Abibas Airbourne лето 2018»), каталог имеет перспективу быстро вырасти вырасти до фантастического размера.

Самая большая головная боль появится у производителей дизайнерской одежды и обуви, где каждая модель может быть чуть ли не уникальной, но их все равно нужно регистрировать в каталоге. Сколько времени это займет и каким именно будет процесс, пока непонятно.

Импорт обрастает сложностями

Процесс полностью легального импорта сильно усложняется. Как это работает сейчас: вы заказываете на условном ТаоБао небольшую партию из 100 новейших спиннеров, оплачиваете их, получаете и начинаете продавать. Как это будет работать после введения маркировки (условный пример, спиннеры пока не требуют маркирования):

  • Вы регистрируете новую модель спиннера в Национальном каталоге.
  • Покупаете устройство, которое выдает коды маркировки (регистратор эмиссии). Да, для этого понадобится еще один криптозащищенный «программно-аппаратный комплекс» типа кассы.
  • Получаете коды для 100 спиннеров и отправляете производителю.
  • Заставляете производителя напечатать коды и наклеить их на спиннеры.
  • Ваши спиннеры приезжают на таможню с наклеенными кодами — как и требуется.
  • Таможня контролирует наличие кодов. Сама их не приклеивает и если кода нет, товар в РФ не пропускает.

Переоснащение производства

С небольшим производством дела обстоят проще. Вы покупаете регистратор эмиссии для получения кодов, принтер этикеток и прямо на месте по мере необходимости печатаете и наклеиваете штрих-коды.

Возможно, мелким производителям будет выгоднее воспользоваться аутсорсом: планируются так называемые Центры этикетирования и маркировки, у которых можно будет заказать партию готовых штрих-кодов. Конечно, за дополнительную плату.

Обязательный учет

Учет придется вести всем: для того чтобы контролировать расхождение между товарами, которые находятся у вас по мнению системы маркировки и теми товарами, которые фактически лежат на вашем складе. Штрафы за расхождения и несоответствия пока не прописаны, но они, несомненно, будут.

Отгрузка оптовому покупателю становится более замороченной: мы уже не сможем просто отправить сотрудника на склад с распечатанным заказом. Чтобы заполнить коды товаров в электронной накладной, ему придется выдать мобильный терминал с 2D-сканером, подключенный к вашей учетной системе.

Сложности для розницы

Кажется, что рознице досталась самая простая часть: подтвердили электронные накладные поставщиков, купили сканер на кассу, и все требования выполнены. Конечно, это не так.

При приемке товаров (например, в магазине) придется сканировать весь поступивший товар чтобы найти расхождения с данными в электронной накладной, которую прислал поставщик. Этот процесс уже хорошо знаком продавцам алкоголя.

Более сложным станет процесс подтверждения приемки. Сейчас, когда поставщик отправляет свою продукцию в магазин, сотрудник в магазине просто подписывает бумажную накладную и передает ее поставщику вместе с бумажной же доверенностью. В будущем покупателю придется подписывать в системе электронного документооборота накладные УПД (универсальный передаточный документ). По логике это нужно сделать в момент фактической приемки товара, иначе поставщик начнет волноваться. Но выдать сотрудникам во всех магазинах полноценной доступ в ЭДО кажется утопией. По всей видимости, для надежности мы будем привычно дублировать электронные документы бумажными.

Казалось бы, розничному магазину по крайней мере не придется самостоятельно выпускать и клеить штрих-коды: товар приходит уже маркированный. Но нет: покупатель вполне может вернуть товар с нечитающимся или потерянным кодом. Для повторной продажи его необходимо перемаркировать. Добро пожаловать в центр этикетирования!

Вывод

Маркировка товаров — очень сложный проект, по сравнению с которым недавний переход на онлайн-кассы покажется легкой разминкой.

Некоторые участники рынка однозначно выиграют от внедрения обязательной маркировки:

  • Государство, за счет повышения собираемости налогов.
  • Обычные граждане, за счет уменьшения доли некачественных подделок.
  • Известные бренды и крупные ритейлеры: им станет проще конкурировать с контрафактом и серым импортом.

В самом сложной ситуации традиционно окажется малый бизнес. Повышается планка требований для того, чтобы полностью легально заниматься торговлей или производством. Насколько существенными станут эти сложности, покажут ближайшие несколько лет.

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Цой жив

Этот проект не просто сложный, он нереализуемый.
- Как наклеить код, скажем на иголку, кольцо, деталь?
- Что будет если система даст сбой - вся торговля в стране встанет?
- А таможня каждый товар будет вручную сканировать?
- А переоборудование всех касс сколько будет стоить предпринемателям?
- А если решение монополиста будет дорогим и неээфективным?
- Сколько будет занимать процесс покупки, когда ксссир будет искать еще и эту метку?
- На сколько % вырастят цены на товары, чтобы покрыть затраты на эти системы?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

Это продумано. Есть маркировка транспортной упаковки — пропикать надо одну коробку. Уже работает для сигарет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Броткин

1. Это не позволит торговать на развес. Переупаковка требует генерацию кода и регистрацию его в системе
2. Оператор подзаколебается обрабатывать и хранить все операции (регистрация, перемещение, отгрузка/приемка, упаковка/разупаковка, продажа, возврат...) в таких объемах

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

Развес пока не планируется маркировать.

Объем операций будет действительно эпический. Но электронные чеки, например, вполне работают. Хотя там на порядок проще система, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

а что делать с товаром который лежит к примеру 10 лет?

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда