Заработать на комиссионном магазине в эпоху Avito и соцсетей Статьи редакции

Монолог основательницы Second Friend Store Анны Любан: о запуске магазина, выручке, продвижении и доходах в кризис.

Анна Любан Фото: Second Friend Store

Second Friend Store — это московский комиссионный магазин, который продаёт вещи от дизайнеров и премиальных брендов: Dries van Noten, Ann Demeulemeester, Maison Margiela и других.

Его основатель Анна Любан рассказала об идее и бизнес-модели проекта, расходах на запуск, конкуренции с соцсетями, Avito и другими досками объявлений, а также о том, почему комиссионные магазины вопреки ожиданиям не получают сверхдоходов в кризис.

Идея

Идея Second Friend Store возникла в 2011 году. В то время я работала менеджером проектов в инвестиционной компании «Ренессанс-капитал», но мне хотелось запустить что-то своё.

Я получала неплохую зарплату и любила хорошо одеваться: из-за этого у меня в гардеробе скопилось много вещей, которые не носились или покупались на вечеринку.

Тогда я стала думать, куда их можно деть. Продавать на Avito или через соцсети — это не по мне. Сперва нужно потратить время и сфотографировать вещи с разных ракурсов. Потом — общаться и встречаться с покупателями. Наверняка они захотят примерить одежду, а впускать незнакомых людей домой не хотелось.

Тогда я подумала, что с такими проблемами сталкиваются и другие люди, которые хотят избавиться от ненужной одежды, и решила взять их на себя. Я хотела предложить простой сервис: чтобы клиент пришёл, сдал ворох вещей, а после продажи — забрал деньги или получил перевод на карту.

А мы взяли бы на себя все хлопоты: приёмку, сортировку, починку, съёмку и продажу. И зарабатывали бы на комиссии за услуги.

Реализация

Мы начинали вместе с подругой. Сперва создали сайт: дизайн бесплатно нарисовал мой друг Кирилл Тен (бывший дизайнер «Студии Лебедева» — vc.ru), а сверстал — будущий сооснователь Coub Михаил Табунов. Сайт обошёлся нам в 60 тысяч рублей.

В 2011 году похожих сервисов в России не было, и когда мы запустились, про нас написали многие популярные издания: «Афиша», The Village, Look At Me, Vogue, Time out.

Это помогло нам на старте: за неделю мы распродали все наши запасы — около 100 вещей, но благодаря публикациям получили огромное количество новых заявок на сдачу одежды.

Поскольку про нас написали авторитетные издания, то люди, которые приносили вещи, были стилистами и медийными личностями, у которых в силу профессии достаточно большие гардеробы. К нам рекой потекли прекрасные вещи от Acne studios, Saint Laurent, Helmut Lang, Marni и других классных брендов. Так мы и начали.

Первый год я занималась проектом в свободное от работы время. Но вскоре я решила уволиться и полностью заняться Second Friend Store — не потому, что комиссионный магазин казался мне суперперспективным бизнесом — просто я устала от работы, и мне хотелось чего-то нового. Если бы не было Second Friend Store, то пошла бы искать другую работу.

К тому же тогда проект уже не был просто хобби — требовал много сил и времени. И я поняла, что раз так сложилось, значит, нужно идти в Second Friend Store и развивать его.

Выход в офлайн

Первые несколько лет мы базировались в квартирах друзей, которые любезно предоставляли их под шоу-рум. Спустя два года мы сняли под шоу-рум квартиру неподалёку от центра, на улице Правды.

Объемы росли, у нас уже работало пять сотрудников, нужно было нанимать продавцов, и в 2013 году мы решили снять большое пространство под офис и шоу-рум.

Мой партнёр предложила арендовать помещение на территории бывшего Бадаевского завода. Тогда это место только начинало развиваться, и на него возлагались большие ожидания. Арендодатели обещали золотые горы, что это будет очередной модный кластер вроде Artplay или «Красного Октября».

Подкупало расположение «Бадаевского» — рядом с «Москвой-Сити» и торговым центром «Европейский», популярными у нашей целевой аудитории местами.

Но со временем мы стали замечать недостатки. Во-первых, завод располагается не так близко к метро — 20 минут пешком от станции «Киевская».

Как оказалось, большая часть наших покупателей пользуется общественным транспортом. В плохую погоду это расстояние тяжело преодолеть, а многие и вовсе не доезжали.

Во-вторых, на «Бадаевском» стали открываться рестораны Аркадия Новикова. И публика приезжала в основном нацеленная на развлечения, а не на шоппинг — на территории завода мы были единственным проектом, продающим одежду.

В-третьих, администрация не занималась благоустройством. Было забавно наблюдать, как по колдобинам к ресторанам подъезжали Porsche и Maserati. Стало понятно, что администрация ничего не будет делать с заводом. Как всё было разбитым, так оно и останется.

Ремонт обошёлся нам дорого: мы потратили около 5 млн рублей. Нам достался разваленный и разбитый вдребезги старый цех, из которого нужно было вычистить и вынести всё, что осталось от завода.

Сперва мы платили за аренду 300 тысяч рублей в месяц, но плата каждый год индексировалась. К началу 2018 года она выросла до 450 тысяч рублей в месяц.

В итоге мы решили съехать в более удачную локацию. Месяц назад переехали на «Хлебозавод» — пространство неподалёку от дизайн-завода «Флакон». Арендуем два этажа: на первом наша торговая зона площадью 115 м², а на втором — офис площадью 140 м². В месяц платим 500 тысяч рублей.

Продажи

Мы с самого начала решили сфокусироваться на дорогих дизайнерских вещах. Хотя сейчас у нас нет чёткой привязки, что мы продаём только люкс.

Принимаем одежду премиум-класса, иногда к нам попадает даже масс-маркет. Есть вещи безымянных дизайнеров или сшитые на заказ. Но принимать люкс выгоднее — маржинальность нашего бизнеса составляет 43%, и когда мы продаём вещь за тысячу рублей, то доход намного ниже, чем если бы мы продали вещь за 50 тысяч рублей.

Мы рассчитываем стоимость вещей в зависимости от её актуальности, износа и средней стоимости бренда на распродажах на сайтах Net-a-Porter, Farfetch, «ЦУМ» и так далее.

Если нам принесли платье Dolce & Gabbana, то оно не должно стоить дороже, чем могло бы стоить новое со скидкой 70%. Дальше включаются разные факторы: что за бренд, какого года вещь и так далее.

Бывают случаи, когда попадают вещи с коллекций, которые продаются в нынешнем сезоне. У нас нет чёткого конструктора, по которому складывается цена. Здесь сильно играет человеческий фактор.

Стоимость вещей от дизайнера Дриса ван Нотена в Second Friend Store. Некоторые ни разу не надевались
Стоимость вещей от Дриса ван Нотена на сайте «ЦУМа»

Все цены обговариваются с комитентами (людьми, которые сдают вещь и подписывают договор комиссии — vc.ru). Есть комитенты, которые хотят быстро продать вещь. Они говорят, что им всё равно, и полагаются на наш опыт: главное, чтобы всё продалось. Другие говорят, что купили вещь за 100 тысяч рублей и хотят продать за столько же.

Иногда приходится идти навстречу клиенту, максимально опуская или поднимая цену. Бывают клиенты, которым вещи достались даром, и они готовы продать всё дёшево. Мы начинаем объяснять, что не можем продать по такой цене, потому что нас тогда все возненавидят за демпинг.

Нас часто обвиняют в демпинге рынка. Мы всегда опираемся на средний чек масс-маркета вроде брендов Zara или Massimo Dutti. Человек за те же деньги, которые потратит в торговом центре, покупает брендовую вещь хорошего качества, сшитую из других материалов.

К тому же у нас есть много вещей, которые стоят дёшево — по сравнению с первоначальной стоимостью. Недавно продавалось пальто Balenciaga из текущей коллекции. На Farfetch оно стоит больше 200 тысяч рублей, а у нас — 100 тысяч рублей.

Понятно, что не все люди оперируют такими суммами при покупке одежды. Но сам факт, что вещь из новой коллекции у нас стоит в два раза дешевле, вызывает не очень хорошие эмоции у компаний, которые занимаются продажей и перепродажей одежды. Они считают, что мы поступаем неправильно.

Наша среднемесячная выручка — 5 млн рублей. Мы принимаем в месяц около 800 артикулов, и это лишь 10% от поступающих заявок. Мы не берём неактуальные бренды или модели устаревших фасонов.

Мы просто знаем, что они у нас не продадутся, ведь они вышли из моды. Люди хотят одеваться красиво. Мы стараемся поддерживать имиджевую составляющую, чтобы отсеивать неактуальные предметы гардероба.

Например, джинсы скинни. Они были в моде лет десять назад, а сейчас тренд на широкие джинсы, укороченные или клёш. У нас скинни продаются тяжело и скапливаются в огромном количестве. Мы всегда балансируем и работаем с остатками. Если и берём скинни, то только люксовых брендов.

И конечно, смотрим на изношенность вещи. Часто попадается одежда, которую хорошо поносили. Какой бы модной ни была вещь от Céline, но если она вся в катышках, то не может стоить дорого.

Продвижение

Для продвижения используем достаточно стандартные каналы: SEO и контекстную рекламу. Самый крутой — SEO, контекст на втором месте.

Для повышения LTV мы используем почтовые рассылки. У меня есть люди на аутсорсе, которые занимаются продвижением сайта в поисковиках, настраивают таргетинг и ретаргетинг. Есть люди, которые занимаются соцсетями и коммуникациями с клиентами. Но в итоге контролирую всё я: слежу за показателями, прорабатываю стратегию, меняю сценарии интернет-маркетинга.

Что касается продвижения в соцсетях (Facebook, Instagram, «ВКонтакте»), то здесь я не могу похвастаться успехами. Мы пробовали привлекать клиентов и там, но для нас это дорого, так как мы не сильно крупные. Тех бюджетов, которые можем выделить на соцсети, недостаточно, чтобы можно было их окупить.

В самом начале мы тратили по 10-15 тысяч рублей в месяц на продвижение в соцсетях и доходили до 50 тысяч рублей, но результаты были так себе. Поэтому пока мы остановились только на том, что используем соцсети как каналы коммуникации и размещения контента. И привлекаем пользователя только в группы, не уводя его на сайт.

Для нас важны две конверсии, которые мы отслеживаем для анализа эффективности работы канала, — в заказ и в регистрацию на сайте. Стоимость клиента, который делает заказ, в среднем по всем каналам выходила по 1000 рублей, а в регистрацию — около 500 рублей.

Как живёт комиссионный магазин в эпоху Avito и соцсетей

Мы отсеиваем 90% вещей, которые к нам приносят. Это не только одежда, которая вышла из моды, но и вещи от брендов вроде Mango, Bershka, Stradivarius.

Мы не принимаем всё, что продаётся в огромных количествах в торговых центрах, потому что это финансово невыгодная история. Потребность людей избавляться от накопленных вещей колоссальна. Хорошо, что есть Avito, который берёт на себя часть такой аудитории.

В самом начале мы пробовали продавать вещи через Avito, но в то время там ещё не было аккаунтов для компаний, и потенциальные покупатели сильно смущались, когда узнавали, что за объявлением стоит не частное лицо, а магазин.

Мы отличаемся от Avito, Youla и сообществ в соцсетях тем, что предлагаем сервис для людей, которые хотят продать много вещей. Одну вещь легко продать самому. А если их 15?

Кроме того, мы предлагаем сервис и для покупателей — стараемся делать наш проект как магазин. У нас есть шоу-рум, продавцы, примерочные: у клиента стирается граница, что он покупает поношенные вещи в секонд-хенде. Мы ничем не отличаемся от магазина, который находится за соседней дверью, — всё то же самое.

Также у нас есть курьерская служба, которая привозит вещи домой: у клиента есть 15 минут, чтобы их примерить, выбрать и оплатить. А если покупать вещи на досках объявлений или в соцсетях, нужно встречаться с неизвестным человеком и непонятно, где померить вещь.

Пока я не считаю Avito конкурентом, так как они очень уж крупные, с огромными бюджетами. То есть, конечно, это определённо конкурент, но состязаться с ними я пока не имею возможности. При этом я считаю своими конкурентами всех, кто продаёт одежду в моём ценовом сегменте — ту же Zara.

Если говорить о конкуренции, которая заставляет тебя думать о том, как становиться лучше, то есть классный проект от ребят из Перми themarket. Он появился год назад, если не меньше, — как аналог американского проекта Grailed. Он больше про уличную моду, но ребята делают круто — мне они симпатизируют.

Заработки в кризис и трудности

Все думают, что в кризис у комиссионных магазинов идёт пруха, но это не так: нам так же тяжело, как и всем. После девальвации рубля в 2014 году первое время было ещё более-менее, а потом случился серьёзный провал во входящем потоке вещей — люди перестали сдавать одежду в таких количествах, как раньше.

Наш бизнес сильно завязан на входящем потоке вещей. У нас есть планы на каждый месяц — сколько мы должны принять артикулов в месяц, чтобы их продать и покрыть все расходы. Если люди перестают сдавать вещи, то нам нечего продавать. Если нам нечего продавать, то у нас нет денег.

На нас кризис сильно повлиял: не произошло эффекта, что все к нам побежали покупать. Люди, которые раньше покупали в «ЦУМе» новые вещи, к нам не пришли, а у покупателей с меньшим достатком закончились деньги.

Люди стали разумнее покупать товары. Я вижу это по себе — куплю пуховик и буду носить его, пока он не сгниёт. Покупатели не так активно меняют гардероб, как раньше. Они стали больше обращаться к масс-маркету и премиум-брендам, например, к Sandro, Maje, Uterque и так далее.

Но покупатели начали приходить в себя — по сравнению с 2014 годом ситуация на рынке гораздо лучше.

Кроме того, в нашем бизнесе есть сезонность. Летом выручка всегда ниже, потому что летние вещи в среднем дешевле. Футболка и джинсы стоят меньше, чем куртка и свитер.

Также на нас влияют распродажи крупных игроков рынка — люди начинают ходить по магазинам и тратить деньги на новые вещи со скидкой.

Если продолжать разговор о трудностях, ещё одна боль — это поиск сотрудника на позицию байера. Он отвечает за приём и отбор вещей. Это должен быть человек, который, во-первых, хорошо разбирается в моде, знает дизайнеров и актуальность коллекций.

А во-вторых, он должен быть коммуникабельным, потому что нужно каждый день постоянно общаться с клиентами, а также поддерживать темы о моде. Как показала практика, таких людей найти сложно.

Сейчас у нас работает девочка Катя. Скоро будет год, как мы взяли её на работу. Перед этим мне пришлось отсеять 30 кандидатов — я всегда сама провожу собеседования.

На рынке есть проблема с поиском профессионального байера — нет хороших ресурсов. Когда ты ищешь маркетологов, SMM-щиков, ты знаешь, куда идти. А где искать байеров в комиссионный магазин? Непонятно.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Руслан Зиганшин

CPA/CPO с органики как считали? ЗП сеошников делили на количество действий?

Подскажите, какая там у них ЗП тогда...=)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Яковина

А как при ФОТ 600 тыс. рублей налоги 180?))

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sazonov

eBay не пробовали для продаж использовать? Ведь иностранные покупатели более платежеспособны и там есть серьезный спрос на брендовые б/у вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Там проблемы с доставкой, конкуренция опять же... оно им надо?
Ребята в Москве свою нишу нашли, тут достаточно состоятельных людей готовых вот так продавать/покуптаь модные вещи.

К тому же, шоурум как основная статья расходов у них говорит сам за себя. Такие комиссионные вещи люди сами хотят приехать померить в стильной атмосфере.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sazonov

Проблемы есть только с отправкой первых ~5-10 заказов - не очень понятно как это правильно делать, а потом уже проблем нет никаких и всё идёт по накатанной.

Что касается конкуренции, то она в этой нише не такая серьёзная, плюс на eBay есть аукционы и если вещь действительно редкая, а брендовые вещи порой именно такие, то продать можно с очень большой наценкой.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Svischov

Когда ты ищешь маркетологов, SMM-щиков, ты знаешь, куда идти. А где искать байеров в комиссионный магазин? Непонятно.

Ищите их вконтакте и инсте среди всяких стилистов, имидж мейкеров. Не топовых конечно, но они там все примерно в теме

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Что такое «байеров»? По контексту имелось ввиду покупателей?
Неужели этот совершенно неуместный ломающий язык англицизм проще, чем слово покупатель?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Байер это уже вполне устоявшееся название специализации. Видимо, вы просто далеки от сфер, где эти товарищи работают - эйчар, маркетолог или супервайзер тоже когда-то были новы на слух.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

О том и речь, что это, если и «устоявшееся-название-специализации», то в очень узких кругах. К тому же, вопрос именно об уместности использования англицизма.

Если маркетолог и супервайзер не переводятся, то вот эйчар — кадровик, байер — закупщик (как выяснилось).

Уверен, что многие из нас не против заимствований, тем более, когда аналога в русском языке нет, но лично мне становится очень грустно, когда язык уродуют неуместными сложными конструкциями.

Зря вы так, зря-зря-зря :'(

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Микс русского с англицизмами напоминает мне армянина, который вставляет наши матерные в свою речь.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Скорее закупщик - человек на входящем потоке вещей, который должен разбираться в тематике. Хорошее брать, неликвид не брать.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Svischov

Отдел закупок скорее

Ответить
Развернуть ветку
Вова Зможин

Скупщик

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Бородин

"Байер" портит все ощущение от статьи. Видимо это слово должно создать чувство люксовости, премиальности, заграничного менедмента по задумке автора. Но на самом деле просто коверкает русский язык. За статью спасибо, подробно и честно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шепелев

Байер, так и называется эта профессия!
Никакого тут пафоса нет!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Бородин

Вы имеете ввиду байер вокер? Нашел в Гугле такую профессион. В основном вакансии от интернэшэнал компани типа Космополитан.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Попробовал посмотреть ассортимент. Обувь не нашёл, посмотреть без регистрации не получилось. Возможно это магаз не для меня, но в ЦУМ Дисконте у меня себе получается что-то найти, а тут нет.

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

В ряд ли они торгуют лыжными ботинками, остальная обувь не подлежит перепродаже из-за деформаций и гигиены. Многие пытаются детскую обувь передавать по наследству, ортопеды за это нещадно п*здят, короче, нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kalandarov

Привет от ребят из Перми из themarket.io 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Моржик

Попап на 500 руб при пальто за 100000?

Ответить
Развернуть ветку
javascriptvoid0

“...и когда мы продаём вещь за тысячу рублей, то доход намного ниже, чем если бы мы продали вещь за 50 тысяч рублей...” Это прекрасно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ngue Tang

недвижимость, электроника, музыкальные инструменты, автомобили, обучение, услуги, кастинги, события, https://sumy.club

Ответить
Развернуть ветку
Finn Foley

The content catered to both beginners and experts. 8 Ball Sherpa Jacket

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда