«1С» для интернет-магазина: блеск золота для франчайзи и нищета функциональности для пользователя

Статья рассказывает о том, что ожидать от использования системы «1С» для интернет-магазина. Все знакомы с картинкой-мемом «ожидание-реальность». Автор работает в давно функционирующем интернет-магазине без единой товаро-учётной системы (Excel, макросы и прочий хардкор).

Поэтому автор имеет представление нормальной схемы работы интернет-торговли и хорошо сформированное «ожидание» от внедрения нового ПО, а в статье рассказывается, как неприглядна «реальность» при внедрении «1С» даже для небольшого интернет-магазина.

Взгляд на рынок и догадка, почему нет аналогов «1С»

Если спросить у обычных людей, даже не айтишников, какая есть товаро-учётная система, то большинство ответит «1С». Граждане с особо расширенным кругозором назовут еще Ultima ERP. Даже если как следует поискать в интернете, выходит, что конкурентов у «1С» и нет.

Как такое могло произойти? Наверно, «1С» настолько хорошая система, что переиграла всех конкурентов в борьбе и осталась в гордом одиночестве, предположит наивный читатель. У меня, человека знакомого с термином «ошибка выжившего» и наукой «маркетинг», более реалистичное и циничное объяснение этому факту.

Думаю, успех «1С» связан с успехом маркетинга.

Позвоните в небольшую компанию, занимающуюся внедрением «1С». Скажите, что вам надо внедрить «1С» и ничего из программ не куплено, — вы почувствуете, как на той стороне телефона разгорится желание с вами работать.

Повторите эксперимент и скажите, что все лицензии уже куплены, и большинство мелких компаний и частников попробуют «слиться». Кто-то скажет прямо, кто-то витиевато. Ведь секрета никого нет, внедренцы «1С» зарабатывают 50% от стоимости всех проданных вам лицензий. Доходы от продажи лицензий составляют немалую часть денег, которую может заработать франчайзи при работе с маленькой компанией, с которой много не возьмёшь.

Подозреваю, что успех в распространении «1С» связан не с офигенностью программы, а с построением умелой сети продаж. Поставьте себя на место софтверной фирмы. При наличии двух программ, что вам выгоднее использовать в работе: программу, которая пусть даже будет удобнее и лучше, или программу, на которой вы сразу заработаете половину?

«1С» — это дорого

Капля вводной информации, которая сэкономит вам время: «1С» восьмой версии — это своего рода среда, нечто вроде операционной системы, в которой в дальнейшем можно запускать конфигурации, своего рода программы. Конфигурации делает как сама «1С», так и её крупные партнёры, их может делать вообще кто угодно.

Сейчас самой продвинутой системой для торговли от «1С» является «Управление Торговлей 11», для сайта — «Битрикс» в самой полной-неурезанной версии «Бизнес». У вас есть прайс-лист по ссылке выше, легко можно прикинуть, во сколько выйдет внедрить «1С» для интернет-магазина.

Итак, нужна система товароучёта и сайт, а также возможность подключаться к системе для десяти человек. Десять человек много для начала? Любое подключение к системе — пользователь. Два менеджера, закупки-приёмка, менеджер, директор или владелец, бухгалтер, контент-менеджер или товаровед, касса в точке самовывоза — уже больше пяти, пусть будет ещё запас.

Считаем.

«1С: Предприятие 8. Управление Торговлей» (USB) + «1С Битрикс: Управление сайтом. Бизнес» + «1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия» на пять рабочих мест (USB).

79 815 + 28 100 х 2 = около 136 тысяч рублей.

Нормальная цена. А что сейчас дёшево стоит? Идём далее, все франчайзи вам расскажут, что в файловом режиме базы данных «1С» работает плохо, медленно, и рано или поздно база поломается. Работа встанет, оно вам надо? Нужно, чтобы всё работало на сервере.

«1С: Предприятие 8.3. Лицензия на сервер» (x86-64) (USB) за 103 700 рублей всяко дешевле пары дней простоя.

Промежуточный итог: на лицензии от «1С» для небольшого интернет-магазина требуется 240 тысяч рублей. Немало? Ахаха, это только начало!

Файловый режим работы — это когда база данных в виде файла на жёстком диске, а серверный режим предполагает наличие системы управления базой данных (СУБД). В теории есть платная Microsoft SQL и бесплатная PostgreSQL. На практике большинство компаний не хочет возиться с PostgreSQL, не умеют или невыгодно (наверняка неплохой процент от продажи даёт и Microsoft) — не знаю, но такова суровая действительность.

Поэтому покупаем СУБД: Лицензия на сервер MS SQL Server 2014 Standard Runtime для пользователей «1С: Предприятие 8» + Клиентский доступ на пять рабочих мест к MS SQL Server 2014 Runtime для «1С: Предприятие 8».

26 116 + 61 375 х 2 +149 тысяч = 389 тысяч рублей.

Кстати, для «1С» нужна специальная операционная система:

Microsoft Windows Server Standard 2016 64-bit Russian 1pk DSP OEI DVD 16 Core с RDP стоит 44 374 рубля.

389 тысяч + 44 тысячи = 433 тысячи рублей.

И вообще, к «1С» мы хотим иметь возможность подключаться удалённо, а не только в офисе, поэтому покупаем доступ к удалённому рабочему столу RDP:

(Microsoft Windows Server CAL 2016 Single Open No Level User CAL + Microsoft Windows Remote Desktop Services CAL 2016 Single Open No Level User CAL) х10.

(1975 + 6871) x 10 = около 88 тысяч рублей.

389 тысяч + 88 тысяч = 521 тысяча рублей.

Полмиллиона на лицензии для простого интернет-магазина. Охренеть! И это без установки. На установку накидываем ещё 100 тысяч рублей сверху.

Естественно, для работы программ требуется компьютер-сервер, в умеренно-разумном виде этого ещё 100 тысяч рублей.

Более 700 тысяч рублей уплачено, ну теперь-то у меня всё будет по красоте, думаете вы, и жестоко обламываетесь!

Импорт базы товаров в «1С», точнее его отсутствие

Работа по внедрению «1С» для уже работающего магазина начинается с импорта всего, что можно. Для максимального упрощения это может быть только каталог товаров. Думаете, потратили на софт от «1С» около 240 тысяч рублей, выгрузили всю базу товаров в табличном виде в CSV-v или XLS-файл — и сейчас быстренько всё импортируете?

Нет, в «Управление Торговлей 11» нет импорта каталога товаров. Есть на просторах форумов какие-то обработки (подпрограммы) для этой цели, но все они одинаково ограниченны и ущербны. Каждый программист каждый раз пишет новую обработку для импорта каталога товаров. Как вы понимаете, это деньги, минимально 30 тысяч рублей.

Ведение каталога товаров и услуг в «1С»

Наберите в лёгкие воздуха и лучше сядьте, сейчас будет явление карточки товара в лучшем программном продукте от «1С». Лидер рынка, десятки тысяч работающих магазинов, интернет-магазинов и гигантов торговли в СНГ.

Карточка товара в «1С» УТ11. Не надо быть Безосом, чтобы понять, что перед нами функциональный инвалид.

Это не фотомонтаж, и я не прикалываюсь — всё выглядит действительно так.

Фатальные недостатки каталога товаров в «1С Управление Торговлей 11»

  1. Картинка для товара добавляется только одна. Как надо: сколько угодно фотографий.
  2. Картинка без водяного знака. Как надо: в БД должно быть оригинальное фото, на сайте с водяным знаком.
  3. Картинка модификации товара (цвет, размер) не добавляется. Как надо: как везде — фотографии для всех цветов и размеров.
  4. Описание товара просто текстом без HTML-оформления. Как надо: с красивым оформлением.
  5. Вес товара указывается только один. Поясню важность. Стоимость доставки, как мы все знаем, считается по весу. Банка краски 1 л и бочка 50 л, ботинки 30 размера и 46 размера, лестница 2 метра и 4 метра — эти и прочие товары по логике ведения каталога должны быть выполнены как разные модификации одного товара и присутствовать в интернете на одной странице (с переключателями). Логика работы УТ11 делает это невозможным в принципе, вес товаров и стоимость доставки не будут иметь общего с реальностью.
  6. Не записывается дата добавления товара, дата начала продаж и прочее. Как надо: служебная информация должна быть, она облегчает работу.

Я и представить себе не мог, что всё настолько плохо. «1С Управление Торговлей 11» в 2018 году — это уровень 2003 года. В программе для торговли начисто отсутствует жизненно важная функциональность, без которой просто нельзя работать в современном мире.

Кто-то может возразить, что всё это есть в «Битриксе». Действительно, пункты с первого по четвёртый есть. Давайте по-серьёзному, вся функциональность и информация должны быть не раскиданы как мусор по разным местам, порождая хаос синхронизаций и недопонимание у сотрудников, а находиться в одной базе — в УТ11. Это единственный возможный вариант.

При размазывании каталога товаров по «1С» и по «Битриксу»:

  • Невозможно сделать нормальный единый бэкап. База и товародвижения в «1С», картинки и описания в «Битриксе».
  • Приемщик на складе или продавец в пункте самовывоза тупо не может посмотреть, как должен выглядеть товар. На сайте ему что ли рыться?
  • Закупщик имеет дело с безликими строками.
  • Контент-менеджер должен наполнять две базы и следить, чтобы всё совпадало.
  • И сотня других возможных косяков, которые просто лень придумывать. Кстати, такой единственно верный подход «всё в одной базе» реализовала Ultima ERP (ulmart, например, на ней работал) — самое позднее ещё в 2010 году (отсюда это очевидно).
Моя боль в виде картинки-мема

Малозначительная придурь в работе «1С»

Мало того, что в «1С» используется русский язык для программирования, они используют свой русский язык для обозначения всей функциональности и терминологии.

Все привыкли, что «хедер» и «футер» обозначают верх и низ страницы, ну или «шапка» и «подвал». В «1С» это называется «пролог» и «эпилог».

А «Каталог товаров и услуг» — номенклатура.

Товарное предложение или SKU — характеристика.

Использование русского языка в программировании «1С» несёт неудобства не самим фактом использования кириллицы, а нестандартностью и непохожестью на все другие языки программирования. Как говорил преподаватель в институте, стоявший у истоков «1С», изначально предполагалось, что бухгалтер (фирма и программа «1С» начиналась с бухгалтерии) сам может дописать нужные ему функции в программе.

Как мы знаем, бухгалтерский и налоговый учёт с 90 годов сделали большой шаг вперёд в сторону мордора (шутка ли, 30 отчётов в год для упрощённой системы налогообложения), и сейчас такие вещи никому в голову не придут.

Русский язык в программном коде «1С» остался просто как рудимент.

Наличие же своего куриного языка (на птичий язык не тянет) в терминологии я объяснить ничем не могу.

Что делать

Это не рекламная статья, не троллинг, это личный опыт. У меня есть купленные сервера, лицензии «1С» и понимание, как должен работать наш небольшой интернет-магазин. Но нет никакого понимания, как всё реализовать в «1С» или хотя бы как найти грамотного специалиста.

Перейти на другую систему? Разработчики системы Ultima ERP, упоминаемой в статье, не заинтересованы в работе с малым бизнесом. У них есть бесплатная система Ultima 2C, но она поставляется в виде «качайте и разбирайтесь сами», и сторонних разработчиков под неё нет.

Что делать? «1С» монополист, все модули от сторонних сервисов (например, служб доставки), подпрограммы и драйверы пишутся под неё и только под неё. На ней работают все. Как им удаётся? Множество нормальных интернет-магазинов работают на «1С», и у них на сайтах вся современная функциональность.

По всей видимости единственный выход — дорабатывать систему. Много дорабатывать. Да, даже если вы хотите открыть свой даже небольшой интернет-магазин, то при выборе систем «1С Управление Торговлей 11» и «Битрикс» вам потребуется потратить многие сотни тысяч рублей на доработку программ до базовой функциональности.

Не каких-то специфичных функций, а самой стандартной функциональности, без которой в наше время невозможно нормально работать. Ну, попытаться работать можно, но продавать не получится.

— Ты же не можешь ответить «потому что гладиолус»?

— Могу!

Тариф на доработки в среднем 2500 рублей в час, крепитесь.

Стоит также понимать, единожды ступив на дорожку доработки «1С», ваша конфигурация становится специфичной, отличающейся от базовой. Про обновления «программы» можно забыть, вы навсегда обязаны нанимать программиста, чтобы параллельно в своей конфигурации реализовывать все нововведения, которые выпускает «1С». Другими словами, ваш программист будет постоянно заново изобретать велосипед, который делает «1С».

Статья рассматривает только маленький участок работы интернет-магазина, а именно работу с каталогом. Дальше ада будет много больше.

Возможно, в комментариях появятся люди, зарабатывающие на «1С». Давайте так: статья написана с использованием фактов, примеров, пруфов и скриншотов, поэтому ответы могут быть только такими же.

Апеллирование в стиле «все работают, и никто не жалуется», «компании с миллиардными оборотами работают, один ты ноешь» и прочее в том же духе только укрепляет утверждения, написанные в статье. Если есть какие-то советы, которые могут мне помочь в сложившейся ситуации, с радостью почитаю.

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Пинягин

Добрый день.
Мой прошлый опыт как в создании сайтов/интернет-магазинов, разработке и внедрении различных экономических программ разных вендоров и текущий 15-и летний опыт внедрения и сопровождения продуктов 1С достаточно большой, чтобы я мог вставить свой комментарий.

Я являюсь сертифицированным специалистом как по Битриксу, так и по учетным системам 1С (в частности по Управлении торговлей).

//Думаю, успех 1С связан с успехом маркетинга.

Успех связан с тем, что компании 1С удалось сделать уникальную платформу (совмещающую в себе такие возможности как обычное приложение, веб-клиет, моблиьный клиент), взрастить армию разработчиков и на основе платформы сделать программные продукты правильные с методологической точки зрения, которые легко и относительно не дорого модифицируемы той же армией разработчиков.

//Доходы от продажи лицензий составляют немалую часть денег

У компании, которая занимается внедрением, доля лицензий - это не большая часть.
Конкретно у нас 14% выручки - это лицензии. Причем необходимо понимать, что затратная часть - это не только 50% вендору, но и сопровождение в течении первых 3 месяцев. Итого, если посчитать все затраты, то лицензии часто это не только не существенно, но и иногда убыточно.

//1С - это дорого

Стоимость лицензий рассчитана специально с использованием самых дорогих вариантов лицензий.

1С:Предприятие 8. Управление торговлей 22 600,00
1С:Предприятие 8.3. Лицензия на сервер 50 400,00
Клиентская лицензия на 10 р.м. 1С:Предпр.8. Электронная поставка 41 400,00
ИТОГО: 114 400
Битрикс 35 900
ВСЕГО: 150 300
Цены с официального сайта: http://partweb.1c.ru/PartnerSupport/Calc.aspx

Про бесплатный PostgreSQL - большинство наших клиентов используют именно PostgreSQL
Если тому, кто хочет заниматься интернет-магазином, не хочется возиться с PostgreSQL, то я думаю, ему не стоит заниматься интернет-магазином

//Кстати, для 1С нужна специальная операционная система

Просто откровенная ложь. Вот системные требования http://v8.1c.ru/requirements/
У нас множество проектов, где 1С работает на Linux

//Нет, в Управление Торговлей 11 нет импорта каталога товаров

Автор не владеет информацией. Есть множество возможностей загрузить товары. Например загрузка из табличного документа.

//Картинка для товара добавляется только одна

Не соответствует действительности

//Картинка модификации товара (цвет, размер) не добавляется
В терминах 1С есть понятие "характеристика". Это в том числе "вес/размер". К характеристике вы можете прикрепить картинку.

//Вес товара указывается только один

В терминах 1С есть понятие "упаковка". Упаковка (коробка, пачка, пакет, штука и так далее). Для каждой упаковки вы можете указать свои значения габаритов и веса.

//Мало того, что в 1С используется русский язык для программирования,
//они используют свой собственный русский язык для обозначения
//всего функционала и терминологии.
//Все привыкли, что «хедер» и «футер» обозначают верх и низ страницы,
//ну или «шапка» и «подвал». В 1С это называется «пролог» и «эпилог».

Тут автора совсем понесло. Зачем-то смешивает 1С учетную систему и 1С-Битрикс. 1С-Битрикс, которая к учетным системам относится лишь тем, что есть интеграция и что 1С имеет долю в бизнесе Битрикса, программируется на php (английском, естественно).
То что термины Эпилог и Пролог в Битриксе появлились еще до появления префикса 1С в названии компании.

//Использование русского языка в программировании 1С несет неудобства
//не самим фактом использования кириллицы,
//а нестандартностью и непохожестью на все другие языки программирования.

Вам никто не мешает использовать в программировании английский язык. Более того, любые конструкции типа "Если ... Тогда ... Иначе ... Конец" совершенно нормально пишутся привычно "If ... Then ... Else ... Endif"

В итоге я скажу, что вся статься показывает только то, что автору еще учиться и учиться. Не надо на данном этапе к нему обращаться за помощью в создании интернет-магазина на Битриксе и с использованием продуктов 1С. Не разобрался, запутался в терминологии (а любую систему и тем более платформу необходимо изучать), не понял лицензионную политику.

Платформа 1С и типовые конфигурации 1С - это действительно одни из лучших программных продуктов. И их популярность в этом. Никто не успевает за законодательством так, как 1С. Никто не создал армию разработчиков (только компаний партнеров более 7000) - а это, между прочим, сильно влияет на независимость заказчика от поставщика услуг и также стоимость работ.

Я считаю, что думающий человек поймет, что нужно смотреть, а не слушать. Тем более, когда говорит тот, кто ошибается.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов
Автор

Обожаю такие ответы. Можно распечатать на принтере и сразу подтереться.
Я в статье старался, примеры приводил, скриншоты. А тут просто ответ от гуру общими словами - ты неправ и все сразу должны поверить на слово.

Ответить
Развернуть ветку
wuh-wuh

Вам на Хабре было мало скриншотов?

Ответить
Развернуть ветку
222 комментария
Раскрывать всегда