От склада в квартире до 200 зоомагазинов по стране: история сети Petshop Статьи редакции

Основатель Олег Корчагин — о том, как устроен рынок зоотоваров в России и будет ли успешным новый бизнес в этой нише.

История онлайн-магазина товаров для животных Petshop начиналась в 2007 году в квартире на юго-западе Санкт-Петербурга. Теперь Petshop открывает по 40 магазинов в год и принимает от 150 тысяч заказов через интернет-магазин в месяц.

Основатель Олег Корчагин рассказал vc.ru, как начинал строить бизнес без инвестиций, почему пять лет не хотел открывать офлайн-магазин и как компания пережила экономические кризисы.

Свой бизнес в 23 года и помощь конкурентов

В 2007 году Олег Корчагин работал младшим сотрудником в государственной фирме и получал зарплату в 13 тысяч рублей. Поработав в крупной компании несколько лет, Корчагин понял, что его не привлекает корпоративная карьера, и решил открыть своё дело.

В начале двухтысячных годов развивались такие проекты как Facebook, а в России появился «ВKонтакте» и Avito. Будущему предпринимателю хотелось создать социальную сеть или сложное приложение, но он не был программистом. Тогда Корчагин решил, что его будущий проект будет связан с электронной коммерцией.

Он выделил две сферы возможного бизнеса — товары для детей и для животных. Детей у него не было, зато дома ждал пёс Рональдо. Поэтому он решил открыть интернет-магазин зоотоваров.

Корчагин провёл собственное исследование — нашёл в интернете поставщиков кормов для животных и узнал цены на продукцию. Себестоимость кормов предприниматель сравнил с ценами в магазинах и понял, что продавцы завышают стоимость — по его мнению, товары можно было продавать на 20% ниже.

Я был уверен, что онлайн-магазин с товарами для животных будет прибыльным. Потому что для хозяев питомцев покупка корма — регулярный и необходимый процесс. А значит, спрос должен быть постоянным. Кроме того, своей овчарке я покупал корм в мешках весом 15 кг или 20 кг. Их было тяжело носить. Интернет-магазин с доставкой избавлял людей от этой проблемы.

Олег Корчагин

Корчагин привлёк к проекту двух своих друзей — Валерия Сиротина и Николая Рябинкина.

У ещё одного друга Сергея была квартира на юго-западе Санкт-Петербурга — она стала складом для приёма и фасовки товаров.

Затем Корчагин стал договариваться с поставщиками кормов и других товаров — звонить на найденные в интернете номера телефонов и пытаться сделать заказ. Но едва узнав, что предприниматель хочет открыть свой интернет-магазин, поставщики отказывали — считали дело несерьёзным.

Тогда партнёры придумали легенду — звонили и представлялись владельцами несуществующего зоомагазина. Получать расценки на товары и первые скидки стало проще.

В 2007-2008 годах рынок товаров для животных уже был сформирован. Существовали компании, работавшие по 15-20 лет в этой сфере, с большими розничными сетями магазинов и оптовыми направлениями. Однако тогда они были консервативно настроены по отношению к бизнесу, ещё не осознавали перспектив развития в интернете.

Мы познакомились с владельцами крупной сети зоомагазинов, и они провели для нас экскурсию по складу, рассказывали, как работает этот бизнес, советовали не открывать розничных магазинов, так как этот рынок перенасыщен.

А теперь наш проект — их самый крупный конкурент. Как следствие, мы и те люди, которые поверили в перспективность развития интернет-бизнеса, стали гораздо прогрессивнее и сильнее традиционных розничных компаний.

Олег Корчагин

Как работал магазин в первые годы

Партнёры создали сайт с помощью коробочного решения «Неткат», купили первую рекламу на «Яндекс. Директе» и стали ждать заказов. Онлайн-магазин назвали Petshop.ru.

На начальном этапе вложения в бизнес были минимальные, из собственных накоплений. Точную сумму вложений основатель Petshop не помнит.

Весь день партнёры принимали заказы по телефону, а на следующее утро ехали на склад покупать товары по списку. Купленное грузили в машину и доставляли в квартиру-склад.

Офис компании Petshop в 2018 году

На месте распределяли, кто по какому адресу поедет доставлять. Корчагин и его друзья развозили корм по всем районам Петербурга. От клиентов получали деньги, на которые на следующий день снова покупали товары на складе. Так повторялось каждый день.

Мы закупались у поставщиков мелким оптом, и они ругались. Мы компенсировали это тем, что готовы были покупать мало, но регулярно. К тому же не пользовались услугой доставки — сами забирали свои заказы со склада. В первый день заказов не было, но следующий день был один заказ, потом опять не было, а затем два заказа. Так мы и развивались.

Олег Корчагин

В первый месяц работы выручка онлайн-магазина составила около 15 тысяч рублей, а во второй — 30 тысяч рублей. Однако всю прибыль партнёры вкладывали в развитие дела и жили на накопленные средства.

Через несколько месяцев основатели магазина сделали первое крупное вложение — купили стеллажи, которыми заставили все свободные комнаты в квартире, и 200-400 кг корма впрок. Также они наняли двух сотрудниц на должность операторов колл-центра.

Впоследствии вся квартира напоминала советский балкон, сложно было передвигаться — повсюду были товары для животных. ТСЖ запретило нам пользоваться лифтом, и я заработал грыжу, поднимая тяжёлые мешки.

Мы строили дело на энтузиазме, уже тогда я верил, что бизнес будет большим, и рассказывал об этом всем сотрудникам. На этом чувстве мы привлекали людей — они работали на минимальных зарплатах, но хотели успеха, глаза у всех горели.

Одна из первых девушек-операторов с нами до сих пор. Будучи частью команды, она сделала очень многое для компании, а позднее она вышла замуж за моего партнёра.

Олег Корчагин

Реклама

Для продвижения магазина использовали разные рекламные каналы — расклеивали листовки, раздавали флаеры с номером своего телефона в местах выгула собак. Также основатели Petshop покупали рекламу в метро, но, по их словам, она оказалась неэффективной. Самым эффективным каналом продаж оказался «Яндекс.Директ».

В нашем сегменте первые год-полтора никто не пользовался «Директом», поэтому ставки были достаточно низкие, а CTR и конверсия очень высокой. К сожалению, эти показатели у меня не сохранились.

Олег Корчагин

Корчагин замечал, что часто люди обращались к ним за товаром, даже не зная, что у магазина есть сайт. Работало сарафанное радио: клиенты просто делились со знакомыми номером телефона магазина, рассказывая, что «у этих парней самые низкие цены, и они привозят корма на дом».

Предприниматели также использовали Google Adwords, однако сейчас чувствуют, что этих инструментов недостаточно.

С 2017 года они стали проводить собственный фестиваль, посвящённый домашним животным, — Petshopdays. В 2018 году фестиваль в Москве посетило 40 тысяч человек, а в Петербурге — 15 тысяч человек. Помимо этого, Petshop работает с блогерами, питомниками, приютами для животных, поддерживает зоозащитников и в целом уделяет внимание социально ответственным проектам.

В 2008 году случился кризис, однако, по словам основателя, он не повлиял на работу компании.

Тогда бизнес был ещё слишком мал, к тому же у нас были самые низкие цены на рынке. В чём-то кризис даже помог — люди начали искать, где можно покупать товары дешевле, и находили нас.

Олег Корчагин

Развитие офлайн-магазинов

Первый офлайн-магазин Petshop открылся в Санкт-Петербурге лишь в 2013 году. К тому моменту компания работала уже пять лет и насчитывала около трёхсот сотрудников. Сменив несколько офисов, партнёры переехали в бизнес-центр на Петроградской стороне.

Я считал классические магазины пережитком прошлого — неэффективной и нерабочей моделью бизнеса. Поэтому наотрез отказывался их открывать. Но изучив опыт разных компаний, мы поняли, что существует много товаров, которые плохо продаются через интернет, но хорошо — в офлайне.

Это товары импульсного назначения, когда клиент принимает решение о покупке в момент, когда смотрит на товар. А ещё есть товары, которые сложно купить, не потрогав, например, одежда или игрушки.

Мы стараемся не забывать и про отдельную категорию клиентов, которая никогда не будет заказывать в онлайне, им удобнее посетить магазин формата «у дома».

Олег Корчагин

Магазин открыли на улице Савушкина, 127. По словам Корчагина, к тому моменту Petshop уже был одной из крупнейших компаний в Санкт-Петербурге.

Ассортимент в офлайн-магазинах формируется с помощью матрицы товаров — продуктов, которые по статистике продаются чаще всего. Магазину у Petshop двух форматов — средние (от 70 до 80 м²) и маленькие (от 40 до 50 м²). По словам Корчагина, компания не видит смысла открывать магазины большей площади, чтобы не переплачивать за аренду. Особенность Petshop в том, что цена на товары одинакова везде: и в онлайн-, и в офлайн-магазинах.

С момента открытия интернет-магазина партнёры продавали не только корма для животных, но и другие товары — игрушки, аксессуары и одежду для животных. Однако через несколько лет работы компании решили продавать и ветеринарные препараты. Для этого потребовалось получить ветеринарную лицензию и нанять в штат ветеринарного врача.

Кризис 2014 года сказался на компании сильнее, чем в 2008 году. По словам Корчагина, количество заказов даже выросло, но также возросла и цена закупки товаров зарубежного производства.

В кризисный год в долю компании вошёл новый партнёр и вложил инвестиции, сумму которых основатель магазина не раскрывает.

Сейчас компания выполняет более 150 тысяч заказов в месяц. Чаще всего в Petshop покупают корма для животных. Корчагин уверен, что так происходит во всех зоомагазинах любой страны.

Бизнес растёт, но маржинальность падает

Компания думает о способах сокращения расходов и оптимизации. Некоторые процессы удаётся оптимизировать за счёт ИТ-решений, например, на складе — программа распределяет маршруты между водителями, тогда как раньше это делали сотрудники компании вручную.

Сейчас у нас много идей того, как мы можем сократить количество персонала в нашей компании. Я верю в аутсорс, и мы планируем передать на аутсорс кадровое делопроизводство.

Олег Корчагин

Однако основатель утверждает, что не доверит сторонним компаниям логистическую службу, ведь логистика — одно из конкурентных преимуществ магазина. Из 2500 сотрудников Petshop 800 сотрудников работают в отделе логистики.

Работа в Petshop не самая простая — по данным анонимных отзывов на сайте pravda-sotrudnikov.ru, в отделении колл-центра компании строгие правила: регламентированные часы перерывов и высокие штрафы. Также пользователи сайта упоминают, что в компании сотрудникам платят серую зарплату. На вопросы vc.ru о серой зарплате Корчагин отказался отвечать.

Комментарии в интернете всегда пишут только недовольные. Когда сотрудника устраивает работа, ему не придёт в голову писать хорошие отзывы. В колл-центре есть перерывы, но они жестко регламентированы. Насколько я знаю, так работают во всех колл-центрах серьёзных компаний. Я знаю организации, в которых ещё более жесткие правила работы.

Олег Корчагин

Не смотря на рост торговой сети (в год открывается около 40 магазинов по России), маржинальность Petshop падает, говорит Корчагин.

Все сравнивают цены в интернете — соответственно, компании-конкуренты ведут ценовую войну. Сейчас по основным брендам мы торгуем в минус. Продажа кормов премиум-сегмента практически не приносит прибыли. Игрушки и аксессуары имеют более высокую маржинальность.

Олег Корчагин

При создании бизнеса партнёрам пришлось столкнуться и с трудностями. В 2010 году в Petshop запустили собственное оптовое направление. Однако через семь месяцев сотрудники, которые занимались разработкой направления, уволились и создали компанию-конкурента, полностью скопировав своё прежнее место работы.

Я не расцениваю это как трудность. Когда сталкиваешься со сложностями, всегда можно что-то придумать, вложить немножко души, и всё получится. Хорошо, что сотрудники ушли, значит, так было нужно. Мы собрали новую команду, а эти люди через несколько лет закрыли дело.

Олег Корчагин

Порой основатели компании не успевали за её ростом: объём заказов превышал количество сотрудников, которые могли бы справиться с работой. Из-за этого клиенты не получали вовремя заказы и жаловались в колл-центры и в интернете. Этот опыт показал руководству, что логистика — одна из самых важных отраслей в бизнесе, вспоминает Корчагин.

Сотрудники Petshop

Сейчас у Petshop 200 магазинов по всей стране и более 150 тысяч заказов через интернет-магазин в месяц. На протяжении 2018 года Корчагин с партнёрами занимается строительством завода по производству кормов для животных. Запустить завод планируют в начале 2019 года. По словам основателей, при заводе будет обустроена научная лаборатория, а на производство сможет попасть любой желающий, зарегистрировавшись на экскурсию.

Отношение потребителей меняют кризисы — люди ищут более дешёвую альтернативу привычным товарам. К сожалению, наши потребители с предубеждением относятся к продукции российского производства. Мы хотим изменить мнение людей о качестве российских кормов и создать хороший продукт премиум-сегмента.

Олег Корчагин
0
77 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Бубликов

Жду с нетерпением когда к людям придет осознание, что их питомцы загаживают окружающее пространство, во дворах негде наступить, вдоль заборов у школ, у детских садов кучи. Летом с ребёнком не попинать мячь на зелёном островке, будешь в дерьме. Позаводят по несколько лосей в квартире, мучают животных и окружающих. Собака должна служить, работать тогда жизнь её будет наполненной, а держать гончую в квартире это издевательство над природой.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Здоров

Зря вы так. Многие, как и я лично, убирают за питомцами. А еще многим очень нужно о ком то заботиться и отдавать свою любовь. Это очень тонкое отношение, нужно постараться понять.
Простите нас, если мы не убрали за своими

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда