Как дела у Metro Cash & Carry в России

Немного (на самом деле 1400 слов) графоманства (на самом деле мини-анализ с показателями) о grocery-ритейле и бизнесе Metro Cash & Carry в России.

На днях узнал, что с 29 ноября по 26 декабря 2018 года Metro Cash & Carry выдаёт карты клиента всем желающим, и даже успел оформить себе карту в онлайне. Срок действия выдаваемых карт почему-то ограничен концом 2020 года. Но в любом случае для Metro это существенное изменение — с момента прихода в Россию в 2001 году и по сей день стать клиентами Metro C&C могли только «представители юридических лиц», а процесс получения карты сопровождался предоставлением стопки документов.

Насколько в долгосрочной перспективе эффективен такой механизм привлечения и удержания клиентов, я не знаю, но в первые годы после прихода Metro C&C в Россию лично у меня он создавал ощущение закрытого клуба с высоким качеством товаров и сервиса.

Почему торговая сеть Metro отошла от своей политики? Всё достаточно просто — компания чувствует себя хуже, чем grocery-рынок в целом, и это одна из мер привлечения новых покупателей в магазины. Выручка Metro в России за 2017–2018 финансовый год (кончается в сентябре) составила €2,8 млрд, что на 16,3% меньше по сравнению с прошлым финансовым годом. Выручка в рублях снизилась на 8%. Like-for-Like-продажи (продажи в магазинах, работавших в оба периода) снизились на 7%. Рынок grocery в России при этом вырос на 4–6%.

Я решил почитать новости, посмотреть государственную статистику и отчётность ритейлеров, чтобы понять, что происходит с Metro и что компания делает, чтобы изменить ситуацию.

Рынок grocery почти не растёт

Рынок grocery огромен, но растёт чуть быстрее инфляции. По прогнозам, в 2018 году объём рынка составит 13,2 трлн рублей, что на 6% больше, чем годом ранее. Индекс потребительских цен (ИПЦ, CPI), то есть инфляция на продукты, за год вырос на 4%. Также прогнозируют, что в ближайшие пять лет расти быстрее рынок не будет.

Размер рынка grocery зависит от трёх факторов: численности населения, реального денежного дохода людей и доли дохода, которую люди тратят на еду. Со всеми тремя факторами в России шляпа. Население России за последние десять лет — с 2008 по 2018 год — выросло на 2% и в основном за счёт иммиграции (с учётом присоединения Крыма рост на 3,4%). Реальные располагаемые доходы населения с начала 2014 по конец 2018 года упали на 9,7%.

Попросту говоря, за пять лет у людей, стало почти на 10% меньше денег, которые можно потратить. Тратить на еду ещё больше уже сложно. Последние годы среднее домохозяйство тратит на еду около 30–33% дохода. Треть дохода, Карл! Это очень много!

В Германии на еду тратят 11% дохода, в США 7%. Падать, конечно, есть куда. В соседних Украине и Грузии на еду тратят 42% дохода, в Белоруссии 44%. Поэтому ждать от рынка помощи ритейлерам не приходится — рынок почти не растёт, и нужно отъедать долю у конкурентов.

Доля Metro C&C стагнирует

Нарастить долю рынка в России у Metro С & C не получается. Доля Metro С&С держится на уровне 2,1–2,2% с 2012 года.

Чтобы понять, почему доля компании сокращается, посмотрим на её клиентов. Основные клиенты Metro C&C в России — компании малого и среднего бизнеса. Прежде всего это HoReCa (отели, рестораны, кафе), несетевой ритейл (палатки и магазины у дома) и разного рода компании, покупающие товары для офисного потребления.

Частные клиенты, такие как вы и я, у Metro C&C тоже есть, но судя по комментариям представителей компании в прессе, этот сегмент не является значительным с точки зрения выручки.

Я вижу четыре причины сложившейся ситуации.

1. Малый и средний бизнес, на который ориентируется Metro, скорее всего, стагнирует

Как и вся экономика в целом. Я говорю «скорее всего», потому что надёжных данных о вкладе МСП в экономику нет. Говорят, что для МСП в ВВП России в последние несколько лет составляет в районе 21%. При этом, согласно Росстату, доля только малых предприятий (с численностью работников до 15 человек и оборотом до 150 млн рублей в год) с 2004 по 2014 год стабильно держалась в коридоре 12–13%.

Поэтому я предполагаю, что и доля МСП в целом не растёт последние 15 лет. С учётом того, что кумулятивный рост ВВП за последние 10 лет, по данным Росстата, составил 3,8%, ждать появления «новых клиентов» компании не приходится — нужно расширяться географически или больше продавать в уже существующих локациях, но сделать это трудно, так как независимый ритейл убивают сети, а конкуренция на рынке мелкооптовой торговли растёт.

2. Сети убивают независимый и несетевой ритейл

С 2011 по 2017 год доля «традиционной торговли» упала с 46% до 29%. Этот тренд продолжится, так как рынок grocery в России всё ещё не слишком консолидированный по сравнению с развитыми странами. В 2017 году топ-5 ритейлеров в России сделали 24% рынка, в Германии 71%, в Великобритании и Франции по 60%, в США 46%. Это значит, что клиентов у Metro С&C поубавится — небольшие магазинчики, которые раньше закупали товары в Metro, выдавливаются с рынка.

3. Конкуренция за МСП-клиентов растёт

«Магнит» и «Лента» в 2017 году начали работать с мелкооптовыми покупателями. «Магнит» начал открывать магазины мелкооптовой торговли «Магнит-Опт» летом 2017 года, и сейчас их открыто уже 19. Metro оперирует 92 магазинами формата Cash & Carry в России. Формат «Магнит-Опт» сильно отличается от магазинов Metro С&C — 2500 м² и 1600 SKU против 10–12 тысяч м² и 30–35 тысяч SKU соответственно.

«Магнит» топит за продажу только самых популярных товаров и операционное упрощение бизнеса. В феврале 2017 года «Лента» запустила программу «Лента-ПРО», чтобы привлекать бизнес-клиентов — они получили скидки на весь ассортимент в отдельные кассы во всех гипермаркетах компании (сейчас их 239).

4. Доступ в магазины Metro C&C для индивидуальных покупателей фактически закрыт

А для профессиональных осложнён, так как нужно пройти нетривиальную процедуру получения карты покупателя. Даже если открыть свободный доступ в магазины, то желающих их посетить будет меньше, чем 5–10 лет назад — частные покупатели и микробизнес всё меньше хотят ездить в магазины, расположенные чёрт знает где, за примерно тем же ассортиментом (большая часть ассортимента нерелевантна для частного потребителя) и с ценами, что и в сетевых магазинах у дома.

Что делает Metro, чтобы изменить ситуацию?

Взбодрить российскую экономику и этим стимулировать рост grocery-рынка Metro C&C явно не по силам (и никому не по силам). Поэтому сюрприз-сюрприз — компания пытается поднять свою долю рынка: нарастить трафик своих центров и средний чек, сохраняя ориентацию на b2b-клиентов. Новостей об активности Metro C&C в публичном поле не много, что нормально для ориентированной на бизнес-клиентов компании. Из тех действий, которые, судя по прессе, компания предпринимает в последние пару лет, я выделю три.

1. Запуск франшизы «Фасоль»

Независимый не брендированный ритейл проигрывает конкуренцию торговым сетям. И на это, как мне кажется, есть три основные причины — низкая эффективность операций, отсутствие узнаваемого бренда и маркетинга. Решить эти проблемы своих покупателей Metro пытается, создав франчайзинговую программу магазинов у дома «Фасоль». В своём франчайзинговом бизнесе Metro C&C планирует зарабатывать не на роялти и паушальных взносах, а за счёт расширения рынка сбыта — франчайзи обязаны покупать у Metro C&C часть ассортимента.

Программу «Фасоль» компания запустила в 2014 году, но судя по новостям, активно развиваться она начала только в 2018 году. Февраль 2016 года — 100 магазинов, март 2017 — 200 магазинов, декабрь 2017 — 260 магазинов, июль 2018 — 500 магазинов, ноябрь 2018 года — 1000 магазинов. Цель — к 2020 году открыть 3000 магазинов.

Для сравнения, у «Магнита», второго по величине ритейлера в стране, на конец 2017 года было 12 125 магазинов в формате «у дома». За 2017 год Магнит открыл 1604 магазина. Metro же за 2019 год планирует открыть 2000 магазинов. Понятно, что это не совсем сравнимые вещи — «Магнит» открывает магазины «с нуля», а франчайзи Metro могут переоборудовать свои старые магазины. В любом случае планы очень амбициозные!

2. Снижение цен для оптовиков

В апреле 2018 года в Metro C&C заработала новая ценовая политика. На 10 тысяч наиболее востребованных у профессиональных клиентов Metro товаров появились три уровня цен обратно пропорциональных объёму закупки. Компания ожидает, что выгода клиента составит в среднем до 30% в зависимости от объёма.

Metro ждёт, что уменьшение цен для оптовиков ненадолго снизит прибыль его российского подразделения, но в долгосрочной перспективе поднимет трафик и средний чек. Компания говорит, что пилотные проекты (осень 2017 — весна 2018 года в нескольких городах, включая Москву) дали прирост продаж до 7%. Неплохо, надеюсь, с эластичностью спроса не ошиблись.

3. Упрощение процедуры получения карты для профессиональных клиентов

Не знаю, как профессиональные клиенты Metro относились к старой процедуре получения карты (нужно было предоставить семь документов и подождать на месте 15 минут), но думаю, позитивных эмоций было мало. В 2018 году компания упростила процедуру выдачи карты — теперь нужно предоставить всего два документа и подождать пять минут.

Говорят, что упростить процесс стало возможно благодаря изменениям в законодательстве (ну не знаю, но может быть) и появлению новых средств автоматизации (звучит как отговорка, оправдывающая нежелание что-то делать).

Компания говорит, что по результатам первого месяца работы количество ежедневно оформляемых заявок в онлайне выросло примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом. Количество выданных карт в торговых центрах Metro увеличилось в среднем на 30%. Вот тебе и новый трафик — всего лишь нужно было подумать про customer experience.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Алексей

Ну вот сейчас и наберут физиков, станут вторым ашаном. А те залётные юрики вообще не смогут пробиться к полкам сквозь толпы тележек...

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Я тоже статью не читал

Ответить
Развернуть ветку
Anton

залетных юриков все меньше. Розница в регионах не то что стагнирует, она рушится невиданными темпами, если мы говорим о частниках и не берем в расчет федералов-дискаунтеров

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Я тоже ценю Метро именно за это - куда ещё можно приехать и не толпиться, да ещё и хоть в час ночи)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Морозкин

о, вы не стояли в метро на кассу по 40 минут? Под НГ как-то стоял 2,5 часа. На кассу. Ночью (приехали после 12, сразу встали в очередь в кассу, выехали домой около 4-х ).

Больше я так не делаю, все покупаю в супермаркете через дорогу от дома, быстрее и уже не факт, что дороже, чем в Метро

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Стоял, когда пару раз попадал в неудачное время) С 23:45 до 0:00 кассы закрывают на перерыв и копятся немаленькие очереди) Теперь стараюсь избегать этого времени))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ильич

Так у них давно было, пришли 5 физиков за раз, всем дали карты.
Ещё в 2016 такое практиковали.
Во многих организациях всем сотрудникам оформляли.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Allenykh

У нас в универе через профком можно было карту оформить еще в 2008.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ильич

Правильно, там если организация за месяц покупала на миллион, то можно было получить доп скидку))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Русян

Метро цены на многие товары выше чем в Ашане и других сетевых магазинах, матрицу погружают по разному, товар нужно ждать по 2 недели. А если делать заказ на доставку так и вовсе привозят совершено не то, что в заказе. Проще прямые договора заключать с поставщиками.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bucky Bucks

Только не доктор, а нацик-танкист, и не придумал, а подсмотрел

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Любою Метро за отсутсвие очередь и быдла ( редко попадается ). Цены мне нравится. Большой выбор алкоголя, покупаю для коллекции. В общем, печально будет;(

Ответить
Развернуть ветку
Teodor

Не люблю Метро за тяжёлые неповоротливые раздолбанные тележки, вечно уводящие в сторону.
Для сравнения зашёл в Ашан - там катится легко и ровно.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скиннер

Если по личным ощущениям, то ажиотаж в нашем Метро (Калининград) наблюдается только под НГ, что закономерно.
В остальное время там довольно тихо и просторно, при этом:
- лучший винный отдел в городе, как с точки зрения ассортимента, так и цены на многие позиции;
- регулярные царские скидки на крепкий алкоголь;
- лучший ассортимент охлажденного и замороженного мяса;
- лучший ассортимент соусов;
- лучший ассортимент специфической консервации, вроде маринованных халапеньо (много готовлю дома).
Это навскидку и опять же, по личным ощущениям и сравнениям с остальными игроками.
Бываю регулярно, в общем.
То, что стали привлекать ФЛ напрямую - что ж, требование рынка, ничего не попишешь.
А материал, кстати, отличный - автору спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bugrov
Автор

Практически весь ритейл сезонален, и почти у всех в ноябре-декабре ажиотаж. У МЕТРО он может быть более ярко выражен визуально - в одни и те же часы приезжает много частных покупателей.

Не за что :-)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nekrasov

METPO бы Московскому, разобраться с поставками в свои магазины. Это довольно грустно, когда большой части ассортимента нету недели 2-3 подряд, управляющие божаться, что завозы каждый день, а тот же треклятый пармалат 1,8 смог появиться только в одном из четырех юго-западных METPO.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Насчет причин автор совершенно прав.
Пример из провинции: многие независимые участники розницы имели контракты с Метро, но за последние пару лет их фактически полностью выжали сетевики.

Ответить
Развернуть ветку
Sagittarius A

Знаком с метром очень и очень давно, лет 15. Последние годы он упал в моих глазах, мало того, что ассортимент стал почти как у сетивиков (Ашан, Лента и т.д.), да и цены стали выше, чем у конкурентов. Ассортимент испортился, промышленных товаров очень мало, и те паршивого качества. Электронику почти не продают, детские вещи пропали...скатывается вниз Метро. А ведь когда то был одним из самых классных магазинов, а сейчас стараюсь в него и не заезжать. Преимущества Метро расстаяли медленно, но верно.

Ответить
Развернуть ветку
Eugesten

А че на фотке тачки с украинскими номерами?

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya

Потому что это фото львовского Метро, взятое из Википедии.

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

лет 7-8 туда заходил последний раз, когда работникам Ваза выдали карту от Метро. Цены были гораздо выше чем в Ленте и все продавалось пачками.

Чисто мой прогноз, что уйдут с рынка следом за своими же магазинами Медиа Маркт.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Раньше иногда ездил туда за бухлишком, которого в Магните/Перекрестке нету, но теперь уже нет - дорого и можно легко взять в той же Ленте

Ответить
Развернуть ветку
Порфирий

Цены на некоторые товары даже выше чем в перекрестке. Хотя ассортимент конечно подкупает.

Ответить
Развернуть ветку
житель Кёнигсберга

Когда был в Кишиневе, там там Метро спокойно работает с физиками. Для оптовиков один прайс, для физиков другой. В общем для физиков он как тот же Ашан, удобно, приехал, закупился на недельку, красота.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Petrov

Работал с METRO по партнёрке в В2В и вот что я скажу. В метро начались ощутимые проблемы ещё прошлой зимой. Прошло большое сокращение топ менеджмента, а про рядовых менеджеров я вообще молчу. Причин много, но основная это высокая ценовая политика и огромная конкуренция в данном сегменте. Сервис упал до уровня когда метро даже доставку не может организовать крупному покупателю. Бардак и коррупция процветали на всех слоях.

Короч, компанию загубил неэффективный менеджмент!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Брежнев

Был в Метро и Ленте только что. Новый год на носу, но по ощущениям - в Ленте людей больше. Лента ближе (в Иркутске пока 2), в среднем не дороже, и да - "релевантность" у нее выше, больше знакомых продуктов

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav August

в метро хоть можно продукты найти интересные

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Martynov

В метро неконкурентноспособные цены, вот и все. Юрики всегда могут найти дешевле в том же ашане.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

СПб. Была Фасоль у дома, все время был просроченный товар и визуально испорченный.
Закрылась, вылетев со свистом из района.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Краско

Все у них хорошо, после продажи медиамаркта они в тройке лидеров будут по итогам года))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гущин

Там прибыль падает потому что цены как в других магазинах, а то и выше, и сроки для оптового магазина короткие. Молочные продукты часто продаются со сроком до завтра.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Зарубина

а теперь послушайте бывшего сотрудника - проблема в сотрудниках компании.
Одна часть(%60)- непроходимые тупицы причем как в магазинах, так и в Центральном офисе. Сами делать ничего не умеют, ждут указаний, чтобы всю работу завалить
Другая часть(%25) - обычные сотрудники, работают от звонка дозвонка, могли бы работать и лучше, но не хотят напрягаться за эти деньги
Третья часть(% 12-14)- реально умные ребята, которые помимо своей работы нашли различные способы приработка. Работают пока схема не раскрыта.
Четвёртая часть( около1%) - те, кто работает честно в силу воспитания. Из-за таких МЕТРО еще не закрылось.
Но думаю с такой кадровой политикой скоро закроется

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Зарубина

Проблемы этой сети начались задолго до кризиса, они следующие
1.Неразборчивость -берут на работу всех подряд. Даже на ключевых позициях работали и продолжают такие кадры, что диву даешься. Соответственно, решения, принимаемые ими, не просто спорные, а бесполезные в лучшем случае
2. Зарплата на большинстве позиций на 10-30 % ниже рынка. Соответственно, отдача от сотрудником ниже прямо пропорционально недоплатам. Это пол-беды, а вот если такой сотрудник имеет доступ к активам, то совсем беда
3.Отсутствие внятно поставленных целей- сегодня идем туда, прошли пол-пути, поступила команда вернуться и идти в обратном направлении
Все это загнало МЕТРО в такую задницу, что выбраться из нее не представляется возможным. Это не могло не случиться.

Ответить
Развернуть ветку
Tiko Bud

в пятницу вечером открыто 4 кассы... это какой-то п**дец, а потом удивляются, ойй, а что это происходит, ооой, а почему это выручка падает

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ковальчук

Да, проблема наверно в том, что физикам выходит реально в 2 раза дороже по тому же ассортименту, чем у сетей, например Лента, но например мясо/морепродукты, с удовольствием берём в Метро.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда