{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Главные тренды розничной торговли 2019 года

«Пилот» проанализировал тренды, которые будут актуальны для российской розничной торговли в 2019 году. Советуем взять их на заметку, ведь, как говорят, кто предупреждён, тот вооружён.

Для вашего удобства мы распределили тренды по трём основным направлениям:

  • покупательские тренды;
  • тренды розничных сетей;
  • тренды ИТ-технологий в ритейле.

Начнём по порядку.

Покупательские тренды 2019 года

  • Рост безналичной оплаты. Этот тренд начал проявлять себя ещё пару лет назад, но в 2019 году закрепится окончательно. Причина проста: безналичные платежи удобны для покупателей, ритейлеров и государства. Первым не нужно тратить время на поиск банкомата. Вторые могут существенно сократить время обслуживания клиентов, а значит и очереди. Ну а государству безналичные платежи выгодны тем, что бизнесу сложнее уходить от налогов. В связи с этим вы можете заметить и планомерную войну с наличными: даже банки начинают вводить процент за их снятие, а пенсионеров и государственных служащих переводят на карты «Мир», что также увеличит количество безналичных платежей.

    Совет ритейлерам: Чтобы тратить меньше времени на обслуживания покупателей, настройте кассовую программу так, чтобы она по умолчанию ожидала платёж банковской картой. В таком случае кассир совершает минимум действий и ждёт ответ от банковского терминала, а ритейлер выигрывает 2-3 секунды в обслуживании. Если покупатель расплачивается наличными, то кассиру просто нужно ввести полученную сумму и произвести расчёт.

  • Рост оплаты Google Pay и Apple Pay. Итак, мы пришли к тому, что покупатели в последнее время предпочитают безналичную оплату. Но эволюция идёт дальше. Им стало неудобно тратить время на поиск в сумке или кошельке банковской карты. А вот телефон — он всегда под рукой. Поэтому активно развиваются системы электронных платежей таких ИТ-гигантов, как Google Pay и Apple Pay. Они не только удобны клиентам, но выгодны банкам.

    Совет ритейлерам: Магазинам, расположенным в крупных городах (особенно в Москве, Санкт-Петербурге, населённых пунктах Приморского и Хабаровского краев, республики Алтай, Амурской и Еврейской автономной областей), не стоит ограничиваться Google Pay и Apple Pay. Для них ещё крайне выгодно внедрить возможность оплаты при помощи AliPay — это мобильное приложение крайне популярно среди китайских туристов. Например, модуль для работы «Профи-Т» с Alipay работает следующим образом: кассир выбирает метод оплаты Alipay и сканирует QR- или 1D штрих-код с мобильного устройства покупателя, формируемый приложением Alipay. После этого «Профи-Т» отправляет запрос в процессинг Alipay с полученными при считывании данными покупателя. Если на запрос поступает ответ успешной регистрации платежа, то в чеке фиксируется позиция оплаты валютой «денежные средства Alipay». Если ответ отрицательный, касса ожидает оплату другим способом.

    К слову, достойных аналогов Alipay в России пока нет, и тот, кто его сможет придумать и внедрить, явно достигнет успеха.

  • Доставка на дом. Если раньше основным мейнстримом в ритейле были системы самообслуживания, то теперь это доставка продуктов прямо до двери покупателей. Когда-то ею пользовались только ритейлеры из non-food сегмента. Но давайте смотреть правде в глаза: у продуктовых магазинов она начинает пользоваться даже большей популярностью. У большинства федеральных игроков реализованы интернет-магазины с возможностью доставки товаров до двери покупателя. Например, судя по тенденции, «Перекрёсток» начал настолько активную экспансию на рынок доставки, что вскоре на московском рынке способен потеснить «Утконос». Но в наступающем 2019 году некоторые ритейлеры могут пойди дальше, и будут вводить возможность выбирать товары в офлайн-магазине и заказать их доставку на дом через мобильное приложение или пункты заказа в торговой точке.
  • Уменьшение контрафакта. В 2019 году начинает действовать обязательная маркировка товаров, которая затронет табак (с 1 марта 2019 года), обувь (с 1 июля 2019 года), шины и покрышки (с 1 декабря 2019 года), духи и туалетная вода (с 1 декабря 2019 года), фотоаппараты и лампы-вспышки (с 1 декабря 2019 года), предметы одежды (с 1 декабря 2019 года будут маркироваться: блузки из трикотажа, блузы и блузоны машинного или ручного вязания — женские или для девочек, мужские, женские и детские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичная верхняя одежда, одежда, сделанная из натуральной или композиционной кожи). Опыт с ЕГАИС и шубами, а также пилотные проекты по маркировке показали, что это нововведение помогает государству существенно бороться с контрафактной продукцией. Конечно, не без неудобства для ритейлеров, которым предстоит изменить бизнес- и логистические процессы, внедрить новое торговое оборудование как в самих магазинах, так и на складах и производстве — причём, не только в России, но и за границей, поскольку на территорию нашей страны товары должны поступать уже промаркированными.

    Совет ритейлерам: Мы рекомендуем не откладывать на потом подготовку к обязательной маркировке товаров. Поймите, она не обойдёт вас стороной, потому что уже к 2024 году маркироваться будут абсолютно все товары. Чем раньше вы будете готовы к этому нововведению, тем безболезненнее оно для вас пройдёт. Поэтому участвуете в пилотных проектах, не игнорируйте профильные конференции и семинары, читайте новости на специализированных сайтах (например, на «Честном знаке»).

  • Всё меньшее разнообразие товаров. Горькое слово санкции вносит коррективы в списки товаров, представленных на полках отечественных магазинов. Всё меньше зарубежных, качественных продуктов — в 2019 году это может затронуть вино и другие алкогольные напитки. Конечно, во всё плохом нужно искать хорошее: возможно, краснодарские и крымские вина будут радовать покупателей.
  • Ни шагу без промо-акций. В 2019 году всё чаще ритейлеры при продаже товаров будут задействовать рекламные акции, бонусные скидки и различные инструменты лояльности. По данным исследования Nielsen в 2018 году в магазинах современного формата по промоакциям продавалось 64% всех товаров FMCG против 59% годом ранее. Это вызвано продолжающимся ростом федеральных сетей и намного более медленным общим ростом рынка. В результате продолжают усиливаться все виды борьбы сетей и производителей за покупателя.

    Совет ритейлерам: Промо-акции действительно помогают привлечь внимание и удержать интерес покупателей. Главное выбирать их с умом и проводить именно те, которые максимально подходят вашему формату магазина.

  • Вездесущие соцсети. Ожидается рост продаж товаров эмоционального спроса (одежды, аксессуаров, украшений) через социальные сети. Этому поспособствует запуск платёжной платформы сети «Вконтакте» VK Pay и скорый релиз внутренних электронных платежей для Instagram.
РИА Новости / Григорий Сысоев

Тренды розничных сетей в 2019 году

  • Эксперименты продолжаются. 2019 год подхватит начатые в 2018 году тенденции проведения экспериментов (как в формате самих магазинов, так и товарных позиций) и ребрендинга. Магазины будут пускаться во все тяжкие в поисках выгодных направлений и точек роста. Например, X5 Retail Group открыла целый магазин-лабораторию для тестирования инноваций на ранней стадии. А что ещё остаётся, учитывая, как бодро падает потребительский спрос и как шустро растут курсы валют.
  • Более плотное проникновение офлайн в онлайн и наоборот. Судя по уже устоявшейся тенденции, очень скоро разница между онлайн- и офлайн-ритейлерам исчезнет вовсе. Классические торговые сети продолжают создавать онлайн-магазины, запускать мобильные приложения. А интернет-магазины в 2019 году будут ещё чаще открывать пункты выдачи товаров, постаматы, шоурумы и даже полноценные торговые точки.
  • Поиск новых форматов. В 2017-2018 году мы видели, как федеральные ритейлеры диверсифицировали бизнес и открывали новые и, казалось бы, несвойственные им, сети аптек, зоотоваров, новых магазинов товара у дома. И в 2019 этот тренд сохранится и станет ещё более явным: помимо расширения бизнеса в сторону непрофильной продукции, ритейлеры всё активнее начнут продавать товары под собственными торговыми марками (СТМ). В Европе это уже даже не тренд, а данность: в некоторых сетях СТМ занимает более 50%. Российские ритейлеры также поняли ценность продукции под собственной торговой маркой, да и покупатель распробовал, что СТМ — это не обязательно дешёвый самопал, а может быть вкусно, качественно и по адекватной цене без переплаты за бренд. Это подтверждает и статистика: если в 2013 году доля СТМ в общих продажах товаров повседневного спроса в денежном выражении была 3,7%, в 2014 — 4,1%, в 2015 — 4,4%, в 2016 — 4,8%, то в 2017 году она достигла отметки в 4,9%, свидетельствуют данные ритейл-аудита Nielsen.
  • Региональные ритейлеры умрут, если не объединятся или если не найдут свои фишки. Снижение покупательской способности, развитие федеральных сетей с ценами на товары ниже, чем у региональных, отсутствие финансов на скачок или хотя бы элементарную модернизацию и ребрендинг, регулярные изменения в законодательстве — всё это стало гвоздём в гроб регионального ритейла. Выживает лишь тот, кто меняется. Другие же присоединяются к списку уже несуществующих сетей или существенно сокращают количество магазинов. Среди них «Акбар», «Айсберг», «Гастрономир», «7 континент», «Наш Гипермаркет», «Идея», «Естный», «Я Любимый», «Оливье», «Петровский», «Царь продукт», «Огни столицы», «Мой мир», «Лукошко», «Тележка», «4 сезона», «Разница», «Вкусный дом», «Полушка», «Матрица», «Пикник», «Норман-Виват», «Лайм», «Звёздный», «Семь ключей», «Холидей», «Алые Паруса», «Калинка». Остальных ждёт та же судьба, если они не изменят формат, не объединятся в региональные союзы, не внедрят ИТ-инновации, привлекающие платежеспособную молодёжь, или не найдут свою фишку в позиционировании, как это сделал «ВкусВилл».

    Совет региональным ритейлерам: А точнее, даже несколько советов, как выжить региональным розничным сетям, которые мы объединили в отдельную статью.

  • Западные ритейлеры прощаются с российским рынком. За последние пару лет Россию покинули такие сети как «К-Раута», Castorama, American Eagle Outfitters, Claire’s, Nautica, Oxette и Jennyfer. В 2019 году эта тенденция продолжится, и большой вопрос, кто из оставшихся западных ритейлеров переживёт стагнацию российского рынка. Скорее всего, придётся забыть те зарубежные сети, которые в 2017-2018 году стабильно показывали убытки.
  • Федералы продолжат углубляться в регионы. Федеральные сети не остановить: в 2019 году они пойдут в новые регионы, поглощая или арендуя торговые площади закрывшихся ритейлеров Сибири, Урала и Дальнего Востока. Однако проявляется и обратный тренд: федеральные сети будут ещё внимательнее анализировать доходы, и не станут держаться за убыточные магазины. Как бы они не хотели расти, им будет выгоднее закрывать точки продаж в неблагоприятных или высококонкурентных районах.
  • Поглощение магазинов государственными банками. История с «Магнитом» и ВТБ в 2018 не оставила никого равнодушным, и есть основания предполагать, что поглощения государственными банками федеральных ритейлеров на этом не закончатся. Например, Сбербанк в 2018 году стал основным владельцем сетей магазинов одежды Concept Group и Acoola. И это явно только начало.
  • Кадровые перестановки. 2018 год был богат на кадровые перестановки — «Магнит» и X5 Retail Group активно обменивались топ-менеджерами, обновились лица, принимающие решения, в «О’кее», «Ленте», «Аптечной сети 36,6», «Бахетле», «Семье». Учитывая тенденции и предстоящие перспективы, наверняка, стоит ждать кадровые перестановки в ритейле в 2019 году. Мы думаем, что все усилия будут сосредоточены на ИТ, маркетинге, развитии, дижитализации бизнеса, и здесь понадобятся сильные и опытные кадры.

Тренды ИТ-технологий в ритейле в 2019 году

  • Мультиканальный ритейл. 2017-2018 годы прошли под знаком дижитализации ритейла. Большинство розничных сетей как в food, так и в non-food сегментах запустили мобильные приложения и интернет-магазины. Да, многие из них неудобны для пользователей и, по-видимому, работают не так, как было задумано. Но это не повод останавливать развитие в направлении дижитализации. Наверняка, в 2019 году многие ритейлеры обновят онлайн-магазины и приложения, адаптировав их к новым требованиям и интегрировав с системами лояльности. Последнее особенно важно, поскольку сейчас мы до сих пор видим, что системы лояльности у одних и тех же ритейлеров работают совершенно по-разному в онлайн- и офлайн-магазинах. А такого быть не должно, если нужно построить успешный бизнес.
  • Магазины без касс. В 2018 году бескассовые магазины открылись в Китае, США, Европе и даже в Белоруссии. Россию эта волна обошла стороной, и вернётся в 2019, но не в Москву, а в регионы. Да-да, именно региональные сети — это первые кандидаты на запуск магазинов без кассиров. Что касается федералов, то они также, скорее всего, попытаются запустить бескассовые инновации во флагманских торговых точках. Однако нужно помнить, что такие проекты, хотя перспективные, но недешёвые. Например, по оценке Morgan Stanley только открытие всего одного магазина Amazon Go обходится примерно в 1 миллион долларов. Стоимость же его обслуживания, а также потери от ошибок системы и краж никто публично не оценивал.

    Более перспективной в ближайшие годы может оказаться технология Scan&Go и её дальнейшее развитие в виде сканирования и оплаты товаров через смартфон покупателя. Крупнейшие сети уже внедряют такие сервисы и продолжат их тестировать в 2019 году.

  • Магазин без продавцов. Ритейлеры из года в год при помощи современных технологий стараются сократить количество персонала или перераспределить его работу, а также уменьшить количество ошибок, совершаемых из-за человеческого фактора. В 2018 году магазины опробовали электронные ценники, системы самообслуживания, информационные киоски, мобильные решения, системы оптимизации графиков работы. В 2019 году эти технологии будут внедряться более плотно. Кроме того, наверняка, появятся новые эффективные ИТ-решения.
  • Видеоаналитика как перспективное направление. Дальнейшее развитие получит видеоаналитика в ритейле. Одна из причин этого — обкатка технологии в Сбербанке и правительстве Москвы, накопление биометрических данных покупателей. Вероятно, скоро появятся эксперименты с использованием распознавания лиц при оплате на кассе, либо предложения персонализированных скидок в магазине. Ещё быстрее видеоаналитика может найти применение в автоматизации контроля складских операций и выкладки товаров на полках. В опросе, проведённом Retail.ru, ритейлеры назвали видеоаналитику одной из наиболее перспективных технологий в розничной торговле.
  • Популярность технологий по борьбе с кражами. Увы, но спады в экономике нередко порождают такое неприятное явление, как кражи: чем беднее население, тем больше краж, в том числе в сегменте розничной торговли, как со стороны покупателей, так и со стороны сотрудников. Поэтому в 2019 году ритейлеры будут вынуждены начать более плотную борьбу с ними. В связи с этим появится интерес не только к видеоаналитике, но и модернизации внедрённых ранее систем Scan&Go, поскольку не все ритейлеры досконально продумали логику этих технологий.

    Совет ритейлерам: Опыт наших клиентов показывает, что соотношение между объёмом потерь от покупателей и персонала примерно 50 на 50, с небольшим перевесом в пользу последних. Именно поэтому ритейлеры вынуждены вести борьбу на обоих флангах, и использовать преимущества технологий самообслуживания для снижения убытков. Незаменимыми в этом могут оказаться системы самообслуживания, но, как мы уже сказали выше, нужно до мельчайших деталей продумать принцип их работы в конкретном магазине.

  • Технологии увеличение среднего чека. Во многих отраслях ритейла в 2018 году средний чек уменьшился. И, учитывая, что 2019 год не обещает быть позитивным и прибыльным, ритейлеры вынуждены оптимизировать не только частоту покупок, но и средний чек. Для магазинов non-food сегмента такую возможность может дать внедрение мобильных решений для консультантов. Согласно результатам исследования Zebra Technologies, две трети (66%) опрошенных продавцов-консультантов считают, что если бы у них были планшетные компьютеры, то могли повысили качество обслуживания клиентов и улучшили их впечатления от шоппинга.
  • Искусственный интеллект. Инновационные технологии — лишь первые ласточки к полноценному внедрению искусственного интеллекта. Прогнозирование ассортимента в зависимости от внешних факторов, открытие новых магазинов от гео-прогнозирования, персонализация покупок — всё это пока выглядит как далёкое будущее, но, на самом деле, уже почти представлено в ритейле.

Это лишь самые основные тренды 2019 года, которые мы выделили. Что действительно будет развиваться, покажет время. Но мы советуем вам не стоять на месте, внедрять инновации, оптимизировать и автоматизировать процессы.

Всех с наступающим Новым 2019 годом!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Osipov
Автор

Судя по всему ещё один тренд, навеянный вчерашними событиями, - это передел собственности быстрорастущих ритейлеров с помощью ОМОНа :(

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Хоменко

Как вовремя мне попалась эта статья. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Osipov
Автор

Возможно статья про итоги 2018 тоже Вам будет интересна https://www.pilot.ru/about/feed/detail/chto-izmenil-v-roznichnoy-torgovle-2018-god/

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Osipov
Автор

Елизавета, пожалуйста :) У нас в блоге на сайте есть ещё много интересных статей.

Ответить
Развернуть ветку
Asya Rumanova

Как я помню магазин «Я Любимый» перекупил X5 и они открываются по новой сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Osipov
Автор

На сколько я знаю, их площади забрала Billa, не Х5, зато уже точно известно, что Х5 выкупает "Викторию" у "Дикси".

Ответить
Развернуть ветку
Asya Rumanova

Билла хотела, но что-то сорвалось у них. Нам сказали, что х5 перекупили. Но может нам не договаривают.

Ответить
Развернуть ветку
Silver Fox

Бескассовые магазины первый раз увидел в Лондоне 5 лет назад

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда