Сравниваем модель FBS на четырёх маркетплейсах
В фокусе – Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и СберМегаМаркет. Разбираем ключевые характеристики площадок: какие комиссии и штрафы берут маркетплейсы, какие нюансы в работе существуют и как продавцам возвращать товары, которые остались не выкупленными.
На всех площадках селлерам необходимо следить за остатками товаров на складе, вовремя собирать и отгружать заказы. Принцип работы везде аналогичный, поэтому на нём не останавливаемся. Рассмотрим главное – то, что влияет на прибыль и трепет нервы продавцов.
Комиссии маркетплейсов по FBS
Модель FBS означает, что товары хранятся на складе продавца. Когда поступает заказ, продавец собирает его, упаковывает, маркирует и передаёт маркетплейсу для доставки.
Для наглядности собрали все комиссии и штрафы в одну таблицу. Так виднее отличия. В целом по FBS маркетплейсы работают схожим образом. Есть отличия в названиях комиссии и детализации. К примеру, Ozon, Яндекс Маркет и СберМегаМаркет выделяют эквайринг, а Wildberries – нет. Вероятно, у него плата за перевод денег зашита в комиссию за услуги маркетплейса.
Сравнительная таблица «Комиссии, штрафы, дополнительные условия»
Обработка и отгрузка заказов
Особняком от остальных площадок стоит СберМегаМаркет с самой гибкой политикой. Маркетплейс позволяет продавцам самим настраивать график работы так, как удобно. Можно выбрать дни, часы работы склада, интервалы для отгрузки товаров. Потом собственные правила нужно соблюдать и подтверждать заказы за 1-2 часа.
Услуги курьера
В СберМегаМаркете курьер может забрать заказ у продавца только в Москве и Московской области. В других регионах заказы в пункты приёма нужно отвозить самостоятельно.
У Яндекс Маркета и Wildberries услуг курьера нет. Зато у Wildberries склады работают круглосуточно. Привозить заказы можно в любое время.
Ozon предлагает продавцам забирать товары с их склада по доверительной приёмке. Услуга курьера оплачивается отдельно. Работа складов марктеплейса ограничена по времени. Вечерняя приёмка с 17 до 20 ч и с 20 до 23 ч внедряется пока только в некоторых регионах.
Требования к упаковке и маркировке товаров
Больше всего требований к упаковке товаров у Wildberries. Маркетплейс детально прописал, как нужно упаковывать разные виды товаров вплоть до книг, макарон и наполнителей для кошачьих туалетов. Если ошибиться, то товар не примут в пункте приёма.
Ozon тоже тщательно следит за упаковкой товаров. Есть требования для разных категорий товаров: одежду, электронику и посуду следует упаковывать по-разному. Ни в коем случае нельзя использовать в качестве упаковки скотч или стрейч-плёнку чёрного цвета. Если правила нарушить, заказ вернут во время приёмки или после неё.
У Яндекс Маркет требования к упаковке более лояльные. Товары разбиты на категории, для каждой из которых определяется упаковка. Прописано, как нужно отправлять сумки, жидкости и ценные товары. Разрешается использовать фирменную упаковку при условии, что на ней нет логотипов и она соответствует требованиям.
СберМегаМаркет запрещает отправлять товары в заводской упаковке и прозрачных пакетах. Коробка должна быть устойчивой, с ровными краями, которые следует проклеить фирменным скотчем. Можно использовать курьер-пакеты.
Возврат товаров, от которых отказался покупатель
В этом рейтинге Wildberries снова на первом месте. Если заказ уехал в другой регион и его не выкупили либо вернули, через 14 дней товар отправляют на склад марктеплейса и продают по схеме FBO. Забрать можно. Только это будет долго и дорого. Wildberries может готовить товар к отправке обратно до 45 дней.
Если товар уехал недалеко, то продавец без проблем может забрать его из пункта выдачи Wildberries.
На остальных площадках возвраты привозят обратно: в пункты приёма, на склад маркетплейса или в руки продавцу, как у СберМегаМаркета.
Отчёты о работе продавца
Все маркетплейсы дают возможность продавцам отслеживать свои результаты работы и траты. Однако, часто документы хранятся в разных местах и в разных форматах. Селлерам приходится по крупицам собирать информацию, чтобы получить более менее понятную картину.
Так, у Ozon «Отчет о реализации» – в формате .xls, «Акт выполненных работ селлера» – в .pdf. Чтобы понять, сколько продавец заработал, нужно сводить цифры в ручную.
СберМегаМаркет показывает статистику по продажам в деньгах и штуках, по показам товаров и их конверсии. Есть даже инфографика.
У Яндекс Маркета можно выгружать отчёты по платежам, заказам и стоимости услуг. Всё это разные файлы.
Унифицировать работу с разными площадками помогает программа Selsup. В едином окне отображается полная информация с аналитикой по всем каналам продаж. Подробная структура расходов, статистика по товарам в разрезе категорий, цвета, размера, бренда, закупочные цены и результаты акций – видно всё.
SelSup – это товароучётная система и инструмент для управления финансами в одном API.