{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ключевой вызов российской экономики в 2023 году – создание новой торговой инфраструктуры для B2B сегмента

Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов о ключевых вызовах для российских потребительских рынков и решениях, которые необходимо принять в 2023 году.

С уходом западных брендов из России на нашем внутреннем рынке освободились популярные и востребованные для потребителей ниши: товары повседневного использования, fashion, электроника, бытовая техника и многие другие.

Объективный тренд осени 2022 года – активное заполнение освободившихся ниш со стороны китайских производителей и продавцов. Официальная статистика Главного таможенного управления КНР свидетельствует о том, что экспорт товаров из Китая в Россию за десять месяцев 2022 года увеличился почти на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

То есть, де-факто, РФ рискует стать одной из самых зависимых от китайских товаров страной. Надо сказать, что данный тренд – это результат оперативного тактического решения отечественных торговых площадок, нацеленного на поддержание объемов продаж и возможность обеспечивать жизнеспособность собственного бизнеса.

В 2023 году эта тенденция сохранится потому что крупным торговым площадкам, в частности, российским маркетплейсам нужно будет удовлетворять существующий спрос. Для этого нужны большие и бесперебойные поставки востребованных товаров. Китай очевидно в этом контексте подходит как нельзя лучше.

На мой взгляд, это стало одной из причин принятия решения Ozon Global об открытии собственного представительства в КНР. По заявлениям компании, она рассчитывает привлечь 100 тыс. продавцов из Китая (сейчас на площадке торгует более 10 тыс. продавцов) и увеличить оборот товаров из этой страны в десять раз к 2024 году.

Для отечественного малого и среднего бизнеса это очень серьезный вызов. На сегодняшний день более 50% продавцов (селлеров), работающих на отечественных маркетплейсах, реализуют импортную, в частности китайскую, продукцию. При этом, согласно данным Минэкономразвития количество субъектов МСП и самозанятых граждан, размещающих товары и услуги на коммерческих электронных площадках с 2019 по 1 июня 2022 года (последние доступные данные), составило более 217 тыс.

России важно конкурировать на своем внутреннем рынке с Китаем

С появлением возможности у большего количества компаний из КНР работать напрямую с площадками появляется важная потребность переориентировать российских продавцов на отечественного производителя в массовых торговых сегментах: электроника, товары для дома, повседневные товары, зоотовары и другие.

Поэтому один из ключевых вызовов 2023 года – это создание конкурентных товаров российского производства для широкого потребителя. Для этого необходимо трансформировать отечественную систему взаимодействия производителей и продавцов. Во многом это будет зависеть от того, насколько первые смогут стать более открытыми и клиентоориентированными.

Анализ нескольких интернет-площадок, которые предлагают оптовые закупки российских товаров, показывает, что в РФ более 20 тыс. производителей, готовых работать в самых разных сегментах: электроника, канцелярия, одежда, товары для дома и многие другие.

Однако при таком количестве производств доля отечественной продукции в ряде отраслей составляет от 20 до 30%.

Как отмечают сами продавцы, сегодня в РФ довольно сложно и трудоемко найти производителя. Многие даже не имеют своего интернет-сайта, не говоря уже о присутствии в различных информационных системах. При этом даже те, производители, которые работают с агрегаторами остаются довольно закрытыми в коммуникации и особенно к предложениям о производстве сигнальных (тестовых) партий нового товара, который может показывать хорошую динамику на площадках e-commerce.

Для роста и развития российскому производству требуется свой маркетплейс для B2B

Для решения этой задачи надо использовать международный и российский опыт. Wildberries, Amazon, Ozon, Profi.ru и многие другие клиентские сервисы на практике демонстрируют, что открытая система рейтингования продавцов работает: дисциплинирует игроков рынка с точки зрения качества товаров, своевременности поставок, работы с клиентом.

Подобный механизм нужен и в сегменте бизнес-для-бизнеса (B2B) со всеми атрибутами:

  • отзывами клиентов;
  • рейтингом надежности;
  • скоростью коммуникации;
  • уровнем обслуживания;
  • опытом;

Если обратиться к международному опыту, то для малого и среднего бизнеса такой системой является китайская платформа 1688.com, которая на сегодняшний день является одной из самых популярных по поиску оптовых поставок продукции в КНР.

Аналог такой системы нужно создавать сегодня в России, чтобы коммуникация между производителем и продавцами была максимально эффективной.

На мой взгляд, на первых этапах реализации эта задача должна решаться на государственном уровне. Потому что здесь речь идет не только о создании качественной платформы с современным интерфейсом, но и об изменении подхода отечественных производителей к ведению бизнеса.

Для этого может потребоваться отдельная госпрограмма, которая будет включать и «плюшки» для тех, кто первым придет на эту площадку, и стройную систему с понятными правилами работы в предложенных условиях.

0
1 комментарий
СарыньНаКичку

"Объективный тренд осени 2022 года – активное заполнение освободившихся ниш со стороны китайских производителей и продавцов". Еще более объективный тренд это то, что мы стали сырьевым придатком Китая. А сырьевой придаток это тупиковая ветвь развития...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда