{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

От интернет-магазинов к нишевым маркетплейсам: как развивается рынок e-сommerce в России

Выступление Ильи Кретова, директора Tinkoff eCommerce, на конференции для онлайн-бизнеса

Период с оговоркой «но»

Описать период, в который мы живем, можно с помощью «но». Очень сложно, неопределенно. Но! За последние несколько лет рынок e-сommerce в России сделал квантовый скачок.

В 2015—2017 годах онлайн-продажи находились на уровне 2—3% от общего потребления товаров в стране, и так продолжалось до пандемии. В период пандемии коронавируса в 2020 году рынок скакнул до 10%, а за 2021—2022 годы прибавил еще 5% и теперь составляет 15% от всех товаров, которые покупают в России. Выглядит неплохо. Но если посмотреть на опыт других стран — например, Китая, Южной Кореи, США и Великобритании, — то мы уверены, что российский рынок в ближайшем будущем ждет рост в 2—3 раза. Уровень и модель потребления не изменятся, и e-Сommerce будет продолжать расти дальше за счет перетока из офлайна, привлечения новых игроков в этот бизнес и так далее.

Возникает еще одно но: доходы населения падают, а онлайн-потребление растет. Если мы обратимся к статистике, то увидим, что располагаемые доходы населения снижаются на протяжении трех последних кварталов. При этом в онлайне наблюдается стабильный рост заказов на 60%, а у топовых маркетплейсов — на 35% год к году. Онлайн продолжает расти.

Третья фаза электронной коммерции?

Чтобы понять, какие товары сейчас стоит продавать, необходимо осознать, в каком моменте мы находимся. По нашему мнению, мы находимся в третьей фазе развития e-сommerce. Электронная коммерция в России начала зарождаться в 2010-е годы. Мы следовали тем трендам, которые задавали США, Южная Корея, Великобритания и другие страны, которые прошли этот путь за 5—7 лет до этого.

У нас появились интернет-магазины, которые начали специализироваться на конкретных категориях. В какой-то момент они поняли, что если, допустим, у них покупают книги, то они могут продавать и товары для животных. Магазины стали постепенно расширять количество категорий товаров, и в какой-то момент продавцы увидели, что текущего ассортимента недостаточно. Но потребности покупателей продолжали расти. Так появилась модель маркетплейсов, перекочевавшая к нам из других стран. Теперь же две трети всех заказов консолидированы на топовых маркетплейсах.

Появляются собственные торговые марки. Сами маркетплейсы начали переходить с системы монетизации комиссий за продажу на монетизацию трафика. Кроме того, происходит рост внешних сервисов, помогающих работе на маркетплейсах, как и в других странах.

Четвертая фаза?!

Все развивается по спирали. Мы уже наблюдаем зарождение четвертой фазы eСommerce — появление нишевых маркетплейсов, а также тренд на мультиплатформенность.

Компании, специализирующиеся на конкретных категориях товаров, гораздо лучше понимают специфику продукции и ее целевой аудитории, чем маркетплейсы, где есть всё. Мы ожидаем, что в течение ближайших нескольких лет появится порядка 100 новых нишевых маркетплейсов в России. На первый взгляд, такая цифра кажется очень большой, но если посмотреть на страны с более низким уровнем потребления, например Францию или Голландию, то можно заметить, что там их уже более 150.

Мы скоро увидим виток перехода на новые модели маркетплейсов, возвращения к сайтам и, разумеется, виток работы на нескольких площадках одновременно.

Сейчас на маркетплейсах стало очень много предпринимателей. За последний год площадки выросли в 3,5 раза. При этом количество людей, которые впервые начали вести онлайн-бизнес, увеличилось еще больше. Отмечу: это не просто предприниматели, которые впервые пришли в онлайн-бизнес, это люди, которые впервые пришли в бизнес в принципе.

Как создать благоприятные условия для здоровой конкуренции?

Мы отметили, что сегодня спрос ниже числа предложений, — возникла высококонкурентная среда. Интернет-магазины активно развиваются сами по себе, но динамика околонулевая. Конкуренция, которая создается за счет нового притока предложений, приводит к тому, что многие не добиваются успеха и выбывают из игры. Причины — невероятно высокая конкуренция на маркетплейсах и технологический разрыв в интернет-магазинах между тем, что делают крупные игроки, и тем, что способны делать небольшие компании: у них банально нет таких крутых технологических команд.

Когда мы проводили аналитику по маркетплейсам, то выделили потолок, о который разбивается большое количество предпринимателей. Примерно четверть селлеров, которые не пробили порог оборота в 70 000 ₽, выбывают из бизнеса. Еще четверть остаются в пределах 70 000—100 000 ₽ месячного дохода, что для бизнеса немного. Половина предпринимателей, которые ежемесячно преодолевают порог в 70 000 ₽, начинают в итоге развивать свой бизнес.

Уже сейчас с Tinkoff eCommerce работает 180 тысяч онлайн-предпринимателей. Помимо этого, мы обрабатываем данные по транзакциям 27 млн розничных клиентов Тинькофф, что тоже помогает понять, куда двигаются рынок и тренды.

Мы услышали от предпринимателей запрос: «Мы потратили деньги на курсы продаж, которые оказались банальной инфоцыганщиной. Что нам делать?» Мы создали первую и пока единственную в России программу, обучающую торговле на маркетплейсах, которую эти же маркетплейсы и сертифицировали.

Затем мы поняли, что не все хотят учиться. Многие просили, чтобы им сделали запуск под ключ, — мы пошли навстречу, сделали запуск под ключ. Клиенты жалуются: «Мы не растем, нам нужна экспертиза!» У нас появилась экспертиза, чтобы проводить аудит работы на маркетплейсах и находить новые точки роста.

Наконец, мы поняли, что сейчас только начало мультиплатформенности рынка. Селлеры будут продавать на всех площадках сразу, поэтому мы заложили фундамент для нашего нового продукта «Тинькофф Селлер».

В заключение

Электронная коммерция давно перестала быть бизнесом, которым можно управлять вручную, как, например, палаткой с пирожками или небольшим рестораном. Однако в сфере e-Сommerce уже порядка полумиллиона онлайн-предпринимателей. Они продают десятки миллионов товаров, которые покупают десятки миллионов покупателей. Отследить вручную, что может понравиться людям, какой должна быть цена товара, что делают конкуренты, практически невозможно. Мы поставили для себя задачу быть партнером для всех онлайн-предпринимателей, чтобы дать профессиональную экспертизу, используя наши мощности, и помочь активнее конкурировать на этом рынке.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Ян Рокотов

Возвращение к сайтам лайк

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Maximov
«Мы потратили деньги на курсы продаж, которые оказались банальной инфоцыганщиной. Что нам делать?»

Ну как что, не покупать больше курсы продаж))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

А что подразумевается под нишевым маркетплейсом?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бирюлев

я так понимаю, что тут имеется ввиду деление по категориям: отдельный маркетплейс для обуви, отдельный для автозапчастей, отдельный для спорттоваров и т.п. Какой-нибудь Леруа запросто мог бы стать маркетплейсом стройтоваров

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Демидов

леруа мерлен, емекс и тд

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мартынов

про оборот 70к интресно, как раз хочу заходить селлером в маркетплейсы,начать свой бизнес но так,чтоб потом не писать тут пост как я начал бизнес и все потерял

Ответить
Развернуть ветку
under construction

ароматические свечи или тряпье. тут на vc говорили, что прет как на дрожжах.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Горбунов

Вот именно, доходы падают, нет никакого будущего екомерса!

Ответить
Развернуть ветку
Константин

чем ниже доходы тем больше людей начиют делать умные покупки. Сейчас люди покупают минералку чипсы, кашу на озон. Только потому что она там на 5р дешевле магнита. Вот вам и экономика. Берут там где дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kimberly Russell

Бред, доходы падают из-за проблем с 2020, причем эти же проблемы и дали резкий рост. Ковид у когото отобрал бизнес и работу, но дал всплеск онлайн торговле. Будет может спад, но потом снова рост

Ответить
Развернуть ветку
Carl Herr

А что, будут пешком все ходить покупать?) За онлайновостью будущее, e-commerce будет расти как направление бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Буров

Ну наверное официально падают, а неофициально растут. ЗП в конвертах возвращается видать

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Руслановна

«Мы потратили деньги на курсы продаж, которые оказались банальной инфоцыганщиной. Что нам делать?» И можно дальше не читать.
👉Оставь надежду всяк сюда входящий.
Бизнес для населения в России умер, да здравствует государственный бизнес. Одни корпорации и нищее население.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вольнов

интересно, плеер.ру станут когда-нибудь маркетплейсом?))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

маловероятно, они с десяток лет не могут добавить новые способы оплаты, а тут целиком перелопатить структуру магаза...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анатолий Морозов

Понравилось, что Тинькофф продвигает фишку именно про биг дату, а не то что создают просто новый агрегатор маркетплейсов. Именно биг дата сейчас как никогда ценна

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

90 процентов биг дата проектов это простой бульшит бинго. Там от биг дата и тд одно название.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Based Boys Agency

добрый день! поясните плиз че такое тинькофф

Ответить
Развернуть ветку
Starman

нормас вы себя продвигать решили)

Ответить
Развернуть ветку
honey hunter

Тиньков факов

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Anishkin

есть смысл выходить на маркетплейсы с чем-то реально нишевым, товаров повседневного потребления уже как грязи, смысла даже свои бренды отдельные пилить нет

Ответить
Развернуть ветку
любитель спорить на VC

соглы, например, с тем, что только на зарубежных маркетплейсах можно купить

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ковтун

Вроде ощущение, что в инфополе слишком много про маркетплейсы и екоммерц в целом, но в действительности бизнесом в России мало кто занимается, а онлайн растет, так что полезные инициативы подобные конференции в любом случае. Респект банку за мероприятие

Ответить
Развернуть ветку
honey hunter

Есть мнение, что рост курсов валют и ставок по кредитам, который мы сейчас видим грохнет по екоммерсантам, импорту, Тиньковбанку и экономике так, что через год конференции уже не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

"...но если посмотреть на страны с более низким уровнем потребления, например Францию или Голландию..."

То есть по уровню потребления РФ обгоняет Францию и Нидерланды? А можно подтверждение этих слов?

Ответить
Развернуть ветку
Циркум Флекс

А в следующем году планируете проводить конференцию?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Не исключаем такую возможность.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Иван Бирюк

Илья Кретов хороший спикер, жаль ebay в Россию както не особо зашел

Ответить
Развернуть ветку
Илья Цыганков

По мне так, потому что конкуренция с аликом, а али не смогли перенести маркетплейсмент удачно на РФ склады чтоб сделать супер быструю доставку, в итоге и поднялись озон, вб и тп

Ответить
Развернуть ветку
Dogadov A.

Ну с Тинькофф у него скорее получится, тк задача другая, сделать сервис для уже успешных маркетплейсов на база банка

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Не зашел из-за дебильного paypal, американцы привыкли к нему, мы не привыкли. Он стремный.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Afanasy Punka

А как в Тинькофф Е-коммерсе 180 тысяч предпринимателей, если он открылся неделю назад? Поясните плз, я тут явно что-то не выкупил.

Ответить
Развернуть ветку
Starman

так тут же ж явно речь не про конференцию, а про направление, вы чет перепутали немного

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Недавно мы открыли «Тинькофф Селлер», при этом направление Tinkoff eCommerce работает давно.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zimin

Полезное выступление, есть о чем подумать

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Артюхов

Маркетплейсы сейчас топ эл.коммерции, и тоже считаю что будут развиваться далее. Это как торговый центр, где гуляешь и разные магазины а не какой-то один. но только онлайн все

Ответить
Развернуть ветку
Renea Lay

Хотелось бы чтоб это было правдой, но страшно за будущее е-коммерса в РФ(

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Устинов

Сейчас период с большоой такой оговоркой Но))

Ответить
Развернуть ветку
Кот отца Пигидия

е-Коммерс по любому вырастет еще, но в какойто момент, мне кажется, будет затишье,тк сейчас в основном импортное перепродается, свое произ-во на низком уровне

Ответить
Развернуть ветку
That Guy

А где можно найти тинькофф е-commerce confrence, которая недавно прошла?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте. В этой статье есть видео с конференции https://vc.ru/tinkoff/553191-konferenciya-tinkoff-ecommerce-itogi-i-insayty-JapBIQgWC-JapBIR428

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тинькофф
Автор

Также запись эфира можно получить по ссылке https://tinkoff-ecommerce.ru/#registration.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Гербелев

Работу на маркетплейс называют теперь бизнесом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда