{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Сети «Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль» договорились о слиянии Статьи редакции

Вместе они станут третьим по выручке ритейлером в России.

Владельцы крупного российского ритейлера «Дикси», а также сетей алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль» договорились о слиянии компаний в единый розничный бизнес. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на совместное заявление сторон.

В результате слияния они станут третьим по выручке ритейлером в России, говорится в сообщении. Лидеры розничной торговли в стране сейчас — X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») и «Магнит». Третье место пока у «Ленты».

Под вывесками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» в России работают более 13 тысяч магазинов. По оценке исследовательского агентства «Infoline-Аналитика», общая выручка трёх сетей в январе—июне 2018 года составила 312,7 млрд рублей, за 2017 год — 554,1 млрд рублей.

Владельцы «Дикси» и «Бристоля» Игорь Кесаев и Сергей Кациев получат 51% объединённой компании, основатель и владелец «Красного & Белого» Сергей Студенников получит 49%.

«В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы при объединении», — цитирует «Коммерсантъ» заявление компаний. Других деталей предстоящего объединения в сообщении нет.

Справка об участниках сделки

  • Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» основана в 2006 году, сейчас она входит в десятку крупнейших продовольственных ритейлеров России. Студенников занимает 115 место в списке богатейших людей России по версии Forbes, в 2018 году журнал оценил его состояние в $950 млн.
  • В конце декабря 2018 года в головном офисе в Челябинске и на складах «Красного & Белого» прошли обыски. Их проводили сотрудники Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОН, рассказывал представитель компании. По его словам, причиной обысков стали подозрения в продаже контрафакта и неуплате налогов. Позднее в компании заявили, что власти не нашли на складах контрафактного алкоголя, и ритейлер возобновил работу.
  • Сеть «Дикси» на начало 2018 года была пятым по выручке ритейлером в России. За 2017 год выручка ритейлера составила 282,8 млрд рублей, чистый убыток — 6,01 млрд рублей. В 2015 году владельцы «Дикси» и «Бристоля» уже пытались объединить бизнес: весной 2015 года «Дикси» приобрела 31,8% долей сети «Бристоль» за 1,78 млрд рублей, однако к концу года избавилась от доли, продав её за 1,83 млрд рублей.

Мнение эксперта

Кто выиграет от сделки? Предпосылки для объединения были: «Дикси» уже достаточно давно лихорадит, и видно, что сеть переживает не лучшие времена: количество торговых объектов не меняется, на фоне растущего количества объектов у «Магнита» и X5 Retail Group.

«Дикси», к сожалению, не в состоянии справляться с новыми вызовами рынка. Те же обновления магазинов происходили медленнее, чем у коллег по цеху. Поэтому я думаю, что более заинтересованной в этой сделке является сторона «Дикси», потому что последнее время у них были определённые трудности в конкурентной борьбе с участниками рынка.

Что касается «Красное & Белое» — сложно сказать, зачем это им нужно. Были достаточно показательные в конце 2018 года следственные мероприятия в сети. Может быть, это повлияло в качестве дополнительного аргумента в пользу того или иного решения — такой вариант тоже не исключаю.

Но в целом определённые амбиции «Красное & Белое» показывали готовность выйти в сегмент FMCG: сеть развивала новый для себя формат «Красное & Белое Плюс» — магазины с широкой линейкой продуктов питания, не только алкоголем.

Очевидно, что через какое-то время в среднесрочной перспективе, когда развитие сегмента алкомаркетов для «Красного & Белого» стало бы ограничено в силу высокой глубины проникновения, они были бы вынуждены выйти в сегмент FMCG.

Возможно, поэтому им интересна эта сделка — для развития и реализации своих амбиций, чтобы занять лидирующие позиции в сегменте FMCG. Потому что объединённая компания однозначно вырывается в лидеры рынка и становится одним из трёх-четырёх крупнейших игроков в отрасли и получает все закупочные преференции, которые есть у «Магнита» и X5 Retail Group. Хотя честно сказать, решение во многом неожиданное.

Что может измениться в работе сетей? Не думаю, что на первом этапе потребители заметят объединение. Вряд ли компании будут менять свои бренды. Может быть, перестанет существовать бренд «Бристоль», в этой конфигурации он не нужен.

А бренды «Красное & Белое» и «Дикси» достаточно далеки друг от друга, для того чтобы их объединять или как-то модернизировать, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Очевидно, что изменится закупочная деятельность — станет консолидированной, и поставщикам будет ещё сложнее вести переговоры с одной компанией. Консолидация рынка всегда негативно ударяет в первую очередь по поставщикам.

Может ли ФАС заблокировать сделку? Я не вижу оснований запрещать эту сделку. У объединённой компании нет признаков монополизации рынка, и у отдельных компаний не было таких признаков.

В ряде субъектов Российской Федерации может быть и возникнет ситуация, при которой доля объединённой компании превысит 25% — это пороговое значение для сегодняшнего потребительского рынка в соответствии с законом «О регулировании потребительского рынка».

Но и здесь я сомневаюсь, что найдутся такие регионы, где доля объединённой компании будет выше этого значения. Но даже если такие регионы найдутся, то в рамках этой сделки будут введены какие-то ограничения по ряду субъектов.

Но и то, это будут, скорее всего, не самые крупные и не самые значимые регионы для сети — не Москва, не Санкт-Петербург, не города-миллионники.

Иван Федяков, гендиректор исследовательской компании Infoline
0
180 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Карпушенков

Викторию Дикси опошлило, теперь убьет красное и белое. Хрен там через год купишь реально отличный итальянский виньчик за 700-800 против 2000 за тот же уровень вина в любой другой сети...

Ответить
Развернуть ветку
Семен Молодец

Справедливости ради, как раз таки выбор вин в КБ весьма и весьма паршивый. Но вот выгодные цены на кучу другой алкашки - это да.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Я честно один раз заходил в КБ и не понял зачем они нужны. Гинесс "по акции" оказался дороже, чем в ценнике и в итоге дороже средней цены в более приличных местах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Карпушенков

никогда не мог понять гинесс. по мне абсолютно безвкусно. вот просто ноль ощущений от рецепторов.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

В подогретом виде во время простуды хорошо. И с суши как раз из-за мягкого вкуса. Ну это частные вкусовые извращения, никому не навязываю :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Вопрос к рецепторам.
Не ффанат гинесса но назвать егр безвкусным не могу

Ответить
Развернуть ветку
177 комментариев
Раскрывать всегда