Сети «Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль» договорились о слиянии Статьи редакции

Вместе они станут третьим по выручке ритейлером в России.

Владельцы крупного российского ритейлера «Дикси», а также сетей алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль» договорились о слиянии компаний в единый розничный бизнес. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на совместное заявление сторон.

В результате слияния они станут третьим по выручке ритейлером в России, говорится в сообщении. Лидеры розничной торговли в стране сейчас — X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») и «Магнит». Третье место пока у «Ленты».

Под вывесками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» в России работают более 13 тысяч магазинов. По оценке исследовательского агентства «Infoline-Аналитика», общая выручка трёх сетей в январе—июне 2018 года составила 312,7 млрд рублей, за 2017 год — 554,1 млрд рублей.

Владельцы «Дикси» и «Бристоля» Игорь Кесаев и Сергей Кациев получат 51% объединённой компании, основатель и владелец «Красного & Белого» Сергей Студенников получит 49%.

«В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы при объединении», — цитирует «Коммерсантъ» заявление компаний. Других деталей предстоящего объединения в сообщении нет.

Справка об участниках сделки

  • Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» основана в 2006 году, сейчас она входит в десятку крупнейших продовольственных ритейлеров России. Студенников занимает 115 место в списке богатейших людей России по версии Forbes, в 2018 году журнал оценил его состояние в $950 млн.
  • В конце декабря 2018 года в головном офисе в Челябинске и на складах «Красного & Белого» прошли обыски. Их проводили сотрудники Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОН, рассказывал представитель компании. По его словам, причиной обысков стали подозрения в продаже контрафакта и неуплате налогов. Позднее в компании заявили, что власти не нашли на складах контрафактного алкоголя, и ритейлер возобновил работу.
  • Сеть «Дикси» на начало 2018 года была пятым по выручке ритейлером в России. За 2017 год выручка ритейлера составила 282,8 млрд рублей, чистый убыток — 6,01 млрд рублей. В 2015 году владельцы «Дикси» и «Бристоля» уже пытались объединить бизнес: весной 2015 года «Дикси» приобрела 31,8% долей сети «Бристоль» за 1,78 млрд рублей, однако к концу года избавилась от доли, продав её за 1,83 млрд рублей.

Мнение эксперта

Кто выиграет от сделки? Предпосылки для объединения были: «Дикси» уже достаточно давно лихорадит, и видно, что сеть переживает не лучшие времена: количество торговых объектов не меняется, на фоне растущего количества объектов у «Магнита» и X5 Retail Group.

«Дикси», к сожалению, не в состоянии справляться с новыми вызовами рынка. Те же обновления магазинов происходили медленнее, чем у коллег по цеху. Поэтому я думаю, что более заинтересованной в этой сделке является сторона «Дикси», потому что последнее время у них были определённые трудности в конкурентной борьбе с участниками рынка.

Что касается «Красное & Белое» — сложно сказать, зачем это им нужно. Были достаточно показательные в конце 2018 года следственные мероприятия в сети. Может быть, это повлияло в качестве дополнительного аргумента в пользу того или иного решения — такой вариант тоже не исключаю.

Но в целом определённые амбиции «Красное & Белое» показывали готовность выйти в сегмент FMCG: сеть развивала новый для себя формат «Красное & Белое Плюс» — магазины с широкой линейкой продуктов питания, не только алкоголем.

Очевидно, что через какое-то время в среднесрочной перспективе, когда развитие сегмента алкомаркетов для «Красного & Белого» стало бы ограничено в силу высокой глубины проникновения, они были бы вынуждены выйти в сегмент FMCG.

Возможно, поэтому им интересна эта сделка — для развития и реализации своих амбиций, чтобы занять лидирующие позиции в сегменте FMCG. Потому что объединённая компания однозначно вырывается в лидеры рынка и становится одним из трёх-четырёх крупнейших игроков в отрасли и получает все закупочные преференции, которые есть у «Магнита» и X5 Retail Group. Хотя честно сказать, решение во многом неожиданное.

Что может измениться в работе сетей? Не думаю, что на первом этапе потребители заметят объединение. Вряд ли компании будут менять свои бренды. Может быть, перестанет существовать бренд «Бристоль», в этой конфигурации он не нужен.

А бренды «Красное & Белое» и «Дикси» достаточно далеки друг от друга, для того чтобы их объединять или как-то модернизировать, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Очевидно, что изменится закупочная деятельность — станет консолидированной, и поставщикам будет ещё сложнее вести переговоры с одной компанией. Консолидация рынка всегда негативно ударяет в первую очередь по поставщикам.

Может ли ФАС заблокировать сделку? Я не вижу оснований запрещать эту сделку. У объединённой компании нет признаков монополизации рынка, и у отдельных компаний не было таких признаков.

В ряде субъектов Российской Федерации может быть и возникнет ситуация, при которой доля объединённой компании превысит 25% — это пороговое значение для сегодняшнего потребительского рынка в соответствии с законом «О регулировании потребительского рынка».

Но и здесь я сомневаюсь, что найдутся такие регионы, где доля объединённой компании будет выше этого значения. Но даже если такие регионы найдутся, то в рамках этой сделки будут введены какие-то ограничения по ряду субъектов.

Но и то, это будут, скорее всего, не самые крупные и не самые значимые регионы для сети — не Москва, не Санкт-Петербург, не города-миллионники.

Иван Федяков, гендиректор исследовательской компании Infoline
0
180 комментариев
Написать комментарий...
Цой жив

В нашем Дикси был отличный винный отдел. Надеюсь, после такого объединения он не испортится.

Ответить
Развернуть ветку
Эльдар Николаев

В наших дикси винные отделы новые появились перед новым годом, скорее всего это и были изменения которые принесла сделка.

Ответить
Развернуть ветку
Алсу Рафикова

С чего вы взяли? Никакого изменения не было

Ответить
Развернуть ветку
Эльдар Николаев

У нас все магазины изменили. В диски винные отделы перед нг появились. Со стеллажами под тип Аля кб или Бристоль. Я уточнил у нас, имел ввиду Челябинскую область.

Ответить
Развернуть ветку
177 комментариев
Раскрывать всегда