Что ждет российский рынок онлайн-касс в 2019 году

Рынок онлайн-касс уже два года активно растет. За это время в ФНС было зарегистрировано больше двух миллионов касс. Две волны перехода на онлайн-кассы завершены, осталась последняя, третья. Основатель МодульКассы Максим Митусов рассказывает об итогах кассового рынка в 2018 году и о том, что предпринимателей ждет в 2019 году – как тех, кто уже перешел на новые модели, так и тех, кто только планирует это сделать.

Итоги 2018 года

В 2018 году рынок кассовой техники ознаменовался второй волной реформы. Сегодня в России 2,3 млн онлайн-касс, они ежедневно пробивают 120 млн чеков, дневной оборот по ним составляет 70 млрд рублей.

Снизился средний чек за онлайн-кассу

Большим спросом пользовалась бюджетная техника: автономки, бюджетные принтеры, недорогие смарт-кассы. Все производители стремились предложить аппарат по цене менее 18 000 рублей, чтобы уместиться в размер налогового вычета.

Выросло количество новых и “умных” устройств

В 2018 году в реестр ФНС было внесено 50 устройств, из них не менее 10 заявлены как устройства с встроенной банковской частью. Сегодня онлайн-кассы - не просто кнопки, а набор сервисов. Рынок превращается в “алый океан”, аппараты будут совершенствоваться и умнеть. Все, кто не впишется в этот тренд, просто уйдут с рынка.

Эквайринг движется в массы

Согласно статистике, опубликованной ЦБ РФ за 2018 год, количество активных платежных терминалов в стране увеличилось на 18%. Итоговое количество терминалов для приема карт практически точно соответствует количеству касс в стране. Правда это не более, чем совпадение: пока далеко не каждая торговая точка оснащена устройствами для оплаты банковскими картами, особенно это касается микро-розницы и сферы услуг. Есть серьезный перекос в сторону крупного и среднего ритейла: у многих магазинов может быть одновременно до пяти платежных терминалов на одну кассу, в то время как в малых точках работают либо по наличной оплате, либо по схеме “можете перевести на карту Сбербанка”.

Преодолен дефицит фискальных накопителей

В 2017 году одной из проблем рынка стала нехватка фискальных накопителей для тех, кто приобретал онлайн-кассы. Это приводило к задержкам старта использования кассовой техники. В 2018 году все необходимые меры были приняты, и дефицита не было.

Количество хакерских атак на инфраструктуру онлайн-касс выросло в несколько раз

В декабре 2018 года эксперт в сфере кибер-безопасности компания Qrator Labs, подвела итоги за год и отметила максимальный рост количества атак на инфраструктуру онлайн-касс - на 836% по сравнению с 2017 годом. Атакам подвергались как ОФД, так и сервисы работы самих касс.

Чего ждать в 2019 года

По оценкам команды МодульКассы, к ноябрю 2019 году в России ожидается прирост кассового оборудования до 2,9 млн касс со средним количеством чеков в день – 138 млн и дневным оборотом 77,2 млрд рублей. На кассовом рынке мы ждем следующие события:

Маркировка

В 2019 году маркировка становится обязательной сразу для целого ряда товаров. С марта будет промаркирован табак, с июля – обувь, с декабря – духи и весь парфюм, большой перечень одежды и белья, фотоаппараты, лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. До этого обязательному учету при производстве и розничных продажах подверглась вся алкогольная продукция (ЕГАИС), меховые товары (так называемый ШУБАИС).

Большая часть проектов по маркировке напрямую связана с онлайн-кассами: информация о том, какой товар был продан, для того, чтобы "погасить" его марку, берется именно из кассы, в момент продажи.

Это накладывает целый ряд требований на саму кассу: нужен сканер для чтения двумерных кодов, касса должна уметь получать этот код и в нужном формате передавать во внешние системы, еще ряд других технологических требований.

Проблема в том, что у очень многих владельцев торговых точек, тех, кто должен будет перейти на маркировку продукции, в эксплуатации сейчас самые дешевые, так называемые кнопочные автономки. На них если и возможно реализовать работу с маркируемым товаром, то такая доработка будет стоить вполне серьезных денег, и все равно работать с таким устройством будет неудобно и долго. Такие кассы создавались совсем не для того, чтобы быть умными.

Крупные розничные магазины решат задачу перехода на маркировку продукции достаточно просто: у них качественное оборудование и есть опыт сопровождения касс. А вот мелкому бизнесу будет сложнее: либо модернизировать автономки и потом мучиться с неудобными кнопками, либо менять на новую кассу.

Именно повсеместное введение маркировки приведет к тому, что доля так называемых Smart-касс (МодульКасса, Эвотор и др.) постепенно будет расти. Люди будут покупать сначала автономки, по незнанию (поскольку не очень понимают, что именно им нужно, какие требования есть, поэтому будут ориентироваться на цену). После того, как придет новая волна и новые требования, будут вынуждены выкидывать старую кассу и покупать новую.

Год платежных решений

Ожидается, что в 2019 году российские банки предпримут повторный заход на рынок кассовой техники. По оценкам МодульКассы, в 2019 году будет продано не менее 50 000 касс со встроенной функцией чтения банковских карт, и не менее половины этих продаж сделают сами банки, напрямую. Там, где банки не смогут продавать напрямую, активно покажут себя агентские и прочие схемы. Технику будут продавать ЦТО и интеграторы, в партнерстве с банками.

Поскольку в таких устройствах работа ведется, с одной стороны, с банковскими картами, а с другой - с процессинговыми центрами и платежными системами, само устройство отвечает качественно иным требованиям, нежели обычная Smart-касса. Поэтому в цепочке по продаже и сопровождению ИКТ обязательно будет присутствовать или сам банк или некая специализированная компания, стоящая между устройством и банком.

Кассы с эквайрингом значительно (30% и более) дороже, чем Smart-кассы, и на первый взгляд, разумнее купить обычную Smart-кассу или даже автономку, и получить от банка платежный терминал в аренду. Однако у такой связки есть изъян. Отдельно стоящий терминал существенно увеличивает время обслуживания покупателя, повышает вероятность ошибки. Эпизодические платежи принимать с такой связкой можно, но, когда речь идет о постоянном потоке покупателей, решение (особенно в связке с автономкой) будет серьезно отвлекать продавца от его основной задачи - продавать.

По этой причине, а также по причине того, что банки заинтересованы в увеличении собственных парков платежных терминалов, мы делаем прогноз о том, что банки в 2019 году активизируют свои силы и займутся активными продажами кассовой техники со встроенными платежными терминалами.

Промышленные решения

В 2019 году производители кассового оборудования будут предлагать решения для крупных корпоративных клиентов, когда речь идет о поставках и сопровождении больших парков касс: массовая постановка касс на учет, мониторинг их работоспособности, подключение кассы к уже существующим системам, эквайринг и многие другие сервисы, не нужные мелким клиентам с 1-5 кассами, но необходимые крупным корпоративным клиентам.

Крупные корпорации будут покупать не только само оборудование, но и услуги по сервису, сопровождению и мониторингу, это позволит усовершенствовать функционал и самих касс.

Консолидация рынка

2018 год показал, что рынок кассовой техники уже практически сформировался, показал выигрышные и проигрышные стратегии работы, опроверг одни гипотезы и подтвердил другие. Поэтому один из наших ключевых прогнозов/трендов, заключается в том, что в течении 2019 года мы увидим волну слияний и поглощений: мелкие ЦТО будут объединятся в союзы или сливаться. Часть производителей ККТ либо совсем уйдут с рынка, либо будут куплены другими, как вариант перейдут на контрактную форму работы, будут производить технику по заказу других игроков.

Разработчики кассового ПО и сервисов вокруг касс еще в прошедшие года были проданы своими основателями (наглядный пример Qqasl, приобретенные Атолом или QuikResto приобретенный 1С). Независимых разработчиков ПО практически не осталось.

Операторы фискальных данных изначально создавались при каких-либо крупных группах компаний: “Платформа ОФД” - Сберабанк/Эвотор, OFD.ru - Мегафон, ЯндексОФД - Яндекс и практически все остальные значимые игроки, кроме “Первый ОФД” принадлежат кому-то с громким именем на других рынках.

Основной причиной крупных покупок и слияний на рынке станет повышение эффективности игроков на рынке, увеличение собственных масштабов, это внутренняя мотивация рынка. Причиной для входа финансовых инвесторов извне будет желание получить доступ ко всей цепочки информации, проходящей через кассы, получение доступа к последней миле. Все игроки известны, рынок так или иначе разделен, все основные технологии и потенциалы обозначены. Дальше планомерный труд, который можно поддержать финансами и получить ожидаемую отдачу. Еще один признак зрелого рынка, приход крупного капитала и выкуп тех, кто был изначально.

Мы ждем громких сделок по покупке производителей ККТ со стороны банков, или иных компаний, тесно связанных с работой с малым и средним бизнесом, а также создание крупных альянсов ЦТО для совместного выживания в новых условиях.

Новые каналы продаж

Более 85% продаж всех существующих на рынке онлайн-касс из двух волны были сделаны через традиционные для рынка каналы: ЦТО, интеграторы. Из существенных новых каналов можно назвать лишь успехи Сбербанка при продаже Эвоторов. Другими успешными каналами продаж стали сайты, специализирующиеся на качественном представлении массы кассовых устройств, по правилам и лекалам цифрового мира. Привлекать внимание и продавать из онлайна в офлайн они научились, вопрос только в масштабах этих продаж.

В 2019 году будут развиваться каналы продаж, уже заявившие себя в прошлом году - банки, розница. Что-то принципиально новое вряд ли появится, только если кассы чаще будут продавать через интернет-магазины и доставлять также, как сотовые телефоны.

Надзор за кассовой дисциплиной

В 2018 году деятельность Федеральной налоговой службы на кассовом рынке заключалась в предоставлении фискальных накопителей. 2019 год, по нашим оценкам, станет годом надзора за кассовой дисциплиной. ФНС начнет «дожимать» тех, кто не установил кассу, но должен это сделать, согласно 54-ФЗ, тех, кто купил кассу, но не поставил туда фискальный накопитель.

В целом, 2019 - год перехода от волн к стабильному рынку, когда покупка и использование кассового оборудования будет происходить не только из страха перед законом, но и из желания самих пользователей касс сделать свой бизнес прозрачным, прежде всего для себя.

0
5 комментариев
Mensfiction

Вспомнилось)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Невский

"Произведение искусства" в 2019. Это просто грабеж с каждого ИП и ООО, 25 тыс единовременно и еще 6 тыс в год. Отличная кормушка. Без онлайн касс всё отлично работало.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Диана Давтян

Лучше приобрести нормальный МСПОС-К, а не это брендированное "чудо" от МТС.
Качественное обслуживание? Два дня в МТС сим-карту приобрести не могли, у них не работали кассы.Лучшая самореклама компании.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда