{"id":13799,"url":"\/distributions\/13799\/click?bit=1&hash=865a89ddf5e1b9e468c75aafc8397c3511c1f5c9a63c9b3d346956d539f26271","title":"\u042d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":" \u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"f7affe9f-a742-5820-ac81-04ba4a1a8f84","isPaidAndBannersEnabled":false}

Российский сегмент DIY: итоги 2022 года

Отечественная отрасль DIY в 2022 году, как и вся экономика России, столкнулась с беспрецедентными трудностями. Санкции, уход зарубежных компаний, изменение логистических коридоров. Эти и другие факторы существенно сказались на сфере строительства и ремонта. Сегодня вместе с экспертами компании Планограмма подводим итоги 2022 года.

Свято место…

Крупные зарубежные игроки рынка начали покидать Россию сразу после событий на Украине. И этот процесс продолжается по сей день. Так, недавно стало известно, что производитель стройматериалов из Швейцарии Holcum тоже принял решение продать свой бизнес в России.

Конечно же, там, где образуются пустоты, обязательно найдутся те, кто их заполнит. В частности, сегодня большую заинтересованность проявляют китайские компании, которые вряд ли упустят возможность укрепить свои позиции на российском рынке.

Смена ориентиров

Сложные отношения с западными партнерами привели к тому, что сегодня нарушены логистические цепочки. И в этом случае Россия вновь поворачивается лицом к Востоку.

Однако здесь имеются свои подводные камни. Сотрудничество с новыми компаниями – дело рискованное, и не всегда можно понять, насколько качественную продукцию они могут предложить. Здесь стоит также сказать о проблеме параллельного импорта и поступления на рынок контрафактной продукции, что не может не беспокоить и государство, и бизнес-сообщество.

Поиск внутренних ресурсов

О важности импортозамещения сегодня в России не говорит разве что только ленивый. Однако разговоры разговорами, а в 2022 году эту проблему, по сути, так и не удалось решить. И дело не в том, что нет желания, причем как бизнеса, так и государства, а в сложности поставленной задачи.

Некоторые российские компании все же утверждают, что по некоторым наименованиям товаров удалось перестроиться на внутренних производителей. Однако по большинству наименований все же приходится находить альтернативу не у себя в стране, а на Востоке.

Потребитель меняет поведение

В период пандемии сфера DIY в России переживала большой рост. Люди старались выехать за город, чтобы не быть запертыми в своих квартирах. А чем заняться на даче? Конечно же, обустройством своего быта, строительством и ремонтом. Эта тенденция сохраняется в некоторой мере и по сей день.

Недавно интересное исследование провела компания rockwool. Ее эксперты подсчитали, что 46% жителей России изменили свой подход к покупке строительных материалов.

Отмечается, что отечественный потребитель становится более разборчивым, приобретая ту или иную продукцию. Так, 17% россиян предпочитает покупать российские товары, при этом, 3% признались, что целенаправленно отказываются от зарубежных товаров. Также в ходе исследования стало известно, что 16% граждан стараются покупать более дешевые строительные материалы.

Примечательно, что треть покупателей не замечают нехватки продукции на рынке, а 13% опрошенных даже считают, что ассортимент расширился. Тем не менее, 18% россиян отмечают, что выбора стало меньше.

Стабилизация цен

В середине года цены на стройматериалы существенно выросли. Причем, по некоторым категориям до 20%. Лидерами роста цен были такие товары как: бетон, сантехника, арматура и т. д. Бывали и совсем экзотические истории, когда цены, к примеру, на лакокрасочные материалы в отдельных регионах дорожали аж на 50%. И, конечно же, это не могло не сказаться не только на сфере DIY, но и на строительной отрасли в целом.

В августе прошлого года ситуация выправилась, и цены стабилизировались. Однако некоторые сегменты все же закончили год с не очень хорошими результатами.

Так, недавно итоги 2022 года подвели мебельщики России. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли РФ, производство мебели в стране сократилось до 5% и в то же время подорожало. И тем не менее, представители отрасли считают, что в 2023 году ситуация может сложиться неплохо. О дефиците или радикальном взлете цен говорить пока не приходится.

Меры от государства

Российские власти в сложных условиях стараются предпринимать шаги, нацеленные на оживление рынка и поддержку отечественных игроков. Прежде всего, они касаются рынка жилья.

Так, недавно стало известно, что Минпромторг России обсуждает с компанией ДОМ. РФ возможность субсидирования комплектов для домов, которые изготавливаются не только из дерева, но и из минеральных материалов. Суть инициативы заключается в том, чтобы покупатели могли получать 10-процентную скидку при приобретении домокомплекта не более чем за 3,5 млн. рублей.

Стоит отметить, что ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал субсидии для деревянных домов. Речь идет о деревянных домокомплектах, производящихся в заводских условиях. Также предлагаются субсидии для производителей, не менее 300 млн. рублей каждый год.

Еще одни важным событием прошлого года стало то, что ВТБ первым начал выдавать жилищные кредиты на приобретение индивидуального жилого дома по договору участия в долевом строительстве. При этом кредит можно получить не только на рыночных условиях, но и на льготных условиях. Так, 12 млн. рублей на 30 лет можно взять по «Ипотеке с господдержкой» и «Семейной ипотеке».

Рынок строительства и ремонта в России, несмотря на небывалое давление, в 2022 году смог не только выжить, но и стабилизироваться. Конечно, в нынешних условиях сложно говорить о будущем, и все долгосрочные проекты, как минимум, приостановлены. Однако и государство, и бизнес-сообщество прилагают много усилий для улучшения ситуации, и возможно, в 2023-м эти старания увенчаются успехом.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null