Торговля
Sergey Ashmarov
2340

Выкладка в интернет-магазине: как автоматически расставить товар и не сойти с ума

К нам в Braind часто приходят клиенты с уже готовыми интернет-магазинами, требующими доработки. Это нормально: бизнес развивается, и перед магазином ставятся новые задачи. Одна из таких задач — организация выкладки товаров: так, чтобы в топе каталога были позиции, которые могут быть интересны и пользователю, и магазину.

В закладки
Аудио
Сайт Servermall с нашей системой сортировки товара

Как сортируются товары в каталоге большинства интернет-магазинов? Чаще всего по умолчанию стоит сортировка по дате добавления. Звучит вроде бы логично, только вот при такой автоматической сортировке витрина выглядит совсем не так, как нужно магазину.

Представьте, что в бакалейном отделе супермаркета на входе всегда бы стоял товар, привезённый накануне: то макароны, то шпроты, то кофе. А спустя день всё снова было бы по-другому, ведь каждое утро приезжают поставщики. Не очень удобно, верно?

Мало того, хронологический порядок расположения товаров может вообще противоречить интересам магазина. Ведь если товар недавно появился в наличии, это ещё не значит, что его нужно продать в первую очередь.

В результате администратор вынужден руками переставлять товары, руководствуясь чем угодно: интуицией, собственным чувством прекрасного, потребностью продать товар с большой маржой или чем-то ещё. Такие перестановки могут быть регулярными и занимать кучу времени. А когда делать всё это некогда, витрина просто выглядит плохо.

Числа решают

Вообще желательно, чтобы первая страница любого раздела каталога покрывала большую часть потребностей аудитории и при этом отражала потребности и возможности магазина. Иными словами, чтобы человек с большой долей вероятности увидел интересующий его товар, а магазин смог заработать.

Здесь важно даже не столько продать товар с первой страницы раздела каталога, сколько показать пользователю: «Смотри, здесь явно есть что-то похожее на то, что ты ищешь». Если у него возникнет такое ощущение при «знакомстве», он с гораздо большей вероятностью захочет исследовать другие страницы каталога, использовать фильтры и так далее. И уже не где-нибудь, а именно на вашем сайте.

Но ни одна из стандартных сортировок эту задачу не решает, будь то новизна, алфавит или цена. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы первая страница всегда была разумным компромиссом между потребностью магазина и покупателя? Но при этом не тратить время после каждого обновления ассортимента, бесконечно переставляя товары вручную.

Важно показать пользователю: «Смотри, здесь есть что-то похожее на то, что ты ищешь». Если он это почувствует, то будет дальше исследовать сайт.

Для этого мы внедряем решение, благодаря которому можно забыть про ручной мерчендайзинг и в автоматическом режиме поддерживать витрину в рабочем состоянии.

Во всех популярных CMS для каждой позиции ассортимента можно настроить индекс сортировки. Если у всех товаров стоит один и тот же индекс (по умолчанию так и есть), то сработает следующая сортировка — обычно, по дате добавления. А если в админке сайта указаны разные индексы, то товары будут ранжироваться по этому параметру. Как правило, это используют для ручной сортировки позиций, что неплохо работает в магазинах с небольшим или практически неизменным ассортиментом.

Но мы сделали так, чтобы этот индекс рассчитывался автоматически, на основе ряда параметров, которые создаются для всех товаров. Эти параметры могут быть очень разными — всё зависит от конкретного бизнеса, поэтому мы помогаем клиентам определиться с их перечнем ещё на подготовительном этапе. Чаще всего их от 5 до 10. Среди них могут быть:

У каждого параметра есть значение. Обычно значение каждого параметра от 0 до 10. Оно либо определяется автоматически, либо указывается в свойствах товара на этапе заведения. Например, значение наличия может меняться автоматом: 0 — нет на складе, 10 — есть на складе (могут быть и промежуточные, например «в пути»). А «популярность» может выставляться как вручную, исходя из знания предпочтений покупателей, так и автоматически, исходя из статистики продаж.

Как всегда, есть нюансы

Одними только значениями параметров ограничиться не выйдет, ведь важность всех параметров очень разная. К примеру, наличие товара на складе куда важнее наличия видеообзора этого товара от блогера: если товара нет, то продать его не получится, и никакой обзор тут не поможет. Поэтому каждое значение параметра умножается на вес параметра.

В общем виде индекс сортировки для каждого товара считается так:

Z — индекс сортировки, определяющий очередность товаров;

X — значение того или иного параметра (обычно от 0 до 10);

Y — вес параметра (обычно от 0,05 до 1).

Принцип сам по себе не сложный. А вот что сложнее — определить вес каждого параметра. Для этого мы многократно тестируем эту схему, экспериментируя с весами, пока витрина во всех ситуациях не выглядит так, как нужно.

Выкладка должна быть идеальной при любом сценарии, поэтому мы тестируем не только состояние «по умолчанию», но и после применения разнообразных фильтров. Это позволяет убедиться, что страница каталога всегда будет отражать интересы реальных пользователей и интересы магазина.

Кстати, эта система открывает возможности для решения некоторых экзотических, но важных задач. К примеру, если покупатель передумал и отправил курьера с товаром на все четыре стороны, то при установке соответствующего статуса индекс сортировки этого товара может выкручиваться на максимум. В этом случае товар оказывается в топе страницы каталога, и повышался шанс продать его прямо «с борта» машины, а не везти обратно на склад.

К тому же можно заранее заложить в алгоритм сезонное изменение весов разных параметров, в зависимости от текущей даты. На примере условного раздела «Всё для дачи», это поможет автоматически показывать на первой странице надувные бассейны летом, а лопаты для снега — зимой.

Возможно, всё это вам не нужно

Какой бы классной ни была эта система сортировки, существует масса ситуаций, в которых она будет попросту бесполезной. Вот примеры.

1. Магазин крепежа с 50 000 позиций в ассортименте и средней стоимостью единицы товара 16 рублей. В этом случае никакое умное ранжирование не имеет смысла: больше времени уйдёт на внесение всех «ручных» значений параметров. Да и демонстрация 30 топовых позиций из тысячи товаров в разделе пользы не принесёт: лучше как следует продумать большие и малые категории, сделать удобный поиск и фильтры.

2. Магазин производителя роялей, который выпускает всего 4 модели. В этом случае автоматическая сортировка тут ни к чему, все товары и так видно на первом экране.

3. Магазин меховых шапок, который 7 лет подряд продаёт одни и те же изделия, которые всегда есть в наличии (ассортимент не меняется вообще). Так тоже бывает. В этом случае проще один раз расставить всё руками и забыть.

Иными словами, такая сортировка нужна, когда:

  • есть разнообразие товаров (но не запредельное);
  • ассортимент подвержен изменениям (ввод-вывод, временное отсутствие на складе);
  • прибыль с продажи товара больше, чем стоимость времени администратора, потраченное на заполнение значений.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Ashmarov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 25, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 58356, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 13 Feb 2019 09:03:14 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 58356, "author_id": 194553, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58356\/get","add":"\/comments\/58356\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58356"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Эти ребята умеют в интернет-магазины, рекомендую.

Ответить
0

Классное решение! А сколько такая штука может стоить?

Ответить
1

Сильно зависит от конкретного магазина и количества учитываемых факторов. Можно написать нам на mail@braind.agency и мы поможем сориентироваться в стоимости после небольшого разговора.

Ответить
0

Система крутая. И странно, что даже в крупных интернет-магазинах каталог выглядит порой странно. К примеру, сейчас из любопытства зашёл на Wildberries - он какого-то рожна выдаёт на главной сразу 4 жакета, при том, что одежду я не гуглил и на WB заходил последний раз полгода назад, когда искал наушники. У них или план по женским жакетам, или съехало что-то

Ответить
0

Вряд-ли WB хранит инфу по проходящим пользователям полгода. Значит зайдя к ним сейчас - вы ноунейм.
А что нужно показать новому пользователю, как не товар на который сейчас есть сезонный спрос? При этом, полагаю ЦА у них женщины, интересующиеся одеждой.

Ответить
0

Да, так-то оно так, но почему именно жакеты. Есть же ещё всякие пиджаки, куртки и т.д. с той же сезонностью

Ответить
0

Полагаю, у них обучаемая рекомендательная система, а на сортировку просто забили.
Учитывая известность и популярность магазина, им скорее всего не так важно как выглядит выкладка для нового посетителя — бренд известный, новый посетитель в любом случае поизучает ассортимент. А основные деньги в таких проектах в увеличении LTV, тут рулят персональные рекомендации, в них наверняка и вкладываются основные усилия.

Ответить
0

А есть какая-нибудь автоматическая интеграция с сервисами рассылок? Чтобы для каждого клиента показывалось то, что ему понравится больше всего.

Ответить
0

Такие сервисы существуют, с ними можно интегрировать сайт.
У них есть свои особенности, связанные с «обучением» рекомендательной системы, поэтому подходит не для всех видов бизнеса.

Но это отдельная история, которая не связана с сортировкой товаров в каталоге :)

Ответить
0

[удалён]

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }